Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органическая продукция / органическое сельское хозяйство / рынок органических продуктов / сертификация / международный стандарт / organic products / organic agriculture / organic products market / certification / international standard

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю.

Рынок органической продукции и спрос на качественные продукты в мире растет стремительно. В настоящее время нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов, требований не только российских, но и международных. Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в сложных условиях: в период экономического кризиса, санкций и антисанкций. Авторами указывается, что разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России. Это, в свою очередь, позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и предоставит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The market for organic products and the demand for quality products in the world is growing rapidly. Currently, the regulatory system for regulating the organic market in Russia is a set of laws, standards, and requirements not only Russian, but also international. It includes both special legal acts and General economic ones, as well as Federal and regional ones. The formation of the legal framework in this area takes place in difficult conditions: during the economic crisis, sanctions and anti-sanctions. The authors point out that the development of forms and methods of state regulation of the organic market will create conditions for the evolution of organic farming and farming in Russia. This, in turn, will provide environmentally friendly products not only to citizens of the country, but also provide an opportunity for domestic organizations to become full-fledged players in the international organic market.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ»

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

ПРОДУКЦИИ В РФ

ON THE DEVELOPMENT OF CERTIFICATION OF ORGANIC PRODUCTS

IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 006.83

DOI 10.24411/2713-1424-2020-00001

Кострова Ю.Б., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани,

ORCID: http://orcid.org/0000-00Q2-5693-2267. ubkostr@mail.ru Шибаршина О.Ю., кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани,

ORCID: http://orcid.org/0000-00Q2-8843-9661. oshibarshina@mail.ru

Kostrova Yu. В., candidate of economic sciences, associate professor, Head of the Department of business and management, Ryazan Branch of Moscow S.Yu. Vitte University, Ryazan, Russia,

http://orcid.org/0000-0002-5693-2267, ubkostr@mail.ru

Shibarshina O. Yu., candidate of sociological sciences, associate professor, Deputy Head of the Department of Business and Management, Ryazan Branch of Moscow S.Yu. Vitte University, Ryazan, Russia,

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8843-9661, oshibarshina@mail.ru

Аннотация

Рынок органической продукции и спрос на качественные продукты в мире растет стремительно. В настоящее время нормативно-правовая система регулирования рынка органической продукции России представляет собой комплекс законов, стандартов, требований не только российских, но и международных. Она включает как специальные правовые акты, так и общехозяйственные, а также как федеральные, так и региональные. Формирование правового поля в этой области происходит в сложных условиях: в период экономического кризиса, санкций и антисанкций. Авторами указывается, что разработка форм и методов государственного регулирования рынка органической продукции создаст условия для эволюции органического земледелия и фермерства в России. Это, в свою очередь, позволит обеспечить экологически чистой продукцией не только граждан страны, но и предоставит возможность отечественным организациям стать полноправными игроками на международном органическом рынке.

Annotation

The market for organic products and the demand for quality products in the world is growing rapidly. Currently, the regulatory system for regulating the organic market in Russia is a set of laws, standards, and requirements not only Russian, but also international. It includes both special legal acts and General economic ones, as well as Federal and regional ones. The formation of the legal framework in this area takes place in difficult conditions: during the economic crisis, sanctions and anti-sanctions. The authors point out that the development of forms and methods of state regulation of the organic market will create conditions for the evolution of organic farming and farming in Russia. This, in turn, will provide environmentally friendly products not only to citizens of the country, but also provide an opportunity for domestic organizations to become full-fledged players in the international organic market.

Ключевые слова: органическая продукция, органическое сельское хозяйство, рынок органических продуктов, сертификация, международный стандарт.

Keywords: organic products, organic agriculture, organic products market, certification, international standard.

Несмотря на сложность производства, рынок органической продукции во всем мире растет и развивается стремительными шагами, подогреваясь увеличивающимся спросом и интересом со стороны потребителей [7].

Производство органической продукции требует больше времени на изготовление, приводя к повышению цены на конечный готовый продукт. По словам производителей, связано это с дополнительными затратами, вызванными сложностями производства и обязательным прохождением сертификации.

