Научная статья на тему 'К вопросу о развитии института интеллектуальной собственности в России'

К вопросу о развитии института интеллектуальной собственности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
910
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна

Регулирование интеллектуальной деятельности является основой формирования институциональной среды, позволяющей гармонизировать интересы различных субъектов социально-экономических отношений, позволяет снижать трансакционные издержки, обеспечивает устойчивое развитие социально-экономических систем. В статье рассмотрены концептуальные вопросы развития института интеллектуальной собственности в России, выявлены основные сферы общества и экономики, нуждающиеся в развитии системы интеллектуальной собственности, затронуты вопросы нормативного, финансового и информационного обеспечения этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTELLECTUAL PROPERTY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Regulation of intellectual activity is a basis of the institutional formation ment allowing to harmonize interests of social and economic subjects It allows to reduce transactional expenses, provides a sustainable development of social and economic systems. In the article the conceptual questions of intellectual property development in Russia are considered, the main spheres of society and economy needing development of system of intellectual property are revealed, the methods of law, financial and information support of these processes are raised.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии института интеллектуальной собственности в России»

Орлова Л. Н.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

15.3. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

Орлова Любовь Николаевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры Управления интеллектуальной собственностью

Место работы: ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

Аннотация: Регулирование интеллектуальной деятельности является основой формирования институциональной среды, позволяющей гармонизировать интересы различных субъектов социально-экономических отношений, позволяет снижать трансакционные издержки, обеспечивает устойчивое развитие социально-экономических систем. В статье рассмотрены концептуальные вопросы развития института интеллектуальной собственности в России, выявлены основные сферы общества и экономики, нуждающиеся в развитии системы интеллектуальной собственности, затронуты вопросы нормативного, финансового и информационного обеспечения этих процессов.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, устойчивое развитие, гармонизация интересов экономических субъектов.

TO THE QUESTION OF INTELLECTUAL PROPERTY DEVELOPMENT IN RUSSIA

Orlova Liubov N, Candidate of science, economics; associate professor of department «Management of intellectual property»

Work place: Plekhanov Russian University of Economics

Annotation: Regulation of intellectual activity is a basis of the institutional formation ment allowing to harmonize interests of social and economic subjects It allows to reduce transactional expenses, provides a sustainable development of social and economic systems. In the article the conceptual questions of intellectual property development in Russia are considered, the main spheres of society and economy needing development of system of intellectual property are revealed, the methods of law, financial and information support of these processes are raised.

Keywords: intellectual property, sustainable development, harmonization of interests of economic subjects.

Регулирование интеллектуальной деятельности является основой формирования институциональной среды, позволяющей гармонизировать интересы различных субъектов социально-экономических отношений, позволяет снижать трансакционные издержки, обеспечивает устойчивое развитие социально-экономических систем. Говоря о гармонизации интересов посредством правовой политики, нельзя не отметить те противоречия, которые возникают в настоящее время в рамках сложившейся системы правоотношений. Правовая политика - это стратегия и тактика деятельности государства в правовой сфере, построенная на четком представлении о том, какие вопросы требуется решать в краткосрочной и долгосрочной перспективе и при помощи каких инструментов. Регулирование интеллектуальной деятельности содержит в себе две первостепенные задачи: охрана и защита уже полученных результатов интеллектуальной деятельности, повышение инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Однако, можно выделить некоторую противоречивость данных целей. Так, в настоящее время суще-

ствует движение под названием «антикопирайт», суть которого сводится к тому, что охрана интеллектуальной собственности (в том виде, в котором она сейчас существует) приводит не к распространению новых идей и росту прибылей, а, напротив, к экономическому и технологическому застою, ограничению конкуренции, росту цен и неоправданному обогащению структур, занимающихся управлением в сфере интеллектуальной собственности. Для преодоления этих негативных процессов, по мнению одних, требуется полный отказ от защиты интеллектуальной собственности, а по мнению других - существенное реформирование всей системы правоотношений в данной области. Технологический же и интеллектуальный прогресс достижим лишь в случае отказа от существующих принципов охраны интеллектуальной собственности [1, 12].

