стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 26. - 28.06.2010.
7. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образова-
ния по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» (ред. от 31.05.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -№ 14. - 04.04.2011.
8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.
УДК 347.4
Широков Андрей Михайлович
Костромской областной суд [email protected]
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПРОКУРОРОМ ПО ДЕЛАМ О ПРИЧИНЕНИИ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ПУТЕМ ОБМАНА И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОВЕРИЕМ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье раскрывается значимость умелого применения криминалистики прокурором на практике при осуществлении уголовного преследования по делам о причинении имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Разработать эффективные способы противодействия преступности, методы предупреждения и расследования преступных посягательств, в том числе, определенного вида, призвана криминалистическая методика. Прокурор, как субъект уголовного преследования, в своей профессиональной деятельности не может быть в стороне от системы научных криминалистических рекомендаций, основанных на проверенных методах раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Имея значительный опыт в понимании криминалистической сущности противоправных деяний в сфере ЖКХ, прогнозируя перспективу дальнейшего развития следственной ситуации, располагая данными о судебно-следственной практике, и обладая познаниями в области эффективности доказывания, прокурор способен внести значительный вклад в основанную на принципах законности обвинительную деятельность. Используя криминалистические знания в сфере борьбы с преступностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, прокурор способен умело применить представленный ему законом процессуальный инструментарий; добиться исключения формального подхода в использовании своих полномочий; получить требуемый результат укрепления законности и правопорядка в рассматриваемой отрасли правоотношений. Для достижения указанной цели следует особое внимание уделять разработке криминалистического обеспечения уголовного преследования, осуществляемого прокурором.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, криминалистическое обеспечение, прокурор, причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием.
Предназначение жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) России, как одной из ведущих отраслей экономики страны, состоит в обеспечении граждан жизненно-необходимыми условиями, а предприятий - средствами производства.
Однако производство и развитие в сфере ЖКХ имеет и негативные аспекты, препятствующие нормальному функционированию отрасли.
В настоящее время с сожалением приходится констатировать, что к наиболее значимым факторам, характеризующим деятельность жилищно-коммунального комплекса, относятся низкий уровень соблюдения законов в сочетании со сложной совокупностью производственных и управляющих структур, многочисленность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в названной сфере [3, с. 63].
Огромный стабильный объем обращающихся материальных ценностей обусловил многочисленные криминальные проявления в названной сфере. Так, по данным ГИАЦ МВД России, за 2012 г. было зарегистрировано 3211 преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым является обязательным, совершенных в сфере ЖКХ, ущерб от данных преступлений составил 1,2 млрд. рублей; в 2013 г. - 3156 таких преступлений, ущерб характеризовался уже 3,6 млрд. рублей; несмотря на то, что в 2014 году было выявлено 2033 указанных преступления, ущерб от преступных посягательств возрос до 4,6 млрд. рублей.
Указанные цифры свидетельствуют о неуклонном росте ущерба, причиняемого преступлениями в данной сфере экономики, увеличении объема денежных средств, являющихся предметом посягательства и, как следствие, повышении общественной опасности каждого такого преступления.
© Широков А.М., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016
251
При этом следует отметить существенное разнообразие преступных посягательств, распространённых в сфере ЖКХ. Значителен объем хищений, в том числе краж, а также квалифицированных присвоений и растрат, немалую долю занимают должностные преступления. На этом фоне обращают на себя внимание определённые проблемы, возникающие у правоприменителя при противодействии причинению имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, уголовная ответственность за которое установлена статьей 165 УК РФ. Способы совершения данного вида преступлений весьма многообразны, преступные акты практически в каждом случае латентны, заранее подготовлены и спланированы.
Выявление, раскрытие и расследование данных посягательств требует особого внимания, знания криминалистических рекомендаций, умения проведения глубокого экономического анализа предпринимательской деятельности субъектов ЖКХ и использования полученных результатов при осуществлении уголовного преследования.
