Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / МУСУЛЬМАНСКИЕ СВЯТЫНИ / ХРИСТИАНСКИЕ СВЯТЫНИ / ЗИЯРАТ / ПАЛОМНИЧЕСТВО / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абасова Аният А.

Цель. В статье рассматриваются вопросы развития религиозного туризма в Республике Дагестан, как экскурсионно - познавательной и религиоведческой направленности, так и паломнических туров. Обсуждение. Рекреационный потенциал республики - многочисленные культовые объекты, памятники духовной культуры и культурно - исторические комплексы, благоприятные природно - климатические условия, теплое Каспийское море и песчаные пляжи, уникальные природные объекты - Сулакский каньон, бархан Сарыкум, Салтинский подземный водопад, Самурский лес, Тоботский водопад, величественные горы - привлекли в Дагестан за последние годы большое количество гостей. В течение 2022 года республику посетило более полутора миллиона человек, в то время как численность населения в самой республике составляет три миллиона. Ввиду того, что на территории современного Дагестана до распространения ислама имели место язычество, зороастризм, иудаизм и христианство, то на дагестанской земле сохранились культовые объекты, связанные с этими религиями. Конечно, самая многочисленная группа культовых мест связана с исламом. Заключение. Наличие в Дагестане святынь, связанных не только с исламом, но и христианством, позволяет развивать в республике религиозный туризм не только экскурсионно - познавательной и религиоведческой направленности, но и паломнические туры для верующих граждан страны, что, несомненно, будет способствовать воспитанию веротерпимости, толерантности и взаимопониманию представителей разных вероисповеданий и сделает Дагестан еще более привлекательным для гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF RELIGIOUS TOURISM IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Aim. The article deals with the development of religious tourism in the Republic of Dagestan as excursions, educational and religious studies and pilgrimage tours. Discussion. The recreational potential of the republic includes numerous places of worship, monuments of spiritual culture and cultural and historical complexes, favourable natural and climatic conditions, the warm Caspian Sea and sandy beaches and unique natural objects, such as the Sulak Canyon, the Sary-Kum dune, the Saltinsky underground waterfall, the Samur forest, the Tobotsky waterfall, majestic mountains, which have attracted a large number of guests to Dagestan in recent years. During 2022, more than one and a half million people visited the republic, while the population in the republic itself is three million. In view of the fact that paganism, Zoroastrianism, Judaism and Christianity were practiced on the territory of modern Dagestan before the spread of Islam, cult objects associated with these religions have been preserved. Of course, the largest group of places of worship is associated with Islam. Conclusion. The presence in Dagestan of shrines associated not only with Islam, but also with Christianity, makes it possible to develop religious tourism in the republic not only in the form of excursions and educational and religious studies, but also pilgrimage tours for believing citizens of the country, which will undoubtedly contribute to the education of religious tolerance and mutual understanding of representatives of different religions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

Обзорная статья / Review article

УДК 21/29-029: 379.85

DOI: 10.18470/1992-1098-2023-2-161-167

К вопросу о развитии религиозного туризма в Республике Дагестан

Аният А. Абасова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Контактное лицо

Аният А. Абасова, кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и истории религии и культуры, Дагестанский государственный университет; 367001 Россия, г. Махачкала, ул. Дзержинского, 12. Тел. +79886455081 Email abasova65@mail.ru ORCID https://orcid.org/0009-0007-9843-071X

Формат цитирования

Абасова А.А. К вопросу о развитии религиозного туризма в Республике Дагестан // Юг России: экология, развитие. 2023. Т.18, N 2. C. 161-167. DOI: 10.18470/1992-1098-2023-2-161-167

Получена 25 ноября 2022 г.

Прошла рецензирование 27 января 2023 г.

Принята 6 февраля 2023 г.

