Научная статья на тему 'К вопросу о разработке системы мер по повышению эффективности внедрения нового комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в образовательной сфере'

К вопросу о разработке системы мер по повышению эффективности внедрения нового комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / АБИТУРИЕНТЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАССОВЫЙ СПОРТ / SPORT COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / INITIAL COURSES / ENROLLEES / STUDENTS / PHYSICAL TRAINING / MASS SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Юрьевна, Ковальчук Оксана Геннадьевна, Мельникова Оксана Анатольевна

Статья посвящена вопросам внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях. Разработана система мер, направленная на обеспечение преемственности между звеньями образовательной сферы школа вуз и повышение уровня готовности абитуриентов и студентов к сдаче норм комплекса ГТО. Основная идея заключается в организации подготовительных курсов к сдаче норм ГТО для школьников на базе факультета до вузовской подготовки. Разработаны и апробированы практический и контрольный разделы программы курсов для подготовки к выполнению испытаний V и VI ступеней комплекса ГТО. Организация работы в вузе по реализации системы предложенных нами мер позволит повысить эффективность массового внедрения комплекса ГТО в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Татьяна Юрьевна, Ковальчук Оксана Геннадьевна, Мельникова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of measures system for improving implementation efficiency of a new "Ready for labor and defense" (RLD) complex in educational area

The article is devoted to the introduction of the RLD complex in educational institutions. A system of measures aimed at ensuring continuity between the links of the educational sphere of the school the university and increasing the readiness of the applicants and students to pass the standards of the RLD complex has been developed. The main idea is to organize preparatory courses for passing the standards of the RLD for schoolchildren on the basis of the faculty of pre-university training. Practical and follow-up sections of the program of courses were developed and tested to prepare for carrying out tests of the V and VI stages of the RLD complex. The organization of work at the university on the implementation of the system of measures proposed by us will increase the efficiency of the mass implementation of the RLD complex in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке системы мер по повышению эффективности внедрения нового комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в образовательной сфере»

2. Velichko, T.I., Loskutov, V.A. and Loskutova, I.V. (2014), Physical therapy and therapeutic swimming in orthopedics: educational and methodical manual, The Academy of Natural Sciences, Moscow.

3. Helemskii, G.A., and Lobanov, J.A. (2001), Correction of posture disorders in schoolchildren: method. recommendations, Childhood-Press, St. Petersburg.

4. Skender, L.A., Karasevich, A.N., Polyakova, T.D., and Pankova, M. D. (2012), Physical rehabilitation of children with disorders ofposture and scoliosis: teaching manual, Brest state University of A.S. Pushkin, Brest.

5. Abramova, M.A., and Chernozemov, V.G. (2010), "Features of the respiratory system in schoolage children with scoliosis I-II degree", Successes of modern natural Sciences, No. 6, pp. 79-80.

Контактная информация: m.a.abramova@narfu.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2019

УДК 796.011

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Татьяна Юрьевна Белова, доцент, Оксана Геннадьевна Ковальчук, доцент, Оксана

Анатольевна Мельникова, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет

Аннотация

Статья посвящена вопросам внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях. Разработана система мер, направленная на обеспечение преемственности между звеньями образовательной сферы школа - вуз и повышение уровня готовности абитуриентов и студентов к сдаче норм комплекса ГТО. Основная идея заключается в организации подготовительных курсов к сдаче норм ГТО для школьников на базе факультета до вузовской подготовки. Разработаны и апробированы практический и контрольный разделы программы курсов для подготовки к выполнению испытаний V и VI ступеней комплекса ГТО. Организация работы в вузе по реализации системы предложенных нами мер позволит повысить эффективность массового внедрения комплекса ГТО в образовательной сфере.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», подготовительные курсы, абитуриенты, студенты, физическая подготовка, массовый спорт.

DEVELOPMENT OF MEASURES SYSTEM FOR IMPROVING IMPLEMENTATION EFFICIENCY OF A NEW "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (RLD) COMPLEX

IN EDUCATIONAL AREA Tatiana Yurievna Belova, the senior lecturer, Oksana Gennadyevna Kovalchuk, the senior lecturer, Oksana Anatolyevna Melnikova, the candidate in pedagogical sciences lecturer, senior lecturer, Omsk State Technical University

Annotation

The article is devoted to the introduction of the RLD complex in educational institutions. A system of measures aimed at ensuring continuity between the links of the educational sphere of the school - the university and increasing the readiness of the applicants and students to pass the standards of the RLD complex has been developed. The main idea is to organize preparatory courses for passing the standards of the RLD for schoolchildren on the basis of the faculty of pre-university training. Practical and follow-up sections of the program of courses were developed and tested to prepare for carrying out tests of the V and VI stages of the RLD complex. The organization of work at the university on the implementation of the system of measures proposed by us will increase the efficiency of the mass implementation of the RLD complex in the educational sphere.

