екая А. А., Белобородова А. А. Тезисы докл. на Всесоюз. научно-технической конференции по применению радиоактивных изотопов и излучений в народном хозяйстве и науке. М, 1957, стр. 122. — Могильницкий Б. Н. Там же, стр. 5.— Пархоменко Г. М. Гиг. и санит., 1948, № 9, стр. 11. —Пинчук В. Г. Труды молодых ученых Киевск. мед. ин-та. Киев, 1958, стр. 114. — Пионтковский И. А., Миклашевский В. Е., М е е р с о н Ф. 3. Труды Всесоюз. конференции по медицинской радиологии. Экспериментальная медицинская радиология. М., 1957, стр. 39.— Толстоухова А. И., Доброгасова А. Д. Тезисы докл. 5-й конференции паразитологов Урала. Челябинск, 1957, стр. 62. — W е i s s b e с k e r L. F., Dtsch. med. Wschr., 1950, Bd. 75, S. 116.— Со шаг C. L„ Davis G. K., Arch. Biochem., 1947, v. 12. p. 257.— Vogel F. S„ Hoak C. G„ Slop er J. G. a. oth., J. Neuropath, a. Exper. Neurol, 1958, v. 17, p. 138.
Поступила 18/V 1959 r.
THE POSSIBILITY OF USING FOOD PECTIN AS A FIXING AGENT IN COBALT INTOXICATION
A. D. Bezzubov, A. I. Khatina
The authors studied the reaction ability of pectin in respect to cobalt and the possibility of utilizing pectin for fixation and consequent elimination of toxic cobalt from the body. With the above in mind, persons working with cobalt were given food products containing pectin. The results obtained point that pectin may be successfully used for this purpose.
К ВОПРОСУ О РАБОЧЕЙ ПОЗЕ ШКОЛЬНИКА ЗА ЧЕРТЕЖНЫМ СТОЛОМ
Аспирант А. Г. Сухарев
Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
При политехническом обучении все большее значение приобретает черчение. Для преподавания черчения школам требуется специальное оборудование. Еще Д. Д. Бекарюков указывал, что «на партах ведутся все классные занятия, однако для черчения и рисования необходимо иметь особые столы». Это диктуется не только педагогическим'! требованиями, но и гигиеническими, поскольку стол должен способствовать правильному положению тела во время работы. Исследованиями ряда авторов показано, что неправильная рабочая поза, выработанная и закрепленная в процессе учебных занятий, является одной из основных причин развития отклонений в костной системе детей. Известно, что вынужденное положение тела является также причиной наступления общего утомления школьника во время занятий. По данным О. Л. Немцовой, положение тела, сильно согнутое при работе, увеличивает энергетические затраты на 45% по сравнению с прямым положением корпуса.
Проведенное обследование устройства и оборудования кабинета черчения в 25 школах Москвы, имеющих кабинетную систему обучения, показало, что при оборудовании школьных кабинетов черчения обычно используют парты или лабораторные столы одного размера для Есех возрастных групп. Для гигиенической оценки существующего к вновь создаваемого оборудования школьных кабинетов черчения следует исходить из характера рабочей позы.
В своей работе мы поставили задачу гигиенически оценить правильность рабочей позы учащихся при работе за столом разной высоты и с разным наклоном крышки. Исследования проводились в лабора-
торных условиях на 12 практически здоровых учащихся 7—8-х классов при выполнении ими чертежной работы продолжительностью 45 минут. При прочих равных условиях изменяли высоту стола с интервалом е 2 см.