Для присвоения своей продукции подлинного статуса «органическая», производителю необходимо обеспечить соответствие условий и методов производства этой продукции установленным регламентами стандартам, чтобы аккредитованный орган по сертификации мог выдать ему сертификат, доказывающий качество и натуральность продукта. Процедура сертификации может усложнять производство и требовать значительно больше затрат.

Сертификаты выдают аккредитованные органы по сертификации, которые проверяют, выполняются ли все требования и критерии, указанные в регламентах, на производстве. Только удостоверившись в качественном соблюдении всех стандартов, беспристрастный орган по сертификации сертифицирует продукцию производителя.

Перед тем, как орган по сертификации получит возможность выдавать организациям сертификаты, ему необходимо самому пройти аккредитацию в органах по аккредитации.

В России «Росаккредитацией» представлен перечень требований для

прохождения аккредитации органами, желающими выдавать сертификаты, но так как в стране органический рынок развит слабо и в основном полагается на европейские регламенты и стандарты, наиболее подробные и развернутые требования можно найти на сайтах компетентных европейский органов по аккредитации, имеющих подтвержденную международную аккредитацию.

Сертификация - это достаточно длительный и трудоемкий процесс, по успешному итогу которого организация, производящая продукт, получает:

- законное право использовать знак эко-маркировки, наличие которого будет свидетельствовать о соответствующем стандартам органическом производстве продукта;

- подтверждение того, что их товар соответствует необходимым требованиям, что повысит спрос потребителя;

- возможность выхода на международные рынки и увеличение цены на производимый продукт;

- улучшение имиджа своей компании, следовательно, доверия со стороны потребителя.

Сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация осуществляется для подтверждения безопасности и должного качества продукции, критерии которых установлены действующим законодательством и техническим регламентом [6]. Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации, определяет Госстандарт России и прочие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами РФ.

Международные стандарты по большей части формулируются Международной Федерацией движений экологического сельского хозяйства (ШОАМ), которая в 1980-м году выпустила «Базовые стандарты ШОАМ относительно производства биопродуктов и их переработки», а через некоторое время стала осуществлять оценку сертификационных учреждений на их соответствие базовым стандартам, используя для этой цели

сформулированный ею «Аккредитационный критерий IFOAM». Помимо этого, в мире существует ряд других регулирующих организаций, в том числе Международная служба аккредитации в сфере экологического хозяйствования (IOAS), которая была создана Федерацией IFOAM [5].

Требования к сертификации могут изменяться в зависимости от рынка сбыта, но в мире существует несколько основных регулирующих регламентов, которые схожи между собой, и зачастую берутся за базу:

- Регламент ЕС 834/2007 (для стран ЕС);

Регламент ЕС 889/2008 (для стран ЕС);

National Organic Program (NOP) (США);

- Стандарты Japanese Agricultural Standart (JAS) (Япония);

- Стандарт Codex Alimentarius («Пищевой Кодекс»).

В Российской Федерации существуют следующие документы и нормативно правовые акты, регулирующие органическую продукцию и ее производство. По большей части в них содержится перевод регламентов зарубежных стран:

- ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»;

- ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования»;

- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

- «Закон об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят Государственной Думой 25 июля 2018 года).

Как таковой законодательной базы в Российской Федерации не было, пока 3 августа 2018 года президентом РФ не был подписан указ «Об

органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2020 года. Этот документ вводит понятие органической продукции и требования к ее производству, маркировке, хранению и транспортировке, а также установит прочие нормы и стандарты в этой сфере [3].

Данный закон должен поднять неразвитый российский рынок органической продукции на новый уровень, создав для него четкие условия, защиту для производителей [2].

Орган по сертификации - это уполномоченная организация, имеющая право на выдачу сертификатов в соответствии с положениями действующего законодательства. В него могут входить коммерческие компании, занимающиеся предоставлением необходимых для получения сертификации услуг, представители общественных объединений и местного самоуправления. Орган должен быть внесен в государственный реестр с присвоением ему индивидуального кода и выдачей аттестата аккредитации.

Орган по сертификации несет полную ответственность за выданные им сертификаты, что в большинстве случаев обеспечивает независимость принятых им решений.

Контроль и управление за органами по сертификации в России осуществляет «Росаккредитация», которая помимо этого ведет реестр выданных органам аттестатов и документов.