Резюме

Цель. В статье рассматриваются вопросы развития религиозного туризма в Республике Дагестан, как экскурсионно-познавательной и религиоведческой направленности, так и паломнических туров. Обсуждение. Рекреационный потенциал республики -многочисленные культовые объекты, памятники духовной культуры и культурно-исторические комплексы, благоприятные природно-климатические условия, теплое Каспийское море и песчаные пляжи, уникальные природные объекты - Сулакский каньон, бархан Сары-кум, Салтинский подземный водопад, Самурский лес, Тоботский водопад, величественные горы - привлекли в Дагестан за последние годы большое количество гостей. В течение 2022 года республику посетило более полутора миллиона человек, в то время как численность населения в самой республике составляет три миллиона. Ввиду того, что на территории современного Дагестана до распространения ислама имели место язычество, зороастризм, иудаизм и христианство, то на дагестанской земле сохранились культовые объекты, связанные с этими религиями. Конечно, самая многочисленная группа культовых мест связана с исламом. Заключение. Наличие в Дагестане святынь, связанных не только с исламом, но и христианством, позволяет развивать в республике религиозный туризм не только экскурсионно-познавательной и религиоведческой направленности, но и паломнические туры для верующих граждан страны, что, несомненно, будет способствовать воспитанию веротерпимости, толерантности и взаимопониманию представителей разных вероисповеданий и сделает Дагестан еще более привлекательным для гостей.

Ключевые слова

Дагестан, религиозный туризм, мусульманские святыни, христианские святыни, зиярат, паломничество, Армянская апостольская церковь.

© 2023 Авторы. Юг России: экология, развитие. Это статья открытого доступа в соответствии с условиями Creative Commons Attribution License, которая разрешает использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии правильного цитирования оригинальной работы.

On the issue of the development of religious tourism in the Republic of Dagestan

Aniyat A. Abasova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia

Principal contact

Aniyat A. Abasova, Docent, Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University; 12 Dzerzhinsky St, Makhachkala, Russia 367001.

Tel. +79886455081

Email abasova65@mail.ru

ORCID https://orcid.org/0009-0007-9843-071X

How to cite this article

Abasova A.A. On the issue of the development of religious tourism in the Republic of Dagestan. South of Russia: ecology, development. 2023, vol. 18, no. 2, pp. 161-167. (In Russian) DOI: 10.18470/19921098-2023-2-161-167

Received 25 November 2022 Revised 27 January 2023 Accepted 6 February 2023

Abstract

Aim. The article deals with the development of religious tourism in the Republic of Dagestan as excursions, educational and religious studies and pilgrimage tours.

Discussion. The recreational potential of the republic includes numerous places of worship, monuments of spiritual culture and cultural and historical complexes, favourable natural and climatic conditions, the warm Caspian Sea and sandy beaches and unique natural objects, such as the Sulak Canyon, the Sary-Kum dune, the Saltinsky underground waterfall, the Samur forest, the Tobotsky waterfall, majestic mountains, which have attracted a large number of guests to Dagestan in recent years. During 2022, more than one and a half million people visited the republic, while the population in the republic itself is three million. In view of the fact that paganism, Zoroastrianism, Judaism and Christianity were practiced on the territory of modern Dagestan before the spread of Islam, cult objects associated with these religions have been preserved. Of course, the largest group of places of worship is associated with Islam.

Conclusion. The presence in Dagestan of shrines associated not only with Islam, but also with Christianity, makes it possible to develop religious tourism in the republic not only in the form of excursions and educational and religious studies, but also pilgrimage tours for believing citizens of the country, which will undoubtedly contribute to the education of religious tolerance and mutual understanding of representatives of different religions.

Key Words

Dagestan, religious tourism, Muslim shrines, Christian shrines, ziyarat, pilgrimage, Armenian Apostolic Church.

© 2023 The authors. South of Russia: ecology, development. This is an open access article under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited.

ВВЕДЕНИЕ

Дагестан богат уникальным природным и культурным наследием, которое формировалось веками на основе взаимодействия разнообразных природных, экономических, этнокультурных и исторических факторов. В Дагестане проживают более тридцати народностей, говорящих более чем на тридцати языках и семидесяти диалектах, с богатым духовным наследием и самобытной национальной культурой. Наша республика обладает разнообразными бальнеологическими и природно-климатическими ресурсами, и уникальными культурно-историческими комплексами, многие из которых и в настоящее время являются живыми очагами традиционной культуры. На территории Дагестана находятся 6474 памятника архитектуры, истории и культуры, из которых 1994 являются памятниками федерального значения и 40 находятся под охраной ЮНЕСКО [1].

