Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЗБЕКИСТАНА'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВВП / ТРАНЗИТ / ТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА / БЛОК-ТРЕЙН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухамедова Зиёда Гафурджановна, Эргашева Захро Валижоновна, Асатов Эргаш Ахадович

Цель работы - проанализировать и дать оценку структуры экономического развития и влияния «экономического пространства» на железнодорожный транспорт Узбекистана, рассмотреть применение технологии контейнерного блок-трейна. Применяются научные методы анализа и синтеза, классификации, математической статистики, экономического анализа, математического технического моделирования. Получены следующие результаты. Дана оценка динамики развития грузоперевозок в Узбекистане на основе данных ВВП. Рассмотрен объем предоставленных транспортных перевозок и использования видов транспорта по объему отгружаемой продукции. Из них количество отгруженных товаров в Узбекистане с железнодорожного транспорта, динамика объемов перевозок отдельных видов грузов в контейнерах. По динамике роста грузоперевозок было выявлено снижение роста, приходящееся на 2020 г. и связанное с пандемией, но в целом имеются устойчивые темпы роста. Сделан вывод о том, что наряду с проводимыми работами по обновлению и реконструкции железнодорожных путей необходимо принять меры по оптимизации всей цепочки организации грузоперевозок путем контейнеризации, т. е. применение технологии блок-трейн. Практическая значимость результатов исследования вытекает из того, что анализ развития транспортной инфраструктуры выявил резкое снижение результатов работы транспорта на конец 2019 - 2020 гг. в связи с пандемией, но в то же время наблюдается сокращение «экономического пространства» путем улучшения транспортной инфраструктуры, упрощения процедур транзита и таможенной очистки, увеличения объемов транзита и региональной торговли, поэтому рынок логистических перевозок в республике в ближайшие годы будет расти ускоренными темпами. Массовое применение контейнеров с применением технологии блок-трейн, т. е. сбор контейнеров с припортовых тыловых терминалов, в которых происходит формирование партий контейнеров, и их накопление в необходимых покупателю объемах для перевозки по железной дороге может также стать решением выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухамедова Зиёда Гафурджановна, Эргашева Захро Валижоновна, Асатов Эргаш Ахадович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN UZBEKISTAN

The purpose of the work is to analyze and assess the structure of economic development and the impact of the «economic space» on railway transport in Uzbekistan, to consider the use of container block train technology. Scientific methods of analysis and synthesis, classification, mathematical statistics, economic analysis, mathematical technical modeling are used. The following results were obtained. The dynamics of the development of cargo transportation in Uzbekistan is assessed on the basis of GDP data. The volume of provided transportation and the use of modes of transport by the volume of shipped products is considered. Of these, the number of goods shipped in Uzbekistan from railway transport, the dynamics of the volume of transportation of certain types of cargo in containers. According to the dynamics of the growth of cargo transportation, a decrease in growth was revealed in 2020 and associated with the pandemic, but in general there are steady growth rates. It is concluded that along with the ongoing work on the renovation and reconstruction of railway tracks, it is necessary to take measures to optimize the entire chain of cargo transportation by containerization, so the use of block train technology. The practical significance of the results of the study follows from the fact that the analysis of the development of transport infrastructure revealed a sharp decline in the results of transport at the end of 2019 - 2020 due to the pandemic, but at the same time, there is a reduction in the «economic space» by improving transport infrastructure, simplifying transit and customs clearance procedures, increasing transit volumes and regional trade, therefore, the logistics transportation market in the republic will grow at an accelerated pace in the coming years. Mass use of containers with the use of block train technology, so. the collection of containers from the port rear terminals, where the formation of batches of containers takes place, and their accumulation in the volumes required by the buyer for transportation by rail can also be a solution to the identified problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 656.073

З. Г. Мухамедова, З. В. Эргашева, Э. А. Асатов

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), г. Ташкент, Республика Узбекистан

