Научная статья на тему 'К вопросу о развитии методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике'

К вопросу о развитии методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БАНК / СТАНДАРТЫ / PROJECT FINANCING / PROJECT / INCENTIVE METHODS / MONITORING / REGULATORY SUPPORT / BANK / STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушина Ирина Александровна

В статье рассматриваются результаты проведенного исследования в области развития методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике. В качестве основных методов представлены и проанализированы: совершенствование нормативно-правового обеспечения проектного финансирования, обеспечение результативности реализации проектов за счет внедрения систем мониторинга и контроля управления, приведение к единой форме стандартов подготовки проектных документов, расширение межбанковского участия. Ключевой целью изучения названных методов послужила необходимость определить их влияние на совершенствование проектного финансирования и искоренение всех возможных угроз и рисков при реализации инвестиционного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF METHODS OF STIMULATION OF PROJECT FINANCING IN THE RUSSIAN ECONOMY

He article describes the results of the research conducted in the development of methods for stimulating project financing in the Russian economy. The main methods are presented and analyzed such as: improving the regulatory and legal support for project financing, ensuring the effectiveness of the implementation of projects through the introduction of monitoring and control systems, bringing uniform standards for the preparation of project documents, expanding interbank participation. The key objective of their study was the need to identify the impact of methods on improving project financing and eradicating all possible threats and risks when implementing an investment project.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике»

Трушина И. А. К вопросу о развитии методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). С. 81-88.

Trushina I. A. On the question of the development of methods of stimulation of project financing in the Russian economy. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 81-88. (In Russ.)

УДК 336.64

И. А. Трушина

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Трушина Ирина Александровна - аспирант кафедры финансовых рынков и банковского дела.

E-mail: p. irina. a1990@mail. ru

В статье рассматриваются результаты проведенного исследования в области развития методов стимулирования проектного финансирования в российской экономике. В качестве основных методов представлены и проанализированы: совершенствование нормативно-правового обеспечения проектного финансирования, обеспечение результативности реализации проектов за счет внедрения систем мониторинга и контроля управления, приведение к единой форме стандартов подготовки проектных документов, расширение межбанковского участия. Ключевой целью изучения названных методов послужила необходимость определить их влияние на совершенствование проектного финансирования и искоренение всех возможных угроз и рисков при реализации инвестиционного проекта.

Ключевые слова: проектное финансирование, проект, методы стимулирования, мониторинг, нормативно-правовое обеспечение, банк, стандарты.

I. А. ^ushina

Ural State Economic University, Yekaterinburg, Russia

ON THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF METHODS OF STIMULATION OF PROJECT FINANCING IN THE RUSSIAN ECONOMY

Trushina Irina Alexandrovna - Postgraduate at the Department of Financial Markets and Banking.

The article describes the results of the research conducted in the development of methods for stimulating project financing in the Russian economy. The main methods are presented and analyzed such as: improving the regulatory and legal support for project financing, ensuring the effectiveness of the implementation of projects through the introduction of monitoring and control systems, bringing uniform standards for the preparation of project documents, expanding interbank participation. The key objective of their study was the need to identify the impact of methods on improving project financing and eradicating all possible threats and risks when implementing an investment project.

Key words: project financing, project, incentive methods, monitoring, regulatory support, bank, standards.