Можно выделить ряд правовых коллизий существующего законодательства в части охраны результатов интеллектуальной деятельности. Так, Лопатин В.Н. выделяет правовые коллизии в области охраны интеллектуальной собственности (например, выбор способа правовой охраны, учет объекта как охраняемого или неохраняемого), в области использования интеллектуальной собственности (существование пределов использования результатов интеллектуальной деятельности), в области собственно защиты интеллектуальной собственности (выбор способов правовой защиты, применяемые санкции) [2,7].

В настоящее время общемировой тенденцией является расширение роли государства в сфере интеллектуальной собственности, а также превалирует подход, базирующийся на признании актуальной роли государства в обеспечении надлежащей правовой охраны объектов интеллектуальной собственности [3,9].

В современных условиях к двум традиционным функциям государства в области интеллектуальной собственности: разработке норм внутреннего законодательства и защиты интеллектуальной собственности путем международных договоров - добавляется несколько относительно новых:

- Осуществление координирующей функции в отношении организаций, управляющих авторскими и смежными правами на коллективной основе;

- Стимулирование развитие рынка интеллектуальной собственности ;

- Решение проблем социальной защиты творческих работников;

- Стимулирование притока инвестиций в высокотехнологичные сферы производства.

Основными проблемами российского рынка интеллектуальной собственности являются его малый объем и медленное развитие. Причинами этой ситуации являются:

- Неупорядоченность отношений;

- Трудности при реализации прав и их использования;

- Большое количество правонарушений;

- Отсутствие развитой инфраструктуры;

- Отсутствие единой государственной политики и саморегулирующих механизмов в данной сфере.

В связи с этим, возникает необходимость создания специального федерального органа, координирующего деятельность в области интеллектуальной собственности или наделение дополнительными полномочиями уже существующие органы.

В специальной публикации ВОИС WIPOPUBLICATION № 478 (1998 г.) отмечается, что к числу первоочередных

задач, которые необходимо решать при выработке и осуществлении государственной политики в области интеллектуальной собственности, развитии государственного регулирования связанных с ней отношений, могут быть отнесены, в частности, следующие:

1) Создание инфраструктуры для реализации авторских и смежных прав;

2) Совершенствование системы коллективного управления авторскими и смежными правами;

3) Развитие структуры патентного ведомства, ведающего вопросами промышленной собственности и регистрации изобретений, товарных знаков и иных видов объектов интеллектуальной собственности;

4) Расширение межправительственного сотрудничества;

5) Расширение государственной поддержки изобретений и иной творческой деятельности;

6) Совершенствование работы патентных поверенных и иных лиц, содействующих эффективному осуществлению регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Концепция развития института интеллектуальной собственности крайне важна для Российской Федерации при реализации амбициозных целей формирования экономики лидерства и инноваций, «ухода» от сырьевой модели развития. Так, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности среди наиболее активных стран по подаче заявок на выдачу патентов являются Китай, США и Япония (данные за 2012 год), патентная активность в Российской Федерации по сравнению с ведущими странами мира представлена в таблице 1 и на рисунке 1[4].

Таблица 1

Рисунок 1. Патентная активность в странах мира По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), взаимодействие и сотрудничество в области охраны, защиты и развития интеллектуальной собственности осуществлялось следующим образом. Роспатент взаимодействовал с федеральными органами исполнительной, судебной власти и иными органами власти по вопросам предоставления сведений

относительно объектов интеллектуальной собственности, сведение и документов о распоряжении правами на объекты интеллектуальной собственности (Правительство РФ, Минобрнауки России, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ и т.д.); предоставления справок относительно существенных признаков объекта интеллектуальной собственности (степень сходства, объем правовой охраны) (ФАС России, ФНС России, ФТС России); предоставления сведений о распоряжении правами на объекты интеллектуальной собственности, наложения и снятия ареста на объекты интеллектуальной собственности (ФССП России, прокуратура, суды).