Процесс аккредитации органов по сертификации в России регламентирован Законом РФ «О техническом регулировании». В нем перечислены цели, которым должны следовать органы, занимающиеся выдачей сертификатов.

Единый реестр аккредитованных организаций в свободном доступе можно найти на государственных порталах, благодаря чему желающие получить сертификат соответствия могут быстро и легко найти наиболее удобную для достижения этой цели организацию.

Государственная аккредитация способна выявить на ранней стадии

несоответствия требованиям органа по сертификации, наличие в нем компетентных сотрудников, способных грамотно подойти к проверке продукции и протоколов испытаний, а, впоследствии, нести ответственность за выданные сертификаты [4]. Она проводит проверку справедливости ценообразования, тщательную сверку документации.

В 2018-м году в России был аккредитован первый орган по сертификации по межгосударственному стандарту органического производства «Органик-Эксперт». Данное событие стало важным шагом по отношению к становлению отлаженного механизма сертификации органического сельского хозяйства в стране.

Несмотря на то, что наибольший процент продаж органической продукции приходится на США, первое место по количеству сертифицированных производителей занимают такие страны, как Индия, Уганда, Мексика. Количество сертифицированных органических сельскохозяйственных производителей в России составляло на 2016 год около 84 компаний [3].

Спрос на органическую продукцию в России растет и имеет положительную тенденцию. Для того чтобы обеспечить стабильность рынка и привести ситуацию в порядок, достигнув европейских показателей, необходимо увеличивать количество сертифицированных компаний на 200300 в год. Однако ежегодный прирост в Российской Федерации составляет около 4-5 компаний в год. По большей части объясняется это тем, что в отличие от США и Европы, где значительные средства государства идут на развитие данного сектора, в России инвестиции в производство органической продукции на более чем 90% являются частными [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что получение производителем сертификата на продукцию открывает перед ним много новых возможностей и почти всегда стоит потраченных на прохождение сертификации средств.

Без сертификата становится маловероятной успешная конкуренция, а также достижение достойных показателей продаж на рынке органической

продукции [1].Вместе с ним приходит незаменимое и сложно досягаемое иными способами доверие потребителя. Для российского производителя одним из самых важных плюсов получения международного сертификата является получение возможности выхода на международные рынки, так как за рубежом они наиболее развиты.

Количество сертифицированной продукции в России растет и будет расти, что может свидетельствовать об успешном функционировании аккредитованных органов по сертификации. Благодаря развитию данного сектора в стране постепенно растет количество качественной продукции и услуг, что подтверждается официальными документами. Положительная тенденция развития органов по сертификации оказывает значительное влияние на развитие рынка органических продуктов в России в целом.

Литература

1. Кострова Ю.Б. К вопросу об управлении процессами экологизации молочной индустрии // Материалы Национальной научно-практической конференции «Научно-инновационные технологии как фактор устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса» -Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ имени П.А. Костычева, 2019. С. 263-268.

2. Кострова Ю.Б. Использование мер государственной поддержки в целях устойчивого развития сельского хозяйства РФ // Материалы XV международной научной конференции «Устойчивое развитие: общество, экология, экономика» - М.: ЧОУВО МУ им. С.Ю. Витте, 2019. С. 377-383.

3. Кострова Ю.Б. Выбор рекламных каналов производителями молочных продуктов для продвижения товара // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. N° 4 (25). С. 110-112.

4. Кострова Ю.Б., Мартынушкин А.Б. Проблема развития рынка органической продукции в РФ //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 1(60). С. 252-255.

5. Лящук Ю.О. Государственное регулирование рынка экологически чистой и органической продукции // Материалы IV Международной научной конференции «Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности» - Донецк: ДНУ, 2019. С. 300-303.

6. Лящук Ю.О. Управление экологическими рисками на основе стандартов ISO 14 000 // Материалы онлайн-конференции, посвященной Дню российской науки «Исследования молодых ученых - аграрному производству. - Белгород: ФГБОУ ВО БГАУ имени В.Я. Горина, 2015. С. 164-168.

7. Лящук Ю.О., Новак А.И. Системы экологического менеджмента на основе стандартов ISO 14000 как основа снижения экологических рисков деятельности предприятий АПК // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2014. № 2 (22). С. 68-73.

