Научная статья на тему 'К вопросу о распределении государственных дотаций как фактора конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности'

К вопросу о распределении государственных дотаций как фактора конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЫРАВНИВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОТАЦИИ / КРИТЕРИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / СЦЕНАРИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОТАЦИЙ / КОНВЕРГЕНЦИЯ РЕГИОНОВ / СУБЪЕКТЫ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Анна Васильевна

Предметом исследования является взаимосвязь критериев пространственного распределения федеральных дотаций региональным бюджетам и динамики межрегионального неравенства по бюджетной обеспеченности, измеряемой на основе предложенного автором показателя. Объектом исследования являются 83 субъекта РФ. Период исследования включает 3 года: 2012-2014 гг. Основное внимание уделяется одной из ключевых задач государственной бюджетной политики, заключающейся в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В качестве средства решения данной задачи рассматриваются дотации, выделяемые бюджетам регионов из федерального бюджета на соответствующие цели. Особенностями методики пространственного распределения государственных дотаций являются: использование предложенного автором показателя, позволяющего измерить бюджетную обеспеченность субъекта РФ; модификация критериев пространственного распределения государственных дотаций, содержащихся в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Правительством РФ. Новизна проведенного исследования заключается в разработке и апробации альтернативного официальному методического подхода к распределению федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов, отличающегося сравнительно меньшими требованиями к размерности массива исходных данных, а также более «прозрачным» и менее трудоемким алгоритмом расчетных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о распределении государственных дотаций как фактора конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности»

К вопросу о распределении государственных дотаций как фактора конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности

Белоусова Анна Васильевна

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук (ФГБУН ИЭИ

680042, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153

И belousova@ecrin.ru

Статья из рубрики "Экономика регионов"

Аннотация.

Предметом исследования является взаимосвязь критериев пространственного распределения федеральных дотаций региональным бюджетам и динамики межрегионального неравенства по бюджетной обеспеченности, измеряемой на основе предложенного автором показателя. Объектом исследования являются 83 субъекта РФ. Период исследования включает 3 года: 2012-2014 гг. Основное внимание уделяется одной из ключевых задач государственной бюджетной политики, заключающейся в выравнивании бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В качестве средства решения данной задачи рассматриваются дотации, выделяемые бюджетам регионов из федерального бюджета на соответствующие цели. Особенностями методики пространственного распределения государственных дотаций являются: использование предложенного автором показателя, позволяющего измерить бюджетную обеспеченность субъекта РФ; модификация критериев пространственного распределения государственных дотаций, содержащихся в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Правительством Р Ф . Новизна проведенного исследования заключается в разработке и апробации альтернативного официальному методического подхода к распределению федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов, отличающегося сравнительно меньшими требованиями к размерности массива исходных данных, а также более «прозрачным» и менее трудоемким алгоритмом расчетных процедур.

Ключевые слова: бюджетная обеспеченность региона, количественный анализ, межрегиональное неравенство, государственная политика, выравнивание бюджетной обеспеченности, федеральные дотации, критерии пространственного распределения, сценарии распределения дотаций, конвергенция регионов, субъекты РФ

DOI:

10.25136/2409-8647.2019.1.19802

Дата направления в редакцию:

20-07-2016

Дата рецензирования:

20-07-2016

Актуальность

Термин «бюджетная обеспеченность субъекта РФ» довольно часто встречается в научной литературе, стратегиях и программах социально-экономического развития, средствах массовой информации. Являясь широко распространенным и часто употребляемым, данный термин, тем не менее, не имеет точного определения, раскрывающего его содержание (оно отсутствует как в Бюджетном кодексе, так и в других законодательных актах РФ). Несмотря на данное обстоятельство, важность бюджетной обеспеченности для субъекта РФ не вызывает сомнений, поскольку в самом широком смысле последняя представляется как обеспеченность единицы административно-территориального деления РФ финансовыми ресурсами, обуславливающими возможности для ее социально-экономического развития.

Одной из ключевых задач государственной экономической политики является предоставление регионам одинаковых условий для развития экономики и социальной сферы. В контексте вышесказанного, решение соответствующей задачи предполагает наличие вертикальных межбюджетных финансовых потоков в виде федеральных дотаций региональным бюджетам, назначение которых - выравнивание бюджетной

обеспеченности субъектов РФ (снижение межрегионального неравенства по бюджетной обеспеченности). При этом из-за отсутствия единой трактовки последней, основная проблема при распределении соответствующих государственных ресурсов заключается в выборе показателя, позволяющего количественно измерить «бюджетную обеспеченность региона» и получить оценки необходимого объема федеральных дотаций для каждого с убъе кта Р Ф .

