Научная статья на тему 'К вопросу о развитии предметных компетенций педагога профессионального обучения'

К вопросу о развитии предметных компетенций педагога профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL TRAINING TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF COMPETENCE / DEVELOPMENT OF COMPETENCES / INDUSTRIAL COMPETENCE / SUBJECT COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Татьяна Степановна

Приведен теоретический анализ понятий «формирование компетентности», «развитие компетенций»; раскрыто содержание предметных компетенций педагога профессионального обучения: технологической, конструкторской, дизайнерской, технической, организационно-производственной, организационно-коммерческой, экономической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the development of the professional training teacher's subject competences

Concepts «formation of competence», «development of competences» are analyzed. The content of the professional training teacher's subject competences is revealed. It includes technological, design, constructional, technical, organization and industrial, organization and commercial, economical competences.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии предметных компетенций педагога профессионального обучения»

ные и прикладные исследования. - Л., 1990. - С. 75-82.

5. Амбрумова А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: Изд-во института им. В.М. Бехтерева, 1991. - С. 29-36.

6. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Социальная поддержка и наркомания // Обозре-

ние психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1995. № 1. С. 20-28.

7. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - 124 с.

УДК 37.01 ББК 74.5

Т.С. Шумейко

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Приведен теоретический анализ понятий «формирование компетентности», «развитие компетенций»; раскрыто содержание предметных компетенций педагога профессионального обучения: технологической, конструкторской, дизайнерской, технической, организационно-производственной, организационно-коммерческой, экономической.

Ключевые слова: формирование компетентности, развитие компетенций, профессиональная компетентность педагога профессионального обучения, производственная компетентность, предметные компетенции.

В современном образовательном пространстве актуальным становится ком-петентностный подход к подготовке специалистов, с позиций которого обучающимся должна быть не просто передана сумма знаний, умений и навыков, гораздо важнее привить им «умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества» [1, с. 44]. Компетент-ностный подход означает «постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономическо-го, информационно и коммуникационно

насыщенного пространства» [2, с. 138]. В соответствии с данным подходом «предлагается основным результатом деятельности образовательного учреждения сделать набор ключевых компетенций, а одним из критериев его работы считать компетентность выпускников» [3, с. 5].

Таким образом, с позиций компетент-ностного подхода качество подготовки специалиста определяется его компетентностью. Большинство ученых различает понятия «компетентность» и «компетенция». Так, И.А. Зимняя отмечает, что различие между понятиями «компетенция» и «компетентность», «где последнее трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека», - было заложено уже в 60-х гг. прошлого века [4, с. 35].

Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского, который указывает на необхо-

ш о

га ч

ч: а>

ЕЗ

о

димость различать понятия «компетенция» и «компетентность»: «мы будем пытаться разделять данные понятия, имея ввиду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)» [5]. Таким образом, под компетенцией мы понимаем некоторое нормативное качество, к формированию которого следует стремиться, а под компетентностью - уже сложившееся качество специалиста.

Придерживаясь позиции Г. Селевко, профессиональную компетентность мы рассматриваем как «компетентность в области отдельных классов или групп профессий», а предметную - в более узком смысле, как «компетентность в конкретном деле (специальность)» [2, с. 141].

Далее остановимся на сущности понятия «развитие компетенций» и его соотношении с понятием «формирование компетентности».

Сопоставляя дефиниции «формирование компетентности» и «развитие компетенций», мы пришли к следующему выводу. Формирование компетентности специалиста - это специально организованный педагогический процесс ее становления и развития, предполагающий систематизированное накопление в ее содержании позитивных количественных и качественных изменений, позволяющих эффективно организовывать и осуществлять профессиональную деятельность [6, с. 12]. Процесс формирования компетентности специалиста мы рассматриваем как процесс становления и развития реальных качеств, относящихся к конкретной личности. Можно судить о фактически достигнутом уровне сформиро-ванности компетентности конкретного специалиста, который может быть более высоким или низким.