Город Дербент и древние аулы горного Дагестана, богатые уникальной архитектурой, духовным наследием и памятными историческими событиями, и сегодня хранят в себе множество культурных пластов различных эпох.

Многие горные аулы сохранили народные промыслы, свой неповторимый архитектурный облик, традиционные виды землепользования (например, террасированные поля), памятники духовной культуры. И все это богатство можно и нужно использовать для развития туристической индустрии в республике.

В настоящее время в республике много внимания уделяется развитию различных видов туризма: горного и этнотуризма, культурно-познавательного, приключенческого, охотничьего, экологического, религиозного (экскурсионно-познава-тельные туры, паломничество к «святым» местам и к памятникам духовной культуры) и т.д. [2].

О том, что Дагестан востребован на внутреннем рынке туризма РФ свидетельствует тот факт, что с каждым годом количество туристов, посещающих нашу республику, все увеличивается. Так, согласно данным Министерства туризма РД, если в 2017 году в Дагестане побывали 608 тысяч человек, то в 2018 году республику посетили уже около 700 тысяч, в 2019 году - 850 тысяч [3], в 2020 году - 840 тысяч, в 2021 году - 1 миллион 85 тысяч туристов [4], а в 2022 году - уже более полутора миллионов человек [5]. По итогам национального туристического рейтинга 2021 года, Дагестан вошел во вторую «серебряную» группу, заняв 57 место в рейтинге [6].

Сегодня гостям республики доступны 45 паспортизированных туристических маршрутов, из которых 13 являются брендовыми. В 2021 году создана Ассоциация туристской индустрии РД, объединившая предприятия туристско-рекреационной и отельно-ресторанной индустрии республики. Правительством Республики Дагестан также предпринимаются меры по развитию инфраструктуры на территориях туристских кластеров [7].

ОБСУЖДЕНИЕ

Мусульманские святыни Дагестана Традиционно религиозный туризм подразделяется на паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности, а также научно-исследовательские экспедиции религиовед-

ческой направленности [8]. Религиозное паломничество, можно сказать, является самым древним видом туризма.

Развитие религиозного туризма, на наш взгляд, способствовало бы воспитанию толерантности, веротерпимости и взаимопониманию представителей разных культур и конфессий, а также способствовало бы сохранению многообразного историко-культурного и духовного наследия Дагестана.

До распространения и утверждения ислама в республике, на территории Дагестана имели место такие религии, как язычество, иудаизм, зороастризм и христианство, которые оставили отпечаток в материальной и духовной культуре народов Дагестана.

В Республике Дагестан находится более 8,7 тысяч памятников истории и духовной культуры федерального, регионального и муниципального значения (данные за 2010 год), большая часть которых являются культовыми объектами.

Все религиозные объекты, находящиеся на древней земле Дагестана, можно объединить в следующие группы: это святые места, возникшие еще до распространения монотеистических религий в Дагестане, связанные с мифологией и язычеством, святые места и памятники духовной культуры, связанные с распространением христианства и ислама [9].

Самые древние культовые объекты в Дагестане связаны с домонотеистической мифологией и древними историческими событиями. Как считают дагестанские исследователи они «встроены в структуру религиозного самосознания дагестанцев через гипостезированный объект - «священное место», в качестве которого, как правило, выступает какой-нибудь уникальный памятник природы - дерево, гора и пр. [9]. Практически, почти в каждом районе республики имеются такие почитаемые «святые места». Например, гора Шалбуздаг (у лезгин), гора Вацилу (у лакцев), горы Седло и Адалла-Шухгельмеэр (у аварцев), горы Моду и Бахарган (у андийцев), гора Джуфудаг (у кайтагцев, агульцев и табасаранцев), природный скальный мост Кужник (для жителей Табасаранского и Кайтагского районов) и др.

Наибольшее количество культовых мест связано с периодом проникновения и утверждения самой молодой мировой религии - ислама в Дагестане.

Места паломничества в Дагестане, связанные с исламом, можно объединить в следующие 3 группы: культовые объекты, связанные с историей становления мусульманства в Дагестане; культовые объекты (зияраты), связанные с именами видных дагестанских мусульманских ученых и шейхов; культовые места, связанные с событиями Кавказской войны 1817-1864 годов.

