Научная статья на тему 'К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства'

К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства»

// Вестник ОГУ. - 2005. - №7. - С.40 - 49.

3. Завадская, Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников / Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко. - Минск: Народная асвета, 1981. - 152 с.

4. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.

5. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль,2001. - С.171-172.

6. Татарский национально-культурный центр с. Онохой Республики Бурятия // http:// buryatia.fio.ru/tolerange/3tatars1.htm.

7. Хелкама К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С. 148-154.

8. Hieder, F. Social perception and phenomenal causality. - Psychological Review. - 1944. - 51. -358-374.

9. Kohlberg, L. The philosophy of moral development: Moralstudes and the idea of justice. - San-Francisko, 1981. - V. 1. - 441 p.

Л.М. Петрова

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Человечество давно оценило силу искусства по степени его влияния на человека. Поэтому уже античная система образования включала в себя искусство как средство гармонизации личности человека.

Развитие творческого потенциала личности - это развитие способности к созиданию. Творчество - это созидание. Формы творчества бесконечно разнообразны, сущность одна - созидание.

Одной из форм педагогического творчества в сфере театрального искусства, несомненно, является формирование творческой личности. Начинается оно с развития творческого потенциала в условиях средней школы. Школа, как известно, является сферой воспитания, образования и обучения. Именно воспитанию принадлежит главная роль в деле развития твор-ческогопотенциала.Асредствомдляэтогояв-ляется театральное искусство, способное целостно, гармонично развиватьличность.

В системе нашего среднего образования сложились и укоренились принципы такого воспитания и обучения, которые способствуют развитию интеллекта школьника, эмоциональная же сфера личности, сфера чувств, образное мышление оказываются как бы вне внимания школы. Даже гуманитарные предметы (литература, история, а сегодня еще и мировая художественная культура), уроки рисования, музыки тоже почему-то больше нацелены на развитиеин-теллекта, чем на развитие эмоций ребенка. Междутемуровеньразвитияэмоциональной сферы личности - показатель человеческой сущности в человеке.

Человек - часть природы. Мозг человека - тот инструмент, который позволяет ему приспосабливаться, адаптироваться к окружающей среде. При этом роль полушарий головного мозга различна. Левое полушарие «ведает» социальной адаптацией, т.е. умением жить в обществе себе подобных. Правое полушарие способствует физической, природной адаптации, «ведает» сферой образов, чувств. Поэтому, развивая левое полушарие обучением наукам, социальным навыкам и т.п. и оставляя вне внимания правое полушарие (образное восприятие окружающего мира и эмоциональное к нему отношение), мы оставляем ребенка один на один в мире природной (физической) адаптации. И тогда у маленького человека развивается агрессия на всё в окружающем мире. Агрессия идет от страха, а страх - от незнания и неразвитости эмоций.Вот почему общение с искусствомне-обходимо на самых ранних стадиях воспитания человека.

Отрадно, что ныне искусство всё настойчивее входит в систему школьного воспитания. Правда, ему почти всегда отводится внеучебное время, а следовательно, это -занятия школьников в кружках, студиях. Эти занятия, как правило, проводят учителя-энтузиасты; исчерпывается энтузиазм -прекращаются занятия. Притом эти занятия необязательны для всех. А смысл в том, чтобы искусство охватывало всех школьников и чтобы была выработана система занятий искусством.

И здесь предпочтение должно быть отдано театральному искусству. Его синтетичность (оно вбирает в себя литературу, жи-

вопись, музыку, скульптуру, архитектуру, лицедейство актера и т.д.), наглядность, действенность, эмоциональная заразительность (отражение действительности в ее формах, действии, движении), обманчивая простота («и я так могу») всегда были привлекательны. Но существенное отличие от других видов искусств не только и не столько в его природной специфике, сколько в том, как начинается процесс посвящения в искусство. Как известно, ознакомление с любым видом искусства, кроме театрального, начинается с воспитания и развития профессиональных навыков (постановка руки - у музыканта, художника, ног - у танцора и т.д.). Процесс же знакомства с театральным искусством начинается с воспитания этики взаимоотношений в коллективе, эстетического отношения к окружающему миру и воспитания мировоззрения; овладение профессиональными навыками наступает позже - на фоне уже достигнутой этико-эстетической воспитанности.