Keywords: sport complex "Ready for Labor and Defense", initial courses, enrollees, students, physical training, mass sports.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры на период до 2020 года» предусматривает создание современной и эффективной системы управления физическим воспитанием населения, в особенности в образовательных учреждениях [3]. На сегодняшний день основным элементом в разработке данной системы является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО нового поколения [2]. К проблемам внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях можно отнести отсутствие преемственности и взаимосвязи между средней школой и вузом, а также недостаточную разработанность системы обеспечения готовности абитуриентов и студентов к выполнению требований нового комплекса. Анализ теоретических данных и практика свидетельствуют о том, что запланированные меры по внедрению комплекса ГТО в образовательной сфере реализуются медленно и неэффективно [4]. В этой связи является актуальным поиск новых подходов для организации физического воспитания на базе вуза [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашего исследования явилась разработка системы мер по повышению эффективности внедрения нового комплекса ГТО в образовательной сфере. Для реализации цели в исследовании были поставлены следующие задачи: оценить уровень физической и теоретической подготовленности студентов 1 курса ОмГТУ (Омского государственного технического университета) в соответствии с требованиями программы внутривузовского этапа Всероссийского проекта АССК (ассоциация студенческих спортивных клубов) «От студзачета к знаку отличия ГТО»; определить степень готовности первокурсников по 5 видам комплекса ГТО в соответствии с требованиями VI ступени; разработать систему мер, направленных на повышение эффективности внедрения нового комплекса ГТО в образовательной сфере.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня физической и теоретической подготовленности студентов, методы математической статистики.

В рамках реализации Всероссийского молодежного проекта по пропаганде и вовлечению студентов в подготовку и выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО «От студзачета к знаку отличия ГТО» на базе кафедры «Физическое воспитание и спорт» ОмГТУ с 10.09 по 22.09.18 был организован внутривузовский этап данного проекта. За данный период проделана работа по тестированию первокурсников для оценки их физической и теоретической подготовленности, а также по обработке полученных результатов и предоставлению полученных материалов в оргкомитет АССК России. Во внутри вузовском этапе приняло участие 1000 студентов первого курса ОмГТУ, из них прошли все необходимые испытания 830 человек (169 девушек и 661 юноша).

Программа тестирования физической подготовленности студентов, в соответствии с комплексом «Студзачет АССК России», включала варианты 5 испытаний для оценки координации, силовых, скоростно-силовых качеств и гибкости. Для проведения исследования нами были выбраны следующие варианты тестов: челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, подтягивание из виса на высокой перекладине (для юношей) и сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу (для девушек). Для оценки уровня теоретической подготовленности студентам был предложен тест, состоящий из 10 вопросов по основам здорового образа жизни.

Организационным комитетом АССК России была представлена таблица оценки показателей физической подготовленности студентов по двум уровням на золотой и серебряный знак ГТО АССК, которые соответствуют нормам VI ступени ГТО. По результатам тестирования физической подготовленности 42 студента выполнили нормы - по сумме 5 предложенных испытаний - на золотой знак ГТО АССК, 101 студент - на серебряный знак,

то есть успешно выполнили нормы 143 человека или 17% от общего числа тестируемых.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показателей физической подготовленности по отдельным видам комплекса АССК ГТО позволил выявить следующее. Наиболее успешно студенты справились с выполнением требований в челночном беге 3*10 м. На золотой знак АССК ГТО сдали нормы 84% девушек и 48% юношей, на серебряный - 10% девушек и 39% юношей, без знака отличия остались - 6% девушек и 13% юношей. Самая низкая результативность была показана испытуемыми в силовых видах, которые являются обязательными в программе испытаний VI ступени комплекса ГТО - подтягивание из виса на высокой перекладине у юношей и сгибание, разгибание рук в упоре лежа у девушек. 23% юношей сдали подтягивание на золотой знак, 13% - на серебряный, соответственно не справились с нормами 64% юношей. В упражнении сгибание, разгибание рук только 11% девушек выполнили норматив золотого знака, 9% - серебряного, остались без знака отличия - 80% девушек.

