УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10154
К вопросу о равенстве конституционных обязанностей граждан
On the Issue of Equality of Constitutional Duties of Citizens
Марат Вильданович САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА
E-mail: [email protected]
Научный консультант: Б.С. Эбзеев, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты содержания конституционных обязанностей граждан. Представлены два основных подхода к пониманию юридических обязанностей. Более подробно автор останавливается на анализе конституционного принципа, согласно которому все равны перед законом и судом. Автор делает вывод о необходимости значительно более широкого толкования и трактовки категории «равенство».
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина; обязанности гражданина; равенство; равенство перед законом и судом; юридические обязанности; конституционные обязанности; конституционные принципы; Конституция Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности»1. Таким образом, международное признание получила формула «без прав нет обязанностей». И действительно, права, свободы и обязанности человека и гражданина связаны органически, что объясняется необходимостью сочетания индивидуальных интересов с общественными. Как справедливо отмечает В.О. Ключевский, «права без обязанностей — юридическая нелепость, как следствие без причины — нелепость логическая»2.
Конституция Российской Федерации3 не содержит отдельной главы, которая была бы посвящена обязанностям человека и гражданина. При этом основные обязанности личности представлены в гл. 1 и 2 Основного Закона: «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» соответственно. Подоб-
Abstract. This article discusses some aspects of the content of constitutional duties of citizens. Two basic approaches to understanding legal responsibilities are presented. In more detail, the author dwells on the analysis of the constitutional principle, according to which everyone is equal before the law and the court. The author concludes that a much broader interpretation of the category of "equality" is necessary.
Keywords: rights and freedoms of man and citizen; duties of a citizen; equality; equality before the law and the court; legal duties; constitutional duties; constitutional principles; Constitution of the Russian Federation.
ный подход государства, по мнению Е.И. Козловой, объясняется тем, что «конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией Конституции»4. Кроме того, в новейшее время сложились традиции, согласно которым в конституциях не принято закрепление широкого перечня обязанностей, и государства ограничиваются упоминанием лишь наиболее значимых с социальной точки зрения обязанностей гражданина5.
Надо сказать, что, несмотря на то, что в правовой доктрине правам и свободам человека и гражданина уделяется больше внимания нежели их обязанностям, все-таки в последнее время ситуация некоторым образом меняется, и все больше ученых устремляют взор своих научных интересов в сторону проблем, связанных с исследованием конституционных обязанностей граждан.
Прежде чем перейти непосредственно к тематике настоящей статьи, отметим, что в правовой науке сложилось по меньшей мере два подхода к пониманию юридических обязанностей.
Суть первого из них состоит в том, что в основе исследований юридических обязанностей лежит категория необходимого, а сами обязанности есть не что иное, как «необходимость совершения определенных действий или воздержания от действий»6. Отличительной чертой второго подхода является то, что в основу исследования феномена обязанностей положена категория должного, и, таким образом, обязанности представляют собой «меру должного поведения обязанного лица»7. Говоря о двух представленных подходах, выдающийся отечественный ученый и юрист Б.С. Эбзеев отмечает: «Между этими подходами, которые соотносятся как объективное и субъективное, нет непреодолимого противоречия. Первый из них делает ударение на объективной обусловленности обязанностей человека и гражданина с точки зрения организации и функционирования общества и его прогресса, второй акцентирует внимание на самом носителе обязанностей»8.
В отечественной юриспруденции никогда не возникало сомнений относительно того, что основными обязанностями гражданина являются именно конституционные обязанности, и вне зависимости от их места в Основном Законе для социума они имеют особенное значение, поскольку по отношению к иным юридическим обязанностям занимают главенствующее положение и определяющим образом воздействуют на развитие соответствующих отраслей федерального законодательства.
Термин «равенство» и его производные упоминаются во многих статьях Конституции РФ, характеризующих правовой статус личности. При этом словосочетание «равенство обязанностей» используется лишь однажды, в ч. 2 ст. 6 Основного Закона, которая гласит: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». В данном случае законодатель употребляет названное словосочетание в контексте территориального единства и целостности Российской Федерации. Однако, полагаем, что принцип равенства имеет и более широкое значение, выраженное в положениях ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а именно: «Все равны перед законом и судом». В этой связи Б.С. Эбзеев замечает: «Данное положение традиционно интерпретируется как равноправие. ...Представляется, од-
нако, что равенство всех перед законом значительно богаче по своему содержанию»9.