Понятие «развитие компетенций» мы трактуем, интегрируя философский смысл дефиниции «развитие» с рассмотренным выше понятием «компетенция». На

философском уровне развитие рассматривается как «процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового» [7, с. 343]; «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов... В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры» [8, с. 537]. Немаловажное значение для раскрытия смысла понятия «развитие компетенций» имеет положение о том, что «существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития» [8, с. 537].

Таким образом, основываясь на мыслительном анализе, с учетом приведенных выше трактовок понятий «компетентность», «компетенция» и философской категории «развитие», мы пришли к выводу о целесообразности рассмотрения дефиниции «развитие компетенций» в двух аспектах: в широком и узком смысле. В широком смысле мы понимаем «развитие компетенций» как необратимое, направленное, закономерное изменение некоторых установленных нормативных качеств, отражающих готовность специалиста к эффективному осуществлению профессиональной деятельности, к формированию которых следует стремиться. То есть, «развитие компетенций» в широком смысле означает изменение нормативных требований к компетентности специалиста, обусловленное требованиями времени. Понятие «развитие компетенций» вузком смысле мы отождествляем с приведенным выше понятием «формирование компетентности», рассматривая его как становление и постепенный переход на новый качественный уровень реальных характеристик специалиста, отражающих его готовность к эффективной профессиональной деятельности.

В документах, посвященных проблемам модернизации образования, как в

России, так и в Казахстане, подчеркивается необходимость опережающего развития профессионального образования. Данное обстоятельство актуализирует проблему компетентности педагогов профессионального обучения, так как от уровня их профессиональной подготовленности во многом зависит качество подготовки специалистов для различных отраслей производства.

Как отмечается в «Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан», «компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компе-тенции; предметно-ориентированные компетенции» [9].

Остановимся более детально на вопросах развития предметно-ориентированных, или предметных, компетенций педагогов профессионального обучения, отражающих специфику профессиональной деятельности и особенности предметной подготовки педагогов данной специальности.

Прежде всего, обратимся к структурно-содержательной характеристике компетенций педагога профессионального обучения, выявленной на основе анализа научно-педагогической литературы, документов образования Республики Казахстан и практической деятельности педагогов профессионального обучения. На протяжении многих лет исследователи указывали на необходимость интеграции двух равнозначных направлений в подготовке педагога профессионального обучения - в производственной и педагогической сферах его профессиональной деятельности. Так, в 80-х - 90-х гг. ХХ в. исследователи (С.Я. Батышев, В.В Егоров, Б.К. Моминбаев, В.И. Нартя и др.) указывали на необходимость подготовки инженера-педагога, «сочетающего профессионально-технические и педагогические составляющие высшего

инженерно-педагогического образования» [10, с. 68]. В исследованиях последних лет указывается на «бипрофессио-нальный характер подготовки» [11, с. 28], «бинарную сущность квалификации» педагогов профессионального обучения [12]. Государственный стандарт высшего профессионального образования ГОСО РК 3.08.270 - 2006 выделяет два основных направления формирования компетентности будущих педагогов профессионального обучения - в педагогической деятельности и в определенной отрасли производства: «Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении» [13, с. 6].

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о необходимости формирования компетентности педагогов профессионального обучения как в производственной, так и в педагогической сферах деятельности. Поэтому, исходя из компетентностного подхода, сущности деятельности педагога профессионального обучения, под профессиональной компетентностью педагога профессионального обучения мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную педагогическую и производственную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов.

С позиций системного подхода, определенного в качестве методологической основы нашего исследования, профессиональная компетентность педагогов профессионального обучения может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты, основополагающими из которых являются педагогическая и производственная компетентность.

Отсутствие в научно-педагогической литературе понятия «производственная

>

ю о

ч ш

>

о о а.

3

о

компетентность» привело нас к необходимости ввести в нашем исследовании определение данного понятия. Под производственной компетентностью мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную деятельность в определенной отрасли производ-ства, направленную на разработку технической документации и изготовление продукции, организацию производства с учетом технико-экономической и конструктивно-технологической целесообразности.

