Научная статья на тему 'К вопросу о путях повышения роли информационно-коммуникативных технологии в духовно-нравственном воспитании подростка'

К вопросу о путях повышения роли информационно-коммуникативных технологии в духовно-нравственном воспитании подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННОЕ РЕЗЮМЕ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петракова Т.И.

В статье поставлена и рассмотрена проблема поиска действенных путей духовно-нравственного воспитания подростка в его сложный период взросления, перехода в старшую школу. Исходя из особенностей самоидентификации подростков данного школьного возраста, специфики их нравственного становления, активного увлечения формами интернет-коммуникации и т.п., автор поднимает вопрос об использовании возможностей информационно-коммуникативных технологий в духовно-нравственном воспитании подростка. Особое значение он придаёт такой новой форме, как расширенное электронное резюме, ведение которого, на взгляд автора статьи, определит мотивацию подростка в направлении тяги к саморазвитию, обеспечит воспитание у него чувства ответственности, правового сознания, нравственных норм поведения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о путях повышения роли информационно-коммуникативных технологии в духовно-нравственном воспитании подростка»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019

что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.

Таким образом, во время экскурсии, учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Список использованной литературы:

1. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984;

2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985;

3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. - М.: Просвещение, 1985;

4. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Экскурсии. - М.: Просвещение, 1983;

5. Осыкова Б.И. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник. - Воронеж: Центральночерноземное книжное издательство, 1990;

6.http://uchitelya.com/pedagogika/50229-statya-osobennosti-metodiki-provedeniya-ekskursiy-s-obuchayuschimisya.html

© Воронкина Е.О., Недоводиева Н.М., Трунова А.С., 2019

УДК 37.034

Т.И. Петракова

Профессор, доктор педагогических наук, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы г. Москва, РФ E-mail: gmc@edu.mos.ru

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье поставлена и рассмотрена проблема поиска действенных путей духовно-нравственного воспитания подростка в его сложный период взросления, перехода в старшую школу. Исходя из особенностей самоидентификации подростков данного школьного возраста, специфики их нравственного становления, активного увлечения формами интернет-коммуникации и т.п., автор поднимает вопрос об использовании возможностей информационно-коммуникативных технологий в духовно-нравственном воспитании подростка. Особое значение он придаёт такой новой форме, как расширенное электронное резюме, ведение которого, на взгляд автора статьи, определит мотивацию подростка в направлении тяги к саморазвитию, обеспечит воспитание у него чувства ответственности, правового сознания, нравственных норм поведения в социуме.

Ключевые слова:

информационно-коммуникативные технологии, духовно-нравственное воспитание, подросток, образовательный процесс, электронное резюме, социум.

SPEAKING OF THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF A TEENAGER

The article deals with the problem of finding effective ways of spiritual and moral education of a teenager in his difficult period of growing up, transition to high school. Based on the characteristics of self-identification of

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019

adolescents of this school age, the specifics of their moral formation, active Hobbies forms of Internet communication, etc., the author raises the question of the use of information and communication technologies in the spiritual and moral education of adolescents. He attaches special importance to such a new form as an extended electronic resume, the maintenance of which, in the opinion of the author, will determine the motivation of a teenager in the direction of self-development, will ensure the education of his sense of responsibility, legal consciousness, moral norms of behavior in society .

Keywords:

information and communication technologies, spiritual and moral education, teenager, educational process, electronic resume, society.

Старший подростковый возраст признаётся одним из самых сложных в школьной психологии и теории воспитания [2,8]. Это обусловлено явлением «переходности» от детского и подросткового опыта взаимодействия с миром, осознаваемого уже как недостаточного, к взрослому опыту, который ещё недостаточен для самоутверждения, понимания себя, своего места в социуме, своего предназначения и т.п.

Это обусловливает две основные проблемы, которые определяют направления духовно-нравственного воспитания подростка в данный период, проблему самоидентификации и проблему развития социальной ответственности.