© Трушина И. А., 2017

Проектное финансирование выступает одним из приоритетных способов финансирования крупномасштабных проектов. При этом важно учитывать не только факторы, которые стимулируют его использование, но и барьеры, замедляющие его совершенствование. В связи с этим в России необходимо развивать методы стимулирования проектного финансирования, которые направлены на снижение влияния факторов, препятствующих эффективной реализации инвестиционных проектов. В настоящий момент нет четко выработанной и сформулированной методики. Анализируя исследования российских ученых в данной области, мы отметили наиболее результативные и необходимые методы, среди них: совершенствование нормативно-правового обеспечения проектного финансирования, обеспечение результативности реализации проектов за счет внедрения систем мониторинга и контроля управления, приведение к единой форме стандартов подготовки проектных документов, расширение межбанковского участия. Проанализируем каждый метод.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения проектного финансирования. Как отмечают доктор экономических наук профессор И. А. Никонова и кандидат экономических наук доцент А. Л. Смирнов, до 2014 г. практика проектного финансирования не имела необходимой законодательной базы, а ее регулирование было недостаточным и ограниченным. Основу нормативно-правового обеспечения составляли Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, федеральные законы «О залоге», «Об ипотеке», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О банкротстве», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О концессионных соглашениях» и др. [2, с. 75]. При этом сущность нормативных актов не регулировала ключевые характеристики проектного финансирования, связанные с обособлением имущества проекта с помощью создания специальной проектной компании, с предоставлением имущества проекта в обеспечение кредиторам, а также с применением будущего дохода проекта для погашения обязательств перед кредиторами. В связи с этим при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов их участники были вынуждены брать за основу зарубежное законодательство в сфере проектного финансирования. Инструменты российского права применялись ограниченно либо не использовались совсем.

По нашему мнению, в целях развития и совершенствования нормативно-правового обеспечения проектного финансирования необходимо в первую очередь определить существующие в законодательстве проблемы, а далее приступить к их устранению и формированию эффективной нормативной базы. Ключевой недостаток - это отсутствие необходимых инструментов, иначе говоря, основы для правового регулирования проектного финансирования, что способствует возникновению дополнительных трудностей в области совершенствования залогового законодательства, введения права создания специальных счетов, а также иных инновационных положений, направленных на развитие российской практики применения проектного финансирования. В рамках основной проблемы необходимо отметить также следующие недостатки:

• отсутствие инструментов инвестиционного законодательства ограничивает деятельность предприятий в проектном финансировании, поскольку нет обеспеченности в специальном правовом режиме для их кредитования в проектных целях. Внедрение данного инструмента позволит более эффективно осуществлять проектную деятельность, т. к. установленные регламенты будут направлены на облегчение доступа к необходимым ресурсам;

• сложный процесс передачи в залог недвижимых активов не позволяет защищать интересы кредиторов и обеспечивать дополнительную инвестиционную привлекательность проектам. Необходимость в упрощении данной процедуры обусловлена потребностью сокращать временные издержки и повышать уровень инвестирования в отечественные проекты;

• отсутствие необходимого судебного участия при проектном финансировании не позволяет в значительной мере избегать и сокращать проектные риски. Когда будет достигнуто обеспечение судебного принуждения участников проекта к выполнению долгосрочных договорных обязательств, тогда данные соглашения могут быть соблюдены наиболее эффективно, что позволит сократить проектные угрозы и риски.

В целях исключения выявленных недостатков необходимо сформировать законодательную базу, которая позволит обеспечить эффективное функционирование любого правового инструмента. Так, по распоряжению Президента России В. В. Путина с 2013 по 2015 г. в части развития проектного финансирования произошли существенные нормативные изменения1, направленные на поддержание и стимулирование данного механизма. Наиболее важные поправки и значимые изменения отражены в таблице 1.

Таблица 1

Нормативные изменения, направленные на развитие и стимулирование проектного финансирования

Нормативный акт Принятая мера Суть меры Результат

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Совершенствование залогового законодательства Сформирован порядок регистрации уведомлений о залоге и их содержание; сформулированы новые виды залога (права по договорам, права будущего объекта недвижимости, будущих прав) Меры предоставляют проектной компании, выступающей эмитентом, право залога на имущественные права в будущем, в процессе реализации проекта, а также права на будущий доход от реализации проекта и его активы. Отличительная особенность залога будущих прав - неполная ясность для проектной компании относительно точности условий будущих контрактов, например, в части субъектов договоров и дат

Введение права создания специализированных обществ (компания специального назначения -проектная компания) Долгосрочное финансирование проекта (свыше трех лет) путем приобретения денежных требований по обязательствам, возникающим в связи с реализацией проекта Мера направлена на достижение положительного результата от реализации проекта за счет дополнительного контроля за распределением денежных потоков проекта

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 дек. 2013 г. № 379-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51. Ст. 6699; О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: федер. закон от 21 дек. 2013 г. № 367-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 51. Ст. 6687; О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4350; Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования: постановление Правительства РФ от 11 окт. 2014 г. № 1044 (ред. от 23 мая 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 42. Ст. 5751.