Утверждение о полном отсутствии в настоящее время методики распределения государственных дотаций региональным бюджетам является ложным. Помимо подходов, предлагаемых отдельными исследователями, существует методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденная

Правительством РФ Сосуществование «частных» и официальной методик обусловлено тем, что последняя, в силу потребностей в большом массиве статистической информации (в том числе отсутствующей в официальном доступе), наличия «закрытых» процедур оценки ряда показателей (к примеру, прогнозных), представляет собой скорее «черный ящик», чем инструмент, пригодный для использования в аналитических и исследовательских целях. Кроме того, отсутствие возможности повторить расчеты по официально принятой методике обуславливают трудности оценки качества получаемых в ее рамках результатов (результаты распределения федеральных дотаций в сравнении с ситуацией до выделения последних находятся в открытом доступе только с 2013 г.). Качество результатов, полученных по методикам, предлагаемым отдельными исследователями, является также спорным, поскольку, как правило, в соответствующих работах содержатся либо исключительно теоретические предложения по совершенствованию официальной методики, либо апробация последних на годичном периоде, что не позволяет фиксировать наличие той или иной тенденции (конвергенции, дивергенции) в неравенстве регионов по бюджетной обеспеченности.

Исходя из вышеизложенного, целью настоящей статьи является оценка влияния федеральных дотаций региональным бюджетам, распределяемых в соответствии с критериями, заложенными в методику, утвержденную Правительством РФ, и их модификациями, на динамику дифференциации субъектов РФ по бюджетной обеспеченности, измеряемой на основе предложенного автором показателя.

Объект и методы исследования

Объектом исследования являются 83 субъекта РФ: Республика Крым и г. Севастополь были исключены из рассмотрения; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа не учитывались в составе Тюменской и Архангельской областей соответственно и рассматривались отдельно.

Период исследования составил 3 года: с 2012 по 2014 гг.

Статистическое наполнение исследования проводилось на основании данных Федеральной государственной службы статистики и Федерального казначейства России,

находящихся в открытом доступе [6, 7].

Согласно методике, утвержденной Правительством РФ, основным показателем, в соответствии со значениями которого происходит распределение федеральных дотаций, является «уровень бюджетной обеспеченности» (1). Несмотря на то, что данный показатель рассчитывается как простое отношение двух индексов: индекса налогового потенциала (2) и индекса бюджетных расходов (3), оценка значений последних требует наличия огромного массива статистической информации, часть из которой можно назвать «эксклюзивной» (в силу ее отсутствия в официальном доступе), а другую часть -полученной на основе экспертных оценок.

УБ ОI = ИНП I / ИБР I (1)

где УБOi - уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ I; ИНПр индекс налогового потенциала субъекта РФ I; ИБР|- индекс бюджетных расходов субъекта РФ I; I = 1..п, п - количество субъектов РФ.

Индекс налогового потенциала является оценкой налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения по сравнению со средним по РФ уровнем. Индекс бюджетных расходов является оценкой расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения по сравнению со средним по РФ уровнем

ИНП = (НП I / Н I ) / анП I / 1Н I ) (2)

где НП |— налоговый потенциал субъекта РФ I; Н/ - численность населения субъекта РФ I.

ИБР I = 0,55*к I ЗП +0,10* к I ЖКУ +0,35* к / Ц (3)

где ИБР; - индекс бюджетных расходов субъекта РФ I;

крП - коэффициент дифференциации заработной платы в субъекте РФ I; кЖКУ - коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъекте РФ I; кЦ - коэффициент уровня цен в субъекте РФ I.

Формулы для оценки налогового потенциала НП|; коэффициентов крП; кЖКУ; к^ см. в

В настоящей работе в качестве основного показателя, позволяющего количественно измерить бюджетную обеспеченность субъекта РФ, используется также уровень бюджетной обеспеченности. При этом для снижения размерности массива требуемой информации и повышения объективности методики пространственного распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности единиц административно-территориального деления РФ формула (3) модифицируется, а именно она задается по аналогии с формулой для расчета значений индекса налогового потенциала (4).

ИБР / = (Б / / Н / ) / (25 / / 2Н / ) (4)

где Б— расходы консолидированного бюджета субъекта РФ I; Н/ - численность населения субъекта РФ I.

