Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
иностранный гражданин / публичное мероприятие / организация публичного мероприятия / участие в публичном мероприятии / право собираться мирно / a foreign citizen / a public event / organization of a public event / participation in a public event / the right to assemble peacefully

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Олегович Гультяев, Виктория Александровна Козлоренко

В статье проведен анализ правового регулирования конституционного права собираться мирно, предусмотренного ст. 31 Конституции РФ. В статье дан анализ зарубежного законодательства, судебной практики Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. Предложено ввести ограничение иностранным гражданам выступать организаторами только в случае проведения публичных мероприятий, имеющих политическую цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EXERCISE BY FOREIGN CITIZENS OF THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSEMBLY ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the legal regulation of the constitutional right to assemble peacefully, provided for in Article 31 of the Constitution of the Russian Federation. The article analyzes foreign legislation, judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation and the European Court of Human Rights. It is proposed to introduce a restriction on foreign citizens to act as organizers only in the case of public events with a political purpose.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.729 ББК 67.400.3

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-71-73

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

______W W _ _

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дмитрий Олегович ГУЛЬТЯЕВ,

магистрант 1-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: gultiaev.do@gmail.com

Виктория Александровна КОЗЛОРЕНКО,

студент 4-го курса Хабаровского государственного университета экономики и права

E-mail: vukylli@mail.ru

Научный руководитель: Е.М. Коровин, кандидат юридических наук

Рецензент: А.В. Присекин, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В статье проведен анализ правового регулирования конституционного права собираться мирно, предусмотренного ст. 31 Конституции РФ. В статье дан анализ зарубежного законодательства, судебной практики Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. Предложено ввести ограничение иностранным гражданам выступать организаторами только в случае проведения публичных мероприятий, имеющих политическую цель.

Ключевые слова: иностранный гражданин; публичное мероприятие; организация публичного мероприятия; участие в публичном мероприятии; право собираться мирно.

ON THE ISSUE OF THE EXERCISE BY FOREIGN CITIZENS OF THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSEMBLY ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Dmitry Olegovich GULTIAEV,

1st year Master's student of the Law School of the Far Eastern Federal University

E-mail: gultiaev.do@gmail.com

Victoria Alexandrovna KOZLORENKO,

4th year student of Khabarovsk State University of Economics and Law

E-mail: vukylli@mail.ru

Scientific adviser: E.M. Korovin, Candidate of Legal Sciences

Reviewer: A.V. Prisekin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Abstract. The article analyzes the legal regulation of the constitutional right to assemble peacefully, provided for in Article 31 of the Constitution of the Russian Federation. The article analyzes foreign legislation, judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation and the European Court of Human Rights. It is proposed to introduce a restriction on foreign citizens to act as organizers only in the case of public events with a political purpose.

Keywords: a foreign citizen; a public event; organization of a public event; participation in a public event; the right to assemble peacefully.

Согласно ст. 31 Конституции РФ только гражданам РФ принадлежит право собираться мирно, поскольку оно является неотъемлемым элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства и относится к категории политических прав, которые в силу их сущности предоставляются только гражданам страны [1]. По мнению Конституционного Суда РФ, право на свободу собраний является институтом, способствующим формированию воли и интересов в первую очередь граждан РФ в рамках мирного диалога между обществом и властью [7].

При этом ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Комплексный анализ указанных положений позволяет сделать вывод, что ст. 31 Конституции РФ нельзя толковать в ее буквальном смысле, так как она в принципе не регулирует права иностранных граждан. Чтобы доказать наличие у иностранных граждан права на свободу мирных собраний, необходимо обратиться к международным актам, которые по смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют основополагающее значение для определения правового положения иностранных граждан в РФ.

Так, право иностранных граждан собираться мирно установлено в ч. 1 ст. 11 ЕКПЧ и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме того, по смыслу п. «б» ст. 3 Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне право на свободу мирных собраний гарантируется иностранным гражданам на тех же условиях, что и гражданам страны [2]. Такого же подхода придерживаются, в частности, такие страны, как Нидерланды, Албания, Исландия.

