Научная статья на тему 'К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы'

К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫГРУЗКА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СПИСОК ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / DOWNLOADS / INFORMATION / COMPUTER INFORMATION / INTERNET / DISTRIBUTION / FEDERAL LIST OF EXTREMIST MATERIALS / EXTREMIST ACTIVITY / EXTREMIST IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алдохина Виктория Викторовна

В статье рассматриваются тема распространения экстремистских материалов в сети Интернет, проблемы установления лиц, совершивших подобного рода преступления. Содержатся предложения по борьбе с преступлениями данного вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алдохина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the publicity of the information containing extremist motives

This paper examines the topic issues of distribution of extremist materials in the Internet, the problem in establishing the perpetrators of such crimes. Contains proposals to combat such crimes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы»

Алдохина Виктория Викторовна

адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583563)

К вопросу о публичности информации, содержащей в себе экстремистские мотивы

В статье рассматриваются тема распространения экстремистских материалов в сети Интернет, проблемы установления лиц, совершивших подобного рода преступления. Содержатся предложения по борьбе с преступлениями данного вида.

Ключевые слова: выгрузка информации, информация, компьютерная информация, сеть Интернет, распространение, Федеральный список экстремистских материалов, экстремистская деятельность, экстремистская идеология.

V.V. Aldokhina, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

To the question of the publicity of the information containing extremist motives

This paper examines the topic issues of distribution of extremist materials in the Internet, the problem in establishing the perpetrators of such crimes. Contains proposals to combat such crimes.

Key words: downloads, information, computer information, Internet, distribution, Federal list of extremist materials, extremist activity, extremist ideology.

В настоящее время роль сети Интернет стремительно растет, а такие СМИ, как телевидение и печатные издания, отходят на второй план. Каждый день создаются тысячи новых сайтов, и, к сожалению, не все они носят законный характер. С помощью информации, опубликованной на сайтах, происходит манипуляция людьми. Интернет-пользователь может свободно получить как рецепт производства наркотиков, идеологическую литературу, так и принять участие в электронной конференции по вербовке в экстремистские группировки. Если несколько лет назад подобные преступления были частными случаями, то с каждым годом таким способом совершается все больше преступлений, и они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только для нашей страны, но и всего человечества.

Согласно данным научно-исследовательского института обороны Норвегии в прошедшем десятилетии многочисленные террористические организации активно осваивали Интернет для вербовки новых сторонников и распространения пропагандистских материалов [1]. Ни для кого не секрет, что виртуальное пространство для устрашения противника неоднократно использовалось такими группировками, как «Аль-Каида». Определить реальный объем экстремистских материалов в сети Интернет сложно, т.к. чаще всего пользователи не осо-

знают, что отдельная информация в Интернете имеет экстремистский подтекст. Для несведущих людей переговоры экстремистов выглядят как нечто обыденное, своего рода «игра». Часто в целях пропаганды сепаратисты используют чат-румы или обычную рассылку [2, с. 317]. У пользователей просыпается любопытство, и они, сами того не замечая, становятся жертвами экстремистов или, что еще страшнее, занимают их сторону.

Проблема в том, что осуществить контроль со стороны государства за распространением информации в сети Интернет намного сложнее, чем на телевидении или в печатных изданиях. Ввиду практически полной компьютеризации населения рост подобного рода преступлений с каждым годом, соответственно, только возрастает. Статья 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» гласит: «Запрещается использование сетей общего пользования для осуществления экстремистской деятельности» [3, с. 34]. За распространение запрещенных материалов в сети Интернет несут ответственность как их авторы, так и распространители. Кроме того, по нашему мнению, необходимо привлекать к ответственности и провайдеров, т.е. «собственников» сайта, на котором расположена экстремистская информация вследствие ненадлежащего контроля за деятельностью сайта.

59

Одной из наиболее, на наш взгляд, актуальных проблем, требующих детального рассмотрения, является полная огласка Федерального списка экстремистских материалов, выступающего своего рода «библиотекой экстремиста». В научных исследованиях отмечается, что в существующем виде Федеральный список экстремистских материалов приносит больше вреда, нежели пользы.

Понятие «Федеральный список экстремистских материалов» в Российской Федерации появилось благодаря Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4]. Под такими материалами понимаются «предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы» [5].

Данный список составляется Министерством юстиции РФ на основе судебных решений по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Он содержит различные материалы: книги, брошюры, статьи, фильмы, видеоролики, а также перечень интернет-сайтов с экстремистскими идеями. Впервые данный список был опубликован 14 июля 2007 г. и состоял из 14 пунктов. По состоянию на январь 2016 г. список включает 3258 экстремистских материалов. Федеральный список формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. Любой «заинтересованный» пользователь сети Интернет может просто зайти на сайт Министерства юстиции, найти там ссылки на необходимые сайты, узнать авторов книг, признанных экстремистскими, найти данные материалы и использовать их в личных целях.