Что касается взаимодействия Роспатента с регионами, то в рамках развития региональной политики в части интеллектуальной собственности, то в настоящее время осуществляется сотрудничество с 47 опорными региональными организациями в 37 регионах России [5] (Федеральный округ - Москва, Белгородская область, Брянская область, Воронежская, Калужская, Костромская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская области; Южный округ - Астраханская и Волгоградская области; Северо-Западный округ - Санкт-Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская и Калининградские области; Дальневосточный округ - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская и Сахалинская Области; Сибирский округ -Республика Бурятия, Алтайский край, Забайкальский край, Новосибирская и Томская области; Уральский округ - Свердловская область, Тюменская область; Приволжский округ - Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская республика, Кировская, Нижегородская, Ульяновская, Самарская области; Северо-Кавказский округ -Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край; Крымский округ - город федерального значения Севастополь. Также по всем федеральным округам создаются центры поддержки технологий и инноваций, основными задачами которых являются обеспечение доступа к специализированным базам данных и наращивание инновационного потенциала всех участников экономических процес-

Федеральные округа

Рисунок 2 - Количество центров поддержки технологий и инноваций по федеральным округам РФ [6].

Однако, на наш взгляд, такого взаимодействия недостаточно, и в рамках реализации основных положений Меморандума о взаимопонимании по созданию Центров поддержки технологий и инноваций в Российской Федерации между Роспатентом и Всемирной органи-

Патентная активность в странах мира

Страна Количество поданных заявок на патент

Всего Резидентами страны Нерезидентами страны

Австралия 26358 2627 23731

Бразилия 30116 4804 25312

Великобритания 23235 15370 7865

Германия 61340 46620 14720

Индия 43955 9553 34402

Китай 652777 535313 117464

Корея 188915 148136 40779

Российская Федерация 44211 28701 15510

США 542815 268782 274033

Франция 16632 14540 2092

Япония 342796 287013 55783

Орлова Л. Н.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТИТУТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ

зацией интеллектуальной собственности (ВОИС) существует объективная необходимость заключение договоров о сотрудничестве и создание Центров поддержки технологий и инноваций в каждом регионе.

Данные положения позволили нам сформировать Концепцию развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Основные положения данной концепции реализованы в виде дорожной карты и представлены в таблице 2.

В основе реализации концепции лежит постановка и согласование стратегических и долгосрочных целей развития института интеллектуальной собственности на макроуровне с основными целями и задачами, стоящими перед каждым отдельным хозяйствующим субъектом на мезо- и микроуровнях. Также концепция предполагает формирование мероприятий, обеспечи-

Список литературы:

1. Багиров В.А. Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности /В.А. Багиров[Текст]. - Рига: БМА; JUMI, 2013. - 127 с.

2. Лопатин В.Н. Правовые коллизии при защите интеллектуальной собственности в России [Текст] // Право интеллектуальной собственности, 2011. - №4 (20). - С. 3-14.

3. Близнец И.А. Государственное регулирование интеллектуальной собственности. Правовые аспекты и необходимость [Текст]. // Авторское право и смежные права, 2014. -№10. - С.4-15.

4. World Intellectual Property Indicator [Электронныйресурс]. -Режимдоступа URL: http://www.wipo.int/portal/en/index.html

5. Материалы сайта Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) [Электронный ресурс] . -Режим доступа URL: http://www.rupto.ru/

вающие реализацию целей, и их нормативное, финансовое и информационное и обеспечение. На мезо- и микроуровне разработка институциональных механизмов обеспечения устойчивого инновационного развития будет заключаться в реализации политики территориальных инновационных кластеров и механизмов формирования институциональной инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы.

Таким образом, механизмы обеспечения устойчивого инновационного развития необходимо рассматривать в контексте концепции развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации как нематериальной базы инновационной экономики, и направлений реформирования национального законодательства, регулирующего инновационные процессы.

