Научная статья на тему 'К вопросу о развитии науки административного права'

К вопросу о развитии науки административного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3040
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / НАУКА / УЧЕННЫЕ / НОРМЫ / ИНСТИТУТЫ / ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО / ADMINISTRATIVE LAW / SCIENCE / SCIENTISTS / NORMS / INSTITUTES / POLICE RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стащенко Станислав Петрович

В данной статье описано совершенствование административного права как науки. Дана сравнительная характеристика различных теорий и концепций влияющих на развитие науки административного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of development of science of administrative law

In this article improvement of administrative law as sciences is described. The comparative characteristic of various theories and concepts influencing development of science of administrative law is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии науки административного права»

УДК 342.9 ББК 67.401

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ СТАЩЕНКО,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: arlik13@inbox.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук В.И. Ковшевацкий

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В данной статье описано совершенствование административного права как науки. Дана сравнительная характеристика различных теорий и концепций влияющих на развитие науки административного права. Ключевые слова: административное право, наука, ученные, нормы, институты, полицейское право.

Abstract. In this article improvement of administrative law as sciences is described. The comparative characteristic of various theories and concepts influencing development of science of administrative law is given. Keywords: administrative law, science, scientists, norms, institutes, police right.

Административное право — это одна из наиболее важных отраслей правовой системы любого государства. Тем более значительна его роль в такой стране, как Россия, где такие факторы как большая территория, многонациональный состав населения, довольно большой объем государственной собственности обусловили значение административного права, административной власти в жизни нашего общества.

Административное право — одна из самых объемных по своему содержанию отраслей, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности широко разветвленного аппарата управления, всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также все сферы экономического и социального развития, также административное право можно охарактеризовать как наиболее мобильную отрасль права. При помощи административно-правовых норм определяется правовой статус, правовое положение граждан, государственных органов, а также их взаимоотношения.

Свое видение административного права один из виднейших ученных-административистов Ю.А. Ти-

108

хомиров отобразил сквозь «призму» сложившейся в России в конце XX в. ситуации, когда государственное управление подверглось реформированию. Оно стало видоизменяться как по своему масштабу, так и по содержанию. Автор отмечал, что «в современных условиях административное право призвано выполнять не одну, а четыре функции — организацию и осуществление государственного управления, государственное регулирование, защиту публичных интересов и самореализацию прав граждан в сфере государственного управления» [4, с. 77—78].

Одним из ведущих ученных-административи-стов Кореневым А.П. была представлена «классическая» трактовка системы административного права, где она определялась как состоящая из отдельных административно-правовых норм и институтов, тесно взаимосвязанных между собой. Нормы административного права по содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделялись на: регламентирующие управленческие отношения общего характера; регулирующие общественные отношения в различных сферах государственного управления и

№ 2/2017

Вестник экономической безопасности

регулирующие общественные отношения в сфере ад-министративно-юрисдикционной деятельности.

Таким образом, административное право состояло из трех частей. Каждая часть включала в себя несколько административно-правовых институтов [2].

Административное право является системой правовых принципов и норм, которые специфическим образом действуют в сфере государственного управления (организации и функционирования исполнительной власти) и регулируют отношения, складывающиеся в процессе осуществления управленческой деятельности (понятие, функции, задачи, принципы, формы и методы управления, правовые акты, административные решения и пр.), административного процесса («позитивного» и админи-стративно-юрисдикционного) и формирования организационной структуры управления (федеральные органы исполнительной власти, министерства, федеральные службы, агенства, государственные должности и пр.).

Основоположником иного подхода к системе и структуре административного права был Килясха-нов И.Ш. Он один из первых предложил институциональный подход к исследованию административно-правовой материи и к изучению административного права. Институционная система, представляет собой перенос гражданско-правовой схемы в область административного права, показывает нормы, отрасли наиболее полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует значительную часть правовых норм вокруг главных субъектов государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах институционной системы правовые институты (органы исполнительной власти, государственной службы, административного принуждения) охватывают нормы административного права, регулирующие однородные общественные отношения, которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного управления. Разделение на право и процесс [3, с. 105].