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. Цель работы - проанализировать и дать оценку структуры экономического развития и влияния «экономического пространства» на железнодорожный транспорт Узбекистана, рассмотреть применение технологии контейнерного блок-трейна. Применяются научные методы анализа и синтеза, классификации, математической статистики, экономического анализа, математического технического моделирования. Получены следующие результаты. Дана оценка динамики развития грузоперевозок в Узбекистане на основе данных ВВП. Рассмотрен объем предоставленных транспортных перевозок и использования видов транспорта по объему отгружаемой продукции. Из них количество отгруженных товаров в Узбекистане с железнодорожного транспорта, динамика объемов перевозок отдельных видов грузов в контейнерах. По динамике роста грузоперевозок было выявлено снижение роста, приходящееся на 2020 г. и связанное с пандемией, но в целом имеются устойчивые темпы роста. Сделан вывод о том, что наряду с проводимыми работами по обновлению и реконструкции железнодорожных путей необходимо принять меры по оптимизации всей цепочки организации грузоперевозок путем контейнеризации, т. е. применение технологии блок-трейн. Практическая значимость результатов исследования вытекает из того, что анализ развития транспортной инфраструктуры выявил резкое снижение результатов работы транспорта на конец 2019 - 2020 гг. в связи с пандемией, но в то же время наблюдается сокращение «экономического пространства» путем улучшения транспортной инфраструктуры, упрощения процедур транзита и таможенной очистки, увеличения объемов транзита и региональной торговли, поэтому рынок логистических перевозок в республике в ближайшие годы будет расти ускоренными темпами. Массовое применение контейнеров с применением технологии блок-трейн, т. е. сбор контейнеров с припортовых тыловых терминалов, в которых происходит формирование партий контейнеров, и их накопление в необходимых покупателю объемах для перевозки по железной дороге может также стать решением выявленных проблем.

Ключевые слова: инфраструктура, грузоперевозки, экспорт, импорт, ВВП, транзит, транспортная услуга, блок-трейн.

Ziyoda G. Muhamedova, Zakhro V. Ergasheva, Ergash A. Asatov

Tashkent State Transport University (TSTU), Republic of Uzbekistan

ON THE DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN UZBEKISTAN

Abstract. The purpose of the work is to analyze and assess the structure of economic development and the impact of the «economic space» on railway transport in Uzbekistan, to consider the use of container block train technology. Scientific methods of analysis and synthesis, classification, mathematical statistics, economic analysis, mathematical technical modeling are used. The following results were obtained. The dynamics of the development of cargo transportation in Uzbekistan is assessed on the basis of GDP data. The volume ofprovided transportation and the use of modes of transport by the volume of shipped products is considered. Of these, the number of goods shipped in Uzbekistan from railway transport, the dynamics of the volume of transportation of certain types of cargo in containers. According to the dynamics of the growth of cargo transportation, a decrease in growth was revealed in 2020 and associated with the pandemic, but in general there are steady growth rates. It is concluded that along with the ongoing work on the renovation and reconstruction of railway tracks, it is necessary to take measures to optimize the entire chain of cargo transportation by con-tainerization, so the use of block train technology. The practical significance of the results of the study follows from the fact that the analysis of the development of transport infrastructure revealed a sharp decline in the results of transport at the end of 2019 - 2020 due to the pandemic, but at the same time, there is a reduction in the «economic space» by improving transport infrastructure, simplifying transit and customs clearance procedures, increasing transit volumes and regional trade, therefore, the logistics transportation market in the republic will grow at an accelerated pace in the coming years. Mass use of containers with the use of block train technology, so. the collection of containers from the port rear terminals, where the formation of batches of containers takes place, and their accumulation in the volumes required by the buyer for transportation by rail can also be a solution to the identified problems.

Keywords: infrastructure, cargo transportation, export, import, GDP, transit, transport service, block train.

Одни из приоритетных вопросов государственной политики Центральной Азии - становление системы торговой и транспортной логистики и вхождение во всемирную систему цепочки поставок грузов [1].

Медленное экономическое развитие стран бывших советских республик, включая Узбекистан, связано со сложностями торговых и транспортных компаний стран в результате значительного «экономического расстояния» (расстояние перевозки товаров, на котором его ценность не будет перекрыта транспортными расходами) до международных товарных рынков.

«Экономическое расстояние» можно значительно сократить как путем улучшения состояния инфраструктурных объектов физически, так и посредством создания благоприятных условий, в частности, упрощая процедуры транзита и таможенной очистки, предоставляя возможности открытого и свободного доступа к информационным источникам, осуществляя пресечение неофициальных платежей на границе [1].