Для реализации этого положения необходимо, чтобы предмет театрального искусства стал учебным предметом, включенным в сетку расписания уроков. Необходимо также, чтобы преподавание этого предмета осуществлялось специалистом - режиссером-педагогом, понимающим смысл и значение театра в воспитании, разделяющим выраженную здесь позицию автора и умеющим трансформировать задачи формирования творческой личности в задачи конкретно-педагогические.

В одной из московских школ нам удалось в течение двенадцатилетней работы в большой мере реализовать эти идеи. Изначально перед администрацией школы, которая была озабочена развитием воспитательного процесса, были сформулированы эти идеи и условия их реализации. При этом специально оговаривались вопросы о публичных выступлениях: творческий отчет в конце учебного года и никакого «обслуживания» разного рода «красных дат» (за исключением Дня Победы). Этот режим был оговорен для работы школьной театральной студии. Руководство школы вполне разделяло наши опасения негативного воздействия скоропалительных сценических выступлений детей на воспитательный процесс, который должен совершаться средствами театрального искусства.

Помимо театральной студии, в школе был введен предмет «Театральное искусство в мировой художественной культуре»

сначала в специализированном классе гуманитарного направления обучения, а впоследствии - в гимназических классах. В театральной студии занимались преимущественно учащиеся гимназических классов. Сочетание теоретического обучения на уроках с практикой актерского мастерства, сценической речи, пластикой в театральной студии дало заметные результаты в деле формирования творческого потенциала и творческой личности в целом. Далеко не сразу, но это творческое начало стало проявляться практически на всех учебных предметах: дети, занимавшиеся театральным искусством, лучше и с повышенным интересом овладевали не только гуманитарными, но всеми обязательными школьными предметами. Разумеется, повышенный интерес к своему предмету учителя-предметники приписывали себе. Но почему-то при этом они не сопоставляли результатов его отсутствия в классах, лишенных предмета «Театральное искусство».

Однако путь этот для педагога-режиссера отнюдь не усыпан розами; немало коварных «рифов» поджидает его на этом пути, что создает немалые психологические и педагогические трудности.

Первая сложность в том, что для детей подобные уроки - не их выбор, а некое «навязывание» со стороны администрации школы. Поэтому далеко не все дети и их родители в восторге от появления театрального искусства в качестве учебного предмета; для большой части это «перегрузка» учеников новым «совершенно ненужным предметом». Действительно, скорого результата от воздействия театрального искусства на развитие личности не бывает; оно скажется через достаточно продолжительный период планомерных систематических занятий и при использовании верной методики. Следовательно, педагогу предстоит преодолевать на первых порах это неосознанное сопротивление части учеников и их родителей. А преодоление возможно только через повышенный интерес к искусству театра; и его надо вырастить в учениках, которые практически не знают, что такое театр, путают его с любым зрелищем, цирком, КВН и т.п.

Другая сложность заключается в часто проявляемом потребительском отношении к появившемуся в школе театральному искусству. При этом от педагога начинают настойчиво требовать выступлений детей по различным поводам, несмотря на заранее оговоренные условия, исключавшие такие

выступления. И преподавателю театрального искусства приходится стойко держать оборону, не поддаваясь ни на уговоры, ни на угрозы. Здесь должна быть проявлена бескомпромиссная твердость.

Вопросы воспитания средствами театрального искусства - это вопросы содержания, методики, системы воспитания, следовательно, это вопросыучебной программы.

Театральный педагог, оказавшись в условиях средней общеобразовательной школы, чаще всего начинает занятия театральным искусством с тренингов по мастерству актера, как это делается в профессиональных учебных заведениях. Но в описываемом варианте (т.е. когда урок театрального искусства идет внутри других уроков школьного расписания и дети специально не отобраны для актерских занятий) такие занятия преждевременны. Тренинг призван вырабатывать профессиональные навыки, а задача педагога в указанных условиях на первом этапе - расширить и углубить эмоции школьника. Значит, наиболее приемлемой формой занятий может и должна стать система игр. Таким образом, тренинг должен трансформироваться в связи с иной целенаправленностью.

Развитие эмоциональности может быть достигнуто, например, привлечением внимания школьника ко всему, что его окружает в реальной жизни. В профессиональной системе тренингов есть ряд упражнений, направленных на развитие слухового внимания: «слушаем тишину». В нашем примере это упражнение непременно должно трансформироваться, изменив свою целенаправленность. Мы со школьниками тоже будем «слушать тишину» в классе, а затем обязательно попытаемся «увидеть» тишину в пейзажах Левитана, Куинджи, Васильева и т.д. Затем попытаемся «услышать» тишину в музыке, например, в «Ночной серенаде» Шуберта или «Лунной сонате» Бетховена. И, конечно же, нам будет интересно «увидеть» ее в поэзии Пушкина («Тиха украинская ночь...») или прозе Гоголя («Знаете ли вы украинскую ночь?..»). Мы, таким образом, адресуемся к широкому спектру чувств и ощущений ребенка, что, несомненно, расширяет его эмоциональную сферу, которая не замедлит выразиться и во внешнем поведении.