Нормативный акт Принятая мера Суть меры Результат

Введение права создания специальных счетов (счет эскроу) Минимизированы риски сделок при выпуске проектных облигаций; установлены ограничения по распоряжению денежными средствами и использованию счета эскроу; установлена очередность исполнения обязательств по облигациям разных выпусков Меры направлены на достижение эффективности и гибкости управления рисками, повышение инвестиционной привлекательности, а также обеспечение контроля денежных потоков проекта и прав кредиторов и акционеров

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Совершенствование залогового законодательства Установлено, что заключение договора залога может выступать обеспечением исполнения обязательств, возникающих в будущем; появилась возможность устанавливать договорное старшинство залогов; обозначена возможность заключать договор управления залогом; установлена возможность открывать специальный залоговый счет, направленный на защиту интересов залогодержателя при залоге прав по денежным требованиям, с данного счета может осуществляться оплата в счет исполнения обязательств должника Меры способствуют формированию правового механизма по предоставлению объекта в качестве залога до начала реализации проекта, что выступает важным критерием при использовании проектного финансирования

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» Создание механизма поддержки инвестиционных проектов, способствующего увеличению объемов кредитования организаций на долгосрочных, льготных условиях Данное упрощение приводит к введению альтернативного вида банковского кредитования, допускающего исключения из общих рыночных условий его предоставления. Относительно участников рынка такая ситуация приводит к появлению негативных последствий, сказывающихся на инвестиционном климате Участники публичного сектора экономики стали расценивать проектное финансирование исключительно как льготное кредитование с государственной поддержкой в форме бесплатных гарантий, что приводит к росту рисков в деятельности Банка России. Соответственно, государственная поддержка проектного финансирования

Нормативный акт Принятая мера Суть меры Результат

по схеме, предложенной в указанном постановлении, не обеспечит достижения запланированной цели по росту кредитования инвестиционных проектов

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Создание благоприятного инвестиционного климата за счет внедрения института государственно-частного партнерства и его правового регулирования Определить и сформировать гибкие правовые формы инвестирования и приемлемое состояние нормативных правовых актов инвестиционного законодательства, которые обеспечат специальные правовые режимы инвестиционной деятельности, средства государственного регулирования инвестирования, гарантии защиты прав инвесторов и формы государственной поддержки инвестиций Мера способствует притоку инвестиций и благоприятному климату для реализации инвестиционных проектов

Установление основ правового регулирования отношений, связанных с подготовкой проекта, заключением, прекращением соглашения о государственно-частном или муни-ципально-частном партнерстве Законодателем выделены два этапа реализации проекта. На первом устанавливается решение публичного органа о необходимости осуществления проекта государственно-частного партнерства, подготавливается конкурсная документация, проводится конкурс и т. д. На втором этапе заключается соглашение, носящее, по определению законодателя, гражданско-правовой характер Мера направлена на формирование эффективного механизма взаимодействия частного и государственного секторов в вопросах реализации инвестиционных проектов, т. е. чтобы частные интересы в проектах государственно-частного партнерства не превалировали над публичными и при этом не были ущемлены

Проанализированные изменения способствуют устранению существующих законодательных недостатков в сфере применения проектного финансирования, эффективному формированию его нормативно-правового обеспечения. Указанные новации направлены на то, чтобы приблизить российское законодательство в области проектного финансирования к международным стандартам и практике, что благоприятно отражается на привлечении инвестиций в отечественную экономику.

Анализ позволил получить также следующие результаты: сформировано общегражданское законодательство в области регулирования проектного финансирования, усовершенствованы правовые инструменты, приближающие отечественную практику проектного

финансирования к международным стандартам, созданы механизмы поддержки инвестиционных проектов, установлены основы правового регулирования отношений государственно-частного и муниципально-частного партнерства. При этом, несмотря на активную государственную поддержку развития и стимулирования проектного финансирования в РФ, необходим непрерывный контроль за реализуемыми проектами, их параметрами, результатами, важно также использовать современные системы управления и мониторинга.

