Научная статья на тему 'К вопросу о развитии российского законодательства XVIII-XX вв. О душевнобольных'

К вопросу о развитии российского законодательства XVIII-XX вв. О душевнобольных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
712
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРИЗРЕНИЯ / CHARITY INSTITUTE / ДУШЕВНОБОЛЬНОЙ / ДЕЕСПОСОБНОСТЬ / LEGAL CAPACITY / ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / MENTAL DISORDER / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / CIVIL RIGHTS / ОПЕКА / MENTALLY ILL / CUSTODIAL CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлапов Александр Львович, Камаев Игорь Александрович, Поздеева Татьяна Васильевна, Иванов Михаил Александрович

В статье рассмотрены историко-правовой аспект и организационные основы становления, формирования и развития законодательства о статусе, особенностях оказания помощи, призрения и лечения душевнобольных. Проанализирована деятельность законодателя и государственных органов по охране и обеспечению гражданских прав лиц, страдающих психическими расстройствами, посредством ограничения дееспособности душевнобольных и установления института опеки над ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the development of Russian legislation in the 18 th-20 th centuries regarding the mentally ill

The paper reviews historical and legislative aspects as well as institutional framework of the establishment, buildup and development of legislation regarding the status, key features of care provision, charity and treatment of the mentally ill. Examined is the activity of lawmakers and government bodies to safeguard and guarantee the civil rights of individuals afflicted with mental disorders through restriction of legal capacity of the mentally ill and providing custodial care for them.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии российского законодательства XVIII-XX вв. О душевнобольных»

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

© Коллектив авторов, 2013 Для корреспонденции

УДК 347.162(470+570)«17/19» Хлапов Александр Львович - кандидат медицинских наук,

начальник управления по правовой и кадровой работе Министерства здравоохранения Нижегородской области Адрес: 603082, г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 2 Телефон: (831) 439-14-66 E-mail: [email protected]

А.Л. Хлапов1, И.А. Камаев2, Т.В. Поздеева2, М.А. Иванов3

К вопросу о развитии российского законодательства ХУШ-ХХ вв. о душевнобольных

Concerning the development of Russian legislation in the 18th-20th centuries regarding the mentally ill

A.L. Khlapov1, I.A. Kamaev2, T.V. Pozdeeva2, M.A. Ivanov3

The paper reviews historical and legislative aspects as well as institutional framework of the establishment, buildup and development of legislation regarding the status, key features of care provision, charity and treatment of the mentally ill. Examined is the activity of lawmakers and government bodies to safeguard and guarantee the civil rights of individuals afflicted with mental disorders through restriction of legal capacity of the mentally ill and providing custodial care for them.

Key words: charity institute, mentally ill, legal capacity, mental disorder, civil rights, custodial care

1 Управление по правовой и кадровой работе Министерства здравоохранения Нижегородской области, Нижний Новгород

2 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России»

3 ГБУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр», Нижний Новгород

1 Government on Legal, Personnel and Auditing Work of Ministry of Public Health of the Nizhniy Novgorod Region, Nizhniy Novgorod

2 Nizhniy Novgorod State Medical Academy

3 Medical Center for Information and Analysis, Nizhniy Novgorod

В статье рассмотрены историко-правовой аспект и организационные основы становления, формирования и развития законодательства о статусе, особенностях оказания помощи, призрения и лечения душевнобольных. Проанализирована деятельность законодателя и государственных органов по охране и обеспечению гражданских прав лиц, страдающих психическими расстройствами, посредством ограничения дееспособности душевнобольных и установления института опеки над ними.

Ключевые слова: институт призрения, душевнобольной,

дееспособность, психическое расстройство, гражданские права, опека

Психическое здоровье является важнейшей ценностью человеческой жизни. Психическое расстройство может изменять отношение человека к действительности, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Должное законодательное регулирование психиатрической помощи является одной из составляющих соблюдения прав и свобод такой категории населения, как душевнобольные.

В связи с тем что в последнее время лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, становятся объектами насилия, необходимо усовершенствовать систему контроля

за осуществлением опеки над гражданами данной категории. В то же время не секрет, что некоторые преступления, порой весьма жестокие и изощренные, совершаются именно лицами, страдающими расстройствами психики, которые вовремя не были выявлены и остались без надлежащего надзора.

