Научная статья на тему 'К вопросу о развитии слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста'

К вопросу о развитии слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДОПЕДАГОГИКА / РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ / НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУЧАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Анастасия Евгеньевна

В статье изложена система работы по развитию слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста»

УДК 373.3-056.263

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУЧАНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF AUDITORY PERCEPTION OF NONVERBAL SOUNDS IN PRIMARY SCHOOL DEAF CHILDREN

А. Е. Федотова

A. E. Fedotova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье изложена система работы по развитию слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих детей младшего школьного возраста.

Abstract. The article exposes the system of development of auditory perception of nonverbal sounds in primary school deaf children.

Ключевые слова: сурдопедагогика, развитие слухового восприятия, неречевые звучания.

Keywords: deaf-and-dumb pedagogy, development of auditory perception, nonverbal sounds.

Актуальность исследуемой проблемы. Система развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха как одно из главных условий формирования устной речи и социальной адаптации разработана такими учеными, как И. Г. Багрова, В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. П. Назарова, А. Н. Пфафенродт, Ф. Ф. Рау, Е. З. Яхнина и др.

Одним из важных направлений образовательно-коррекционной работы является развитие восприятия неречевых звучаний, способствующих ориентировке ребенка с нарушенным слухом в окружающем мире.

Развитие неречевого слуха у глухих детей предполагает обучение восприятию музыкальных инструментов и игрушек, развитие слухового восприятия музыки, ее характера, основных средств музыкальной выразительности, звуков окружающего мира.

К настоящему времени научно обоснована, разработана и внедрена в практику система работы по обучению восприятию музыкальных инструментов и игрушек, развитию восприятия музыки у детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста при использовании звукоусиливающей аппаратуры (И. Г. Багрова, Т. К. Королевская, Г. В. Короткова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко, Е. З. Яхнина).

Однако система работы по развитию слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих детей разработана недостаточно. Не изучены возможности восприятия

глухими детьми младшего школьного возраста звуков окружающего мира с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, не разработана методика выявления и развития у учащихся возможностей восприятия звучаний окружающего мира и не рассмотрены вопросы использования сформированных умений в образовательно-коррекционном процессе, а также для адаптации глухого ребенка в социуме.

Таким образом, возникает противоречие между значимостью проблемы развития слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих детей и детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста и ее недостаточной изученностью.

Материал и методика исследований. Нами был проведен обучающий эксперимент, направленный на развитие у глухих школьников 1 и 2 класса слухового восприятия неречевых звучаний, а именно голосов птиц и животных, бытовых шумов, шумов улицы, природных шумов, физиологических проявлений человека, звучаний, издаваемых насекомыми и земноводными.

Результаты исследований и их обсуждение. В процессе специальной работы по развитию слухового восприятия (при использовании электроакустической аппаратуры) у всех глухих, независимо от их тонального слуха, развивается способность воспринимать на слух различный речевой материал, а также элементы музыки и неречевые звуки окружающего мира. Развивающееся в условиях специального обучения слуховое восприятие речи, неречевых звучаний, музыки создает у глухих принципиально новую полисенсор-ную основу для формирования, развития и коррекции устной речи, ориентации в звуках окружающего мира [3].

Для достижения цели обучающего эксперимента предполагалось решение следующих задач:

1) определить содержание и методику экспериментального обучения, направленного на развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира у глухих школьников на фронтальных занятиях в слуховом кабинете, в ходе общеобразовательных уроков и во внеурочное время;

2) внедрить созданную систему работы по развитию слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира в образовательный процесс специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения I вида (для глухих детей).

Организационными формами обучающего эксперимента явились фронтальные занятия в слуховом кабинете и развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира в ходе общеобразовательных уроков и во внеурочное время.

Фронтальные занятия в слуховом кабинете согласно «Положению о работе учителя-дефектолога слухового кабинета» проводились 1 раз в неделю по 45 минут. Развитию слухового восприятия неречевых звучаний отводилась 1/3 часть занятия.

Согласно современным представлениям, работа по развитию слухового восприятия должна быть органически связана со всем педагогическим процессом. Развитие слухового восприятия неречевых звучаний является частью этой работы, поэтому реализация данного направления может осуществляться не только в ходе фронтальных занятий в слуховом кабинете, но и на общеобразовательных уроках.

Развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира во внеурочное время может осуществляться по двум направлениям:

1) в ходе выполнения режимных моментов, внеклассных мероприятий;

2) в ходе специально организованных мероприятий по развитию слухового восприятия неречевых звучаний.

Большое значение придается реализации первого направления, так как оно занимает всю вторую половину дня школьника. Значимость развития слухового восприятия звучаний окружающего мира во вторую половину дня повышается в связи с тем, что разнообразные виды деятельности соответствуют условиям бытовой обстановки дома, вне школы, содействуют переносу полученных умений и навыков в школе в условия обихода, расширяют представления о мире окружающих звуков, способствуют ориентировке в звуковой среде [1], [2].

Наряду с первым направлением работы по развитию слухового восприятия неречевых звучаний во внеурочное время в школах для глухих детей практикуется и второе направление - специально организованные мероприятия с целью развития слухового восприятия звучаний окружающего мира. Для реализации данного направления использовались дидактические игры, которые проводились 2 раза в неделю, и экскурсии.

Работа по развитию слухового восприятия звуков окружающего мира у глухих детей независимо от формы ее организации велась по следующим разделам:

1) выработка условной двигательной реакции на звучание;

2) обучение различению звучаний на слух и их опознавание;

3) локализация звучаний в пространстве.

Резюме. Глухие дети, имеющие навыки различения звуков частично, практически не воспринимают звуки окружающего мира и не опираются на них в своей повседневной деятельности. Они испытывают трудности не только в дифференциации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве и ведет к затруднениям в освоении окружающего мира.

Развитие неречевого слуха (слухового восприятия звуков окружающего мира) является одним из направлений в работе по развитию слухового восприятия глухих детей. При этом развитие восприятия неречевых звуков проходит от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (условная двигательная реакция на звучания) к их различению и опознаванию, локализации в пространстве, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Королева, И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции / И. В. Королева. - СПб. : КАРО, 2005. - 288 с.

2. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская, А. Н. Пфаферодт. - М. : Владос, 2004. - 154 с.

3. Кузьмичева, Е. П. Развитие устной речи у глухих школьников / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.