В 2015 г. Комитет по правам человека ООН в своих заключительных замечаниях по седьмому периодическому докладу Российской Федерации о соблюдении Международного пакта о гражданских и политических правах указал, что «в соответствии с расплывчатым и гибким определением термина "экстремистская деятельность", предусмотренным в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", не требуется наличия каких-либо проявлений насилия или ненависти» и что «в этом законе не содержится четких или конкретных критериев, на основе которых те или иные материалы могут квалифицироваться как экстремистские» [5].

В этом же законе содержится определение понятия экстремистской деятельности. Под ним понимается «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения, а также финансирование и иное содействие этим действиям» (п. 1 ст. 1). Кроме того, закон запрещает распространение, хранение в целях распространения, производство экстремистских материалов на территории Российской Федерации; предусматривает признание материалов экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или производства, их конфискацию, и включение материалов в Федеральный список. Данный список подлежит «размещению в международной сети "Интернет"», а также опубликованию в СМИ (ст. 13). В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельных законодательных актах Российской Федерации содержится реестр запрещенных к распространению в Российской Федерации сайтов. В этот список вошли и экстремистские материалы.

Но и в таком случае с признанием сайта экстремистским возникает ряд проблем. Во-первых, на законодательном уровне нет четкой проработки относительно того, по каким критериям можно отнести ту или иную информацию к экстремистской. Соответственно, это неоднократно приводило к неправомерному привлечению к ответственности. Вся проблема в том, что, для того чтобы признать тот или иной источник информации экстремистским, необходимо привлечение специалиста, обладающего навыками лингвиста или филолога, т.е. необходима криминалистическая экспертиза. Но по причине наличия пробелов и неточностей в законе производство подобного рода экспертизы затруднительно. Во-вторых, для

60

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 2 (32)

того чтобы привлечь лицо, распространяющее экстремистские материалы, его необходимо установить. Это еще одна проблема. Найти злоумышленника можно, но для этого необходимо привлечение специалистов в сфере компьютерных технологий, опять же, если информация была распространена с компьютера, находящегося на территории Российской Федерации. А если источник находится в другой стране, то распространители могут просто проигнорировать требования правоохранительных органов по удалению экстремистской информации. В этом случае Роскомнадзор блокирует доступ к интернет-ресурсу до тех пор, пока не будут выполнены требования об удалении радикальных материалов. Получается, для того чтобы установить наличие экстремистской идеологии в интернет-материалах, необходимо привлечь целый ряд специалистов в разных отраслях знаний, что достаточно затратно для правоохранительных органов. В-третьих, зачастую бывает так, что информация, разме-

1. Гэызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Pro суверенную демократию. М., 2007. С. 445-451.

2. Кулагин В.М. Международная безопасность. М., 2006.

3. Рыдченко К.Д., Соловьев В.С. Правовые меры противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2013. № 4.

4. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Рос. газ. 2002. 30 июля.

5. Комитет по правам человека ООН. Заключительные замечания по седьмому периодическому докладу Российской Федерации, 28 апр. 2015 г.

щенная на сайте, признана экстремистской, найден компьютер, с которого осуществилась выгрузка материалов, но он расположен в интернет-кафе, в которое может прийти любой человек, заплатить деньги и без регистрации загрузить любые материалы, в том числе и экстремистские.

Таким образом, по итогам проведенного исследования мы хотим внести ряд предложений. Во-первых, Федеральный список экстремистских материалов не должен находиться в свободном доступе для каждого гражданина. Во-вторых, необходимо последовать практике Китая, в котором каждый пользователь, регистрирующийся в сети Интернет для выгрузки информации, должен подтверждать себя паспортными данными. По нашему мнению, это привело бы к резкому спаду выгрузки противозаконной информации в сети, а если бы это все-таки произошло, поиск такого лица стал бы намного легче для правоохранительных органов.

1. Gryzlov B. Extremism as the threat of sovereign democracy //Pro sovereign democracy. Moscow, 2007. P. 445-451.

2. Kulagin V.M. International security. Moscow, 2006.

3. Rydchenko K.D., Solovyov V.S. Legal measures of counteraction to extremism in the youth environment // Bull. of Voronezh institute of the MIA of Russia. 2013. № 4.

4. On countering extremist activities: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL //Rus. newsp. 2002. July 30.

5. The Committee on human rights of the UN. Concluding observations on the seventh periodic report of the Russian Federation, Apr. 28, 2015.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.