Научная статья на тему 'К вопросу о развитии человеческого капитала'

К вопросу о развитии человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
916
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ефимова Лариса Александровна

Проблема развития человеческого капитала имеет глубокие корни в истории экономической мысли. С тех пор, как человечество стало осознавать свою производительную роль, свое значение по преобразованию окружающего мира, а производство жизненных условий и материальных благ выделилось в самостоятельную сферу «Экономика», ученые пытались познать тайну человека. Общепризнанным становится тот факт, что для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно изменение роли человеческого капитала экономике и обществе: происходит переход к «человеческому» измерению жизни общества, возрастает интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к методам их активизации и развития. Цель. Изучить теоретические основы, правовое положение и методические подходы к проблеме развития человеческого капитала. Методология. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных. Методология исследования базируется на изучении экономических явлений и процессов. Область применения результатов. Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования доказывают необходимость исследования вопросов развития человека. Заключение. На смену классической теории экономического развития, базирующейся на показателе валового внутреннего продукта, провозглашая экономический рост главной целью общественного прогресса и рассматривая человека в качестве движущей силы экономического развития, пришла современная концепция человеческого развития, в которой приоритет отдан человеку и обоснована необходимость его развития. Человек развивается в течение всего периода жизнедеятельности, что требует значительных затрат (регулярного инвестирования), т.е. развитие человеческого капитала возможно только при инвестировании и создании необходимых условий для жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ефимова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии человеческого капитала»

ЭКОНОМИКА и ОРГАНИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В АПК

УДК 330.142.2:316.37 Л.А. ЕФИМОВА

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Проблема развития человеческого капитала имеет глубокие корни в истории экономической мысли. С тех пор, как человечество стало осознавать свою производительную роль, свое значение по преобразованию окружающего мира, а производство жизненных условий и материальных благ выделилось в самостоятельную сферу «Экономика», ученые пытались познать тайну человека.

Общепризнанным становится тот факт, что для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно изменение роли человеческого капитала экономике и обществе: происходит переход к «человеческому» измерению жизни общества, возрастает интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к методам их активизации и развития.

Цель. Изучить теоретические основы, правовое положение и методические подходы к проблеме развития человеческого капитала.

Методология. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных учёных. Методология исследования базируется на изучении экономических явлений и процессов.

Область применения результатов. Практическая и теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования доказывают необходимость исследования вопросов развития человека.

Заключение. На смену классической теории экономического развития, базирующейся на показателе валового внутреннего продукта, провозглашая экономический рост главной целью общественного прогресса и рассматривая человека в качестве движущей силы экономического развития, пришла современная концепция человеческого развития, в которой приоритет отдан человеку и обоснована необходимость его развития.

Человек развивается в течение всего периода жизнедеятельности, что требует значительных затрат (регулярного инвестирования), т.е. развитие человеческого капитала возможно только при инвестировании и создании необходимых условий для жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: развитие, человеческий капитал, инвестиции.

Согласно п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Согласно п. 2 «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» «Вызовами предстоящего долгосрочного периода, ...отражающими внутренние барьеры развития страны» определено «.возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [2].

В «Стратегии-2020» среди приоритетных направлений развития страны центральное место за-

нимает необходимость развития человеческого капитала: «Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе абсолютный национальный приоритет .это насущная необходимость развития страны» [3].

История общества и развитие науки дали обширный материал, подтверждающий неоднозначный характер понятий «Развитие» и «Человеческий капитал».

Идея развития находит свое выражение в принципе историзма и является одной из самых ведущих в истории философии, естествознания и обществоведения. В своем первоначальном виде данная категория была сформулирована в античной философии

Гераклитом: «Все существует .. .все изменяется, все находится в процессе возникновения и исчезновения» [4], а значит, и человек тоже.

Значимый вклад в анализ категории «Развитие» внесли Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И.Г. Фихте, Г. Гегель, А.И. Герцен, А. Сен-Симон, К.Ф. Вольф, Н. Коперник, Ч. Лайель, Ч.Р. Дарвин, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и другие ученые.