Культовыми объектами, связанными с историей распространения и утверждения ислама в Дагестане являются: пещера Дюрк, расположенная в Табасаранском районе в окрестностях селения Хустиль, где по преданию хранился меч арабского полководца Масламы, распространявшего ислам в Дагестане; кладбище «Кырхляр» в городе Дербенте, расположенное у северной городской стены, напротив ворот Кырхляр-капы, где захоронены сорок воинов-шахидов, погибших за веру; крепость Кала-Корейш в

Дахадаевском районе, неподалеку от селения Уркарах; зиярат у могилы Абу-Муслима в селении Хунзах и др.

Мест поклонения - зияратов, связанных с именами шейхов, ученых арабистов и устазов, также немало в республике. Паломниками активно посещаются шестьдесят шесть зияратов в Дагестане [9]. В их числе такие, как мазар шейха Гаджиэфенди Рамазана Штульского (19 в.) в селении Штул Курахского района, зиярат в старом Яраге - мечеть и медресе на родине шейха Мухаммада Яраги, а также его могила в селении Согратль, зиярат арабиста Хаджи-Мусы-Хаджи из Кукни, шейха Абдулхаджи в селении Урахи Сергокалинского района, в селении Верхнее Казанище Буйнакского района - шейха Сайфуллах-кади Халид Башларова, шейха Хасана-Хельми афанди и Мухаммада-Арифа афанди, сына Хасана Хилми из Кахиба, в селении Нижнее Казанище - зиярат ученого-арабиста Абдурахмана-Хаджи из Согратля, в селении Кахиб Шамильского района - зиярат трех шейхов: Хасана-Хилми афанди, Хабибула Хаджи и Мухаммада афанди, зиярат шейха М.Согратлинского (19 в.), шейха Ильяса Махмуда из селения Цудахар (19 в.), устаза Абдулхаджи из Гимры и т.д.

Среди культовых мест, связанных с событиями Кавказской войны отметим такие, как зиярат у гробницы первого имама Дагестана Гази Мухаммада в селении Гимры Унцукульского района, зиярат около гимринской башни, зиярат родителей имама Шамиля, зиярат сподвижников и наибов имама Шамиля -Магомедхана, Джабраила Газиява, Инквачил Дибира и

др.

Памятными местами, связанными с Кавказской войной являются гора Ахульго с мемориально-историческим комплексом в память о трагических событиях 1839 года, местность Хициб у подножия горы Турчи-даг с мемориальным комплексом «Ватан», окрестности селения Буршаг в Агульском районе, где сохранились два кладбища шахидов - воинов наиба Хаджи Мурата, погибших 11 июля 1851 года в сражении с солдатами князя Аргунтинского, а также Хунзахское и Гунибское плато с находящимися на них остатками оборонительных сооружений и др.

Относительно развития религиоведческого направления религиозного туризма, то дагестанские исследователи увязывают его с старинными мечетями [9]. В Дагестане расположено немалое число старинных мечетей: например, древнейшая мечеть не только в Российской Федерации, но и на всем постсоветском пространстве - Джума-мечеть в городе Дербенте, построенная в 733-734 годах как кафедральная соборная мечеть аль Масжид-ул-Джамии, для совершения общего пятничного намаза. Также древнейшими являются мечеть «Хьуюмизин» в Кумухе, построенная в 778 году, мечеть ХШ века в селении Кала-Корейш Дахадаевского района, мечеть в селении Рича Агульского района, разрушенная монголами и в 1239 году восстановленная местными жителями, мечеть в селении Кунки Дахадаевского района, построенная в 1662-1663 годах мастером Кавтаром и др. [10, с.58].

Немалый интерес представляет расположенный в Южном Дагестане в селении Цахур Рутульского района медресе университетского типа «Низамия», основанный в 1075 году и являющийся не только самым древним мусульманским религиозным учебным заведением на Северном Кавказе, но и на территории

Российской Федерации [11]. Несмотря на коллизии времени, которые разрушали здание медресе и меняли его предназначение (так, в советский период, в 1936 году в ней располагалась местная общеобразовательная школа), в настоящее время она восстановлена жителями селения, которые открыли в стенах старинного медресе мечеть. Сохранилась также часть библиотеки медресе, в том числе и очень редкие экземпляры рукописных Коранов, самый древний из которых датируется 16 веком [12].