Первая серия наблюдений была проведена при меняющейся высоте стола с горизонтальной крышкой. Высоту стола определяли не в абсолютных величинах, а относительно к высоте локтевой точки учащихся в положении стоя (обозначаемой нам» в дальнейшем буквой I). Подобный способ определения позволил на одних и тех же учащихся оценивать влияние разной высоты стола, выражая ее через разность между высотой локтевой точки и высотой стола. Вместе с тем этот способ позволил в отдельных случаях суммировать данные, полученные у школьников разного роста, если сохранялась постоянная разница между локтевой точкой (/) и высотой стола. Высота стола, характеризованная алгебраическим выражением (/—а\ I—в и т. д.), в любой момент может быть представлена и абсолютным числом. Так, учащийся Я., рост !68 см, локтевая точка (I) 103 см. Работает за столом высотой I — 36, /— 34, I — 32 и т. д., т. е. 67, 69, 71 см и т. д. Высота стола по отношению к локтевой точке взята не случайно. Известно, что ряд авторов (Д. И. Петров, В. А. Телешев) определяет необходимую высоту рабочей зоны по отношению к высоте локтевой точки стоя, что удобно для практики: учащийся подходит к столу и по локтевой точке определяет необходимую для него высоту. Поскольку между ростом и высотой локтевой точки существует прямая зависимость, высоту локтевой точки при желании можно заменить величиной роста.
Для оценки рабочей позы нами была использована фотогониометрия. Метод фотогониометрии состоит в определении наклона тела с помощью фотосъемки позы учащихся, работающих в облегающей одежде с опознавательными точками. Опознавательные точки соответствуют вершине шейного лордоза (С7), вершине грудного кифоза (№5), вершине поясничного лордоза (Ц), верхушечной точке на голове; плечевой, лучевой, шиловидной точкам на руке. Фотосъемка производится с интервалом в 2 минуты, так что за время урока создается серия из 22 снимков. При обработке каждый снимок проецируют на миллиметровую сетку. Опознавательные точки соединяют друг с другом прямыми и определяют угол, образованный в каждой точке прямой и проходящей через эту точку горизонталью. Угловые величины характеризуют наклон головы, туловища, положение руки. Чем меньше угол, тем больше наклон, следовательно, хуже положение тела, со?даваемое при работе. По масштабной линейке, помещенной перед учеником, определяют расстояние от глаз до поверхности стола.
Средние данные фотогониометрии, характеризующие положение тела при работе за столом разной высоты, представлены в таблице.
Характеристика положения тела при работе за чертежным столом разной высоты (средние данные)
Высота стола в см) Количество замеров Угол наклона (в градусах) Расстояние от глаз до стола (а см)
поясничного отдела позвоночника ал грудного отдела позвоночника (1Ь,) головы (С,) плеча
Г —36 110 61 22 11 87 ■19
1 —32 440 63 30 15 85 21
/ —30 420 75 40 25 82 25
/ —28 480 77 43 31 78 26
/ —26 420 76 44 26 72 22
/ —24 550 76 44 26 69 21
1 Высота локтевой точки от пола в положении стоя.
Из таблицы видно, что за столами высотой /—36, /—32 рабочая поза характеризуется относительно меньшими углами, т. е. большим наклоном головы, туловища и очень малым расстоянием от глаз до стола (19—21 см); за столами высотой /—26,/ — 24 рабочая поза характеризуется высоким положением правой руки, что способствует утомлению мышц плечевого пояса; наилучшее положение тела наблюдается при работе за столами высотой /—28, /—30 см.
В качестве показателя координационной способности организма и ее изменений под влиянием работы за столом различной высоты мы исследовали степень устойчивости стояния, определяемую с помощью стабилографа — прибора, действие которого основано на принципе электрических измерений механических величин. При колебании тела наблюдаемого, стоящею на стабилографической площадке, создается различное давление на кольцеобразные тензодатчики, которое в силу изменения электрического сопротивления регистрируется на шлейфовом осциллографе МПО-2. Запись стабилограмм производится в течение 2 минут, из которых первую минуту наблюдаемый стоит с открытыми глазами, а вторую — с закрытыми. Момент закрывания глаз отмечается на планке отметчиком.
? £ '"О
Р £0
ЧЙ ?д
чо Ч? <Л * о ч? „ _
II II
[Ц Частота л-о/7е#аю/& ¿а
/минул/у Ш Средняя яг
Рис. 1. Изменение колебания общего центра тяжести тела после работы за столом разной высоты.