Этот пример, на наш взгляд, красноречиво убеждает в необходимости трансформирования всех упражнений из арсенала тренингов элементов актерского мастерства

в игровые формы, где суть - сам процесс игры и удовольствие, получаемое от нее. Поэтому составление авторской программы предмета, которая бы отвечала задачам формирования творческого потенциала, развития эмоциональной сферы личности, становится важнейшей заботой педагога.

В начале 1990-х годов, когда многие школы обратились к театральному искусству и педагоги искали свои пути, вопрос о программе был решен появлением таковой: «Уроки театра на уроках в школе». Она создана в НИИ художественного воспитания АПН СССР. И на какое-то время программный «голод» был утолен.Но вскоре оказалось, что руководствоваться ею без специальных практических занятий с автором этой программы сложно. В самом деле, в каждой школе - свои конкретные условия: контингент учащихся, традиции, атмосфера школьной жизни. Эти условия неповторимы, унифицировать их в случае с театральным искусством невозможно. «Внедрение» какого-либо проекта успешно там, где речь идет о технической новинке. А программа воспитания и развития творческого потенциала средствами театра всегда основывается на уникальном опыте театрального педагога. Выход один - составление «своей», авторской программы. Правда, есть интересный опыт группы театральных педагогов Владимира, которые в течение целого ряда лет разрабатывают программу технологии и методики развития личности ребенка средствами театрального искусства с 1 по 11 класс. Практический опыт интересен, программа же еще не сложилась.

Убедившись в невозможности пользоваться «чужой» программой, поскольку она не позволяла решать поставленные нами задачи, мы сформировали «свою», авторскую, и многократно (в течение 12 лет) проверили ее собственной практикой в одной из московских школ Северного округа. Программа наша рассчитана на семилетний период - с пятого по одиннадцатый класс. Структура ее такова: в 5-6 классах предусматриваются в основном коллективные игровые упражнения, направленные на развитие устойчивого внимания, воображения, логики и последовательности действий и ряда других элементов действия; а также игры в театр и простейшие ролевые игры (этюды). Параллельно с игровыми упражнениями предусматривается ознакомление с искусством театра, с его специфическими особенностями: «Путешествие по театраль-

ной программке», «Путешествие за кулисы театра». Школьники 5-6-х классов, таким образом, знакомятся и со «структурой» театрального искусства, и с театральными профессиями. В 7-11-х классах предлагается более глубокое теоретическое и практическое изучение развития художественной культуры эпохи (от Античности до современности) и место театра в этом процессе. Например: «античная художественная культура и театр Древней Греции и Рима»; «Художественная культура Средневековья и фольклорный театр»; «Художественная культура Ренессанса и вечно прекрасный театр эпохи Возрождения» и т.д.

Освоение театрального искусства выражалось в практическом знакомстве с античной поэзией (поэмами Гомера, монологами героев античных трагедий и т.д.), искусством скоморохов, с импровизационным итальянским театром «комедия дель арте»; в старших классах - на основе метода действенного анализа пьесы и роли шла работа над отрывками из пьес русской и зарубежной классики, а также и над отрывками из современных пьес. Большую часть практических занятий мы переносили на внеурочное время, сочетая их с занятиями театральной студии. Результаты практической работы над отрывками из драматических произведений ежегодно демонстрировались на Театральных состязаниях - общешкольном театральном празднике, который, как и в Древней Греции, длился несколько дней.

Выпуск гимназического класса 2004 года оказался наиболее успешным: активность учащихся в театральном искусстве и достойный результат Театральных состязаний отразились и на общем уровне успеваемости, что свидетельствовало о расширении кругозора школьников, развитии способности мыслить самостоятельно, не пользуясь литературными штампами, эмоциональном обогащении каждого школьника. И естественно, что все они поступили в те учебные заведения, куда и стремились, выдержав вступительные экзамены и конкурсы. И только одна девушка решила поступать в театральный вуз - и поступила в Школу-студию Художественного театра, хотя претендовать на это могли и другие выпускники. Но мы не ставили перед собой задачу подготовки к поступлению в театральные вузы, более того, всячески предостерегали от сложной актерской профессии, выстоять в которой может далеко не каждый.