Следует отметить, что создание и развитие транспортной железнодорожной инфраструктуры - фактор развития торговли, устойчивого экономического роста и создания новых рабочих мест.

Узбекистан расположен далеко от морских путей, что приводит к необходимости преодолевать территорию двух стран для выхода к морю узбекским товарам, а это соответственно ведет к повышению доли транспортных расходов в стоимости экспортных товаров [1].

Для оценки динамики развития грузоперевозок в Узбекистане рассмотрим темп роста ВВП Узбекистана в отрасли грузовых перевозок в проценте к периоду предыдущего года (рисунок 1).

115,0 110,0

105,0 102,3 100,0 95,0 90,0 85,0

105,6

108,8

103,5

105,0

104,4

105,3

104,6

106,5 106,1

104,0

91,7

93,7 93,3

80,0

I

я

0

са л Я 2

I

л &

и я

г-- 00 00 00 10 81

о о ь2 СП О 2 2 О

л а ю « Ё о 0 1 л л ю ей « си ч 1 & 2 1 л & л я 2 я 1 л & Л а ю « я о 0 1 л & ю ей « О к 1

л л « « л

а & Я Я Ер « Я

с? « Я ей 14 ей СП

Я Я

0

са

н &

2 I

л &

и я

9 9

10 0 0

2 2 2

л л л

я а а

2 ю « ю ей

я £ «

Я О

1 си ч

л о

л 1 1

ей л

М л а

Я & с?

^ ей И и я

Я

0

га

0

2

1

2 I

л &

« Я

о сч о с^ л Я 2 я

I

л &

м я

0 2 0 2

л а

ю «

я

0 2 0 2

л а

ю

ей Ей си

чд

I

л &

И

я

Рисунок 1 - Темп роста ВВП Узбекистана в отрасли перевозок, % к периоду предыдущего года1

Резкое снижение результатов работы транспорта (транспортных перевозок в стоимостном выражении) приходится на конец 2019 - 2020 гг. в связи с распространением СОУГО-19. Пандемию следует рассматривать как внешний шок для экономики Узбекистана. В отрасли международных грузоперевозок железнодорожным транспортом значительно снизилось коли-

1 Построено авторами по данным официальной статистики.

чество как импортируемых, так и экспортируемых товаров, что в итоге отрицательно сказалось на торговом балансе страны [1]. В дальнейшем (по итогам 2021 г.) можно будет ожидать увеличение прироста ВВП страны за счет грузоперевозок.

Анализ структуры развития экономики Узбекистана показывает, что в связи с улучшением и развитием транспортной инфраструктуры, увеличением объемов транзита и региональной торговли рынок логистических перевозок в республике в ближайшие годы будет расти ускоренными темпами [1]. Сегодня национальные транспортные и логистические компании хотят воспользоваться этой возможностью и развить свой бизнес, повысить уровень предоставляемых логистических перевозок до уровня международных стандартов.

Рассмотрим объем транспортных перевозок по регионам Узбекистана (таблица 1).

Объем транспортных перевозок по всем регионам до 2020 г. устойчиво возрастал, что указывает на общее экономическое развитие, укрепление торговых связей, наращивание экс-порто-импортных операций [1].

Каждый день через территорию Казахстана и России осуществляется транзит узбекских товаров. Внешнеторговые грузоперевозки из Узбекистана осуществляются по основным транспортным коридорам. Одним из таких коридоров, связывающих Узбекистан и Казахстан с ответвлениями в Китай и Туркменистан, является коридор А-40 в виде асфальтобетонной магистрали, пересекающей регион с востока на запад. Для осуществления перевозки грузов через казахско-китайскую границу существует также единственный железнодорожный коридор в Китай, проходящий через пункт «Достык».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Объем транспортных перевозок по регионам (в млрд сум)

Регион Год

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Республика Узбекистан 4385,9 9003,5 13335,2 15185,2 19566,6 24563,2 28466,7