Ш Вса?е/лгос/7гА роботы ИЗ '• лве/ге »
Рис. 2. Видимость в порогах до и после работы в процентах к исходной величине (средние из -'100 замеров).
Методика оценки стабилографической кривой, разработанная Е. Б. Бабским и В. С. Гурфинкелем (Центральный научно-исследовательский институт протезирования и протезоустройства), состоит в определении частоты и амплитуды колебаний ■ абсолютных числах с учетом поправочных коэффициентов на вес наблюдаемого и чувствительность прибора.
Анализ около 400 стабилограмм, записанных до и после работы за столом разной высоты, подтверждает предположение, что чем больше неправильных, вынужденных поз создается при трудовом процессе, тем больше нарушается координация точных движений, что сказывается на изменении частоты и амплитуды колебаний общего центра тяжести тела при стоянии в сторону их увеличения. На рис. 1 представлены изменения колебания общего центра тяжести тела после работы в зависимости от высоты стола. Из этого рисунка видно, что работа за столом высотой I—36, I—32 и I — 24 приводит к наибольшим увеличениям частоты и амплитуды колебания.
Положение тела, при котором голова низко опущена и уровень глаз приближен к рассматриваемому предмету, создает неблагоприятные условия для зрительной работы, способствует перенапряжению и утомлению зрительного анализатора.
Для оценки условий зрительной работы мы использовали метод измерения »идимости тест-объекта с помощью поляризационного бинокулярного измерителя видимости (ПБИВ) системы Л. Л. Дашкевича. Измерения производили до и после работы при одинаковых условиях.
На рис. 2 представлена видимость в условных единицах до и после работы (в процентах к исходной величине). Из рисунка следует, что низкий стол (/—36) создает неблагоприятные условия для зрительной работы, приводящие к снижению видимости после работы на 32%.
В остальных случаях величина видимости не изменяется или даже увеличивается (например, при I—28), что можно объяснить «врабатывае-мостью» зрительного анализатора (в наблюдениях освещенность рабочей зоны равнялась 500 лк).
Техника черчения отличается от обычного письма, она требует свободных движений в плечевом суставе и отсутствия той своеобразной локтевой опоры, которая имеется при письме. Требования к положению корпуса и головы при черчении остаются такими же, как при письме учащихся, т. е. туловище выпрямлено, голова слегка наклонена, расстояние от глаз до рас-
ч.—3
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 4-?
С/?ел>я (0 минутах) * ■
Рис. 3. Изменение наклона головы в течение урока (среднее из 20 исследований).
I— высота стола 1—32 наклон 0°; 2— высота стола 1—28 наклон 0°; 3— высота стола 1—28 наклон 30°.
сматриваемого предмета 30— ^ 35 см. Как видно из данных к, приведенных выше иоследова- (з 40 ний, при работе за столом & горизонтальной поверхностью даже при наилучшей по отно-шению к росту высоте стола ^ ¿д (/—28) не всегда создается § правильное положение тела. ^ ¡о
Во второй серии наблюдений мы изучали характер рабочей позы .дри черчении за столом с наклонной крышкой; исследовали наклон в 15, 30, 45° при высоте стола, равной /—28. Анализ полученных данных показал, что если при работе за столом с горизонтальной крышкой средняя угловая величина, характеризующая наклон в верхнегрудной части позвоночника, равняется 43°, то за столом с наклоном в 30° она составляет 58°. Увеличение угловой величины означает уменьшение изгиба грудной части позвоночника во время работы, что является положительным фактором. Динамика наклона головы в течение урока при работе за столом с горизонтальной крышкой и с наклоном в 30° (рис. 3) также показывает преимущество последнего: при нем отмечаются наибольшие угловые величины (т. е. наименьший наклон головы) с плавной кривой без больших изломов и падения к концу урока.
Увеличение угла наклона крышки стола более 30° при чертежных работах мы считаем нецелесообразным в связи с увеличением сгиба р локтевом суставе и возникающими неудобствами при письме.