Первая проблема в современном научном дискурсе приобретает всё большую актуальность в контексте осмысления педагогической общественностью понятия «субъектность личности», того факта, что любой субъект (в том числе, и подросток) выступает творцом собственной жизни, выбирая жизненный путь, его направление, особенности и способы взаимодействия с обществом и миром [1,5]. Это связано с попытками самоидентификации подростка в рамках выбора будущих и социальных ролей, что выступает, по мнению Н.Г. Сушко, элементом самореализации, осознанием своих устремлений, принципов, духовно-нравственных ценностей, статусной роли в будущей профессиональной деятельности и т.п. [9]. Не случайно именно функцию самоорганизации признают важнейшей компонентой самоидентификации личности, которая у подростка проявляется, как считает Э. Эриксон, во взаимосвязи одновременных полярных желаний — жажды признания своей «тождественности с другими» (особенно в рамках своих «тусовок», сетевого взаимодействия и т. п.— примечание наше NN) и одновременно уникальности, индивидуальности, «индивидуальной непрерывности», «признания этой данности другими» [10].

При этом будущей профессиональной самоидентификацией современный подросток не ограничивается - он хочет играть значимую роль в обществе. По результатам комплексного исследования, проведённого А.И., Подольским, О.А. Идобаевой в 2016 году в рамках изучения их ценностных ориентаций, было выявлено, что респонденты старшего подросткового возраста ставят во главу духовно-нравственных констант и социальных устремлений такие, выбранные по критерию Манна-Уитни позиции, как «самостоятельность», «возбуждение», «достижение» и «власть» [7]. Это показали и последние события в Москве, когда при организации протестных волнений ставка делалась в основном на молодёжь, и достаточно велик был процент участия именно старших подростков, активно заявляющих о своей роли в гражданском сообществе.

Это важнейшее направлении духовно-нравственной, гражданской самоидентификации современных подростков актуализирует вторую, обозначенную нами выше проблему— проблему социальной ответственности за собственный профессиональный, социальный и гражданский выбор. Не секрет, что осознавая себя «другими» (взрослыми и уникальными), учащиеся 9-10 классов в то же время отличаются удивительной инфантильностью, нежеланием принимать серьёзные решения и нести за них личную ответственность [4]. Им важен «хайп», признание здесь и сейчас, а желание думать на перспективу, оценивать свои возможности и, главное, жизненные устремления как ответственного гражданина, для них оказываются вторичными.

Немаловажную роль здесь играют активно развивающиеся информационно-коммуникативные технологии, приучившие подростков к лёгкости получения любой информации, доступа к любой точке мира, к желанию иметь всегда готовые ответы, заменяя этим необходимость внимательно и глубоко

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019

анализировать общественно-социальные ситуации, возникающие проблемы и т.п. А главное-информационно-коммуникативные технологии приучили воспринимать мир как большую игру, что искажает представления подростков о личной ответственности за социальное поведение , искажает подлинное понимание успешности, признание того факта, что признание и успешность - это труд, личные достижения и мотивация к саморазвитию.

Это соотносится с необходимостью поиска новых форм духовно-нравственного воспитания подростков, в частности, их социальной ответственности [3]. Одним из путей достижения этого с применением информационно-коммуникативных технологий автор считает внедрение в старших классах электронного резюме.

Его использование призвано помочь подростку понять, что это первый шаг к его будущей успешности в профессиональной сфере, обществе, и он уже сейчас несёт ответственность за этот и последующие шаги к своей цели.

Понятие электронного резюме само по себе не является новым в менеджменте, современных теориях управления персоналом и т.п., однако мало кто из выпускников вузов отличается умением его грамотно составлять. Оттолкнувшись от признания этого факта и постоянно подчёркивая подростку роль этого умения для самоидентификации и самореализации в обществе, можно использовать создание электронного резюме на уроках «Информатики» именно как педагогический приём духовно-нравственного воспитания подростка, который получает развитие и во внеучебной деятельности.

Для большей привлекательности идеи электронным резюме можно заменить привычный школьный дневник. При этом совершенно очевидно, что сделать это на основе возможностей информационно-коммуникативных технологий совершенно несложно. И в этом плане достаточно привлекательными являются идеи Т.А.Печенёвой, которая описала технологию создания «электронного портрета» для студентов-юристов [6]. Считаем, что в адаптированном виде это может быть применимо и к старшим подросткам в сочетании с педагогическим сопровождением.