Без полноценного изучения историко-правового опыта правового регулирования и реализации статуса лиц, страдающих психическими расстройствами, невозможна эффективная деятельность в данном направлении на современном этапе развития российского общества.

Объектом исследования являются совокупность правовых отношений в сфере регулирования помощи душевнобольным в период XVIII - начала ХХ в., а также политика государства в отношении уголовного преследования лиц данной категории.

Предметом исследования выступают организационно-правовые основы становления, формирования и развития законодательства о статусе, особенностях оказания помощи, призрения и лечения, процедур признания недееспособными, правовой и социальной защиты душевнобольных.

Цель работы - создание комплексной историко-правовой концепции организации и практического функционирования законодательства о душевнобольных до начала XX века.

Названная цель предполагает решение следующих задач:

- определить основные этапы и периоды эволюции института законодательства о душевнобольных;

- проанализировать основные тенденции развития законодательства в этой сфере;

- исследовать особенности оказания медицинской помощи и призрения лиц, страдающих психическими расстройствами.

В развитии российского законодательства в области регулирования прав душевнобольных лиц выделяют и анализируют основные периоды (этапы), обосновывая тем хронологические рамки исследования.

Первый период - церковного призрения до издания Судебника Ивана III 1497 г. - обусловливается принятием христианства. Данный факт стал причиной появления в законодательных актах статей, установивших общественное призрение, исполнение обязанностей по которому было возложено на представителей христианства - церковь и монастыри. Так, в Синодальной редакции Устава Св. князя Владимира (ст. 16) определялись категории лиц, подлежащих церковному призрению, и учреждались для них «странноприемницы».

Изданием общероссийского Судебника Ивана III 1497 г. начинается второй период в истории русского законодательства. В течение этого времени дело общественного призрения оставалось по-прежнему в ведении духовенства - церкви и

монастырей. Законодательными памятниками данного периода являются Судебник 1497 г. и Судебник 1551 г. Судебник 1551 г. требовал переписать всех душевнобольных и установить за ними уход со стороны здоровой части населения (гл. 73).

Следует отметить, что, в отличие от западноевропейских государств указанного периода, где в церковном ведении находились вопросы, связанные с преследованием и уничтожением людей, «одержимых дьяволом», русское духовенство отклонило от себя данную функцию, определив над душевнобольными только надзор со своей стороны.

Все уставы и указы до издания Уложения царя Алексея Михайловича не закрепляли вопросов, связанных ни с регламентацией правового статуса душевнобольных, ни с призрением.

Во второй период - государственного попечения до издания свода законов 1649 г., период царствования Алексея Михайловича, был создан первый свод законов - Соборное Уложение 1649 г., где впервые за долгий период встречаются законодательные положения, касающиеся душевнобольных и защиты общества от вреда, который может нанести душевнобольной своими показаниями по уголовному делу. Здесь же они приравниваются по статусу к глухонемым и малолетним.

Третий период - от издания Соборного Уложения до начала развития русского имперского законодательства. С восшествием на престол Петра I начинается новый этап развития русского законодательства. В основе русского имперского законодательства о юридическом положении душевнобольных лежит Устав Главного магистрата от 16 января 1721 г. В нем на местные магистраты возлагалась обязанность об устройстве больниц для призрения «сирых, убогих, больных и увечных» не только в крупных, но и в небольших городах [9]. Однако затем последовал Указ 1725 г., который вновь возлагал на монастыри обязанность по «приему и излечению» душевнобольных [16]. Проблема призрения душевнобольных вновь постепенно возвращалась в ведение монастырей, с учетом того что магистрат был упразднен после смерти Петра I. Затем вопрос об общественном призрении душевнобольных вообще не поднимался.

Указ 1723 г. определял порядок наблюдения за имуществом душевнобольного, а также впервые в истории русского законодательства вводил запрет на заключение браков с душевнобольными [5].

С началом царствования Екатерины II связано начало политики государственного призрения душевнобольных. В 1762 г. в Москве был создан первый «специальный дом» для призрения и лечения душевнобольных лиц [4]. Законодатель указом 1762 г. покровительствовал душевнобольным из дворянского сословия, впервые в истории разде-

лив единую категорию душевнобольных на сословия, уделяя особое внимание более привилегированному классу.