В некоторых отечественных и зарубежных школах практикуется работа за чертежным столом стоя. Проведено небольшое число (26) исследований при рабочей позе стоя с высотой стола, равной высоте локтевой точки от пола в положении стоя и наклонной крышкой стола. Исследования проводились на тех же наблюдаемых, теми же методами, что и при положении сидя. При работе стоя, помимо субъективных жалоб на усталость после работы, выявлено резкое снижение степени устойчивости стояния после работы. Частота колебаний общего центра тяжести тела увеличивалась в 88% в среднем на 6,5 колебаний за 1 минуту, средняя амплитуда колебаний увеличивалась в 72% в среднем на 1,2 мм, максимальная амплитуда увеличивалась в 71% в среднем на 10,4 мм.
Во время работы стоя учащиеся переминались с ноги на ногу, принимая порой самую причудливую позу.
На основании полученных данных совместно с Институтом методов облучения АПН РСФСР сконструирован и изготовлен одноместный школьный чертежный стол с меняющейся высотой. Пригодность конструкции данною стола проверяется в школьной практике.
Выводы
1. Как показало обследование школ Москвы, существующая мебель для кабинетов черчения не отвечает гигиеническим требованиям, так как обусловливает неправильную рабочую позу.
2. По данным лабораторных исследований, наилучшее положение тела создается при работе за столом, высота которого равняется высоте локтевой точки стоя минус 28 см. Допускаемые колебания +2 см.
3. Работа за столом высотою I—36, /—32 способствует большому наклону тела, что вызывает изменения точной координации движений и уменьшение степени устойчивости стояния после работы.
4. Работа за столом высотою I—24 создает сравнительно высокое положение правой руки и асимметричное положение плеч.
5. К неблагоприятным условиям для зрительной работы, по данным измерения видимости, следует отнести работу за низким столом (I—36) с расстоянием от глаз до стола, равным 19 см.
6. Наклонная крышка стола способствует более правильному положению тела при работе. Наклон, рекомендуемый для школьных чертежных работ, равен 30°.
7. Чертежная работа стоя, практикуемая в некоторых отечественных и зарубежных школах, приводит к утомлению учащихся, что сказывается в первую очередь на уменьшении степени устойчивости стояния после работы.
ЛИТЕРАТУРА
Бекарюков Д. Д Основные начала школьной гигиены. М., 1Ы4, стр. 243.— Бабский Е. Б., Гурфинкель В. С. и др. Физпол. жури. СССР, 1955, т. 41, № 3, стр. 423. — Головинская Н. В. В кн.: Материалы 4-й научной конференции по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1951, стр. 95.— Корсунская М. И. Соц. гиг., 1928, № 1, стр. 17. — Ковалькова 3. П. Тезисы докл. XIII съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. Л.. 1956, т. 1, стр. 368. — Немцова О. Л. Цит. по Виноградову М. И. Физиология трудовых процессов. Л.. 1958, стр. 106. — D е 1 а г u е N. С., Canad. М. A. J., 1957, у. 77, р. 253.
Поступила 8/VI 1959 г.
ON THE WORKING POSTURE OF A HIGH-SCHOOL STUDENT AT THE DRAWING TABLE
A. G. Sukharev. aspirant
Drawing becomes more and more important in the polytechnical school training. In order to work our the hygienic requirements for a drawing table, the alterations of working postures, depending on the height and slant of the table top, have been investigated. The authors studied the dynamics of students' postures during the lesson by a photogoniometric method and examined the vision acuity before and after work. It has been established that the most correct posture of the body, producing the least change otf the body stability in standing position and of the vision acuity, was that when the student worked at a table the height of which was 28—30 cm lower that the level of his eldow when stranding upright, and the top board was slanted at an angle of 30°. Drawing in a stranding posture should not be recommended for school practice.
■йг "¿г
А. А. ЧЕРТОВ (К 100-летию со дня рождения)
Проф. Л. К. Хоцянов (Москва)
А. А. Чертов — передовой общественный медицинский деятель конца XIX и начала XX в., отдавший все свои знания и силы служению народу, страдавшему под гнетом самодержавия.