Институты, режимы являются соединяющими между отраслями, которые закрепляются законами. Также законами должны быть закреплены и вопросы деятельности тех или иных государственных уч-

реждений и институтов, министерств и ведомств, но ни в коем случае не указами и постановлениями. Нормы права (как цементирующая субстанция) пронизывают все составляющие этой конструкции. Только на таком прочном монолитном фундаменте права можно построить правовое государство.

С частным правом административное право связано сферой имущественных отношений. Но если предметом частного права являются имущественные отношения, возникающие на основе общественной и личной собственности, главным образом в порядке договоров и взаимных обязательств сторон, то административное право регулирует имущественные отношения, возникающие в силу распоряжения органов государственного управления (конфискация имущества в административном порядке, передача имущества в результате реорганизации от одного органа к другому и т.д.).

Довольно часто в отечественной практике частные правоотношения находятся в сфере административно-правового регулирования, прежде всего там, где для регулирования определенных общественных отношений не хватает возможностей отдельно каждой из указанных отраслей права. Например, в общем виде форма внешнеэкономических договоров определяется с помощью норм частного права, но конкретные требования к информации, которая должна содержаться в таких договорах, определяются нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти, которые содержат нормы административного права [1, с. 120].

Ю.А. Тихомиров отмечает, что в настоящее время сомнительно рассматривать все отрасли и сферы государственной жизни, традиционно входящие в Особенную часть административного права, только через призму управления, ибо теперь в них «возрастает удельный вес элементов косвенного регулирования, самоорганизации и саморегулирования».

В другой работе, предлагая разделить административное право на подотрасли, он подчеркивает, что при определении его предмета и системы следовало бы отказаться от традиционного деления административного права на Общую и Особенную части из-за их слабой нормативной структурированности; ведь как в прошлом, так и в настоящем Особенная часть административного права структурируется не по правовому критерию, а по экономико-управ-

ленческому, т.е. в основу берется классификация отраслей и сфер народного хозяйства. Все это способствовало созданию отрасли права, отличающейся нечеткостью структуры, отсутствием «правовой логики» ее построения и системного упорядочения. Таким образом, по мнению Ю.А. Тихомирова, во-первых, предмет и система административного права находятся в постоянном изменении; во-вторых, абсолютизация объема управления и выделение по этому критерию в административном праве Особенной части не оправдано; в-третьих, управленческие, регулятивные и защитные административно-правовые средства распространяются на все сферы.

Действительно, нормы административного и административно-процессуального законодательства в настоящее время можно обнаружить в иных отраслях российского права (экологического, финансового, таможенного, информационного и т.д.).

Также некоторые ученные отмечают, что на науку административного права существенное влияние оказывает совершенствование и изменение российского законодательства, проводимые в России социально-экономические и политические реформы, а также различного рода структурные преобразования аппарата управления. Кроме того, в настоящее время усложняется правоприменительная практика, размывается предмет и объект административно-правового регулирования. Сегодня практически невозможно найти сферу общественных отношений, которая бы не осталась без административно-правового воздействия. Нормы административного права наиболее гибко и дифференцированно воздействуют на общественные отношения, упорядочивая и охраняя их.

Административное право в своем развитии не стоит на месте. Оно вынуждено постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы отвечать тому уровню административно-правовых отношений, на котором они сегодня находятся. Законодатель порой «не поспевает» за теми реформаторскими преобразованиями, которые происходят в нашем государстве с начала XXI столетия, о чем свидетельствуют пробелы в административном законодательстве. Именно поэтому данный перечень может расширяться за счет включения в него других, новых отношений, привносимых в сферу административно-правового регулирования велением времени [6, с. 45—47].

Также необходимо отметить «мобильность» законодательства вообще и административного законодательства в частности, что объясняется достаточно «стремительным» развитием общественных отношений в сфере административно-правового регулирования.

Все фундаментальные исследовательские работы и аналитические статьи прямо или косвенно вносят свой вклад в копилку научных изысканий, стоящих на службе науки административного права, и помогают ему в максимальной степени соответствовать требованиям и реалиям современного развития общественных отношений вообще и административно-правовых отношений в частности.