8. Шибаршина О.Ю. Развитие рынка экологически чистых продуктов питания в РФ // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Современные аспекты биобезопасности продукции животноводства». - Орел: ФГБОУ ВО ОГАУ им. Н.В. Парахина, 2018. С. 154158.

9. Шибаршина О.Ю. Анализ российского рынка органических продуктов и перспективы его развития // Материалы Национальной научно-практической конференции «Научно-инновационные технологии как фактор устойчивого развития отечественного агропромышленного комплекса» -Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ имени П.А. Костычева, 2019. С. 385-392.

Literature

1. Kostrova Yu. В. То the issue of managing processes of greening the dairy industry // Materials of the National scientific and practical conference

"Scientific and innovative technologies as a factor of sustainable development of the domestic agro-industrial complex" - Ryazan: p. A. Kostychev state University OF ECONOMICS, 2019. Pp. 263-268.

2. Kostrova Yu. B. Use of state support measures for sustainable development of agriculture of the Russian Federation // Proceedings of the XV international scientific conference "Sustainable development: society, ecology, economy" - Moscow: CHOUVO MU named after S. Yu. Witte, 2019. Pp. 377-383.

3. Kostrova Yu. B. Selection of advertising channels by dairy farmers for product promotion // Bulletin of the Institute of world civilizations. 2019. Vol. 10. No. 4 (25). Pp. 110-112.

4. Kostrova Yu. B., Martynushkin A. B. The Problem of development of the market of organic products in the Russian Federation //Bulletin of Michurinsky state agrarian University. 2020. no. 1(60). Pp. 252-255.

5. Lyashchuk Yu. O. State regulation of the market of ecologically clean and organic products // Materials of the IV International scientific conference "Donetsk readings 2019: education, science, innovation, culture and challenges of the present" - Donetsk: DNU, 2019. Pp. 300-303.

6. Lyashchuk Yu. O. Environmental risk Management based on ISO 14 000 standards // Materials of the online conference dedicated to the Day of Russian science " Research of young scientists-agricultural production. - Belgorod: fgbou VO bgau named after V. Ya. Gorin, 2015. Pp. 164-168.

7. Lyashchuk Yu. O., Novak A. I. environmental management Systems based on ISO 14000 standards as a basis for reducing environmental risks of agricultural enterprises // Bulletin of the Ryazan state agrotechnological University named after p. A. Kostychev. 2014. No. 2 (22). Pp. 68-73.

8. Shibarshina O. Y. development of the market of organic food in Russia // Materials of the all-Russian scientific and practical conference "Modern aspects of Biosafety of livestock products". - Eagle: Fgbou VO OGAU named after N. V. Parakhin, 2018. Pp. 154-158.

9. Shibarshina O. Y. Analysis of the Russian market of organic products

and prospects for its development // Materials of the National scientific and practical conference "Scientific and innovative technologies as a factor of sustainable development of the domestic agro-industrial complex" - Ryazan: p. A. Kostychev state University OF ECONOMICS, 2019, Pp. 385-392.

Рекомендательное письмо на статью «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ РФ», подготовленную к.э.н., доцентом, заведующего кафедрой бизнеса и управления Московского университета им. С.Ю. Витте, Филиал г. Рязани Костровой Ю.Б. и к.э.н., доцентом, заместителем заведующего кафедрой бизнеса и управления Московского университета им. С.Ю. Витте, Филиал г. Рязани Шибариной О.Ю.

1. Статья соответствует тематике (направлению) журнала

2. Статья содержит:

3. Название статьи соответствует содержанию

4. Аннотация (10-20 строк)

5. Методы исследования

6. Эксперименты и данные

7. Обсуждение и интерпретация данных

8. Рисунки и подписи к рисункам

9. Таблицы и заголовки к таблицам

10. Список литературы содержит ссылки на публикации за последние 5 лет. Ссылки на иностранные источники использованы.

11. Стиль статьи

12. Оригинальность текста (анализ текста и поиск копий в Интернете, еЫЬгагу и др.):

13. Заключение:

Председатель Научно-методического Совета Филиала ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Рязань

О.Г. Родионова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.