Так, в электронное резюме подростка вносятся:

1) средний бал по всем школьным предметам;

2) общее количество пропусков по неуважительной причине;

3) информация об участии подростка в кружках, первичных научных сообществах, школьных и региональных конференциях и т.п.;

4) итоги тестирования и самотестирования по здоровому образу жизни, участию в спортивных секциях, физические достижения и т.п.;

5) участие во внеклассной воспитательной деятельности, разнообразных социальных проектах;

6) портрет своего «Я»: хобби, желания, жизненные цели, высказывания кумиров, которые принимаются подростком как ценностные установки и считаются для него значимыми (по желанию);

7) ссылки на социальные сети и сообщества (по желанию);

8) при наличии примеры временного трудоустройства (в том числе, и в интернете);

9) самопортрет (по желанию);

10) итоги психологических тестирований (исключительно по согласованию с подростком).

11) характеристика классного руководителя.

Кроме этого, к электронному резюме прикрепляются сканы грамот, наиболее удачных, на взгляд, подростка, рефератов, докладов, эссе, презентаций и т.п. Доступ к электронному резюме имеет администрация школы и классный руководитель, а также назначенный приказом директора школы технический модератор (Предъявляются высокие требования к объективности заполнения и этичности использования данных). По доступу остальных лиц к резюме подросток принимает решение самостоятельно.

Педагогическое сопровождение создания электронного резюме включает технические разъяснения; собеседования, в частности объяснение роли такого резюме для будущей успешности. Объяснение того, что, к примеру, в западных вузах очень ценятся такие «школьные» резюме при поступлениях, знакомство с ними является обязательным. Начинает реализовываться такая тенденция и в российских вузах. Это резюме

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8/2019

выпускник школы может модифицировать и продолжать уже в вузе, что станет хорошим подспорьем при временном (в ходе обучения в вузе) и особенно последующем постоянном трудоустройстве в солидную организацию, фирму.

Таким образом, на взгляд автора статьи, создание, заполнение и содержание электронного резюме будет способствовать развитию социальной ответственности подростка за свои достижения (или их отсутствие), поступки, высказывания (в том числе и в социальных сетях), за свои «разбрасываемые» там фото и т.п. Всё это мотивирует и дисциплинирует подростка, ведёт к пониманию того факта, что социальная и профессиональная успешность закладывается уже сейчас, что никакой информационно-личный мусор не исчезает в интернете бесследно, и это ведёт также к самоконтролю, непосредственному осознанию значения соблюдения морально-нравственных норм, в том числе и в информационно-коммуникативном пространстве.

Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С. Л. Рубинштейна/ К. А Абульханова-Славская // В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн; отв. ред.: К. А. Абульханова; науч. ред.: К. А. Абульханова.- М.: РОССПЭН, 2010. -С. 23-76.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т.- Т. 4: Детская психология; под ред. Д. Б. Эльконина/ Л. С. Выготский .- М.: Педагогика, 1984.-432 с.

3. Лаврентьева, О. А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: дис...кандидата педагогических наук: 13.00.01/ О. А. Лаврентьева.- Новосибирск, 2016.-238 с.

4. Левикова, С.И. Особенности социализации современных российских подростков как один из факторов социальной динамики/ С.И. Левикова // Социодинамика. - 2017. - № 6. - С. 1 - 11

5. Петровский, В. А. «Я» в персонологической перспективе/ В.А. Петровский. - М.: ВШЭ, 2013. 504 с.

6. Печенёва, Т. А. Проблемы и перспективы подготовки студентов юридических специальностей/Высшая школа: проблемы и перспективы: мат-лы 13-й Междунар.научно-метод. конфер.: в 3 ч. -Ч.2.-Мн.: РИВШ, 2018-442 с.- С.112-117.

7. Подольский, А.И. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей/ А.И. Подольский, О.А. Идобаева// Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93.

8. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста/ Е.А. Сиденко// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.- №2.- С.30-32

9. Сушко, Н.Г. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема/ Н. Г. Сушко// Ученые заметки ТОГУ. 2016.Т. 7. № 1. С.270-275.

10. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис; общ.ред. и предисл. Толстых А.В./ Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. -344 с.

© Петракова Т.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.