Республика Каракалпакстан 124,3 249,4 377,6 434,8 556,8 718,5 883,5

Андижан 169,5 345,8 534,8 599,5 802 1073,4 1272,2

Бухара 157,0 323,3 501,6 561,9 729 962,5 1131,9

Джизак 55,4 113,1 173,5 196,6 271,7 358,6 424,4

Кашкадарья 155,5 317,9 480,2 504,1 659,7 995,7 1135,5

Навои 68,5 137,4 210,7 226,3 341 453,6 539,7

Наманган 118 248,2 372,6 400,3 534,2 709,5 836,2

Самарканд 244,5 498,9 770,7 833,4 1131,6 1489,4 1760,6

Сурхандарья 92,5 189,7 289 300,8 408,4 546,3 646,3

Сырдарья 35,7 72,8 112,1 122,2 165,5 226,4 266,5

Ташкент 272,6 561,3 855,7 896,0 1264,7 1684,8 1990,1

Фергана 190,0 358,8 595,7 652,3 864,8 1153,7 1359,3

Хорезм 111,8 228,1 350,4 374,9 510,2 692,5 821,7

Город Ташкент 577,6 1157,5 1782,4 1978,9 2817,1 3619,6 4119,9

Объем предоставленных транспортных перевозок в Узбекистане показан на рисунке 2.

Как видно из рисунка 2, рост транспортных перевозок в Узбекистане до 2020 г. носил равномерный характер, возрастая в среднем на 5 тыс. млрд сум в год. Однако по итогам 2020 г. темп прироста упал на 10 % (о чем можно судить по рисунку 3).

Можно отметить, что рост объема транспортных перевозок происходил в результате роста как внутренних, так и внешних грузо- и пассажироперевозок [1]. Увеличение объема международных грузоперевозок связано, с одной стороны, с налаживанием экспорто-импортных потоков, где экспортные потоки представлены в основном энергетическими ресурсами и металлами, с другой стороны, с улучшением автомагистралей и строительством дополнительных железнодорожных путей.

30000

8466,7

25000

24563,2

20000

19566,6

15000

10000

15185,2

335,2

9003,5

5000

4385,9

0 -

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2 - Объем предоставленных транспортных перевозок в Узбекистане, млрд сум2

Объем транспортных перевозок по регионам Узбекистана по данным 2019 г. показан на рисунке 3.

Хорезм - Республика

821,7; 6 % Каракалпакстан - 883,5; 7 %

Фергана -1359,3; 10 %

Ташкент -1990,1; 15 %

Сырдарья -266,5; 2 %

Джизак -424,4; 3 %

Сурхандарья 646,3; 5 %

Навои -539,7; 4 %

Самарканд -1760,6; 14 %

Наманган -836,2; 6 %

Рисунок 3 - Объем транспортных перевозок по регионам Узбекистана в 2019 г., млрд сум / %3

Как видно из рисунка 3, наибольший объем транспортных перевозок приходится на столицу Узбекистана Ташкент. Можно выделить также Самарканд, Фергану и Андижан.

Структура использования видов транспорта (трубопроводный, воздушный, железнодорожный и автомобильный) в Узбекистане по объему отгруженной продукции по данным на начало 2020 г. представлена на рисунке 4.

Построено авторами по данным официальной статистики.

2, 3

Воздушный - 0 %

Трубопроводный - 5 %

Железнодорожный - 5 %

Автомобильный - 90

Рисунок 4 - Структура использования видов транспорта в Узбекистане по объему отгруженной продукции в 2020 г., %4

Как видно из рисунка 4, на автомобильный транспорт приходится наибольшая доля транспортных перевозок (90 %). На трубопроводный и железнодорожный транспорт приходится по 5 % отгруженной продукции. Грузоперевозки воздушным транспортом не осуществлялись [1].

Можно отметить, что в Центральной Азии сеть дорог обширна и в основном является достаточной для удовлетворения потребностей пользователей [1]. Но все-таки большой процент автомобильных дорог в регионе находится в плачевном состоянии, что свидетельствует об отсутствии надлежащего технического обслуживания.

Для торговых компаний при перевозке грузов помимо больших расстояний до мировых рынков насущной проблемой являются физические барьеры, такие как задержка сроков поставки и неофициальные выплаты (взятки представителям таможенных органов).

В таблице 2 показан объем отгруженных товаров железнодорожным транспортом по видам грузов в Узбекистане, тыс. т.

