Научная статья на тему 'К вопросу о развитии физической культуры в России'

К вопросу о развитии физической культуры в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Н.М.

В статье представлены основные этапы становления образования в сфере физической культуры, особое внимание уделяется деятельности П.Ф. Лесгафта, дается дефиниция понятия «физическая культура», что приобретает особую важность при построении тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии физической культуры в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х

ется активацией внутриклеточного метаболизма. Это один из ключевых факторов неспецифических адаптационных реакций, осуществляющихся по механизму перекрестной резистентности. Комплекс основных метаболических реакций («метаболический котел») регулируется системами организма, имеющими вспомогательное («служебное») значение. Сюда относятся кровообращение, дыхание, пищеварение, выделение. Это промежуточное звено между жизненно важными метаболическими процессами и факторами внешней среды, которые могут изменить интенсивность метаболических реакций. Но функции дыхания, кровообращения изменяются однотипно при воздействии различных агентов (например, психоэмоциональный стресс и физическая нагрузка могут вызвать практически одинаковые изменения частоты дыхания и сокращений сердца).[3]

Неспецифические физиологические механизмы составляют фундамент специфических видов адаптации: к низким и высоким температурам, тканевой гипоксии, повышенному атмосферному давлению, к ограниченному питанию. Комплекс адаптивных изменений, при которых сохраняется нормальное психофизиологическое состояние человека в условиях воздействия стрессорных агентов, может быть условно назван нормой адаптивной реакции. [2] Для нее характерно сохранение структурно-функциональных связей со средой, обеспечивающих выживание в этих условиях. Если воздействие факторов среды выходит за рамки нормы адаптивной реакции, наступает расстройство адаптации. Норма адаптивной реакции индивидуально различна, так как включает в себя не только врожденные, но и приобретенные каждым индивидом свойства адаптироваться к условиям жизни, среды существования.

Таким образом, следует найти подходы к разработке оптимальных режимов физической активности, изучить резервные возможности человека, выявить факторы, лимитирующие развитие систем обеспечения активности, и предел допустимых искусственных компенсаций, позволяющих их поддерживать и укреплять.

Список использованной литературы:

1.Горбунов Н.А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации//Психологическое обеспечение подготовки спортсменов.-Алма-Ата: Изд-во КГПИ,1997-С.14-22.

2.Маслов А.Г. Мотивация и личность.-Нью-Йорк,Изд-во академии наук.-2001.-310с.

3. Фомин Н.А. Возрастные специфические основы физического воспитания.-Изд-во Карл Хорман Шорндорф, 2003.-141с.

© Горохов Н.М., 2016

УДК 37

Н.М.Горохов

Профессор, канд.пед.наук ЮУРГГПУ, Челябинск

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Актуальность

В статье представлены основные этапы становления образования в сфере физической культуры, особое внимание уделяется деятельности П.Ф. Лесгафта, дается дефиниция понятия «физическая культура», что приобретает особую важность при построении тренировочного процесса.

Ключевые слова

Здоровьесбережение, физическая культура тренировочный процесс, образование в сфере физической культуры,

юные спортсмены-легкоатлеты.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Близкое по содержанию к современной его трактовке в российской действительности образование связывают, как правило, с реформаторской деятельностью Петра Первого, учредившего цифирные (арифметические) школы 1714 г. как привилегии для народа. Само понятие «физическая культура» не входило ни в обыденную практику занятий физическими упражнениями, ни в научный лексикон.[1]

Понятию «образование» в сфере физической культуры отечественная педагогика обязана П.Ф. Лесгафту. В понятие образования Лесгафт включает и методы научения ребенка «изолировать отдельные движения». В современной теории и методике физического воспитания это умение входит в понятие метода строго регламентированных упражнений, нет однозначности толкования термина «физическое».

В методологии образования Лесгафт усматривал его предельные онтологические основания: средствами воздействия на развитие физических и духовно-нравственных качеств добиваться формирования личности, образа человека в соответствии с его сущностными основами, так или иначе востребованными социумом. Методические аспекты образования в сфере двигательной деятельности и духовно-нравственного становления воспитанника-школьника приурочиваются Лесгафтом к трем этапам возрастного развития.