6. Материалы официального сайта ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности. [Электронный ресурс]. - Режим доступаURL: http://www1.fips.ru

7. Леонтьева, Л.С. Пространственные инновации как ресурс социально-экономического развития [Текст] / Л.С. Леонтьева, А.Б. Ильин, А.И. Конотопов // Бизнес-в законе. Экономико-юридический журнал. - 2014. - №6. - С. 204-207.

8. Орлова Л.Н. Нематериальные факторы устойчивого развития экономических систем // Транспортное дело России, 2013. - №5. - С.157-159.

9. Мухамедшин И.С., Тыцкая Г.И. Содержание и соотношение понятий «интеллектуальная собственность», «промышленная собственность», «интеллектуальные права» // Копирайт. Вестник российской академии интеллектуальной собственности, 2014. - №3. - С.57-65.

10. Мухамедшин И.С. Создание бюджетными учреждениями инновационных хозяйственных обществ // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права, 2011. - №4. - С. 47-57.

Основные этапы

Концепция развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации

Стратегическая цель:развитие системы интеллектуальной собственности, поддерживающей инновации и обеспечивающей формирование устойчивых

конкуректных преимуществ

1. Постановка целей развития

Создан и е благоприятн ой среды для Передача технологий творчества проведения исследований и реализации полученных результатов

Развитие взаимодействия Информационная поддержка

органов законодательной процессов, связанных с

и испоп н ительной власти. созданием, распространение м

регулирующих сферу и использованием результатов

интеллектуальной интеллектуальной

собственности деятельности

Формирование общественного сознания о необходимости создания результатов интеллектуальной деятельности и их коммерциализации

2. Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию целей

Совершенствование законодательна* базы, регулирующей

3, Выявление основных сфер общества и экономики, нуждающихся в развитии системы

интеллектуальной собственности, согласование их целей и задач

интеллектуальною сферу

Реал иза^я целевых программ Снюгение административных барьеров в части закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности Развитие системы защиты результатов интеллектуальной деятельности (езды поинтеллектуалы»« правам, борьба с контрафактной продукцией и пиратством)

Расширение государственной поддержки изобретений и иной творческой деятельности (премирование и награждение);

Социальная защита творчески* работников (гарантия получения дохода от результатов интеллектуальной деятельности)

Создание стратегических альянсов в рамках государственно-частного партнерства - Развитие наукоградов, технопарков, бизнес-инкубаторов на территории РФ

Развитие структуры

Развитие системы сотрудничества Роспатента с регионами Российской Федерацчи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудничества; центров поддержки технологии t

Создание специального инновафй на территории РФ

Разработка новых стандартов и программ обучения:

включение в программы высших и средник образовательных учреждении курсов, направленных на формирование

деятельность в области интеллектуал ьной собственности

правовых компетенций в области интеллектуальной деятельности;

сфер экономики в части создания, охрены и защиты объектов интеллектуальной деятельности

Высокотехнологичный сектор экономики

Машиностроительный и промышленный сектор Создание конкурентных преимуществ за счет инноеафй всех типов Обеспечение и сохранение конкурентоспособности бизнеса Рост стоимости бизнеса

Творческий сектор

Реализация творческого

Рост стоимости бизнеса

Наука и образование

Воспроизводство интеллектуального капитала Сохранение устойчивых познай в социально-

Федеральный закон «О промыиленной политике в Российской Федерации»; г D

Федерал ьный закон 'Об инноеацион ном центре «Скол коео» ' Р**^"0™" кодекс Нос",исн:ои

а г -л ___ _ п г т. Фвдераши (часть 4

Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской

<1>алопа| IUU"

4. Нормативное обеспечение процессов

закон «Об образовании в Российской Федерации», закон «О науке и государственной научно-

5, Финансовое и информационное обеспечение процессов

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) Закон «О госуОарспюеннои пэООержке инновтцюннои Оеятепьноспш в Российской ФеСертцш» Эксномическое регулирование (таможенное Целевые пр<*раммы развития на Создание и развитие федеральна-о

регулирование, льготное налогообложение, грямое урсене государства и на уровне финансирование и нредитсеакие)_регион»_

инновационного фонда и венчурных фондов

Создание «банка идей»

Reference list:

1. Bagirov V.A. Sovremennye tendencii razvitija prava intel-lektual'noj sobstvennosti /V.A. Bagirov[Tekst]. - Riga: BMA; JUMI, 2013. - 127 s.