Ключевая роль в системе государственных органов, призванных осуществлять противодействие преступным посягательствам, безусловно, принадлежит прокуратуре. В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор на данном направлении своей деятельности осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В своем правовом единстве с вышеуказанной нормой часть первая статьи 37 УПК России определяет право и обязанность прокурора осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России, уголовным преследованием является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления [5, с. 10]
При этом расследование преступления представляет собой строго регламентированный уголовно-процессуальным законом порядок установления обстоятельств, предусмотренных в статье 73 УПК РФ. В силу указанной нормы при производстве по уголовному делу о причинении имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления
доверием в сфере ЖКХ подлежат доказыванию событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением в сфере ЖКХ; а также другие обстоятельства.
Такой порядок процессуальной деятельности является единообразным и не зависит от вида и формы расследуемого преступления.
Вместе с тем, определяя основные направления деятельности субъектов уголовного преследования, уголовно-процессуальный закон не содержит конкретных рекомендаций, методов и способов осуществления процессуальных действий применительно к определенному преступному деянию, обусловленных его спецификой.
Разработать эффективные способы противодействия преступности, методы предупреждения и расследования преступных посягательств, в том числе определенного вида, призвана криминалистическая методика.
Прокурор, как субъект уголовного преследования, в своей профессиональной деятельности не может быть в стороне от системы научных криминалистических рекомендаций, основанных на проверенных методах раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Г.А. Густов среди причин низкой раскрываемости преступлений, малой эффективности следственных действий, ошибок и нарушений законности называл неправильный выбор либо незнание методов организации расследования, анализа, оценки и использования имеющейся в деле информации, неумение правильно определить задачи расследования и найти правильное решение [2, с. 5].
Безусловно, таких ошибок и нарушений должен избежать и прокурор.
Анализ прокурорской деятельности позволяет прийти к выводу о том, что в предмет познания прокурора в сфере уголовного преследования по делам о причинении имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием в сфере ЖКХ включен гораздо более широкий круг обстоятельств, подлежащий изучению, чем предусмотренный ст. 73 УПК РФ.
Так, в предмет познания прокурора входит имеющаяся на первоначальном этапе информация о деянии, содержащем признаки преступления в сфере ЖКХ, законность и обоснованность решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, ход и результаты расследования преступления, процессуальное оформление следственной деятельности, вопросы взаимодействия со следователем, оценка полученных им доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и, в конечном счете,
достаточности для разрешения дела по существу. Наиважнейшей является роль прокурора на судебных стадиях процессуальной деятельности.
Имеющаяся зачастую разрозненная информация на первоначальном этапе досудебного производства должна быть верно проанализирована и оценена прокурором с позиций её значимости и достаточности для возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении при неукоснительном соблюдении требований уголовно-процессуального закона. Безусловно, решение о возбуждении уголовного дела не предрешает выводов о виновности лица, вместе с тем, тщательный проведенный прокурором криминалистический анализ имеющихся на первоначальном этапе данных способен исключить незаконную обвинительную деятельность, либо, в противном случае, не допустить принятие незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, избежать сокрытия преступления.
Как верно отмечал Л.Е. Ароцкер, зачастую является недостаточным сбор поступающей следователю информации. В основе грамотного расследования лежит глубокая аналитическая деятельность субъектов уголовного преследования. Решение задач судопроизводства обеспечивается четко организованной деятельностью, полным и глубоким исследованием обстоятельств дела и использованием научных приемов и методов установления истины [1, с. 4].
Прокурор не может ограничиться изучением лишь обстоятельств совершенного преступления, доказыванием признаков состава конкретного преступления.
В сфере профессиональных интересов прокурора находятся вопросы законности фиксации процессуальной деятельности, получения доказательств и их последующего использования, глубокая аналитическая работа по каждому уголовному делу.
Объектами познания прокурора являются и ход самого расследования, либо процессуальной проверки, а также вопросы взаимодействия с субъектами, осуществляющими проверочные действия и расследование уголовных дел.