Таблица 2 - Объем отгруженных товаров железнодорожным транспортом по видам грузов в Узбекистане, тыс. т

Индикаторы Год

2017 2018 2019

Отгружено грузов - всего, тыс. т: 17093,6 34093,7 51874,2

зерно 385,5 824,4 1341,1

каменный уголь 1229,4 1855,8 3040,7

нефть 1550,6 2920 4330

различные руды 1598 3268,7 4887,3

черные металлы 255,1 537,6 805,8

черный металлолом 188,3 318,4 446,9

древесина 19,04 11,08 16

химические и минеральные удобрения 976,4 2053,5 3177,9

строительные материалы 988,1 2194,8 3128,8

цемент 1113 2341,5 3815,7

картофель, дыни и свежие фрукты 50,4 157,9 166,4

хлопковое волокно 36,1 49 81,1

другие грузы 8703,2 17560,3 26636,5

Как видно из таблицы 2, имело место увеличение объемов отгруженных товаров по всем представленным видам грузов кроме лесных грузов (древесины). Значительно по сравнению с 2017 г. увеличился объем цемента и строительных материалов в целом [1]. Существенно возросло количество отгружаемого зерна. Существенными темпами возрастают также объемы руды, металлов, каменного угля.

4 Построено авторами по данным официальной статистики.

№ 2(46) ^^ ИЗВЕСТИЯ Транссиба 109

Рассмотрим структуру отгруженных товаров в Узбекистане с железнодорожного транспорта (рисунок 5).

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

51874,2

34093,7

17093,6

2017

Год

2019

Рисунок 5 - Отгружено грузов в Узбекистане с железнодорожного транспорта всего, тыс. т5

До 2020 г. отгрузка товаров в Узбекистане с железнодорожного транспорта возрастала устойчивыми высокими темпами [1]. Во многом этому способствовали введение в экплуата-цию дополнительных железнодорожных составов, предназначенных для перевозки грузов, и увеличение железнодорожных путей. Однако существуют сложности с хранением грузов из-за необходимости их перевозок на длительные расстояния, прежде всего это касается быстропортящейся продукции - фруктов, овощей, зерна [1].

Несмотря на снижение объемов отгруженной продукции по итогам 2020 г. в дальнейшем объемы перевозимых товаров железнодорожным транспортом при прочих равных условиях будут возрастать, что потребует технологически свежих решений их организации и обслуживания.

Рассмотрим структуру отгруженных товаров с железнодорожного транспорта в Узбекистане в 2019 г. (рисунок 6).

Зерно - 3 %

Каменный уголь - 6 %

Другие грузы -51 %

Хлопковое волокно -0 %

Строительные материалы -66%%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Картофель, дыни и свежие фрукты - 0 %

Различные руды -10%

Черные металлы -2%

Черный металлолом -% %

веДсриенваесина -0% 0 %

Химические и минеральные удобрения -

6%

Цемент - 7 %

Рисунок 6 - Отгружено тонн грузов в Узбекистане с железнодорожного транспорта в 2019 г., %6

5 6 Построено авторами по данным официальной статистики.

Среди представленных видов грузов наибольшую долю составляет руда. Существенную долю составляют нефть, цемент, каменный уголь, химические и минеральные удобрения, строительные материалы [1]. В целом виды перевозимых товаров довольно многообразны, но существенную долю составляют сырьевые ресурсы.

В таблице 3 показаны основные показатели грузооборота железнодорожного транспорта в Узбекистане за 2019 - 2021 гг., млн т.

Таблица 3 - Основные показатели грузооборота железнодорожного транспорта в Узбекистане за 2019 - 2021 гг.,

Год

2019 2020 2021(прогноз)

Вид транспорта общий объем перевозок, млн т объем контейнерных перевозок, млн т удельный вес, % общий объем перевозок, млн т объем контейнерных перевозок, млн т удельный вес, % общий объем перевозок, млн т объем контейнерных перевозок, млн т удельный вес, %

Железнодорожный 70,14 0,49 0,69 70,46 0,89 1,26 70,78 1,29 1,82

Анализируя данные таблицы 3, можно сказать, что общий объем перевозок железнодорожным транспортом увеличился к 2020 г. с 70,14 до 70,46 млн т, в процентом соотношении -на 0,46 %. Помимо этого по прогнозам в 2021 г. общий объем грузооборота составит 70,78 млн т. Таким образом, число транспортировок контейнерами также увеличилось с 0,49 до 0,89 млн т, увеличение составило 82 %.