Минтуризмом Республики Дагестан разработаны маршруты для гостей и ее жителей, имеющих целью ознакомить с памятниками духовной культуры. Это такие, как «Древние свидетели распространения ислама в Дагестане», «Древний Дербент», «По местам Кавказской войны» и др.

Туризм религиозной направленности имеет некоторые особенности, которые следует учитывать при организации религиозного паломничества [13]. Необходимо благоустраивать религиозные достопримечательности и культовые объекты, учитывая потребности верующих людей. Например, нужны специально отведенные и благоустроенные места для совершения ритуального омовения и молитвы, еда должна быть приготовлена согласно нормам шариата, учитывать особенности приема пищи в месяц Рамазан (для мусульман) и во время соблюдения христианского поста и т.п.

Христианские святыни Дагестана Рекреационный потенциал Дагестана, на наш взгляд, позволяет организовывать экскурсионно-познава-тельные религиозные и паломнические туры не только для экскурсантов, являющихся мусульманами, но и для тех, кто исповедует христианство.

Распространение христианства в Дагестане происходило в течение многих веков, большую роль в котором сыграли Албания, Армения, Византия и Иберия.

Наиболее ранние сведения о распространении христианства в прикаспийских районах Дагестана содержатся в произведении Фавстоса Бузанда «История Армении» [10, С.39].

Христианство стало распространяться во всей Кавказской Албании, куда входила часть территории Дагестана, а также в город Дербент с середины I века. По некоторым источникам, албанский царь Урнайр вместе со своим войском и другими албанскими князьями в 313 году принял крещение от Святого Григория Просветителя. В V-VII веках город Дербент уже выступает главным центром распространения христианства в приморском Дагестане. Именно в Дербенте, по свидетельству раннесредневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского, вплоть до середины VI века находилась резиденция патриархов Албанской церкви.

Огромный интерес представляет расположенный в Южном Дагестане, в селении Нюгди, расположенном в тридцати километрах от древнего города Дербента, церковь Святого Григориса, который является одним из древнейших памятников христианства не только в Дагестане, но и, смеем предположить, на территории Российской Федерации.

Храм возведен на месте мученической гибели в первой половине IV века святого Григориса - внука Григория Просветителя, который был первым католи-

косом Армянской апостольской церкви. По некоторым данным, он был воздвигнут в 337 году. Согласно источникам, по просьбе албанских правителей пятнадцатилетний Григорис был рукоположен в епископы Иверии и Албании в тридцатые годы IV века. Приехав в Прикаспийскую область, населенную маскутами-язычниками, он начал проповедническую миссию. Однако вскоре юного Григориса привязали к хвосту коня и обрекли на мучительную смерть. Точная дата его мученической смерти неизвестна. Впоследствии, место его гибели стало святым местом и не только для христиан.

Первое письменное упоминание о храме (часовне) Святого Григориса относятся к 1857 году, когда свои впечатления о ней оставил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян.

До начала ХХ века она сохранилась в виде небольшой часовни, на которой у входа была надпись, сообщавшая, что она была отреставрирована армянским купеческим родом в 1879 году.

В начале ХХ века, а точнее в 1916 году, два брата - Григор и Лазарь из армянского рода Ванецянц, построили на месте часовни небольшую церковь. Об этом гласит надпись над входом в церковь на армянском языке: «Храм построен на месте мученичества св.Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916».

В 2004 году Союз армян России при непосредственной поддержке местных органов власти разобрали храм и заново отстроили.

В настоящее время ежегодно в день поминовения Святого Григориса, в предпоследнее воскресенье августа, в селение Нюгди приезжают паломники. В основном это армяне. Уже более пятнадцати лет в Нюгди для совершения службы в храме Святого Григориса приезжает настоятель кисловодской армянской церкви Тер Саркис. Впервые за сто лет - в 2019 году, в храме совершили литургию. В настоящее время в храме Святого Григориса совершают такие христианские таинства, как крещение и венчание [14].

Нельзя не отметить тот факт, что данный храм сохранился благодаря местному населению, которое всегда почитало это место как святое. Ключ от храма хранится в местной мусульманской семье.

