Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
молодежное предпринимательство / бизнес / законодательство / правовое регулирование / youth entrepreneurship / business / legislation / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Анастасия Николаевна

В Российской Федерации, на сегодняшний день сложились благоприятные условия для развития молодежного предпринимательства. В статье анализируются данное явление и само понятие «молодежное предпринимательство», а также меры поддержки такого бизнеса. Отмечается низкий социальный настрой молодежи к предпринимательской деятельности, несмотря на большое количество имеющихся ресурсов для реализации бизнес-проектов, предпочтение созданию личного бизнеса работе в крупных компаниях. Рассмотрены имеющиеся проблемы развития молодежного предпринимательства в стране, предложены возможные пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжова Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the Russian Federation, today there are favorable conditions for the development of youth entrepreneurship. The article analyzes this phenomenon and the very concept of «youth entrepreneurship», as well as measures to support such a business. There is a low social attitude of young people to entrepreneurship, despite the large number of available resources for the implementation of business projects, a preference for creating a personal business to work in large companies. The existing problems of the development of youth entrepreneurship in the country are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

УДК 346 ББК 67.404

Анастасия Николаевна Рыжова

студентка

Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ryzhova.nastena.15@mail.ru

125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.49

Научный руководитель/

Оксана Николаевна Васильева

доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент

ONVasileva@fa.ru

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.49

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ И АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аннотация. В Российской Федерации, на сегодняшний день сложились благоприятные условия для развития молодежного предпринимательства.

В статье анализируются данное явление и само понятие «молодежное предпринимательство», а также меры поддержки такого бизнеса. Отмечается низкий социальный настрой молодежи к предпринимательской деятельности, несмотря на большое количество имеющихся ресурсов для реализации бизнес-проектов, предпочтение созданию личного бизнеса работе в крупных компаниях. Рассмотрены имеющиеся проблемы развития молодежного предпринимательства в стране, предложены возможные пути их разрешения.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, бизнес, законодательство, правовое регулирование.

A.N. RYZHOVA, student Faculty of Law

Financial University under the Government of the Russian Federation,

ryzhova.nastena. 15@mail.ru 49, Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia

SCIENTIFIC DIRECTOR O.N. VASILYEVA,

Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity Financial University under the Government of the Russian Federation,

Candidate of Law, Associate Professor ONVasileva@fa.ru 49, Leningradsky Ave., Moscow, 125993, Russia

ON THE DEVELOPMENT AND CURRENT PROBLEMS OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Annotation. In the Russian Federation, today there are favorable conditions for the development of youth entrepreneurship. The article analyzes this phenomenon and the very concept of «youth entrepreneurship», as well as measures to support such a business. There is a low social attitude of young people to entrepreneurship, despite the large number of available resources for the implementation of business projects, a preference for creating a personal business to work in large companies. The existing problems of the development of youth entrepreneurship in the country are considered.

Key words: youth entrepreneurship, business, legislation, legal regulation.

Молодежное предпринимательство в России — явление не новое, но требующее к себе особого внимания ввиду активного развития всех отраслей предпринимательской деятельности и отсутствия его правового регулирования. Следует отметить, что на сегодняшний день законодательное определение такого понятия как «молодежное предпринимательство» отсутствует. Однако попытки его узаконения имеются. Так, в проекте Федерального закона №1171716-6 «О государственной поддержке молодежного предпринимательства», внесенном депутатами Государственной Думы А.Д. Крутовым и И.Д. Грачевым, определялось, что «молодежное предпринимательство — осуществление гражданами Российской Федерации в возрасте до 35 лет, а равно юридическими лицами — субъектами малого предпринимательства, отвечающими следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников — до 35 лет; возраст руководителя — до 35 лет; в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно -правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 35 лет превышает 75%, предпринимательской деятельности». Поскольку данный законопроект так не был принят, следствие тому явилось отсутствие на законодательном уровне единого определения рассматриваемого понятия.

Вместе с тем, как показывает практика ведения бизнеса, именно молодежь, как представители малого и среднего предпринимательства способны дать толчок росту экономического развития. Это вызвано, в первую очередь, гибкостью к различным изменениям как внутри станы, так и на международном уровне (в частности, в отношениях с иностранными партнерами), что позволяет быстрее адаптировать ту или иную «нишу» к переменам в экономики.

Безусловно, молодые предприниматели, наряду с опытными бизнесменами также сталкиваются с рядом проблем в области налогообложения, большого объема документооборота и отчетности, ограниченными возможностями для кредитования. В условиях санкционной политики иностранных государств в отношении России к этому добавились разрушенные логистические цепочки, возросшие цены на закупки. Кроме того, сказывается и отсутствие должного опыта в ведении бизнеса, нехватка начального капитала для начинания своих проектов, а также недостаток имеющихся знаний специфики конкретной отрасли. Последнее, как представляется, обусловлено направленностью отечественного образования в большей части на получение теоретических знаний и умений. Несмотря на увеличение количества часов на практикоориетированные занятия, их объем не позволяет в должной степени привить обучающимся практические навыки создания и ведения бизнеса. В связи с этим, как показывает проведенный опрос обучающихся высших учебных заведений, среди молодежи наблюдается низкий социальный настрой и желание лично создавать свой бизнес, вести предпринимательскую деятельность. В большинстве случаев (84 % опрошенных респондентов) склоняются к выбору стабильного места работы в крупных компаниях. Молодые люди также отмечали сложности в вопросах оперативного консультирования относительно правильности предпринятых шагов в решении различных вопросов, связанных с ведением бизнеса.

