ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (ECONOMIC SCIENCE)
УДК 332
Бабаева Д.Г.
к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Дагестанский государственный университет народного хозяйства
(Россия, г. Махачкала)
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье обозначены ключевые проблемы, существующие в сфере муниципального управления, определена значимость маркетинга в развитии муниципальных образований.
Ключевые слова: маркетинг, муниципальное управление, муниципальное образование, стратегия, программа маркетинга, органы местного самоуправления.
Проблема эффективного использования механизма маркетинга в системе муниципального управления предопределяется трансформацией рыночных отношений. В этой связи логически необходимым является рассмотрение вопросов, связанных с планированием и организацией маркетинга в системе муниципального управлении.
Политическая и социально-экономическая нестабильность в современной России подчеркивает актуальность поиска новых способ публичного управления, позволяющие удовлетворять интересы широкого спектра потребителей. Таким инструментом может выступить маркетинг в системе муниципального управления, объединяющим и конкретизирующим усилия всех уровней власти.
Маркетинговый подход в системе муниципального управления обеспечит социально-экономическую взаимосвязь муниципального образования с рынком.
В качестве одной из своих задач маркетинг в системе муниципального управления предусматривает содействие формированию и развитию маркетинговой ориентации
муниципальных учреждений и других субъектов, действующих в муниципальном образовании.
Специфика маркетинга в системе муниципального управления определяется в следующих ключевых аспектах:
- для проведения маркетинговых мероприятий на территории муниципального управления на сегодняшний день не хватает специалистов в данной области и бюджетных средств;
- цели маркетинга не являются коммерческими, и направлены на развитие общественных отношений в виде предоставления услуг и общественных благ;
- открытость и контролируемость со стороны органов местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития территории на основе соответствующих нормативно-правовых актов;
- использование современных маркетинговых технологий в стратегическом развитии территории муниципального образования.
Для реализации маркетинговых мероприятий в системе муниципального управления необходимо соблюдение следующих требований:
- для прогрессивного развития территории необходим баланс интересов местного сообщества, включая инвесторов, туристов и т.д.;
- формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры на территории муниципального образования с целью обеспечения инвестиционной привлекательности;
- создание благоприятных условий (в том числе конкурентной среды) для развития местных хозяйствующих субъектов;
- формирование и укрепление имиджа муниципального образования.
Маркетинг является составной частью стратегического развития муниципального
образования.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития
муниципальных образований республики Дагестан маркетинговая стратегия
территории формирует уникальные свойства региона, помогает рассмотреть различные
варианты развития. Однако на практике существует только маркетинговая стратегия
40
субъекта Российской Федерации, а на примере отдельных муниципальных образований (районов, села) их нет.
Возникает объективная необходимость разработки и реализации маркетинговых стратегий районов, направленных на обеспечение конкурентоспособности территорий с помощью маркетинговых инструментов и технологий, их консолидация в единую стратегию развития региона.
При разработке маркетинговой программы муниципального образования необходимо учесть и согласовать интересы следующих направлений - это потребности потенциальных субъектов потребления территории и возможности муниципального образования, и соблюдение приоритетов развития муниципального образования.
Программа маркетинга в системе муниципального управления должна быть заложена в общую стратегию социально-экономического развития муниципального образования, включающая следующие блоки, сгруппированных по видам и характерам управленческой деятельности:
- программы инвестиционного характера как прямого, так и внешнего финансового стимулирования, обеспечивающие приток инвестиций для развития территории муниципального образования;
- социальные инвестиционные проекты, осуществляемые за счет бюджетных средств и не ставящие целью получение прибыли.
Приоритетные направления развития муниципального образования должны быть взаимоувязаны с возможными вариантами развития территории, которые могут быть сформулированы разными инициативными источниками (администрация муниципального образования, внутренние и внешние субъекты).
Ответственность за принятие управленческих решений возлагается на органы местного самоуправления, так как именно ими должны быть проведены анализ и ранжирование предложений по степени значимости для развития территории, разработка стратегического плана развития муниципального образования, создание, экспертиза и реализация проектов, а также стратегический контроль [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Медведев А.А. Муниципальный маркетинг, как составной элемент реализации программных методов управления территориями: [Электронный ресурс] http://www.anrb.ru/isei/cf2014М817.htm.