Как нормативное качество производственная компетентность может быть выражена следующим набором предметных компетенций педагога профессионального обучения: технологическая, конструкторская, дизайнерская, техническая, организационно-производственная, организационно-коммерческая (предпринимательская) и экономическая. Каждая из выделенных компетенций включает в свой состав опыт в рамках обозначенной сферы деятельности, личностные качества специалиста, способствующие эффективному осуществлению деятельности, а также представленные ниже знания и умения. Рассмотрим их подробней.

1. Технологическая компетенция.

Знания:

• материаловедение соответствующей отрасли производства: строение, свойства, ассортимент материалов; возможные дефекты и пороки материалов; технология производства и условия хранения материалов; параметры технологической обработки; новинки отраслевого материаловедения;

• конструкция основных изделий отрасли, правила составления спецификации деталей изделия, использования лекал и шаблонов;

• традиционные и новые способы технологической обработки различных материалов, применяемых в соответствующей отрасли производства;

последовательность и приемы выполнения технологических операций при изготовлении изделий отрасли; перечень, параметры и принцип действия технологического оборудования, применяемого в данной отрасли производства;

нормативная документация, регламентирующая технологию производства изделий в данной отрасли; правила разработки технологической документации;

безопасные приемы выполнения трудовых операций. Умения:

различать материалы, применяемые в отрасли производства, устанавливать их принадлежность к определенной ассортиментной группе; определять свойства материалов и устанавливать параметры их технологической обработки; определять пороки материалов и не допускать их попадания в детали изделия при разметке или раскрое изделий;

составлять спецификацию деталей изделия;

обрабатывать узлы и детали изделия с использованием оборудования, инструмента и приспособлений, применяемых в соответствующей отрасли производства; составлять технологическую последовательность обработки изделий; разрабатывать инструкционно-тех-нологические карты изготовления изделий;

использовать нормативную документацию, регламентирующую технологию производства изделий, в практической деятельности; соблюдать правила техники безопасности и безопасные приемы выполнения трудовых операций. 2. Конструкторская компетенция. Знания:

свойства материалов, их влияние на внешний вид и технологию обработки изделий;

влияние свойств материалов и технологии обработки изделий на их конструктивное решение; антропологическая характеристика тела человека, особенности телосложения и осанки, их влияние на конструкцию разрабатываемых изделий; требования эргономики к конструктивному решению изделий соответствующей отрасли; различные методики разработки конструкции изделий и особенности их применения;

требования нормативной документации к качеству и конструкции изделий соответствующей отрасли производства;

требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) к разработке и оформлению чертежей; основы композиции изделий, эстетические требования к изделиям; нормирование сырья и материалов.

Умения:

графически представлять внешний вид проектируемого изделия в виде эскиза или технического рисунка; осуществлять подбор материалов в соответствии с конструкцией разрабатываемого изделия с учетом их свойств;

выполнять измерения, необходимые для разработки конструкции; выполнять рабочие чертежи деталей изделия; разрабатывать лекала с учетом технологии обработки, параметров технологического оборудования, нормативных прибавок, припусков, допусков и т.п.;

соблюдать требования нормативной документации при разработке конструкции изделий и выполнении чертежей;

учитывать требования эстетики и композиции изделий при выборе конструктивного решения изделия; выполнять разметку (раскладку лекал) и раскрой деталей изделия с учетом рационального использования материалов.

3. Дизайнерская компетенция.