С VII века в Горном Дагестане начинается распространение христианства из Грузии. Археологические раскопки в Верхне-Чирюртовском городище (керамические и золотые кресты, остатки часовен и др.) свидетельствуют о проникновении христианства в V-VI веках среди гуннов и других племен равнинного Дагестана. В этот же период христианство начинает проникать в Горный Дагестан.

Благодаря дагестанской археологической экспедиции 1955-1959 годов в Хунзахском, Гунибском, Цумадинском и Шамильском районах республики были обнаружены находки, подтверждающие распространение христианства среди жителей этих районов. Это каменные кресты и погребальный инвентарь, датируемый !Х веком, погребальные сооружения, ориентированные на юго-восток, представляющие собой узкие каменные гробницы с деревянными гробами [10, С.38-39].

Особый интерес для развития религиозного туризма представляет, на наш взгляд, христианский храм Датуна, расположенный в Шамильском районе республике, вблизи селения Датуна. Это небольшая христианская церковь построена в конце Х - начале Х! веков в живописнейшем месте, внутри скального каньона в ущелье Хатан-Бучер-Кхол, по форме напоминающая грузинскую церковь в Спети. Храм построен из местного камня. Возможно, там жили монахи, так как в одной из частей постройки имеются двойные стены, в которых расположены кельи. Церковь имеет три входа. По некоторым данным, еще в начале ХХ века на стенах можно было разглядеть фрески. Несколько лет назад храм Датуна был отреставрирован. В настоящее время он является одним из посещаемых мест во время экскурсионных поездок в Горный Дагестан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в Дагестане, кроме значительного количества святынь, связанных с исламом, находятся и древнейшие святыни христианского мира.

Что касается паломничества к мусульманским святыням, то их можно разделить на святые места, связанные с распространением ислама в Дагестане; святые места, связанные с именами известных религиозных деятелей, ученых-арабистов, шейхов и, наконец, святые места, связанные с событиями Кавказской войны 1817-1864 годов [9].

В Дагестане достаточно сильно развито религиозное паломничество, как один из видов внутреннего религиозного туризма. Это посещение дагестанцами, как группами, семьями, так и индивидуально, зияратов, святых мест и памятников религиозной культуры. Наиболее посещаемыми, не только дагестанцами, но и гостями республики являются: кладбище «Кырхляр» и старинная Джума мечеть в древнем Дербенте, гора Шалбуздаг с пиром (так называются святые места в районах Южного Дагестана) святого Сулеймана, зиярат на горе Ахульго в Унцукульском районе, зиярат первого имама Дагестана Газимагомеда в Гимринском ущелье, пещера Дюрк около селения Хустиль Табасаранского района, зиярат в селении Калакорейш и др. В целом, в республике около трех тысяч зияратов, шестьдесят шесть из которых являются наиболее посещаемыми. Ко многим зияратам и святым местам, расположенным в различных районах и селах Дагестана, приходят жители местного аула или окрестных сел.

На наш взгляд, следует также более тщательно разработать и широко рекламировать туристские маршруты, связанные с посещением древнейших христианских святынь - храма Святого Григориса в селении Нюгди Дербентского района и Храма Датуна в Шамильском районе республики.

Благодаря наличию в республике большого разнообразия культовых памятников, религиозных объектов и памятников истории, уникальных культурно-исторических комплексов, у Дагестана имеются практически все условия для развития религиозного туризма, как экскурсионно-познавательной и религиоведческой направленности, так и религиозного паломничества к святыням двух монотеистических религий - христианства и ислама.