Действительно, закон распространяется (в том числе в том, что касается защиты прав и свобод человека) на все без исключения субъекты права, являющиеся равными перед законом не только в смысле обладания идентичным каталогом прав и свобод, но также потому, что никто не может быть освобожден ни от обязанности следовать требованиям закона, ни от ответственности за совершенное противоправное деяние, что, в свою очередь, предполагает равное правосудие для всех.
Кто-то при этом может возразить и указать на изъятия из данного правила, предусмотренные ст. 91, 98 и 122 Конституции РФ и касающиеся неприкосновенности Президента Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. Здесь, однако, следует отметить, что привилегии, предусмотренные для этих лиц, не являются личными, а относятся к привилегиям статуса либо должности и призваны обеспечить беспрепятственное осуществление ими своих публичных функций в целях удовлетворения общественных интересов.
Конкретные обязанности граждан Российской Федерации закреплены во многих положениях Основного Закона и ясно выражают принцип равенства обязанностей. Так, все обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); все должны уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25); родители должны заботиться и воспитывать детей, а трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); все должны получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43); каждый должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); каждый обязан защищать Отечество (ст. 59). Используемые в Конституции РФ формулировки, такие как «никто не в праве», «каждый обязан», «граждане обязаны» и другие, не только выражают всеобщий характер этих обязанностей, но и указывают на недопустимость использования каких бы то ни было привилегий в целях освобождения от их выполнения.
118
Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 3
При этом важно подчеркнуть, что под закрепленным в Конституции РФ принципом равенства следует, на наш взгляд, понимать равенство непосредственно в исполнении закона, запрет произвола. Таким образом, здесь говорится «не о фактическом равенстве, а о равенстве правовых возможностей, различных по своему социальному статусу и имущественному положению, способностям и ожиданиям людей и равенстве в законопослушании»10. Иначе говоря, Основной Закон, конституируя равное политическое и социальное значение людей, во-первых, не утверждает экономического равенства, а во-вторых, не упраздняет социального неравенства.
Вместе с тем указанный принцип равенства перед законом и судом позволяет учитывать индивидуальные особенности людей, такие как ценностная ориентация, состояние здоровья, пол, возраст, социальный и профессиональный статус. Так, к примеру, учет ценностной ориентации гражданина заключается в его праве на отказ от военной службы (если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию) и замену ее на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59).
Содержание конституционных обязанностей может значительно меняться в зависимости от того, какими льготами или иными правовыми преимуществами обладает их носитель. Подобные преимущества выражаются, во-первых, в отсрочке исполнения обязанности (отсрочка призыва на военную службу); во-вторых, в уменьшении объема обязанности (налоговые льготы); в-третьих, в полном освобождении от исполнения конституционных обязанностей. По этому поводу Б.С. Эбзеев замечает «В отличие от ограничения прав законодатель в сфере «ограничения» обязанностей обладает более широкими дискреционными полномочиями, которые, однако, никогда не должны простираться столь далеко, чтобы разрушить равенство всех перед законом и судом. Это — базовая ценность, составляющая основу правового государства и имманентная ему и заключающаяся в том числе во взаимозависимости членов общества и их ответственности перед государством»11.
Таким образом, предоставляемое носителю конституционной обязанности определенное правовое преимущество должно быть не только объективно обусловлено, но также должно распространяться на всех лиц, обладающих набором признаков, характерных для определенной группы (например, налоговые льготы для многодетных семей или отсрочка от призыва на военную службу для граждан, которые имеют ребенка и воспитывают его без матери ребенка,
имеют двух и более детей, имеют ребенка-инвалида в возрасте до трех лет и т.д.). Кроме того, такие льготы должны устанавливаться только законодателем и распространяться на определенный круг лиц (а не приниматься правоприменителем и применяться по своему усмотрению), а также соотноситься с требованиями справедливости и служить социальным целям, ради которых они и предоставляются. Иначе под сомнение будет поставлен не только конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, но и «сама основа, на которой произросло правовое государство и благодаря которому оно непрерывно воспроизводится»12.
1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля. № 67.
2 См.: Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. 9. М., 1990. С. 65.
3 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14 марта 2020 г. опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 174.
5 См.: Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: НОРМА, 2007. С. 148.
6 См.: Ткаченко Ю.Г. Социологические правоотношения. М., 1961. С. 5; Также см., например: Матузов НИ. Правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 г. Саратов, 1980. С. 64; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 147.
7 См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961. С. 226; Также см., например: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности: теоретические вопросы. М., 1968. С. 71; Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 11.
8 См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности: монография. М.: Норма, 2017. С. 204.
9 См.: Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2016. С. 266.
10 См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности: монография. М.: Норма, 2017. С. 235.
11 См.: Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2016. С. 270.
12 Там же. С. 271.