Понятие «Развитие» в современном его понимании возникает в XVIII в. Ж.Л. Бюффон употребляет его в связи с объяснением истории Земли и живых существ, И. Кант применил идею развития для объяснения происхождения Солнечной системы и космоса. В начале XIX в. Ж.Б. Ламарк использует это понятие для объяснения эволюции живых существ, И.Г. Гердер - для описания истории культуры. В теории Ф. Гегеля источником развития выступает возникновение и преодоление противоположностей [5].

Известно, что способность к развитию составляет одно из свойств сознания. Развитие осуществляется во времени, и только время выявляет направленность развития и совпадает с поступательным движением к более развитому и совершенному или с движением в противоположном направлении (прогрессивное и регрессивное развитие).

Согласно господствующим в философии представлениям развитие представляет собой движение по восходящей спирали, движение, хотя и противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад, но в принципе отличающееся скорее прогрессивной направленностью: идет от форм простых к сложным формам. В результате развития возникает иное качественное состояние (возникновение, трансформация или исчезновение определенных качеств).

Если механизм развития уподобить совокупности разновеликих и разнонаправленных сил, то «отрезок прямой», связывающий исходный пункт и результат процесса, будет итогом, суммой всех этих сил, расстоянием, выражающим суть происходящих в процессе развития преобразований, и одновременно «вектором», указывающим направление этих преобразований.

В позитивизме XIX в. у О. Конта, Дж. С. Мил-дя, Г. Спенсера обосновывается научный подход к изучению процесса развития. Вслед за А. Тюр-го, К. Сен-Симоном позитивисты подчеркивают прогрессивность развития человеческой мысли и общества. За образец берется развитие научного знания, где просматриваются такие характеристики, как поступательность, необратимость, прогрессивность. Особенности развития науки переносятся и на развитие человека и общества в целом.

Благодаря работам Г. Спенсера, Э. Геккеля с середины XIX в. понятие «развитие» стало основным принципом биологии, Ч. Дарвиным понятие «развитие» было распространено на все живые существа, включая человека.

К концу XIX в. идея развития нашла свое отражение в концепции истории общества, научного знания, мира [6].

В экономической литературе применительно к человеческому капиталу встречаются термины «накопление», «формирование», «воспроизводство» и др. (табл. 1).

В известных изданиях «развитие» трактуется как:

- прогресс, усовершенствование, эволюция, рост, формирование, воспитание, развитость, поступательное движение [8];

- процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований человека

Таблица 1

Сущность понятийного аппарата (по Д.Н. Ушакову) [7]

Понятие Сущность понятия

Мотивация Побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять свои потребности

Воспроизводство Процесс производства, воссоздающий израсходованные ценности

Инвестиция Вклад, вложенный капитал

Накопление Первоначальное накопление капитала; сбережения

Развитие (синоним -формирование) Процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности

Реинвестирование Дополнительное вложение собственного или иностранного капитала в форме наращивания ранее вложенных инвестиций за счет полученных от них доходов или прибыли

Человеческий Свойственный человеку

Капитал Внутренние качества человека как ценное достояние, собственность

с момента рождения, в течение всего времени существования и до конца жизни [9];

- процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их совершенствования [10];

- самодвижение объекта, процесс, источник которого заключен в самом развивающемся объекте [11];

- процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное; состояние умственной и духовной зрелости, степень сознательности, просвещенности, культурности [7].

В таблице 2 систематизированы подходы зарубежных и российских ученых к трактовке понятия «человеческий капитал» по критериям:

1. Человеческий капитал как форма капитала.

2. Человеческий капитал как совокупность (запас) способностей человека.

Качественный характер изменений в процессе развития находит свое выражение в том, что развитие есть переход от структуры одного качества (характеризующейся одним характером зависимости составляющих) к структуре другого качества (характеризующейся иным характером зависимости составляющих).

Следовательно, процесс развития протекает во времени как переход от одного состояния к друго-

му, от предшествующего к последующему, переход количественных изменений (с годами человек становится старше) в качественные (знания, умения и навыки человека развиваются).