Именно от налаженного взаимодействия прокурора со следователем зависит своевременная постановка следственных проблем, разрешение вопросов доказывания, исключение следственных ошибок.
Осуществляя надзор за законностью рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, прокурор проверяет соблюдение требований закона о порядке их приема, регистрации, учета и рассмотрения. Качество дальнейшего расследования (в случае возбуждения уголовного дела) во многом зависит от того, насколько всесторонне, полно и объективно проведена предварительная проверка [4, с. 24].
Безусловно, в силу закона, возможна обособленная и независимая от прокурора на определенных
этапах деятельность следственных подразделений. Вместе с тем, в конечном счете, на основании представленных законом прокурору полномочий именно на него на первоначальном этапе расследования или процессуальной проверки возложена обязанность по оценке законности принятого решения, предусмотренного ст. 145 УПК РФ.
Налаженное эффективное взаимодействие участников уголовного преследования позволит не допустить принятия незаконных процессуальных решений. Организация своевременного и эффективного взаимодействия прокурора с субъектами расследования способна исключить просчеты в выяснении обстоятельств произошедшего.
Важнейшей задачей производства по делу о преступлении в сфере ЖКХ является определение предмета доказывания, уяснение круга выясняемых обстоятельств, в том числе о причастности лица и форме его вины, о характере наступивших последствий и размере причиненного вреда.
Прокурор, имея значительный опыт в понимании криминалистической сущности противоправных деяний в сфере ЖКХ, прогнозируя перспективу дальнейшего развития следственной ситуации, располагая данными о судебно-следственной практике и обладая познаниями в области эффективности доказывания, способен внести значительный вклад в основанную на принципах законности обвинительную деятельность.
Ключевой фигурой в процессе доказывания прокурор является на судебных стадиях уголовного производства.
Представляя сторону обвинения, прокурор в суде фактически остается единственным активным участником в процессе доказывания события преступления и виновности привлеченного к ответственности лица.
Знание криминалистических приемов и методов организации своей деятельности как государственного обвинителя, моделирования судебных ситуаций, опровержения доводов стороны защиты, позволяет прокурору добиваться неотвратимости наказания виновного лица.
В большинстве случаев от тактически правильного предоставления суду прокурором доказательств, глубокого обоснованного анализа события преступления и виновности лица, данного в прениях сторон, принципиальной и неуклонной позиции государственного обвинителя, зависит результат рассмотрения уголовного дела судом.
Ввиду изложенного, именно криминалистические знания способны обеспечить верное и результативное применение предоставленных законом прокурору полномочий на каждой без исключения стадии уголовного судопроизводства.
Основной целью деятельности прокурора является обеспечение всесторонности, полноты и объ-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2016
253
ективности исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию. Достижение указанной цели возможно только при условии использования научно обоснованных рекомендаций по организации, планированию и осуществлению деятельности прокурора [4, с. 25].
Таким образом, используя криминалистические знания в сфере борьбы с преступностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прокурор способен умело применить представленный ему законом процессуальный инструментарий; добиться исключения формального подхода в использовании своих полномочий, оперативно реагировать на нарушение закона.
Для достижения указанной цели следует особое внимание уделять разработке криминалистического обеспечения уголовного преследования, осуществляемого прокурором.
Библиографический список
1. Ароцкер Л.Е. Использование данных криминалистики в судебном разбирательстве. - М.: Юрид. лит, 1964. - 44 с.
2. Густов Г.А. Программно-целевой метод организации раскрытия убийств: учебное пособие. -СПб., 1997. - 56 с.
3. Защита прокурором конституционных прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства / С.Л. Басов, Д.А. Безбородов, Е.А. Бурми-строва и др. - СПб.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - 277 с.
4. Коршунова О.Н. Уголовное преследование как одна из прокурорских функций // Труды Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 1 / Науч. ред. Б.В. Волженкин. - СПб., 1999. - 156 с.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. - 352 с.