Таким образом, развитие религиозного туризма в Дагестане способствовало бы увеличению туристи-

ческого потока в республику Дагестан, сохранению историко-культурного и духовного наследия дагестанцев, воспитанию веротерпимости, толерантности, а также взаимопониманию представителей разных конфессий и культур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абасова А.А. К вопросу о возрождении древних аулов Дагестана // Юг России: экология, развитие. 2018. Т. 13. N 1. С. 21-29. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-1-21-29

2. Постановление Правительства РД от 16 июля 2019г. №163 об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан». URL: https: // www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-16-iyulya-2019-g-163-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-respubliki-dagestan-razvitie-turistsko-rekreatsionnogo-kompleksa-i-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslov-v-respublike-dagestan.html (дата обращения: 27.03.2022)

3.Турпоток в Дагестан за девять месяцев 2021 года на 34% превысил прошлогодние показателию. Общество - ТАСС. URL:

https://tass.ru/obschestvo/12678329?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe rrer=yandex.ru (дата обращения: 12.03.2022)

4. Более миллиона туристов посетили Дагестан в 2021 году. URL:

https://tass.ru/obschestvo/13450855?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe rrer=yandex.ru (дата обращения: 12.03.2022)

5. Более 1,5 млн туристов посетили Дагестан. Информационный портал РИА "Дагестан". URL: https://riadagestan.ru/news/the_government_of_the/bolee_1 _5_mln_turistov_posetili_dagestan/?ysclid=lav7lhhk9o259357 072 (дата обращения: 23.11.2022)

6. Национальный туристический рейтинг - 2021. Национальный рейтинг. // URL: http: // russia-rating.ru/info/20156.html (дата обращения: 01.04.2022)

7. 52 участка дорог, ведущих к туристическим объектам, реконструируют в Дагестане. URL: http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/52-uchastka-dorog-vedushchikh-k-turisticheskim-ob-ektam-rekonstruiruyut-v-dagestane.html (дата обращения: 01.04.2022)

8. Байнова М.С., Рудзе О.В. Религиозный туризм: понятие и виды // Сборник трудов государственного, муниципального управления и социальной инженерии. Москва, 2016. С. 6-10.

9. Гусенова Д.А., Курбанова А.М. Основные контуры потенциала развития религиозного туризма в Дагестане // Исламоведение. 2012. N 3. С. 46-51.

10. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ. 1996. 110 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Джабраилов К. Цахурское медресе - старейшее учебное заведение университетского типа. МК Дагестан. URL: https://mkala.mk.ru/articles/2015/08/04/cakhurskoe-medrese-stareyshee-uchebnoe-zavedenie-universitetskogo-tipa.html (дата обращения: 01.04.2022)

12. Медресе аула Цахур - уникальный памятник мемориальной и духовной культуры горцев. URL: https://rgvktv.ru/kultura/41731 (дата обращения: 01.04.2022)

13. Гранкина С.В., Кожеватова А.С. Современное состояние развития религиозного туризма // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. N 2-1. С. 148-152. https://doi.org/: 10.46554/ScienceXXI-2021.10-2.1-pp.148

14. Шихкеримова Г. Дом с историей. Армянский храм в Дагестане - место гибели христианского святого. URL: http: //etokavkaz.ru/istoriya/dom-s-istoriei-armyanskii-khram-v-dagestane-mesto-gibeli-khristianskogo-svyatogo (дата обращения: 16.03.2022)

REFERENCES

1.Abasova A.A. On the question of the revival of the ancient mountain villages (auls) of Daghestan. South of Russia: ecology, development, 2018, vol. 13, no. 1, pp. 21-29. (In Russian) https://doi.org/DOI: 10.18470/1992-1098-2018-1-2129

2. Postanovlenie Pravitel'stva RD ot 16 iyulya 2019g. №163 ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Respubliki Dagestan «Razvitie turistsko-rekreatsionnogo kompleksa i narodnykh khudozhestvennykh promyslov v Respublike Dagestan» [Decree of the Government of the Republic of Dagestan dated July 16, 2019 No. 163 on approval of the state program of the Republic of Dagestan "Development of the tourist and recreational complex and folk art crafts in the Republic of Dagestan"]. Available at: https: // www.e-dag.ru/2013-05-27-06-54-30/postanovleniya-pravitelstva-rd/postanovlenie-pravitelstva-rd-ot-16-iyulya-2019-g-163-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-programmy-respubliki-dagestan-razvitie-turistsko-rekreatsionnogo-kompleksa-i-narodnykh-khudozhestvennykh-promyslov-v-respublike-dagestan.html (accessed 27.03.2022)

3. Turpotok v Dagestan za devyat' mesyatsev 2021 goda na 34% prevysil proshlogodnie pokazateli. Obshchestvo - TASS [The flow of tourists to Dagestan in the first nine months of 2021 exceeded last year's figures by 34% - Society - TASS]. Available at:

https://tass.ru/obschestvo/12678329?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe rrer=yandex.ru (accessed 12.03.2022)