В п. 15 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»1 законодателем установлено, что «основными направлениями реализации молодежной политики являются поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи», реализуемые на практике. В действительности, государством создан ряд организаций, ориентированных на становление и развитие молодых предпринимателей. К ним можно отнести Федеральное агентство по делам молодежи (далее — Росмолодежь), Ассоциацию молодых предпринимателей

1 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 04.01.2021. — № 1 (часть I). — ст. 28.

России, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Международную и Российскую молодежные палаты.

Вполне успешно реализуется программа «Я — предприниматель», осуществляемая Росмолодежью и Минэкономразвития. За время работы программы ее участники открыли около 16 000 новых предприятий в 53 регионах страны. Для тех, кто только планирует стать предпринимателем, создать или масштабировать свое дело существует программа «Я в деле», в рамках которой студенты ВУЗов страны проходят путь от поиска идеи своего стартапа до его презентации перед потенциальными инвесторами.

Однако наиболее существенной и популярной мерой поддержки молодежного предпринимательства являются государственные гранты. Благодаря национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» граждане от 14 до 25 лет, решившие открывать свой бизнес, вправе получить на это от 100 до 500 тыс. рублей, а если деятельность будет вестись в Арктической зоне, то до 1 млн. рублей.

Тем не менее, очевидно, что сфера молодежного предпринимательства нуждается в неком реформировании для своего дальнейшего развития, поэтому, как справедливо отмечает А.В. Давыдова, необходимо выделить ряд идей, которые смогли бы этому поспособствовать [1, С. 49]. Так, например, имеет смысл снизить налоги и ставки по кредитам для молодежи, открывающей свое дело, а также упростить доступ к льготным кредитам, что снизит давление на них и придаст уверенности в развитии бизнеса.

В данном вопросе также абсолютно разделяем точку зрения И.Г. Чернышенко, который пишет, что важно настроить связь между опытными и начинающими предпринимателями для передачи знаний и опыта. Данное предложение, по мнению автора, поспособствует развитию у молодежи расширению круга связей, которые смогут благоприятно сказаться на функционировании бизнеса [2, С. 49]. При этом у молодежи появится возможность консультироваться по интересующим вопросам, получать на них конкретные ответы. Такой формат взаимодействия возможно реализовать в рамках бизнес-акселераторов, где за каждым молодым участником закрепляется соответствующей бизнесмен. Для достижения цели, на протяжении определенного времени в процессе взаимодействия они будут иметь возможность составлять бизнес-планы и намечать действия их последовательной реализации. Однако до совместной работы с предпринимателями молодые люди должны будут пройти ряд этапов. Изначально им предстоит написать мотивационной письмо, в котором развернуто ответить на вопросы: для чего нужен данный проект, какие ожидания в него закладываются, а также какими

чертами характера и знаниями уже обладает инициатор для создания и развития своего дела.

Далее, участник должен пройти краткий курс теоретического обучения, освоив необходимый объем бизнес-информации с последующей защитой бизнес-проекта, в котором будут изложены его основные тезисы, подтверждающие усвоение полученных знаний. После этого, участников можно разделить на группы в соответствии с занимаемой ими отраслевой «нишей», с предоставлением им возможности посещать воркшопы, общаться с предпринимателями конкретной области и сферы экономики. Каждого молодого предпринимателя должен курировать тьютор, устанавливающий принципы взаимодействия. В рамках проекта также подразумевается, что тьютор может знакомить подопечного со своей компанией и на собственном примере разъяснять и показывать те или иный процессы, делиться навыками ведения бизнеса. Результатом такого наставничества станет первая полученная прибыль молодого предпринимателя и выстроенные механизмы внутри бизнеса.

Кроме того, представляется целесообразным включить в образовательную программу средних профессиональных учебных заведений и старших классов общеобразовательных учреждений предмет «Предпринимательство», изучение которого будет способствовать развитию у обучающихся понимания бизнес-процессов и заинтересованности в создании и ведении собственного дела. Вовлеченность в образовательный процесс требует инновационного подхода к преподаванию предмета, например, активного проведения занятий в форме квестов, игр, использования мультимедиа, презентаций, организации встреч с представителями бизнес-сообщества.

Следует вести разъяснительную работу о положительных аспектах предпринимательской деятельности, которая способствует свободе, самостоятельности, самовыражению, выработке смекалки, чувства ответственности, а не только закрепления бытующего мнения о предпринимательстве как о рисковой деятельности, способной в случае негативных последствий довести бизнесмена до банкротства, оставив без средств к существованию.

Представляется целесообразным расширение сети бизнес-лагерей для детей и подростков для выстраивания у подрастающего поколения способности мыслить без навязанных установок. Вожатыми в подобных лагерях могут стать студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях как по педагогическому, так по экономическому профилю, которые на доступном и понятном языке объяснят важные аспекты, связанные с предпринимательской деятельностью, обеспечат вовлеченность школьников в данный процесс.

В заключении следует подчеркнуть, что в России, на сегодняшний день имеется почва и ресурсы для активизации развития молодежного предпринимательства. Остается открытым лишь вопрос вовлеченности в бизнес-деятельность молодого поколения, способного решить множество проблем, способствовать экономическому процветанию страны, безопасности государства и его общества.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Давыдова, А.В. Молодежное предпринимательство, как новый вектор развития экономики // Legal Bulletin. — 2019. — Т. 4. — № 1. — С. 48-52.

2. Чернышенко, И.Г. Предложения по внесению необходимых изменений в программы и акты стратегического планирования в области молодежного предпринимательства // Право и управление. — № 6. — 2023. — С. 77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.