В прыжке в длину с места сдали нормы АССК ГТО на золотой знак 25% девушек и 36% юношей, на серебряный - соответственно 33% и 24%, не справились с испытанием 42% девушек и 40% юношей. При выполнении теста поднимание туловища из положения лежа на спине золотой знак отличия у 31% девушек и 41% юношей, серебряный - у 38% девушек и 41% юношей, без знака отличия - 31% девушек и 18% юношей. Тест для оценки гибкости - наклон вперед - на золотой знак выполнили 37% девушек и 25% юношей, на серебряный - 29% девушек и 31% юношей, не справились с нормами ГТО АССК 34% девушек и 44% юношей.

По итогам тестирования первокурсников ОмГТУ по 5 видам комплекса ГТО в соответствии с требованиями VI ступени можно сделать вывод о достаточно низком уровне физической подготовленности студентов. Наиболее отстающими видами являются у девушек - сгибание, разгибание рук в упоре лежа, у юношей - подтягивание из виса на высокой перекладине, которые являются обязательными в программе испытаний VI ступени комплекса ГТО. Кроме того, предложенная АССК программа видов для проведения внутриву-зовского этапа, была ограничена 5 испытаниями. Так, например, отсутствовало испытание в беге на выносливость (2 км -девушки; 3 км - юноши), которое тоже является обязательным. Однако, как показывает практический опыт и анализ данных центров тестирования по региону, 77% школьников и студенческой молодежи не способны выполнить данный норматив [6].

Анализ результатов тестирования теоретической подготовленности первокурсников ОмГТУ показал, что из 10 вопросов по основам здорового образа жизни на 5 и более вопросов ответили правильно только 38% испытуемых. Это свидетельствует о недостаточном уровне теоретической осведомленности студентов в рамках указанной тематики. Стоит отметить также тот факт, что первокурсники - это вчерашние школьники, которые для поступления в вуз были мотивированы на выполнение норм комплекса ГТО на золотой знак, так как получали за это бонусные баллы. Тем не менее, отсутствие целенаправленной подготовки к сдаче норм ГТО в школе не позволило многим из них достичь цели, о чем свидетельствует полученные в исследовании данные.

В связи с вышеизложенным, нами была разработана система мер, направленная на обеспечение преемственности между звеньями образовательной сферы школа - вуз и повышение уровня готовности абитуриентов и студентов 1 курса к сдаче норм комплекса ГТО.

Во многих вузах страны существуют факультеты довузовской подготовки, на базе которых для абитуриентов организуют подготовительные курсы по основным предметам для поступления вуз. В связи с курсом Правительства РФ на массовое внедрение комплекса ГТО в образовательной сфере, в высших учебных заведениях для повышения заинтересованности абитуриентов в сдаче норм ГТО принято решение о назначении дополнительных

баллов за получение золотого знака при поступлении в вуз [5]. Это позволило привлечь большое количество школьников к сдаче норм ГТО, что подтверждают данные центров тестирования. Однако не существует слаженной системы подготовки учащейся молодежи к выполнению норм комплекса. На наш взгляд, организация курсов по подготовке к сдаче норм ГТО для школьников на базе факультета до вузовской подготовки, является кардинальной мерой, реализация которой обеспечит, с одной стороны преемственность между звеньями образования школа-вуз, а с другой стороны, более высокий уровень физической подготовленности учащихся. Кроме того, открытие указанных курсов на базе ОмГТУ позволит повысить мотивацию абитуриентов к сдаче норм ГТО и к поступлению в данное высшее учебное заведение, в чем есть и прямая заинтересованность вуза.

Работа в вузе в данном направлении, на наш взгляд, в первую очередь должна начаться с принятия следующих мер: включить в учебный план факультета довузовской подготовки ОмГТУ программу подготовительных курсов к выполнению норм комплекса ГТО; распространить информацию на сайте ОмГТУ, в школах, в вузе в рамках программы «День открытых дверей» с представлением преимуществ обучения на данных курсах; разработать и внедрить программу подготовительных курсов к сдаче норм ГТО, которая должна включать теоретический, практический и контрольный раздел.

В настоящее время нами разработан практический раздел программы подготовки студентов для сдачи норм ГТО в соответствии с требованиями VI ступени. Программа имеет комплексную направленность, позволяющую эффективно овладевать техническими навыками и развивать физические качества, которые требуются для выполнения необходимых испытаний, и состоит из нескольких циклов. Данная программа апробирована на занятиях со студентами ОмГТУ, занимающихся в группах секции ГТО в 2017-18 учебном году. Эффективность программы подтверждается тем фактом, что 75% студентов указанных групп успешно сдали нормы в рамках Фестиваля ГТО ОмГТУ в мае 2018 года. Данная программа с некоторыми коррективами может быть применена и для подготовки абитуриентов к выполнению испытаний V ступени комплекса ГТО.