Между тем в РФ в отношении иностранных граждан предусмотрена возможность быть только участником собраний (ст. 6 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — ФЗ «О собраниях»)) и не разрешено быть их организатором. Аналогичное законодательное регулирование существует в зарубежных странах. Например, согласно Закону Франции о свободе собраний 1881 г. заявление о проведении собрания могут подать лишь граждане Франции, но не иностранные граждане. Запрет организации публичного мероприятия иностранными гражданами действует также в Сингапуре, ФРГ и ряде других государств.

Право на свободу собраний не является абсолютным и, согласно позиции КС РФ, может быть ограничено законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного права и не препятствовали свободному выражению гражданами своих мнений и требований посредством организации и проведения мирных собраний [8].

Запрет иностранным гражданам выступать организаторами публичных мероприятий соответствует конституционно значимым целям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а именно цели обеспечения безопасности государства. Возможность ограничения права на свободу собраний в целях обеспечения интересов безопасности, предотвращения беспорядков, защиты прав или свобод других лиц предусмотрена п. 2 ст. 11 ЕКПЧ и подтверждается практикой ЕСПЧ. Так, ЕСПЧ отмечает, что введение ограничений не нарушает право на свободу собраний, если государство требует этого по соображениям общественного порядка и национальной безопасности [6].

Установление подобного средства достижения конституционно значимой цели безопасности является необходимым, поскольку согласно пояснительной записке к проекту ФЗ «О собраниях» одной из целей принятия закона являлась необходимость создания реальных и безопасных условий для проведения публичных мероприятий [11]. Предъявление к организаторам публичных мероприятий особых требований обусловлено целью любого публичного мероприятия — привлечение общественного внимания, что объективно затрагивает интересы значительного числа граждан, в связи с чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка [9]. Следовательно, требования, устанавливаемые для организаторов публичных мероприятий, в том числе к гражданству, обусловлены особым статусом данного лица в силу ответственности за обеспечение условий проведения публичного мероприятия, соблюдения участниками общественного порядка и безопасности для других граждан, в том числе не принимающих участие в мероприятии.

При этом следует отметить, что федеральный законодатель все же допускает возможность участия иностранных граждан в мирных собраниях: иностранные граждане могут выступать организаторами публичных мероприятий через граждан РФ, состоящих в отделениях зарубежных

72

Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 2

религиозных организаций на территории РФ; по смыслу ст. 19 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» иностранные граждане и лица без гражданства могут быть учредителями и участниками объединений, которые также могут выступать организаторами публичных мероприятий [5]; наконец, иностранный гражданин может быть самостоятельным организатором публичного мероприятия в случае, если он проводит мероприятие в форме одиночного пикета [10].

Представляется, что наиболее адекватным и соразмерным было бы введение ограничения иностранным гражданам выступать организаторами лишь в случае проведения мероприятий, имеющих политическую цель. Данный подход поддерживается в международных актах (например, п. 53 Руководящих принципов по свободе мирных собраний БДИПЧ ОБСЕ устанавливает, что нет никаких причин для такого запрета, если это не связано с политической деятельностью иностранцев [3]) и некоторыми странами (например, согласно ч. 3 ст. 6 Закона Азербайджанской Республики «О свободе собраний» иностранцы и лица, не имеющие гражданства, не могут быть организатором мирного собрания, преследующего политические цели [12]).

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне (заключе-

на в г. Страсбурге 5 февраля 1992 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Руководящие принципы по свободе мирных собраний БДИПЧ ОБСЕ [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/UNMZ8.

4. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 июня 1995 г. № 82-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление ЕСПЧ от 18 декабря 2007 г. по делу «Нуреттин Альдемир и другие против Турции», жалоба № 32124/02, 32126/02, 32129/02, 32132/02, 32133/02, 32137/02 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 14-П // СЗ РФ. 2014. № 21. Ст. 2764.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 868.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. № 12-П // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2921.

10. Решение Московского городского суда от 28 марта 2018 г. по делу № 7-2690/2018 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Пояснительная записка от 18 апреля 2003 г. к проекту федерального закона № 320661-3 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». // СПС «Консультант-Плюс».

12. Закон Азербайджанской Республики «О свободе собраний» от 13 ноября 1998 г. // URL: https://clck.ru/UNMZE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.