25 октября 1767 г. Сенат высказал новый взгляд на правовое положение душевнобольных: «Помешательство дает повод приравнять страдающих им с малолетними во всех делах их касающихся» [13]. Однако с момента издания данного указа прошло почти 30 лет, прежде чем был создан институт освобождения душевнобольных от юридической ответственности.

В начале XIX в. внимание обращалось в основном на законодательное регулирование способов призрения душевнобольных. В общих чертах намечались вопросы, связанные с охраной личности, имущественных прав душевнобольных, относящихся к привилегированному сословию в государстве - дворянству. Лица купеческого сословия и разночинцы обратили на себя внимание законодателя только в 1815 г. [7], о крестьянах же упоминается только в 1830 г. и то лишь по поводу их призрения и надзора за ними для предупреждения совершения ими действий, опасных для себя и окружающих [14].

До 1801 г. в законе отсутствовала процедура признания лица невменяемым, которая была введена указом Александра I. Законом были заложены основы освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии невменяемости. Устанавливается порядок освидетельствования данной категории лиц - посредством земской полиции и Врачебной управы, с последующим помещением в специализированные дома безумных при Приказе общественного призрения.

31 января 1827 г. Сенат определяет правила обжалования рассмотренных в совестных судах уголовных дел, участниками которых были душевнобольные [12]. В этом же году законодатель впервые оговаривает сроки и порядок содержания, а также освобождения душевнобольных, совершивших убийства и по приговору суда направленных в качестве альтернативы наказанию на принудительное содержание и лечение в специализированные дома сумасшедших.

В ст. 142 Законов уголовных издания 1832 г. было установлено общее правило, касающееся лиц, страдающих неизлечимыми болезнями [11]. Данная категория преступников освобождалась от телесных наказаний до выздоровления, это касалось и душевнобольных лиц.

В ноябре 1836 г. Государственный совет дополнительно разъяснил процессуальный порядок объявления судебных решений по уголовным делам, обвиняемыми в которых были лица, в момент совершения преступления находившиеся в «припадке временного отсутствия рассудка» [3].

В 1844 г. Государственный совет создает правила о производстве уголовных дел по убийствам,

совершенным лицами, страдающими психическими расстройствами [11]. Речь в данном случае шла не только об убийстве, но и о покушении на убийство и самоубийство.

Таким образом, активность законодателя в регулировании уголовно-процессуальных моментов, связанных с душевнобольными преступниками, проявляется в первой половине XIX в. [18]. Узаконения данного периода легли в основание Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и стали источником большинства норм, касающихся душевнобольных лиц в уголовном процессе [2].

Развитие призрения за душевнобольными в нашем государстве происходило в несколько этапов - от монастырского до благотворительного призрения. В дальнейшем законодатель постепенно подошел к необходимости не только государственного регулирования данного вопроса, но и реализации его за государственный счет.

Первым шагом в данном направлении было создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, когда закладывались основные принципы призрения, в том числе минимальность казенного финансирования заведений для призрения, которые существовали большей частью на пожертвования [17].

Создание Приказов общественного призрения сыграло основную роль по возложению на государство, помимо законодательного регулирования вопроса призрения, обязанности его финансирования, пусть и частичного, на начальных этапах.

Однако в русском законодательстве не устанавливалось никакой процедуры при приеме больных в общественные и частные заведения, а потому они руководствовались больничным уставом, установившейся практикой в каждой лечебнице. Соответственно этому принимались душевнобольные только по просьбе родственников или друзей. Как в домах умалишенных, находившихся в ведении Приказа общественного призрения, так в земских и в частных заведениях для душевнобольных прием больных предоставлялся на усмотрение руководящего врача заведения.

Таким образом, в период с XVIII до начала XIX в. можно говорить об образовании отдельного социального института в государстве - института общественного призрения, который в последующем будет развиваться, основываясь на законодательном опыте и принципах, сформировавшихся в описанный период [10].

Существовала определенная классификация душевнобольных по классовым, национальным, имущественным, должностным критериям, территориальной принадлежности. Данные аспекты, в частности, влияли на специфику проведения освидетельствования на предмет определения душевной болезни и на целый ряд моментов, касающихся

правового статуса данной категории людей [6]. Так, например, законодатель во второй половине XIX в. сформировал, по сути, отдельный нормативный институт обеспечения прав лиц, состоявших на государственной службе, подвергшихся психическому расстройству, а также членов их семей.