Для исключения необходимости прогнозирования значений отдельных показателей, что, по умолчанию, предполагает появление определенной степени погрешности при оценках их значений, количественный анализ объемов дотаций региональным бюджетам на текущий год проводился исходя из уровня бюджетной обеспеченности предыдущего года (с учетом выделенных дотаций).

Как было указано выше, в представленном исследовании в качестве критериев распределения федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ использовались критерии, заложенные в методику Правительства РФ, а также их модификации. Так, согласно первой, государственные дотации распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности

Модификации указанных критериев распределения заключались в следующем: государственные дотации распределяются между субъектами РФ, не входящими в число 10 субъектов РФ, имеющих самое высокое значение уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально отношению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ к уровню, установленному в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Соответствующие модификации были обусловлены следующим. Во-первых, экономически рациональным поведением, определенным различиями в экономической эффективности использования государственных ресурсов в

регионах с различным уровнем развития экономики [1-3]. Во-вторых, предлагаемой автором формулой для оценки бюджетной обеспеченности региона (концентрация в регионе, с низким уровнем бюджетной обеспеченности, государственных дотаций в объемах, превышающих на порядок объем налоговых поступлений, приведет к росту в

разы уровня бюджетной обеспеченности такого региона, а, следовательно, и к усилению ме ж ре гиона льно г о не ра в е нс тв а ).

Разные критерии пространственного распределения федеральных дотаций обусловили исследование двух сценариев выделения последних бюджетам субъектов РФ: сценарий 1 - соответствующий официальной методике; сценарий 2 - с использованием модифицированных критериев.

За критерий выравнивания бюджетной обеспеченности принималось среднее арифметическое суммы показателей бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам РФ, не входящим в число 10 субъектов РФ, имеющих самое высокое значение уровня бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов РФ, имеющих самое низкое значение уровня бюджетной обеспеченности.

Идентификация тенденции и количественный анализ динамики дифференциации субъектов РФ по бюджетной обеспеченности осуществлялся посредством расчета годовых значений коэффициента вариации (5):

V = а*100% / БОср (5)

где V - коэффициент вариации; о - среднеквадратичное отклонение значений уровня бюджетной обеспеченности; БОСр - среднее значение уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Признаком конвергенции субъектов РФ по бюджетной обеспеченности являлось уменьшение значений коэффициента вариации; признаком дивергенции - рост значений коэффициента вариации.

Результаты исследования

Результаты оценки динамики межрегионального неравенства субъектов РФ по бюджетной обеспеченности представлены в таблице 1.

Значения коэффициента вариации уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения федеральных дотаций свидетельствуют об отсутствии единой тенденции в динамике межрегионального неравенства по соответствующему показателю на исследуемом периоде: в 2012-2013 гг. наблюдается дивергенция регионов (рост значений коэффициента: с 31,5 до 32,1), в 2013-2014 гг. - конвергенция (снижение коэффициента: с 32,1 до 30,9).

Таблица 1

Динамика межрегионального неравенства субъектов РФ по бюджетной

обеспеченности

2012 г. 2013 г. 2014 г.

До федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности

31,5 32,1 30,9

Сценарий 1 (по данным об уровне бюджетной обеспеченности прошлого года)

--- 28,4 60,3

Сценарий 2 (по данным об уровне бюджетной обеспеченности прошлого года)

--- 26,2 25,6

Сценарий 1 (по данным об уровне бюджетной обеспеченности текущего года)

35 1 42 2 61 43 4

Сценарий 2 (по данным об уровне бюджетной обеспеченности текущего года)

26,6 25,6 23,7

Источник: оценки автора

Пространственное распределение федеральных дотаций региональным бюджетам в соответствии с критериями официальной методики и авторским подходом к оценке уровня бюджетной обеспеченности (сценарий 1) показывает снижение степени межрегионального неравенства по отношению к ситуации до выделения государственных ресурсов лишь в 2013 г.: значение коэффициента вариации составило 28,4 против 32,1; в 2014 г. дифференциация субъектов РФ возрастает почти в 2 раза: значение коэффициента вариации составляет 60,3 против 30,9. Сама динамика неравенства субъектов РФ в рамках сценария 1 в 2013-2014 гг. (значения коэффициентов вариации: 28,4; 60,3) также свидетельствует о дивергенции регионов.