Обеспечение результативности реализации проектов за счет внедрения систем мониторинга и контроля управления является вторым методом стимулирования проектного финансирования в российской практике. В целях достижения эффективного результата инвестиционного проекта необходимо внедрять поэтапные управленческие меры: заблаговременно проводить мониторинг проектной деятельности и детальный контроль в управлении проектом. Ключевыми целями данных действий выступают обеспечение целевого использования денежных средств, возвратности и срочности по выданным заемным ресурсам, достижение запланированных проектных показателей, информирование участников проекта об обнаруженных угрозах и рисках, формирование комплекса мер по устранению выявленных проблем.

Под мониторингом проектов понимается механизм непрерывного анализа инвестиционной деятельности, где мониторинг служит, с одной стороны, частью бизнес-процесса проектного финансирования, с другой стороны, инструментом проектного анализа на стадии реализации проекта. Практикой крупных российских банков (Внешэкономбанка, Сбербанка, «Газпромбанка», Евразийского банка развития), участвующих в проектном финансировании при реализации масштабных инвестиционных проектов, были сформированы три направления мониторинга:

• финансовый мониторинг - направлен на обеспечение контроля финансово-экономического состояния исполнителя проекта, наблюдение за целевым использованием ресурсов, денежным потоком, а также на контроль за исполнением обязательств участников проекта перед банками;

• мониторинг реализации инвестиционного проекта - формируется на основе международных стандартов управления проектами, корпоративной системы управления в организациях, а также на базе необходимого программного обеспечения, заключается в контроле выполнения плана реализации. Для того чтобы повысить эффективность реализации, необходим непрерывный обмен информацией между всеми участниками проектного финансирования. Отслеживаются бюджет и расчет суммарной стоимости проекта, сроки его исполнения, проводится анализ отклонений от плановых величин, включая оценку влияния на срок реализации и дополнительных затрат в бюджете проекта, разрабатываются предложения по устранению выявленных отклонений, а также организуются проверки и технический надзор;

• мониторинг эффектов и эффективности инвестиционного проекта - направлен на анализ соответствия плановых и отчетных показателей реализации проекта, учет которых обеспечивает положительный результат реализации. Данное направление нацелено на мониторинг достижения запланированных производственных показателей (объем продаж, рентабельность, показатель EBITDA и др.), итоговых экономических показателей эффективности проекта (прирост рыночной стоимости акционерного капитала за отчетный период, прирост стоимости компании и др.), запланированных итоговых показателей социальной сферы (число рабочих мест, рост налоговых поступлений, рост доходов населения, изменение уровня занятости населения и др.), а также на мониторинг доходности инвестиций инициаторов в акционерный капитал проектной компании [2, с. 159].

Таким образом, система современного проектного мониторинга включает широкий комплекс мер, направленных на выявление, предупреждение, контроль и дальнейшее предотвращение сопутствующих рисков, формирование единой технологии мониторинга для всех участников проекта, а также выделение этапов проекта с соответствующими данной стадии показателями, последующий учет их достижения, что способствует заблаговременному исключению внешних угроз и обеспечивает положительную проектную деятельность.

Реализовав такой комплекс мер, необходимо оценить результативность управления проектом и в дальнейшем стимулировать запланированные показатели и параметры. Эффективность управления отражается с помощью количественных расчетов плановых и фактических показателей в процессе реализации проекта и после его осуществления. Это дает возможность количественно отразить уровень проектной деятельности и результативность использования денежных средств. Необходимым направлением в повышении контроля и мониторинга проектов может выступить система стимулирования результатов деятельности, которая основывается на принципе поощрений и санкций [2, с. 175]. Данная методика широко применяется в американской практике управления проектами с участием государственных структур. Приоритетным методом стимулирования выступает стоимостной инжиниринг, разрешающий подрядчикам получать долю от сокращения проектных издержек [3, с. 218]. В отечественной практике проектного финансирования также используется система стимулирования, в основе которой лежат установление премиального фонда и определение ключевых показателей, помогающих проекту в достижении операционных и стратегических целей. Действия таких мер побуждают всех участников проекта к качественной и эффективной работе.