2. Lopatin V.N. Pravovye kollizii pri zashhite intellektual'noj sobstvennosti v Rossii [Tekst] // Pravo intellektual'noj sobstvennosti, 2011. - №4 (20). - S. 3-14.

3. Bliznec I.A. Gosudarstvennoe regulirovanie intellektual'noj sobstvennosti. Pravovye aspekty i neobhodimost'[Tekst]. // Avtorskoe pravo i smezhnye prava, 2014. - №10. - S.4-15.

4. World Intellectual Property Indicator [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa URL: http://www.wipo.int/portal/en/index.html

5. Materialy sajta Federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti (Rospatent) [Jelektronnyj resurs] . - Rezhim dostupa URL: http://www.rupto.ru/

6. Materialy oficial'nogo sajta FGBU «Federal'nyj institut promyshlennoj sobstvennosti. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupaURL: http://www1.fips.ru

7. Leont'eva, L.S. Prostranstvennye innovacii kak resurs so-cial'no-jekonomicheskogo razvitija [Tekst] / L.S. Leont'eva, A.B. Il'in, A.I. Konotopov // Biznes-v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal. - 2014. - №6. - S. 204-207.

8. Orlova L.N. Nematerial'nye faktory ustojchivogo razvitija jekonomicheskih sistem // Transportnoe delo Rossii, 2013. -№5. - S.157-159

9. Muhamedshin I.S., Tyckaja G.I. Soderzhanie i sootnoshenie ponjatij «intellektual'naja sobstvennost'», «promyshlennaja sobstvennost'», «intellektual'nye prava» // Kopirajt. Vestnik ros-sijskoj akademii intellektual'noj sobstvennosti, 2014. - №3. -S.57-65.

10 Muhamedshin I.S. Sozdanie bjudzhetnymi uchrezhdenijami innovacionnyh hozjajstvennyh obshhestv // Patenty i licenzii. Intellektual'nye prava, 2011. - №4. - S. 47-57.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата экономических наук, доцента Орловой Любови Николаевны «К вопросу о развитии института интеллектуальной собственности в России» Актуальность темы. В России, как и во всем мире, появилось понимание того, что результаты интеллектуальной деятельности являются ключевыми факторами успеха и развития инновационной экономики. Статистические данные последних лет свидетельствуют о наметившихся тенденциях роста рынка интеллектуальной собственности в России. Однако практические вопросы развития института интеллектуальной собственности как основного источника формирования высоких конкурентных позиций требуют дополнительных научных и практических исследований и решений.

В представленной статье приведены существующие позиции исследователей на систему развития интеллектуальной собственности, выделены правовые коллизии существующего законодательства в части охраны интеллектуальной собственности. В статье подчеркивается роль и функции государства при формировании и развитии интеллектуальной собственности в Российской Федерации как институционального механизма развития инновационной экономики, выделены проблемы и особенности формирования рынка интеллектуальной собственности РФ.

Достоверность выводов и предложение подкреплена достаточным количеством статистической и аналитической информации.

Научный интерес представляет разработанная автором концепция развития института интеллектуальной собственности в Российской Федерации, изложенная в виде дорожной карты и включающая постановку целей, перечень основных мероприятий, обеспечивающих реализацию целей, выявление основных сфер экономики, нуждающихся в развитии института интеллектуальной собственности, а также нормативное, информационное и финансовое обеспечение процессов.

Статья по содержанию и оформлению соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный консультант:

профессор кафедры Управления интеллектуальной собственностью ФГБОУ ВПО «РЭУ имени Г. В. Плеханова», д-р экон. наук., проф.

Л.С. Леонтьева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.