Ныне во многих школах открыты театральные студии, классы дополнительного образования. Но далеко не во всех школах педагогам-режиссерам удается избегать скоропалительных выступлений школьников, мало подготовленных для публичных выступлений. Далеко не везде руководители школ осознают значение и смысл воспитания средствами театра. Все это значительно осложняет работу театрального педагога в школе. Потребительское отношение к театральному искусству в школе способно погубить благие начинания специалиста, мечтающего воспитать школьников гармонически развитыми.

Серьезной проблемой остается и подготовка специалистов для подобной работы со школьниками и разработка методики учебно-воспитательной театральной работы.

Как уже упоминалось, театральный педагог в школе, увлекшись упражнениями на элементы актерского мастерства, упускает из вида первоочередную задачу - развитие культуры эмоций. Культура чувств напрямую не связана с совершенствованием в выполнении актерских упражнений. Воспитание театральным искусством тем и отличается от воспитания средствами других искусств, что там сразу начинается формирование навыка. Здесь же навык приходит гораздо позднее, после того как сформировано этико-эстети-ческое отношение к жизни в коллективе. И не следует торопиться и перепрыгивать через эту ступеньку. Если театральный педагог ошибся на этом первом этапе, он скорее всего разберется и выправитдело: в его арсенале огромное число упражнений, методикой проведения которых он владеет. Но беда, когда за такое дело берется нетеатральный педагог. Нам нередко приходилось присутствовать на уроках, где активно использовались театральные методики. Успешных результатов не получалось: театральная методика -сама по себе, а овладение материалом урока (по литературе, биологии) - само по себе. Еще хуже, когда сложные упражнения пытаются использовать педагоги, не осознавая этой сложности. В арсенале театральной педагогики есть упражнения, мощно развивающие фантазию, - это музыкальные этюды. Они сложны, потому что музыка абстрактна по сравнению с произведениями живописи или литературы. Музыка вызывает ассоциации, трудно переводимые на язык действия (т.е. сценический язык), кроме того, она еще и требует навыка слушать музыкальное произведение. Такие этюды даже на режиссерских

курсах театральных вузов не всегда удаются. Но вот в обычной средней школе третьеклассникам учитель предлагает послушать музыкальное произведение (фрагмент из скрипичного концерта Мендельсона) и затем выразить свою фантазию в сценическом поведении. Дети ощутили в музыке много интересного, но непереводимого на язык действия. Учительница же настаивала на том, чтобы они выразили это поведением, и предложила банально-бытовую ситуацию, никак не связанную с прослушанной музыкой, -«собиратьцветочки».И дети «собиралицве-точки» под скрипичный концерт Мендельсона. Это была попытка примитивно проиллюстрировать музыкальное произведение. Ничего общего с возникшими у детей ассоциациями это не имело. Но ведь такое обращение с серьезной музыкой тоже воспитывает, только негативно: не закладывает верного ощущения музыкального произведения и, следовательно, уродует эстетический вкус. А эстетическое воспитание включает в себя и воспитание вкуса. Приведенный пример -лишнее подтверждение того, что заниматься всестороннимразвитием личности ребенкас использованиемтеатральных методик может и должен только специально подготовленный режиссер-педагог.

Таким образом, театральное искусство в школе - это уроки целостного воспита-

ния и развития личности, ее творческого потенциала, воспитания этико-эстетичес-кого, художественного вкуса, осуществляемого на основе расширения кругозора, формирования мировоззрения.

Художественное воспитание и развитие, овладение профессиональными навыками следует за общим воспитанием и развитием. Если человек не воспитан и не образован, то и обучаться театральному искусству ему нет смысла.

Творчески развитая личность полнее воспринимает мир, окружающую жизнь, в любой профессии получает полную реализацию. Именно тогда человек здоров и счастлив, когда личность его может полностью реализоваться.

И чтобы такая личность получала соответствующее воспитание и развитие, должны быть подготовлены театральные педагоги, владеющие театральной методикой, осознающие всё значение задач воспитания творчески активной личности и способные трансформировать их в задачи конкретно-педагогические. Поэтому чрезвычайно актуальной становится задача открытия на кафедре режиссуры и мастерства актера МГУКИ специальности «Театральный педагог» для работы в общеобразовательных средних школах на базе глубокой режиссерской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.