Для прохождения аналогичных «расстояний» каждому человеку требуется различное время. В свою очередь, новые приобретаемые качества ведут к количественным накоплениям.

В науке различают общее развитие (природы, человечества и т.д.) и индивидуальное развитие (развитие человека - человеческого капитала).

Развитие человека можно разделить следующим образом:

- физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.);

- социальное развитие (изменение социального статуса);

- развитие интеллекта (мышления, внимания, памяти) и эмоций.

Развитие человека является функцией его жизнедеятельности.

В процессе жизнедеятельности человека на первый план выступают экономические факторы, которые являются предпосылкой для развития человеческого капитала. Помимо того, что у человеческого капитала должны быть источники происхождения, способности индивида должны об-

Таблица 2

Систематизация подходов к трактовке понятия «человеческий капитал»

Критерии

Автор

Содержание понятия

кк

А. Маршалл [12]

с

е

СТ м и

» I 3

5 =

Человеческий капитал есть форма капитала, потому что является источником будущих заработков или будущих удовлетворений или того и другого вместе. Он человеческий, потому что является составной частью человека.

р

о ф

Э. Долан [13]

Под человеческим капиталом понимает капитал в виде умственных способностей, полученных через обучение или через практический опыт.

па

ё ов во ол се

к че

кай ке

ч л

г-2

о н

пб

ао кс о

й и к с е ч е в о л

Т. Шульц [14]

Врожденные или приобретенные способности, усиленные соответствующими вложениями, называют человеческим капиталом.

Г. Беккер [15]

Человеческий капитал - запас знаний, навыков и мотиваций.

Л. Туроу [16]

Человеческий капитал - способность людей производить предметы и услуги.

А.Н. Добрынин [17]

Человеческий капитал включает в себя запас здоровья, знаний, навыков, способностей.

С.А. Дятлов [17]

Человеческий капитал - форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества.

И.Т. Корогодин [18]

Человеческий капитал - это совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций в процессе его жизнедеятельности, необходимых для целесообразной деятельности.

В. Щетинин [19]

Человеческий капитал - это соединение природных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков в процессе производственной деятельности, мобильности, мотивации и физического состояния человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ладать потребительной стоимостью, пользоваться спросом.

Воспользуемся известной формулой К. Маркса «Д - П - Т - Д - П' - Т'» [20] применительно к человеческому капиталу:

I - C - HC -1' - C' - HC', (1)

где I - инвестиции (англ. investment) в ребенка; C - условия (англ. condition) для рождения, жизни и развития ребенка; HC - начальный (биофизический) человеческий капитал (англ. human capital) при рождении; I' - реинвестирование (дополнительное вложение) инвестиций в развитие человеческого капитала; C ' - приращение условий для развития человеческого капитала; HC' - развитие человеческого капитала.

Стоимость, которая обращается в форме этого кругооборота благодаря прибавочной стоимости, становится капиталом.

Пусть HC - начальный уровень при рождении; HC ' - развитый уровень на каждом определенном этапе (период от рождения ребенка до детского сада, детский сад, школа, вуз и т.д.);

Разница (англ. the différence) - delta развития человеческого капитала:

DHC = HC'- HC. (2)

Эффективность развития человеческого капитала рассчитывается как

3HC = DHC / HC ■ 100% . (3)

Именно возможность получения эффекта - дохода в будущем - является целью развития человеческого капитала.

Под развитием применительно к человеческому капиталу понимают:

- увеличение сложности системы (от умений ходить и разговаривать до научных исследований);

- улучшение приспособляемости к внешним условиям (например, развитие организма);

- увеличение масштабов явления (развитие вредной привычки, эпидемии);

- качественное развитие человеческого капитала;

- социальный прогресс (создание условий для развития).

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Современное развитие экономики страны невозможно без развития человеческого капитала.

2. Развитие человеческого капитала противопоставляется спонтанному формированию, предполагающему замещение накопленных качеств новыми.