XIX в. представляется достаточно прогрессивным для отечественного законодательства о душевнобольных, которое стало более гуманным и менее классовым по своему назначению. Происходил процесс социализации законодательства. Общество обращало все больше внимания на душевнобольных граждан. Развивалась тенденция защиты и обеспечения непосредственно прав и интересов душевнобольных, кроме ограждения общества от «посягательств» с их стороны.

С XIX в. до начала XX в. законодатель создает ряд норм, связанных с учреждением специальных заведений для призрения и лечения душевнобольных. Увеличивается количество построек и количество мест в них, расширяется штат сотрудников, улучшается система финансирования отдельных домов для душевнобольных как государственного, так и частного характера. Поднимаются также вопросы, связанные с режимом содержания душевнобольных в этих заведениях.

Правительство проявляло особое участие в отношении так называемых казенных душевнобольных, т.е. лиц, состоящих в особых отношениях с государством, как-то: душевнобольные чиновники, совершившие преступления, или военнослужащие, страдающие психическими расстройствами. Государство создает специальные заведения для призрения последних при военных госпиталях и полках. Отдельную группу душевнобольных образовывали преступники, страдающие психическими расстройствами. Для них создавались особые заведения, специальные отделения при общих лечебницах для душевнобольных или же при тюрьмах. В них преимущественно помещались душевнобольные, совершившие преступление в состоянии болезни, а не заболевшие уже после судебного приговора.

Однако следует отметить, что юристы, врачи и общественные деятели того времени совершенно четко констатировали «неудовлетворительное положение дела призрения душевнобольных в империи, ничтожные, в большинстве случаев, результаты деятельности местных органов по устройству призрения, отсутствие системы, проникнутой одной общей идеей, затрудненность и даже невозможность для отдельных земств справляться с призрением душевнобольных, неравномерное развитие этого дела в отдельных областях и губерниях», что «существует необходимость государству принять на себя попечение о душевнобольных» [1, 8].

Разрешение проблемы катастрофической нехватки учреждений для призрения и лечения душевно-

больных лиц брали на себя, как правило, либо идейные врачи-психиатры (В.П. Сербский, П.И. Якобий, П.П. Кащенко и др.), либо различные общественные организации.

Одним из революционных решений по призрению душевнобольных явилась альтернатива переполненным клиникам и больницам для душевнобольных -колонии посемейного призрения. За основу был взят западноевропейский опыт, который с 1886 г. начал распространяться в России - с организации подобной колонии в Екатеринославской губернии. В 1899 г. постановлением Нижегородского губернского земского собрания была создана колония семейного призрения душевнобольных в городе Балахне Нижегородской губернии [7].

В России к середине XIX в. единого, цельного законодательства о душевнобольных не существовало. Высший надзор за призрением душевнобольных принадлежал министру внутренних дел и губернаторам. Разрешение на открытие частных лечебниц давал министр внутренних дел по представлению медицинского департамента. О каждом вновь принятом душевнобольном содержатели частных лечебниц обязаны были немедленно уведомить врачебного инспектора, который докладывал об этом губернатору. Других правил, определяющих быт этих лечебниц, не было.

В современном законодательстве отсутствует четкая регламентация защиты социальных прав и материальных ценностей лиц, страдающих психическими расстройствами, нет единой системы контроля за осуществлением опеки над данной категорией граждан. Не регламентируется возможность использования доходов больного (пенсии) на его нужды (лекарства) во время госпитализации в случае отсутствия опекуна, попечителя или родственников. Следует отметить, что система контроля за деятельностью опекунов и их ответственности была более четко разработанной в начале прошлого века, чем в современном законодательстве.

Как и на рубеже XIX-XX вв., так и на сегодняшний день отмечаются проблемы отсутствия достаточного количества медицинских кадров и психиатрических клиник, в том числе в отдаленных районах, а финансирование психиатрических клиник осуществляется по остаточному принципу. Однако в нашем распоряжении положительный исторический опыт: колонии-поселения для лечения, трудовой адаптации и социальной реабилитации душевнобольных лиц, образованные в 90-х гг. XIX в. и успешно развивавшиеся в начале XX в. в ряде губерний Российской империи, позволяли решать ряд указанных проблем. Тем более что в современной России данный опыт неофициально внедряется в жизнь. Возможно, государству следует обратить более пристальное внимание на указанные моменты.