4. Bolee milliona turistov posetili Dagestan v 2021 godu [More than a million tourists visited Dagestan in 2021]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/13450855?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_refe rrer=yandex.ru (accessed 12.03.2022)

5. Bolee 1,5 mln turistov posetili Dagestan. Informatsionnyi portal RIA "Dagestan" [More than 1.5 million tourists visited Dagestan. Information portal of RIA "Dagestan"]. Available at: https://riadagestan.ru/news/the_government_of_the/bolee_1 _5_mln_turistov_posetili_dagestan/?ysclid=lav7lhhk9o259357 072 (accessed 23.11.2022)

6. Natsional'nyi turisticheskii reiting - 2021. Natsional'nyi reiting [National Tourism Rating - 2021. National rating]. Available at: https://russia-rating.ru/info/20156.html (accessed 01.04.2022)

7. 52 uchastka dorog, vedushchikh k turisticheskim ob"ektam, rekonstruiruyut v Dagestane [52 sections of roads leading to tourist sites are being reconstructed in Dagestan]. Available at: http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/52-uchastka-dorog-vedushchikh-k-turisticheskim-ob-ektam-rekonstruiruyut-v-dagestane.html (accessed 01.04.2022)

8. Baynova M.S., Rudze O.V. Religious tourism: concept and types. In: Sbornik trudov gosudarstvennogo, munitsipal'nogo upravleniya isotsial'noi inzhenerii [Collection of works of state, municipal management and social engineering]. Moscow, 2016, pp. 6-10. (In Russian)

9. Gusenova D.A., Kurbanova A.M. The main contours of the potential for the development of religious tourism in Dagestan. Islamovedenie [Islamovedenie]. 2012, no. 3, pp. 4651. (In Russian)

10. Kurbanov M.R., Kurbanov G.M. Religiya v kul'ture narodov Dagestana [Religion in the culture of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, CPI DSU Publ., 1996, 110 p. (In Russian)

11. Dzhabrailov K. Tsakhurskoe medrese - stareishee uchebnoe zavedenie universitetskogo tipa. MK Dagestan [Tsakhur Madrasah - the oldest educational institution of the university

type. MK Dagestan]. Available at: https://mkala.mk.ru/articles/2015/08/04/cakhurskoe-medrese-stareyshee-uchebnoe-zavedenie-universitetskogo-tipa.html (accessed 01.04.2022)

12. Medrese aula Tsakhur - unikal'nyi pamyatnik memorial'noi i dukhovnoi kul'tury gortsev [The madrasah of the village of Tsakhur is a unique monument of the memorial and spiritual culture of the highlanders]. Available at: https://rgvktv.ru/kultura/41731 (accessed 01.04.2022)

13. Grankina S.V., Kozhevatova A.S. The current state of development of religious tourism. Science of the XXI century:

actual directions of development, 2021, no. 2-1, pp. 148-152. (In Russian) https://doi.org/: 10.46554/ScienceXXI-2021.10-2.1-pp.148

14. Shikhkerimova G. Dom s istoriei. Armyanskii khram v Dagestane - mesto gibeli khristianskogo svyatogo [House with history. The Armenian temple in Dagestan is the place of the death of a Christian saint]. Available at:

https://etokavkaz.ru/istoriya/dom-s-istoriei-armyanskii-khram-v-dagestane-mesto-gibeli-khristianskogo-svyatogo (accessed 16.03.2022)

КРИТЕРИИ АВТОРСТВА

Аният А. Абасова собрала материал и проанализировала. Автор написала рукопись и несет ответственность при обнаружении плагиата и самоплагиата или других неэтических проблем.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

AUTHOR CONTRIBUTIONS

Aniyat A. Abasova collected the material and analysed. The author wrote the manuscript and is responsible for plagiarism, self-plagiarism and other ethical transgressions.

NO CONFLICT OF INTEREST DECLARATION

The author declares no conflict of interest.

ORCID

Аният А. Абасова / Aniyat A. Abasova https://orcid.org/0009-0007-9843-071X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.