Знания:

эстетические требования к изделиям; эстетика труда и техники; эстетическая оценка качества промышленных образцов; основы цветоведения; закономерности формообразования; учет формообразующих факторов при создании изделий в зависимости от назначения; элементы форм (величина, геометрический вид, конструкция, масса, фактура, цвет); основы психологии восприятия; композиция в дизайне; гармоничная целостность; пропорции; ритмы и ритмические повторы; контраст, нюанс, тождество; симметрия и асимметрия; статика и динамика в дизайне; стили и визуальные метафоры в дизайне; стилизация предмета; основные правила дизайна; требования к конструированию предметной среды; приемы художественного и технического моделирования различных объектов; макетирование как метод проектирования объектов дизайна; значение цвета, декора, фактуры и свойств материалов в дизайне; основные принципы их гармонизации; учет физико-механических свойств материалов. Умения:

выполнять эстетическую оценку качества проектируемых и изготовленных изделий;

осуществлять обоснование цветового решения изделия в зависимости от его назначения, особенностей потребителя, архитектоники, направлений современной моды и других факторов;

выполнять разработку композиции изделия с учетом гармоничной целостности, закономерностей формообразования, цветоведения, психологии восприятия;

изображать эскиз проектируемого изделия с использованием изобразительных средств и приемов рисо-

ш о

га ч:

ч: а>

вания; разрабатывать графическую документацию на проектируемый объект;

• разрабатывать модели изделий с использованием приемов художественного и технического моделирования и макетирования;

• выбирать необходимый конструкционный и отделочный материал, а также способы соединения деталей и сборки изделия;

• применять средства и свойства композиции; проектировать объекты дизайна из типизированных элементов.

4. Техническая компетенция.

Знания:

• технологическое оборудование отрасли: его назначение, классификация, устройство, принцип действия; основные неполадки в работе, их причины и способы устранения; правила технического обслуживания;

• вспомогательное оборудование, инструменты и приспособления, применяемые в технологическом процессе;

• основы электротехники и электробезопасности;

• детали машин;

• требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД) к разработке и оформлению чертежей. Умения:

• определять причины и устранять основные неполадки в работе технологического оборудования;

• выполнять техническое обслуживание технологического и вспомогательного оборудования;

• осуществлять наладку и подготовку к работе инструментов и приспособлений;

• выполнять чтение чертежей, электрических схем;

• анализировать целесообразность ис->| пользования в производственном ^ процессе нового оборудования в соответствии с его технико-технологи-

о

и ческими характеристиками.

5. Организационно-производственная компетенция.

Знания:

• научная организация труда: рациональные приемы и методы труда, организация рабочего места;

• вопросы нормирования труда;

• расчет необходимого количества рабочих, оборудования и производственной площади для выпуска запланированного объема изделий определенной трудоемкости;

• нормативные документы, регламентирующие требования к производственным помещениям и размещению оборудования в них;

• техника безопасности и охрана труда; противопожарная безопасность;

• контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; соответствующие нормативные документы. Умения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рационально организовывать труд;

• рационально организовывать рабочие места;

• выполнять расчет необходимого количества рабочих, оборудования и производственной площади для обеспечения определенной производственной мощности с учетом установленных нормативов;

• разрабатывать планировки производственных помещений, соблюдая предусмотренные нормы, рациональные маршруты движения сырья и полуфабрикатов, требования техники безопасности;

• осуществлять контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

6. Организационно-комерческая компетенция.

Знания:

• сущность предпринимательства, его роль в экономике;

• маркетинг и маркетинговые взаимодействия;

• вопросы планирования бизнеса;

• разработка бизнес-плана: характеристика бизнес-проектов; разработка

бизнес-плана (технико-экономическое обоснование проекта, разработка бизнес-проекта и оценка его эффективности); продвижение бизнес-плана на рынок капиталов. Умения:

• своевременно получать информацию об изменениях рынка и оперативно реагировать на них;

• формировать партнерские отношения с целевыми потребителями;

• находить рыночные ниши, рекламировать товар;

• осуществлять эффективное планирование деятельности фирмы и ее подразделений;

• разрабатывать бизнес-план, оценивать его эффективность и осуществлять его реализацию.