На рисунке 7 показана динамика объемов перевозок в тысячах двадцатифутового эквивалента (тыс. ТЕи) по отдельным видам грузов в контейнерах за период 2019 - 2020 гг.

1200

Д 1000 800 600 400 200 0

« М

2 н

о

^ О

О ¡2

■ - 2019; * - 2020

Рисунок 7 - Динамика объемов перевозок отдельных видов грузов в контейнерах

Если говорить об отдельных номенклатурах, то нельзя не отметить, что в 2020 г. объем перевозок пряжи в груженых контейнерах увеличился примерно на 27 % и составил 1028 тыс. ТЕи. Благодаря современным технологиям и новым видам упаковок значительно расширился перечень перевозимых в контейнерах грузов, традиционно причисляемых как к насыпным, так и к наливным. Наблюдается тенденция по увеличению точечных контейнерных поставок потребителям таких грузов, как зерно, удобрения и различные масла. Однако на текущий момент доля таких отправок в объеме перевозок удобрений все еще очень мала.

0

ИЗВЕСТИЯ Транссиба 111

К лидерам продуктов, которые транспортируются данным способом, относятся химикаты - объем их перевозок увеличился на 257 %, пед. гранулы (гранулированного полипропилена - на 3 %, целлюлозы - на 348 %, сухих овощей - на 500 %. Наилучшую положительную динамику продемонстрировали также перевозки металла (рост более чем в 20 раз), авто / автозапчастей (рост более чем в 120 раз), оборудования (в 18 раз). С таким увеличением перевозок грузов необходимо появление маршрутов контейнерных поездов.

Таким образом, объемы грузоперевозок в Узбекистане затормозились в 2020 г. за счет влияния режима пандемии, но в целом имеют устойчивые темпы роста, что требует обеспечения соответствующей инфраструктурой. Наибольший процент грузоперевозок составляют автомобильные перевозки, однако железнодорожным транспортом за счет снижения транспортных издержек перевозка грузов была бы более выгодной. В связи с удаленностью Узбекистана от международных рынков и морских путей требуется создать специальные условия, обеспечивающие сохранность грузов во время транспортировки, и сократить время на грузоперевозки.

Медленное экономическое развитие стран бывших советских республик, включая Узбекистан, связано со сложностями транспортировки грузов транспортными и торговыми компания страны в результате значительного «экономического пространства» [1]. Для функционирования экономического пространства большое значение имеют расстояния между его элементами - так называемая связанность. «Экономическое расстояние» в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т. п., характеризуется прежде всего транспортными и транзакционными издержками на преодоление физического расстояния, поэтому «экономическое расстояние» между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг.

На железнодорожный транспорт приходится по 5 % отгруженной продукции.

Общая протяженность железных дорог Узбекистана, по состоянию на 2020 г. превышает 7 тыс. км. Из них электрифицированы около 2500 км. Постоянное обновление путей и закупка современного подвижного состава позволяют электровозам развивать скорость до 150 км/ч.

Объем транспортных перевозок по всем регионам до 2020 г. устойчиво возрастал, что указывает на общее экономическое развитие, укрепление торговых связей, наращивание экс-порто-импортных операций. Резкое снижение результатов работы транспорта (транспортных перевозок в стоимостном выражении) приходится на конец 2019 - 2020 г. в связи с распространением COVID-19.

При решении вопросов развития железнодорожного транспорта следует исходить из интересов покупателей транспортных услуг, т. е. юридических и физических лиц, организующих доставку грузов. Необходимо одновременно с проводимыми работами по обновлению и реконструкции железнодорожных путей принять меры по усовершенствованию всей цепочки организации грузоперевозок.

Массовое применение контейнеров с применением технологии блок-трейн, т. е. сбор контейнеров с припортовых тыловых терминалов, в которых происходит формирование партий контейнеров, и их накопление в необходимых покупателю объемах для перевозки по железной дороге может также стать решением этих проблем.

Список литературы

1. Государственный комитет республики Узбекистан по статистике // Stat.uz : сайт. - Текст : электронный. - URL : https://stat.uz/ru/ (дата обращения: 13.07.2021).