Сведения об авторах

Хлапов Александр Львович - кандидат медицинских наук, начальник управления по правовой и кадровой работе Министерства здравоохранения Нижегородской области (Нижний Новгород) E-mail: [email protected]

Камаев Игорь Александрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России» E-mail: [email protected]

Поздеева Татьяна Васильевна - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой организации здравоохранения ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздрава России»

E-mail: [email protected]

Иванов Михаил Александрович - заместитель директора по организационно-методической работе ГБУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр» (Нижний Новгород) E-mail: [email protected]

Литература

1. Боткин Я.А. Как земства призирают душевнобольных (патронаж и трудовая помощь) // Трудовая помощь. -1909. - № 2. - С. 119-133.

2. Высочайше утвержденное Мнение Государственного совета распубликованное 5 января 1846 г. «О порядке свидетельствования в губернских присутствиях крестьян и крепостных людей находимых безумными» от 26.11.1845 г. // ПСЗ II. - Т. XX. - № 19468.

3. Высочайше утвержденное Мнение Государственного совета, распубликованное 22 февраля 1837 г. «О пояснении правил относительно принесения жалоб на решения совестных судов» от 31.12.1836 г. // ПСЗ II. - Т. XI. - № 9817.

4. Высочайше утвержденный доклад Сената «О постройке для безумных особенных домов и об отдаче имений, принадлежащих безумным, под надзор наследников» от 20.04.1762 г. // ПСЗ I. - Т. XV. - № 11509.

5. Именной указ, объявленный из Сената. В дополнение указа 1722 г. апреля 6 «О свидетельствовании в Сенате дураков» от 06.12.1723 г. // ПСЗ I. - Т. VII. - № 4385.

6. Канторович Я.А. Законы о безумных и сумасшедших, с разъяснениями по решениям Сената. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. - 128 с.

7. Кащенко П.П. Первый отчет по колонии посемейного призрения душевно-больных Нижегородского Губернского Земства в г. Балахне 29.10.1899 г. 01.01.1900 г. - Н. Новгород.: Тип. газеты «Волгарь», 1900. - 33 с.

8. Красовски Л. Распределение обязанностей попечения о психически ненормальных между органами публичного призрения // Трудовая помощь. - 1910. - № 5. -С. 463-475.

9. Регламент или устав главного магистрата, гл. XX о цитгау-зах (или смирительных домах) и гошпиталях (или больницах) от 16.01.1721 г. // ПСЗ I. - Т. VI. - № 3708.

10. Российское законодательство X-XX веков: тексты и комментарии: в 9 т. / Под общ. Ред. О.И. Чистякова. - М., 1984. -Т. 1. - С. 149, 162.

11. Свод законов Российской Империи: В 16 т. (СЗРИ). -СПб., 1845. - Т. XV (Устав о наказаниях уголовных и исправительных - УНУИ).

12. Сенатский указ «О единообразном производстве дел касающихся до совестных судов» от 31.01.1827 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание II. (ПСЗ II). - Т. III. - № 856.

13. Сенатский указ «О межевании земель, состоящих за безумными владельцами» от 25.10.1767 г. // ПСЗ I. -Т. XVIII. - № 12994.

14. Сенатский указ «О мерах предосторожности в содержании людей, впадающих внезапно в припадки сумасшествия» от 12.06.1830 г. // ПСЗ II. - Т. V. - № 3715.

15. Сенатский указ «Об отсылке беснующихся в Святейший синод для распределения их по монастырям» от 12.05.1725 г. // ПСЗ I. - Т. VII. - № 4718.

16. Сенатский указ, с изъяснением мнения Государственного совета «Об освидетельствовании безумных» от 08.06.1815 г. // ПСЗ I. - Т. XXXIII. - № 25876.

17. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи, часть I, гл. XXV «О приказе общественного призрения и его должности» от 07.11.1775 г. // ПСЗ I. -Т. XX. - № 14392.

18. Шунк В.Э. Правовой статус душевнобольных по российскому законодательству до издания Свода законов 1833 г. // Сборник научных трудов: В 2 ч. / Под ред. проф. В.М. Баранова, доц. М.А. Пшеничнова. - Н. Новгород, 2006. - Вып. 12. - Ч. 2. - С. 148-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.