Следующим методом стимулирования проектного финансирования в российской практике назовем приведение к единой форме стандартов подготовки проектных документов. Большинство инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, предполагают широкий круг субъектов, задействованных в данном процессе. Участниками проектного финансирования зачастую выступают иностранные банки или компании. Ввиду этого необходимо унифицировать стандарты в проектной документации, что позволит сократить различия в установленных стандартах западной и отечественной практики и обеспечить эффективность работы специалистов разных стран. Для этого нужно заблаговременно выявить существующие различия в терминологии, концепциях, подходах и методах. В качестве примера приведем термин «ТЭО - технико-экономическое обоснование», использование которого вызывает затруднения при совместных проектах на стадиях проектирования и строительства. В российской практике данное понятие выступает основой ключевых документов в области финансирования, тогда как западные финансовые институты при финансировании инвестиционных проектов широко используют термин Bankable Feasibility Study, состав которого существенно отличается.

Безусловно, российская экономика и практика проектного финансирования не будут в полном объеме перенимать и утверждать западные стандарты в работе. Поэтому важным направлением деятельности в области приведения к единой форме стандартов подготовки проектных документов может послужить создание и развитие специальных проектных консультативных институтов, способных приводить проектные документы в соответствие с западной системой стандартов, а также достигать совместных договоренностей и уступок при взаимодействии участников проектного финансирования.

Помимо приведения стандартов проектной документации к единой системе, важным методом стимулирования проектного финансирования в российской экономике выступает необходимость расширения межбанковского участия.

Как показывает российская практика применения проектного финансирования, участие отечественных банков в данных сделках достаточно ограничено. Как правило, крупными участниками инвестиционных проектов выступают международные финансовые институты. Причинами редкого участия отечественных банков в проектном финансировании считаются не дефицит финансовых ресурсов и возможностей, а, скорее, недостаточный уровень понимания ключевых аспектов проектного финансирования, нехватка специалистов в исследуемой сфере, тенденция избегать дополнительных рисков и участвовать в проверенном и традиционном бизнес-процессе.

Ввиду того, что в российской экономике проектное финансирование считается относительно новым инструментом, большинство инвестиционных проектов, реализуемых с его использованием, недостаточно масштабны, поэтому инициаторам таких проектов легче вступать в договорные отношения с отечественными банками. Данные аспекты обуславливают необходимость расширить участие российских банков в проектном финансировании. Руководитель дирекции проектного и экспортного финансирования - управляющий директор департамента проектного и структурного финансирования АО «Газпромбанк» Т. А. Беликов считает: «Проектное финансирование может стать мощным конкурентным преимуществом банка в борьбе за лучших региональных <...> клиентов, стать определяющим аргументом при обсуждении вопроса о переводе бизнеса клиента на обслуживание в финансирующий банк» [1, с. 15]. Таким образом, справедливо отметить, что для отечественных банков складывается достаточно благоприятная экономическая среда, в границах которой они могут эффективно и полноценно взаимодействовать в проектном финансировании, а также создавать банковские синдикаты, способные обслуживать крупномасштабные инвестиционные проекты.

Проанализировав наиболее эффективные, с нашей точки зрения, методы стимулирования проектного финансирования в российской экономике, следует подчеркнуть, что их действия нацелены на совершенствование изучаемого механизма, заблаговременное устранение потенциальных проектных рисков и угроз, а также на адаптацию опыта мировой практики проектного финансирования к российским условиям. Соответственно, рассмотренные методы не только позволят повысить уровень и эффективность инвестирования, но и будут способствовать разработке новых методических подходов в стимулировании проектного финансирования.

Библиографический список

1. Беликов Т. Минные поля проектного финансирования: Пособие по выживанию для кредитных работников и инвесторов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

2. Никонова И. А., Смирнов А. Л. Проектное финансирование в России. Проблемы и направления развития. М.: АО «Консалтбанкир», 2016.

3. Федорович В. А., Муравник В. Б., Бочкарев О. И. США: военная экономика, организация и управление. М.: Международные отношения, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.