Развитие административного права России прошло длительный исторический путь развития. Истории развития административного права было свойственны определенные процессы государственно-правовых явлений. Административно-правовая доктрина тесно связана с другими ветвями древа юридической науки. Она активно использует положения и по-нятия, выводы и предложения общей теории государства и права, конституционного (государственного) права и в свою очередь обогащает их своими творческими достижениями. Однако, также ряд новых отраслей уже успело «отпочковаться» от административного права, например, финансовое право, информационное право и др.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права. Оно регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности системы органов исполнительной власти, ее рационального и эффективного функционирования, а также правовых оснований ее деятельности. Субъектами административного права (государство и его органы) используются принудительные механизмы и правовые средства, входящие в систему административно-властных принудительных полномочий, для реализации административного законодательства.

Административное право взаимодействует с множеством правовых отраслей, к примеру, с правом конституционным, уголовным, финансовым, налоговым. Это взаимодействие обусловлено тем, что в административном праве рассматривается множество видов и сфер общественных отношений, которые могут регулироваться административным законодательством совместно с другими отраслями права.

110

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

Административное право использует потенциал и средства императивного метода регулирования, обеспечивает публичные интересы, правовую защиту прав и свобод граждан, юридических лиц от действий (а часто и бездействия) административных органов при помощи характерных только для этого правового института инструментов, а точнее — метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления.

Административное право — это наиболее сложная, крупная и наиболее развитая отрасль российского права. Это обусловлено особенным предметом этой отрасли, широтой и глубиной отношений, регулируемых его нормами. Так как управленческая деятельность и исполнительная власть присутствуют почти во всех сферах жизнедеятельности общества, то административное право можно охарактеризовать как центральную отрасль в публичном праве и правовой системе в целом.

В связи с масштабной систематизацией норм административного права принципиальное значение в современных условиях имеет последовательное утверждение на всех этапах систематизации научного подхода. Реализация данного направления есть необходимое условие должной эффективности всего административного права.

Административное законодательство, судебная практика и другие источники административного права должны иметь доктринальные основания. А систематизация источников административного права должна внести однозначность, простоту в понимание правовых предписаний.

Представляется необходимым выделить основные перспективные направления участия правовой доктрины в систематизации источников административного права. Упорядочение источников административного права предполагает также совершенствование терминологии, формулировок юридических понятий. Четкость изложения нормативных правовых актов и правильная их систематизация в значительной мере зависят от применяемых в законодательстве терминов, которые ставят правовые понятия в точно определенные рамки, способствуют стабилизации и ясности источников административного права. Законодательно закрепленные

правовые дефиниции приобретают тем самым нормативность. Они обеспечивают смысловую полноту в толковании правовых явлений и способствуют единообразному, правильному применению действующего законодательства.

Административное право является достаточно динамичным направлением развития юриспруденции, которому необходимо учитывать все изменения не только в административном законодательстве, но и в государственном управлении России, что достаточно непросто в постоянно изменяющихся условиях.

Литература

1. Феноменология административного права / Бельский К.С.; Отв. ред.: Кремень С.А. Смоленск: Изд-во Смол. гуманитар. ун-та, 1995.

2. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х ч. Часть I. М.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999.

3. Килясханов И.Ш. «Предмет административного права и актуальные проблемы структурного построения курса» // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 1.

4. Тихомиров Ю.А. «Административное право и процесс: Полный курс». М.: изд-во Тихомиров М.Ю., 2001.

5. Бачило И.Л., Ноздрачев А.Ф. О некоторых актуальных проблемах административного права. М., 2004.

6. Канунникова Н.Г. К вопросу о понятии административного права // Административное право и процесс. 2013. № 7. С. 45—47.

7. Бельский К.С. О предмете и системе науки административного права // Государство и право. 1998. № 10. С. 21—23.

8. Рыжов В.С. К реформированию понятийного аппарата административного права РФ // Право и политика. 2000. №. 9. С. 19.

9. Современные проблемы административного и полицейского права: сборник статей / Ю.Е. Ав-рутин [и др.]. Омск: Омская юридическая академия, 2013. 288 с.

10. АнисифороваМ.В. К вопросу о применении зарубежного опыта организации административной юстиции в России. // Евразийский юридический журнал. 2016. № 7. С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.