7. Экономическая компетенция. Знания:

• материальная база предприятия: уставный капитал; содержание и структура основных фондов предприятия, их оценка, физический и моральный износ, амортизация и воспроизводство;

• оборотные средства предприятия, их формирование и использование;

• финансовые ресурсы предприятия; затраты предприятия, выручка от реализации продукции, прибыль; налогообложение, распределение прибыли;

• цены и ценообразование;

• система экономических отношений: сущность и формы собственности; кооперация, разделение труда; типы организации хозяйства; деньги и денежные средства; инфляция; рынок и механизм его функционирования. Умения:

• определять издержки производства продукции; выполнять расчет себестоимости изделия;

• рассчитывать оптовые и розничные цены товаров;

• определять величину прибыли и показатели прибыльности предприятия. Анализ обозначенных предметных

компетенций позволяет сделать вывод о

широте их представления и обусловлен-

ности сферой деятельности педагога профессионального обучения в зависимости от его специализации. Так, общеобязательный государственный стандарт высшего профессионального образования ГОСО РК 3.08.270-2006 устанавливает следующий перечень специализаций педагогов профессионального обучения: технология труда и предпринимательство, промышленное производство (по отрасли), сельскохо-зяйственное производство, обслуживающее производство, декоративно-прикладное и художественное производство, дизайн одежды, экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов. Содержательное наполнение предметных компетенций педагога профессионального обучения изменяется также и в соответствии с отраслью производства: машиностроительное производство; металлургическое производство; строительство; газо- и нефтедобывающее производство; химиче ское и нефтеперерабатывающее производство; горнодобывающее производство; текстильное и швейное производство; кожевенное и обувное производство; деревообрабатывающее и мебельное производство; производство продуктов питания; промышленное производство и охрана окружающей среды [13].

Таким образом, содержание предметных компетенций педагога профессио-нально-го обучения представлено достаточно широко в зависимости от специализации. Их развитие в широком смысле данного понятия обусловлено быстрыми темпами технического прогресса, совершенствования технологий и инновациями в различных отраслях производства.

Библиографический список

1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. // Законодательство об образовании в Республике Казахстан. - Алматы, 2005. - 206 с.

2. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-143.

>

ю о

:

ш

>

о о

.

3. Бережнова Е.В. Профессионально-педагогическая компетентность как критерий качества подготовки специалиста // Пути повышения качества подготовки специалистов для системы образования: Материалы Алтын-саринских педагогических чтений. -Костанай, 2006. - С. 5-9.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]: http:// www. eidos. ru/j ournal/2002/0423. htm.

6. Шумейко Т.С. Формирование производственной компетентности будущих учителей профессионального обучения средствами проектирования: научно-методические рекомендации. - Костанай: КГПИ, 2009. - 34 с.

7. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. - М., 1975. - 496 с.

8. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. -М., 1989. - 815 с.

9. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан. -Астана, 2005.

10. Егоров В.В., Моминбаев Б.К., Нартя В.И. Совершенствование подготовки инженерно-педагогических кадров профтехобразования Казахстана -Алматы, 1992. - 177 с.

11. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования. - М., 2006. - 44 с.

12. Гнатышина Е.А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 2008. - 480 с.

13. Государственный стандарт высшего профессионального образования ГОСО РК 3.08.270. - Астана, 2006.

УДК 37.018.1 ББК 74.90

го

ш

ф

J

ш

ф

ср

CR

Г.Я. Гревцева

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Рассматривается проблема гражданского воспитания в семье; выделяется специфичность воспитательной функции семьи; делаются выводы о возможности использования идей и практических рекомендаций А.С. Макаренко.

Ключевые слова: воспитание, гражданское воспитание в семье, гражданские качества, социализация, гражданская социализация.

В наше время перед обществом и педагогической наукой стоит сложная проблема - воспитание достойных граждан в социуме, имеющем явные симптомы антигражданской направленности. Давно назрела необходимость решения вопросов: каким образом сохранить лучшие традиции гражданского воспитания в семье, какими средствами и методами поддержать гражданственность в усло-

виях падения авторитета взрослых, родителей, детского одиночества, в условиях роста детской преступности? Эти и другие вопросы требуют действенного практического решения [2].

Мы ищем ответы на эти вопросы, обращаясь к опыту А.С. Макаренко, потому что в его теории и практике весь педагогический процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.