Для исключения возможности того, что представленные результаты могут быть обусловлены неточным заданием начальных условий, а именно тем, что количественный анализ объемов дотаций региональным бюджетам на текущий год проводился исходя из уровня бюджетной обеспеченности предыдущего года, были получены оценки динамики неравенства субъектов РФ с использованием показателей налоговых поступлений и расходов бюджета текущего года (что трактовалось как случай получения точных прогнозных значений показателей (объемов налоговых поступлений и расходов бюджета) того года, в котором планируется осуществить пространственное распределение дотаций). Данный сценарий показал также дивергенцию российских регионов: усиление дифференциации субъектов РФ зафиксировано на всем периоде исследования и по отношению к ситуации до выделения государственных ресурсов (значения коэффициента вариации составили: 2012 г. - 35,1; 2013 г. - 42,2; 2014 г. -43,4).

Количественный анализ динамики неравенства субъектов РФ в соответствии с модифицированными критериями распределения федеральных дотаций и авторским подходом к оценке уровня бюджетной обеспеченности (сценарий 2) показывает конвергенцию регионов как на всем периоде исследования, так и по отношению к ситуации до распределения дотаций (значения коэффициента вариации составили: в 2013 г. - 26,2; в 2014 г. - 25,6). Случай получения точных прогнозных оценок объемов налоговых поступлений и расходов бюджета того года, в котором планируется осуществить пространственное распределение дотаций, продемонстрировал еще более лучший результат: значения коэффициента вариации оказались более низкими (2012 г. -26,6; 2013 г. - 25,6; 2014 г. - 23,7).

Выводы

Полученные в исследовании результаты показывают, что распределение федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на основе предложенного автором показателя и критериев распределения, заимствованных из методики, утвержденной Правительством РФ, не обеспечивает решение задачи государственной политики, направленной на снижение межрегионального неравенства. Использование модифицированных критериев распределения соответствующих государственных ресурсов, напротив, приводит к конвергенции единиц административно-территориального деления РФ по бюджетной обеспеченности; при этом степень конвергенции увеличивается с увеличением периода выделения дотаций (кумулятивный эффект) и ростом точности прогнозных оценок объемов налоговых поступлений и

расходов бюджетов того года, в котором планируется выделить дотации региональным бюджетам.

Проведенное исследование позволяет выдвинуть гипотезу о существовании альтернативных, по отношению к официальной, методик распределения федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности российских регионов, отличающихся сравнительно более «прозрачным» алгоритмом расчетов и требующих сравнительно меньшего размера массива исходных данных. В частности, выдвигается предположение о возможности использования предложенного автором показателя для измерения бюджетной обеспеченности субъектов РФ и модифицированных критериев распределения для выделения дотаций региональным бюджетам. В данном случае употребление оборотов «...позволяет выдвинуть гипотезу» и «...выдвигается предположение» (а не, к примеру, «позволяет утверждать») не является случайным, учитывая серьезность вопроса распределения государственных средств. В данном контексте настоящая работа позволяет именно лишь выдвинуть гипотезу, требующую дальнейшего подтверждения посредством продолжения исследования на более широком временном диапазоне.

Библиография

1. Белов А.А. К вопросу об эффективности и равенстве как критериях федеральной инвестиционной политики // Пространственная экономика. 2009. №1. С.51-61.

2. Белоусова А.В. Пространственное распределение инвестиций в РФ: влияние на межрегиональное неравенство // Пространственная экономика. 2014. №3. С. 26-43.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N145^3 (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016).

4. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: Изд-во РИОТП, 2000. 400 с.

5. Кадочников С., Синельников С., Трунин И., Четвериков С. Анализ перераспределения средств между бюджетами субъектов РФ в рамках системы межбюджетных отношений. Оценка стабилизационных свойств

перераспределительных инструментов российских федеральных властей. Москва, 2003. 126 с. URL: www.iet.ru.

6. Материалы официального сайта Федеральной государственной службы статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 1.06.2016);

7. Материалы официального сайта Федерального казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru.

8. Постановление Правительства РФ «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ» от 22.11.2004 №670 (ред. 30.11.2015)

9. Пространственные трансформации в российской экономике. М.: ЗАО «Экономика», 2002. 424 с.

10. Сугарова И.В. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов в системе межбюджетного регулирования // Налоги и налогообложение. 2014. 12. C. 1123 -1129. DOI: 10.7256/1812-8688.2014.12.14201.

11. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. М.: Диалог МГУ, 1999. 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.