3. Человеческий капитал - это совокупность природных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков, мобильности, мотивации и физического состояния человека, т.е. набор компетенций, который целесообразно используется человеком в определенной сфере общественного воспро-

изводства, способствует росту производительности труда и эффективности производства.

4. Развитие человеческого капитала происходит в течение всей общественной деятельности человека путем регулярного инвестирования.

5. Инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными.

6. При эффективном долгосрочном развитии человеческого капитала повышается уровень и качество жизни населения страны.

7. На основе применения современных методов изучения необходим региональный мониторинг состояния человеческого капитала применительно к задачам государства по реформированию социальных отраслей в соответствии с разработанной в каждом регионе программой развития человеческого капитала.

8. Необходимо осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы развития человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (с доп. от 21.07.2014 г.) / Консультант Плюс.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), www.base.garant.ru.

3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р), www.mcx.ru.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. Государственное издательство политической литературы, 1957. 375 с.

5. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия / Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.

6. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль / Под ред. В.С. Стёпина. 2001.

7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. VIII. М.: «Альта-Принт», 2005. 1239 с.

8. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд. М.: Русские словари, 1999.

9. Большой энциклопедический словарь (БЭС). М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685 с.

10. Большая советская энциклопедия. Алфавитный именной указатель к 3-му изд. А-Я. М.: «Сов. энциклопедия», 1981. 719 с.

11. Философская энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. 1960-1970.

12. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993, Т. 1, С. 113-116; Т. 2, С. 266-267; Т. 3, С. 30-34, 79.

13. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Печатный двор, 1992.

14. Шульц Т. Теория человеческого капитала // Internetresource: http://www.cpt21.ru.

15. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11. С. 109-118.

16. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970. Р.15, 48, 49, 86, 116-117, 121, 125.

17. Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал. М.: Издательство «Экзамен», 2002.

18. Экономическая теория труда: Учебное пособие / И.Т. Корогодин. М.: Экономика, 2015.

19. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12. С. 42-49.

20. Маркс К. Капитал // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 2. С. 344-379.

Ефимова Лариса Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, ул. Тимирязевская, 49; тел.: (499) 976-59-07.

TO THE PROBLEM OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

L.A. EFIMOVA

Russian State Agrarian University - MAA Timiryazeva

The problem of human capital development has deep roots in the history of economic thought. Ever since mankind has become aware of their productive role, its importance for the transformation ofthe world and production of living conditions and wealth into separate sphere of «Economy», scientists have tried to learn the secret of a man.

The fact that the current stage of the global scientific, technical and socio-economic development is characterized by changes in the role of human capital in the economy and society: the transition to the «human» dimension of society, a growing interest of economic science to human creative abilities, to their activation techniques and development, - has been recognized.

The aim of the study is to examine the theoretical foundations, the legal status and methodological approaches to the development of human capital.

Methodology. The theoretical basis for the study was the work of Russian and foreign scientists. The research methodology is based on the study of economic phenomena and processes.

Scope results. Practical and theoretical significance lies in the fact that the results of the study demonstrate the need to study the issues of human development.

Conclusions. Instead of the classical theory of economic development, based on gross domestic product, proclaiming the main purpose of economic growth and social progress, it is proposed to consider a person as the driving force of economic development, thus coming to the modern concept of human development, in which priority is given to a person and the necessity of its development.

A person develops throughout the period of life that requires a significant investment (regular investment), i.e. human capital development is the only possible way ofprogress, when the necessary conditions for human life are well invested and created.

Key words: development, human capital investment.

References 4. Engels F. Anti-During / Marx K., Engels F. Soch.

2-e izd. T. 20. State publishing house of political literature, 1957. 375 p.

5. Encyclopedic dictionary of philosophy. M.: Soviet encyclopedia / L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. 1983.

6. New encyclopedia of philosophy: In 4 t. M.: Thought / Ed. by V.S. Stepin. 2001.

7. Ushakov D.N. The big explanatory dictionary of modern Russian language. VIII. M.: «Alta-Print», 2005. 1239 p.

8. Abramov N. The dictionary of Russian synonyms and similar in meaning expressions. 7-e izd. Moscow: Russian dictionaries, 1999.