На первом возрастном этапе (7-12 лет) ребенок должен научиться бегать, прыгать, метать предметы, выполнять движения различными частями тела. На втором этапе (12-15 лет) ученик-подросток должен научиться выполнять различного рода двигательные действия с постепенно повышающейся нагрузкой, достигаемой увеличением отягощений, изменением скорости бега, сложности преодолеваемых препятствий. На третьем этапе (15-18 лет) обеспечивается обучение управлению движениями в их пространственно-временных параметрах, в координационно-силовых характеристиках. [3]

Образование в сфере физической культуры, в его современном осмыслении, как и образование в его изначальном содержании, включает в себя обучение и воспитание, следовательно, понятие «физическое образование», применительно к физической культуре теряет смысл. Категория образования получила совершенно четкие очертания в научной литературе и завершение в законодательном акте «Об образовании». Образование рассматривается как двуединый процесс обучения и воспитания. Смещение понятий обучения и воспитания, равно как и сведение образования к обучению или воспитанию, исходя из подобной трактовки образования может расцениваться:

1) как попытка подвергнуть сомнению правомерности осмысления образования как двуединого процесса;

2) как результат свободного, не ограничиваемого различиями в содержании и использовании понятия (в зависимости от контекста).

В структуре образования в сфере физической культуры здо-ровьесбережение рассматривается как условие, при котором и обучение, и воспитание будут достаточно эффективными, и в этом смысле здоровьесбережение становится в один ряд с основополагающими понятиями, входящими в категорию образования, которое становится не только способом формирования личности человека, обладающего высокими функциональными резервами личностного становления.

В традиции отечественной педагогической мысли образование в сфере физической культуры, рассматриваемой как часть общей культуры общества, как одна из областей социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей и использование их в соответствии с потребностями общественной практики, включает в себя овладение знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими физическое совершенствование, телесную культуру и воспитание физических, духовно-нравственных качеств. Как категория науки и культуры отечественного социума физическая культура утвердилась с открытием в 1919 г. на базе дореволюционных курсов П.Ф. Лесгафта Института физической культуры с четырехлетним сроком обучения.

Предыстория открытия, специализированного профессионального образовательного учреждения может быть датирована 1896 г., когда П.Ф. Лесгафту было официально разрешено открыть первое в России гражданское учебное заведение — Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Введение понятия «физическая культура» в научный обиход и под сокращенным термином «физкультура» в повседневную практику сопровождалось повышением ее социальной нагрузки. Слова, термины, несущие социальную нагрузку, не могут определяться на абстрактном уровне как чисто теоретические понятия.

В апреле 1919 г. в Москве был проведен 1-й Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, определивший социальную ориентацию физической культуры: военно-спортивная подготовка молодежи. Созданный в 1920 г. Высший совет физической культуры был не более чем совещательным органом при Главном управлении Всеобуча: военно-прикладная ориентация физической культуры получила силу закона. Постоянной социальной корректировке подвергались организационные формы и содержание физической культуры. Так, по предложению специальной комиссии РКП(б), изучавшей состояние физкультурного движения в стране (март 1923 г.), XII партийный съезд определил, что основной формой организации физкультурной работы должен быть... кружок физической культуры. На XV партийной конференции (1926 г.) наилучшей формой организации физкультурной деятельности была признана... секционная работа.

Государственным актом о Всеобщем обязательном обучении (1930 г.) было определено содержание физической культуры как обязательного учебного предмета, а с введением Всесоюзного военно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» началась четкая социальная ориентация на трудовую и военную подготовку каждого гражданина страны. Научная разработка проблемы соотношения образования и здоровьесбережения в сфере физической культуры относится к 50-60-м гг. XX в., когда наметилась тенденция резкого «омоложения» высших спортивных достижений (П.А. Виноградов, Л.П. Лушанин, А.П. Жолдак, Н.И. Волков, В.М. Зациорский, 11.В. Зимкин, А.В. Коробков, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков и др.). Однако разработка теоретических и методических основ юношеского с порта, соотношения средств общей и специальной спортивной подготовки восходит к концу XIX — началу XX в.