Контрольный раздел программы, на наш взгляд, должен включать исходное, промежуточное и итоговое тестирование. При проведении Фестиваля ГТО ОмГТУ нами осуществлялось сотрудничество с центром тестирования «Сибирский нефтяник». Благодаря данному сотрудничеству, мы имели возможность организовать сдачу норм для студентов силами кафедры «Физической воспитание и спорт» ОмГТУ под контролем центра тестирования. Обработанные протоколы с результатами испытаний для присвоения знаков предоставлялись нами в центр тестирования в рамках отчетного периода. Такого рода опыт планируется использовать при проведении итогового тестирования в соответствии с программой подготовительных курсов для выполнения норм ГТО.

Теоретический раздел программы курсов в данный момент находится в стадии доработки. Приобретение знаний по вопросам здорового образа жизни, влияния занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья и работоспособность, методики самостоятельной подготовки и контроля физического состояния при занятиях спортом позволит существенно повысить эффективность подготовки учащихся к выполнению теоретических и практических требований комплекса ГТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, открытие курсов по подготовке к сдаче норм ГТО на базе ОмГТУ позволит абитуриентам в достаточно сжатые сроки повысить уровень физической подготовленности и успешно сдать нормы ГТО V ступени. В свою очередь, студенты первого курса будут иметь более высокие показатели физической подготовленности. В дальнейшем целенаправленная подготовка студентов по разработанной нами программе обеспечит увеличение количества студентов, успешно освоивших комплекс испытаний уже VI ступени. Положительная динамика результатов и существующая на сегодняшний день в вузе

система материального поощрения за выполнение норм ГТО на золотой знак способствует, как показывает опыт, повышению мотивации студентов к продолжению занятий массовым спортом.

Организация работы в вузе по реализации системы предложенных нами мер позволит, на наш взгляд, повысить эффективность массового внедрения комплекса ГТО в образовательной сфере, обеспечив преемственность между ее звеньями, а также сформировать осознанное стремление учащейся молодежи к улучшению своих физических кондиций и качества жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова, Т.Ю. Роль организации групп по подготовке к сдаче норм физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» развитии массового спорта в вузах / Т.Ю. Белова, С.А. Гетман, В.Е. Павлов // Омские социально-гуманитарные чтения : сборник статей. - Омск : [б.и.], 2016. - С. 415-419.

2. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Э. Буров, О.А. Ерохина, О.В. Федорова, Т.В. Соколова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 6). - С. 1278-1281.

3. Викторов, Д.В. Физическая культура как компонент физкультурного образования / Д.В. Викторов, Л.В. Смирнова, Е.И. Целищева // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы IV международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - С. 161-165.

4. Годинов, А.Н. К разработке концепции научно-методического обеспечения внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в работу образовательных организаций общего и профессионального образования / А.Н. Годинов // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 2 (4). - С. 66-67.

5. Гурский, А.В. Возвращение ГТО / А.В. Гурский // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4. - С. 78-79.

6. Перова, Е.И. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ / Е.И. Перова, В.А. Кабачков, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 5. - С. 42-55.

REFERENCES

1. Belova, T.Yu, Getman, S.A. and Pavlov V.E. (2016), "The role of organizing groups for the preparation of the norms of the physical training and sports complex "Ready for Work and Defense" for the development of mass sports in universities", Omsk Social and Humanitarian Readings collection of articles, Omsk State Technical University Publishing House, Omsk, pp. 415-419.

2. Burov, A.E., Erokhina O.A., Fedorova, O.V. and Sokolkova T.V. (2014), "The results of the monitoring study of the motor development of students based on the approbation of the "Ready for Work and Defense" sports complex", Basic Research, No. 6 (part 6), pp.1278-1281.

3. Viktorov, D.V., Smirnova, L.V. and Tselishcheva, L.V. (2015), "Physical culture as a component of physical education", Problems of development of physical culture and sports in the new millennium: materials of the IV international scientific and practical conference, Ekaterinburg, pp. 161-165.

4. Godinov, A.N. (2015), "On the development of the concept of scientific and methodological support for the implementation of the All-Russian sports complex in the work of educational organizations of general and vocational education", Actual areas of research: from theory to practice, No. 2 (4), pp. 66-67.

5. Gursky, A.V. (2014), "Revival of the TRP", Physical culture, education, training, No. 4, pp.

78-79.

6. Perova, E.I., Kabachkov, V.A. and Kurentsov, V.A. (2013), "Improvement of the TRP complex in the modern conditions of the educational process in educational institutions of the Russian Federation", Physical Education and Children and Youth Sport, No. 5, pp. 42-55.

Контактная информация: oksanakovalcnuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.