2. Ashrafian A., Pettersen O.-G., Kuntze K.N., Franke J., Alfnes E., Henriksen K. F., Spone J., Full-Scale Discrete Event Simulation of an Automated Modular Conveyor System for Warehouse Logistic». International Conference on Advances in Production Management Systems, APMS, 2019, pp. 35-42.

3. Baruffaldi G., Accorsi R., Manzini R. Warehouse management system customization and information availability in 3pl companies: A decision-support tool. Industrial Management & Data Systems, 119 (2), 2019, pp. 251-273.

2(46)

4. Brenner B., Hummel V. Digital Twin as Enabler for an Innovative Digital Shopfloor Management System in the ESB Logistics Learning Factory at Reutlingen - University. Procedia Manufacturingg, 9, 2017, pp. 198-205.

5. Bucková M., Skokan R., Fusko M., Hodoñ R. Designing of logistics systems with using of computer simulation and emulation, 13th International Scientific Conference on Sustainable, Modern and Safe Transport, Transcom, 2019, pp. 978-985.

6. Defraeye T., Tagliavini G., Wu W., Prawiranto K., Schudel S., Assefa Kerisima M., Verboven P., Bühlmann A. Digital twins probe into food cooling and biochemical quality changes for reducing losses in refrigerated supply chains. Resources, Conservation and Recycling, 2019, pp. 778-794.

7. Digital-стратегии победителей. Трансформация фармацевтической отрасли //

Союзфарма : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://sojuzpharma.ru/news/6120-digital_

strategii_pobeditelei_transfor-maciya_farmacevticheskoi_otrasli (дата обращения: 13.07.2021).

8. El Saddik A. Digital twins: the convergence of multimedia technologies, EEE MultiMedia, 2018, vol. 25, no. 2, pp. 87-92.

9. Grau M., Gresens C., Vettermann S., Wagner L. Enabling the digital thread for shipbuilding and shipping. Royal Institution of Naval Architects - 19th International Conference on Computer Applications in Shipbuilding, 1, 2019, pp. 72-78.

10. Harrison R. Dynamically Integrating Manufacturing Automation with Logistics, 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation, ETFA, 2019, pp. 21-22.

11. Hostmann B., Rayner N. Gartner RAS Core Research Note. Gartner's Business Intelligence: Analytics and Performance Framework, Gareth Herschel, 19 October, 2019, p. 71.

12. Kaewunruen S., Lian Q. Digital twin aided sustainability-based lifecycle management for railway turnout systems. Journal of Cleaner Production, 2019, pp. 1537-1551.

13. Kavka L., Kodym O., Cempírek V. Smart units in control of logistics processes, 18th International Multidisciplinary Scientific Geoconference, SGEM, 2018, pp. 701-708.

14. Mukhamedova Z. G. Analysis and assessment of power efficiency of special self-propelled railway rolling stock, ACTA OF Turin polytechnic university in Tashkent, 2019, no. 3, pp. 104-109.

15. Mukhamedova Z. G. Modelling of fluctuations in the main bearing frame of railcar, International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 2016, vol. VIII, no. 2, pp. 48-53.

References

1. Gosudarstvennyi komitet respubliki Uzbekistanpo statistike (State Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics). Available at: https://stat.uz/ru/ (accessed 13 July 2021).

2. Ashrafian A., Pettersen O.-G., Kuntze K.N., Franke J., Alfnes E., Henriksen K. F., Spone J., Full-Scale Discrete Event Simulation of an Automated Modular Conveyor System for Warehouse Logistic». International Conference on Advances in Production Management Systems, APMS, 2019, pp. 35-42.

3. Baruffaldi G., Accorsi R., Manzini R. Warehouse management system customization and information availability in 3pl companies: A decision-support tool. Industrial Management & Data Systems, 119 (2), 2019, pp. 251-273.

4. Brenner B., Hummel V. Digital Twin as Enabler for an Innovative Digital Shopfloor Management System in the ESB Logistics Learning Factory at Reutlingen - University. Procedia Manufacturingg, 9, 2017, pp. 198-205.

5. Bucková M., Skokan R., Fusko M., Hodoñ R. Designing of logistics systems with using of computer simulation and emulation, 13th International Scientific Conference on Sustainable, Modern and Safe Transport, Transcom, 2019, pp. 978-985.