Как теоретическая проблема, требующая разрешения с точки зрения медико-биологического обоснования средств тренирующего воздействия, специализированная спортивная подготовка в детском и подростковом возрасте отражена в научных трудах Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, СП. Летунова, Р.Е. Мотылянской; А.А. Маркосяна, Н.В. Зимкина, А.В. Коробкова, В.П. Филина, Н.А. Фомина и др.

До Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. решение проблемы здоровьесберегающего содержания в подростковом и юношеском возрастах связывалось с повсеместным внедрением в практику спортивной тренировки комплекса «Готов к труду и обороне» в его многоступенчатом, связанном с возрастом занимающихся варианте.

Разработка основополагающей концепции многолетней спортивной подготовки юных спортсменов была завершена к концу 60-х гг. Она получила одобрение на II и III Всесоюзных научных конференциях по проблемам юношеского спорта. II Всесоюзная конференция состоялась в 1968 г. Основным ее содержанием была разработка основополагающих документов о содержании многолетней спортивной подготовки юных спортсменов. Были разработаны теоретические и методические вопросы отбора и спортивной ориентации. Принципиально важное значение для разработки рациональных соотношений общей и специальной физической подготовки имела III Всесоюзная научная конференция по проблемам юношеского спорта.[2]

В начале 70-х гг. в нашей стране был введен усовершенствованный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Он был признан программной и нормативной основой советской системы физического воспитания, но не мог долго оставаться неизменным. С 1 января 1985 г. в практику подготовки спортсменов был введен новый комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Два с половиной года его действия показали, что он не внес ничего нового в сложную ситуацию в работе по комплексу ГТО, которая сложилась в послевоенные годы. Комплекс потерял свою популярность.

В 1974 г. в Москве состоялся Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе». Особое внимание в его работе было уделено медико-биологическому обоснованию спортивного совершенствования на различных этапах многолетней тренировки. Актуализация проблемы в последние десятилетия обусловлена постоянно возрастающим уровнем достижений в мировом спорте, применением

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 2410-700Х

средств стимулирования физической работоспособности, сопровождающихся не только спортивными рекордами, но и расстройствами здоровья.

Список использованной литературы:

1. Баркова Н.М. Нравственный идеал в русской педагогике: Вторая половина Х1Х- начала ХХ века // Педагогика.-1998.-.№2.-С.70-75.

2. Богуславский М.В. генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала ХХ века // Педагогика .- 2000.-С.63-70.

3. Лесгафт П.В. Полное собрание сочинений.- М.:Просвещение,1951.

© Горохов Н.М., 2016

УДК 378

Егорова Эльвира Валентиновна

к. т. н, доцент

Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ И МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования межпредметных связей на занятиях по дисциплине «Информатика и математика».

Ключевые слова

Высшее образование, процесс обучения, компьютерные технологии.

В настоящее время математика и компьютерные технологии активно внедряются в гуманитарные области, в том числе и в образование. Математические методы при обработке информации применяют социологи, психологи, лингвисты, историки и другие специалисты гуманитарных направлений подготовки. В этой работе значительная роль отводится компьютерным технологиям, которые проникают в деятельность специалистов гуманитарных сфер. Формирование математического мышления с применением компьютерных технологий создаёт студенту предпосылки для освоения специальных дисциплин на высоком уровне [1, с.113].

Дисциплина «Информатика и математика» включает фундаментальные разделы этих наук. Следует рассматривать математическое образование как важнейшую составляющую фундаментальной подготовки бакалавра и специалиста [2, с.7].

К задачам курса можно отнести:

1. Формирование у студента целостного представления об основных этапах становления математики и информатики, их структуре; о роли, месте математики и информатики в различных сферах человеческой деятельности.

2. Установить связь этих двух дисциплин: первичность математики и на её основных понятиях появление сравнительно с математикой молодой дисциплины информатики.

3. Усвоить в процессе обучения логическую строгость изложения математики и информатики, общность математических понятий и конструкций, обеспечивающую широкий спектр их применимости, точность формулировок математических свойств изучаемых объектов.

4. Познакомить студентов с основными направлениями в современных компьютерных технологиях.

5. Выработать у студентов навыки использования полученных знаний в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.