1. The Constitution of the Russian Federation (with extra from 21.07.2014) / Consultant Plus.

2. The concept of long term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved. the order of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008 № 1662-p), www.base.garant.ru.

3. The strategy of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved. by order of the RF Government dated 2 February 2015 № 151-p), www.mcx.ru.

9. Great encyclopedic dictionary translation. Moscow: Great Russian encyclopedia, 1998. 685 p.

10. The great Soviet encyclopedia. Alphabetical name index to the 3rd ed. A-Y. M.: «Sow. encyclopedia», 1981. 719 p.

11. Encyclopedia of philosophy. 5 T. M.: Soviet encyclopedia / Ed. by F.V Konstantinov. 1960-1970.

12. Marshall A. Principles of Economics. M., 1993, Vol. 1, Pp. 113-116; Vol. 2, Pp. 266-267; Vol. 3, Pp. 30-34, 79.

13. Dolan E.J., Lindsay D.E. Market: a microeco-nomic model. SPb.: Printing house, 1992.

14. Schultz T. The Theory of human capital // In-ternetresource: http://www.cpt21.ru.

15. Becker G. Human capital (chapters from book). The impact on earnings of investment in human capital // USA: Economics, politics, ideology. 1993. № 11. P. 109-118.

16. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970. P. 15, 48, 49, 86, 116-117, 121, 125.

17. Dobrynin, A.N., Dyatlov S.A. Human capital. M.: Publishing House «Examination», 2002.

18. Economic theory of labour: Textbook / I. Koro-godin. M.: Economy, 2015.

19. Schetinin V. Human capital and the ambiguity of its interpretation // World economy and international relations. 2001. № 12. P. 42-49.

20. Marx K. Capital // To. Marx, F. Engels. Op. 2-e izd. Vol. 25. Part 2. P. 344-379.

Efimova Larisa Aleksandrovna - PhD in Ecoomics, Associate Professor of Accounting Department, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49; tel.: (499) 976-59-07.

УДК 338.439.4:636.2 (470.311) Ю.Р. СТРАТОНОВИЧ

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

актуальные вопросы развития скотоводства московской области на основе оценки ресурсного потенциала сельскохозяйственных земель

В статье проанализирован ресурсный потенциал сельскохозяйственных земель Московской области в целях выявления возможностей перспективного развития молочного и мясного скотоводства. Качество сельскохозяйственных угодий рассмотрено в рамках отдельных муниципальных районов. Оценена пригодность пахотных земель для возделывания зернофуражных и кормовых культур и состояние естественных кормовых угодий. Выполнена группировка муниципальных районов Московской области по качеству сельскохозяйственных угодий. Определены районы с благоприятными условиями для устойчивого и эффективного развития скотоводства. Показано, что в выборе сельскохозяйственной специализации определяющую роль должен играть ресурсный потенциал сельскохозяйственных земель, в связи с чем весьма актуален вопрос научно-обоснованного географического размещения скотоводства по муниципальным районам области.

Хорошее качество сельскохозяйственных угодий первой выделенной группы районов области позволило отнести их к основному фонду земель для развития молочного и мясного скотоводства. Районы второй и третьей групп также располагают определенными возможностями для развития скотоводства, однако потенциал их земель ограничен. Районы последней группы имеют самый низкий природный потенциал. Они практически непригодны для производства молока и мяса крупного рогатого скота и нуждаются в усилении государственной поддержки по правилам ВТО для регионов с неблагоприятными для ведения сельского хозяйства условиями.

Выявленная связь показателей эффективности производства продукции скотоводства с качеством сельскохозяйственных угодий подтверждает актуальность проблемы рационального размещения сельскохозяйственного производства и выбора перспективных точек роста для ускоренного развития скотоводства в зависимости от ресурсного потенциала сельскохозяйственных земель.

Ключевые слова: скотоводство, рентабельность, ресурсный потенциал земель, сельскохозяйственные угодья, эффективность производства.

вЕстниК № 2 2015

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.