6. Defraeye T., Tagliavini G., Wu W., Prawiranto K., Schudel S., Assefa Kerisima M., Verboven P., Bühlmann A. Digital twins probe into food cooling and biochemical quality changes for reducing losses in refrigerated supply chains. Resources, Conservation and Recycling, 2019, pp. 778-794.

7. Digital-strategii pobeditelei. Transformatsiia farmatsevticheskoi otrasli (Digital strategies of the winners. Transformation of the pharmaceutical industry). Available at: https://sojuzpharma.ru/

news/6120-digital_strategii_pobeditelei_transfor-maciya_farmacevticheskoi_otrasli (accessed 13

July 2021).

8. El Saddik A. Digital twins: the convergence of multimedia technologies, EEE MultiMedia, 2018, vol. 25, no. 2, pp. 87-92.

9. Grau M., Gresens C., Vettermann S., Wagner L. Enabling the digital thread for shipbuilding and shipping. Royal Institution of Naval Architects - 19th International Conference on Computer Applications in Shipbuilding, 1, 2019, pp. 72-78.

10. Harrison R. Dynamically Integrating Manufacturing Automation with Logistics, 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation, ETFA, 2019, pp. 21-22.

11. Hostmann B., Rayner N. Gartner RAS Core Research Note. Gartner's Business Intelligence: Analytics and Performance Framework, Gareth Herschel, 19 October, 2019, p. 71.

12. Kaewunruen S., Lian Q. Digital twin aided sustainability-based lifecycle management for railway turnout systems. Journal of Cleaner Production, 2019, pp. 1537-1551.

13. Kavka L., Kodym O., Cempirek V. Smart units in control of logistics processes, 18th International Multidisciplinary Scientific Geoconference, SGEM, 2018, pp. 701-708.

14. Mukhamedova Z. G. Analysis and assessment of power efficiency of special self-propelled railway rolling stock, ACTA OF Turin polytechnic university in Tashkent, 2019, no. 3, pp. 104-109.

15. Mukhamedova Z. G. Modelling of fluctuations in the main bearing frame of railcar, International Journal of Modern Manufacturing Technologies, 2016, vol. VIII, no. 2, pp. 48-53.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мухамедова Зиёда Гафурджановна

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, ул. Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100167, Республика Узбекистан.

Доктор технических наук, доцент кафедры «Транспортно-грузовые ситемы», ТГТрУ.

Тел.: +998(90)329-83-00.

E-mail: [email protected]

Эргашева Захро Валижоновна

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, ул. Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100167, Республика Узбекистан.

Ассистент кафедры «Транспортно-грузовые ситемы», ТГТрУ.

Тел.: +998(97)716-23-22.

E-mail: [email protected]

Асатов Эргаш Ахадович

Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ).

Мирабадский район, ул. Темирйулчилар, д. 1, г. Ташкент, 100167, Республика Узбекистан.

Студент магистратуры по направлению «Логистика (на железнодорожном транспорте)», ТГТрУ.

Тел.: +998(97)470-08-07.

E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Mukhamedova Ziyoda Gafurdjanovna

Tashkent State of Transport University (TSTU).

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100167, Uzbekistan.

Doctor of Sciences in Engineering, Associate dotcent of the department «Transport and cargo systems», TSTU.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Phone: +998(90)329-83-00.

E-mail: [email protected]

Ergasheva Zakhro Valijonovna

Tashkent State of Transport University (TSTU).

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100167, Uzbekistan.

Assistant of the department «Transport and cargo systems», TSTU.

Phone: +998(97)716-23-22.

E-mail: [email protected]

Asatov Ergash Akhadovich

Tashkent State of Transport University (TSTU).

Mirabad distarict, Temir st., 1, Tashkent, 100167, Uzbekistan.

Master's student in Logistics (in railway transport), TSTU.

Phone: +998(97)470-08-07.

E-mail: [email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Мухамедова, З. Г. К вопросу о развитии транспортной инфраструктуры Узбекистана / З. Г. Мухамедова, З. В. Эргашева, Э. А. Асатов. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2021. - № 2 (46). -С. 105 - 114.

Mukhamedova Z. G., Ergasheva Z. V., Asatov E. A. On the development of transport infrastructure in Uzbeki-stan.Journal of Transsib Railway Studies, 2021, no. 2 (46), pp. 105 - 114 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.