Публично-правовые (государственно-правовые) науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_87 УДК 342.951:351.82; 34.01; 34.096
К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МАЙНИНГА КРИПТОВА-ЛЮТ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ON THE ISSUE OF PUBLIC LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY MINING AS AN ADDITIONAL TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY СТЕПАНКОВ Сергей Дмитриевич,
аспирант Российского университета дружбы народов (РУДН), ведущий юрисконсульт Акционерного общества «Институт «Оргэнергострой». 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: sergei-97@yandex.ru;
Stepankov Sergey Dmitrievich,
Lead legal counsel of Joint-Stock Company "Institute "Orgenergostroy", Postgraduate student of RUDN University. 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia. E-mail: sergei-97@yandex.ru
Краткая аннотация: В настоящее время интерес к цифровым активам значительно усилился, а правовое регулирование криптова-лютных отношений получило новый виток своего развития. В частности, интерес усилился и к одной из форм эмиссии криптовалют - майнин-гу. Использование общей сети электропитания по базовым тарифам, возникшие по этой причине проблемы с электроснабжением, а также от-сутствие реальных инструментов налогообложения с получаемой прибыли вызвали интерес государства, в том числе и к исправлению правовой неопределенности в майнинге криптовалют. Вместе с тем, в большинстве стран мира в процессе нормотворчества майнинг криптовалют рассматривается в качестве основного вида деятельности. В настоящей статье автор исследует проблему публично-правового регулирования майнинга криптовалют в качестве дополнительного вида экономической деятельности, в частности в сфере агропромышленного комплекса.
Abstract: At present, the interest in digital assets has increased significantly, and the legal regulation of cryptocurrency relations has received a new round of development. In particular, interest has also increased in one of the forms of cryptocurrency emission - mining. The use of a common power supply network at basic rates, the resulting problems with electricity supply, as well as the lack of real taxation tools from the profits generated have caused the interest of the state, including the correction of legal uncertainty in the mining of cryptocurrencies. At the same time, cryptocurrency mining is considered as the main type of activity in most countries of the world in the rulemaking process. In this article the author investigates the problem of public legal regulation of cryptocurrency mining as an additional type of economic activity, in particular in the sphere of agro-industrial complex.
Ключевые слова: блокчейн, криптовалюта, майнинг, публично-правовое регулирование, регулирование современных технологий, токен, финансовый рынок, цифровые активы, АПК.
Keywords: blockchain, cryptocurrency, mining, public law regulation, regulation of modern technology, token, financial market, digital assets, agro-industrial complex.
Для цитирования: Степанков С.Д. К вопросу о публично-правовом регулировании майнинга криптовалют как дополнительного вида экономической деятельности // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 87-88. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_88.
For citation: Stepankov S.D. On the issue of public legal regulation of cryptocurrency mining as an additional type of economic activity // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 87-88. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_88.
Статья поступила в редакцию: 14.05.2023
Вопрос правового регулирования майнинга криптовалют является актуальным для российского права, особенно начиная с 2022 г. Так, Российская Федерация вышла на второе место в мире по объему задействованных мощностей для майнинга криптовалют [1]. Более того, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на стадии чтений находится проект закона [2], призванный урегулировать некоторые вопросы, связанные с майнингом криптовалют. Главная проблематика, сформировавшаяся вокруг находящегося за рамками правового поля майнинга - дефицит мощностей электроэнергии и снижение стабильности электроснабжения. Так, как справедливо отмечают Савина Н.В., Воронин А.В., Тыхидинов О.Г., майнинг в жилой зоне приводит к перегрузкам электрической сети и аварийным отключениям, которые могут стать причиной пожара [3].
Проблема, с которой столкнулась Российская Федерация, не уникальна. В зарубежных странах подходят к разрешению проблемы по-разному. Так, Президент США Джо Байден выступил с инициативой о введении налога для майнеров в размере 30% от стоимости потребляемой электроэнергии [4]. Как разъяснил данную инициативу Минфин США, данный налог может сократить объемы майнинга криптовалют, а также связанное с ним воздействие на окружающую среду и другие виды вреда. Тем временем в Республике Казахстан для целей майнинга разрешили использовать только определенные источниками электроэнергии: возобновляемая энергия, импортные ресурсы и использование собственных генераций [5].
В целом, анализ законотворческой деятельности, проведенный автором, свидетельствует о том, что публично-правовое регулирование вопросов майнинга в большинстве стран сконцентрировано на рассмотрении его в качестве основной экономической деятельности лица. Тем временем, как показали полевые исследования, проведенные автором, майнинг криптовалют, зачастую, может являться дополнительным к основному видом экономической деятельности, направленным на повышение прибыльности и, соответственно, конкурентоспособности основного вида деятельности. К примеру, при осуществлении сельскохозяйственного производства, остаточная энергомощность, производимая за счет собственных генераций, может быть направлена на майнинг криптовалют. Данный пример соотносится с описанным выше путем развития публично-правового регулирования майнинга криптовалют в Казахстане. Правовое регулирование майнинга криптовалют за счет электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников, посредством предоставления дозволений или дополнительных преимуществ, льгот, послаблений соответствует тенденциям, намеченным действующими законодательными актами стратегического характера. Так, Символоков О.А. отмечает, что тенденция развития сферы возобновляемой энергетики отражена в документах стратегического планирования: Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 г., Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 - 2020 гг. и на перспективу до 2030 г. [6].
Как утверждает Министерство энергетики Российской Федерации, Российская Федерация обладает большим техническим и экономи-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)
ческим потенциалом использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии, и наращивание темпов развития данного направления рассматривается как важный фактор модернизации экономики, в том числе в контексте развития инновационных производств, разработки новых инновационных технологий, развития малого и среднего бизнеса, улучшения социальных условий, экологической ситуации [7].
Правовая основа для возможности обособления допустимых источником электроэнергии для майнинга имеется - Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-Ф3 "Об электроэнергетике" даны определения таких понятий как «возобновляемая энергетика», «объект микрогенерации». Согласно легальному определению объекта микрогенерации представляется возможным выявить его основные характеристики - это объект по производству электрической энергии, принадлежащий потребителю электрической энергии и функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд. В соответствии с названным законом, у объекта микрогенерации есть ограничительные пределы в характеристиках вырабатываемой электроэнергии: энергопринимающие устройства потребителя технологически присоединены к объектам энергосетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт; объем выдачи электроэнергии объектом микрогенерации не должен превышать 15 квт; для выдачи электроэнергии объекта микрогенерации в электросеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании. Дефиниция возобновляемой энергии, приведенная в вышеуказанном законе, подвергается критике в современной правовой науке. По мнению Игнатьевой И.А., по причине того, что перечень источников возобновляемой энергии является закрытым и следовательно все иные источники энергии следует считать невозобновляемыми, возникает проблема практического применения определения, данного в ФЗ "Об электроэнергетике" [8]. Данное явление, по мнению Попондопуло В.Ф., Городова О.А., Петрова Д.А., означает отказ от инновационного пути развития, поскольку развитие науки и совершенствование техники приведут к выявлению возможностей использования иных источников энергии [9].
Результаты исследований, проведенных автором, свидетельствуют о том, что форматы майнинга с использованием определенных источников электроэнергии возможно обособить применением отсылочных норм. Немаловажным аспектом в дополнение к проблеме, возникающей при майнинге криптовалюты с использованием общей электросети, является избыточное тепло, возникающее от оборудования для майнинга. Данную проблему представляется возможным направить во благо. Так, избыточное тепло может быть направлено на отопление зданий и сооружений. Вдобавок, существует опыт использования тепла от майнерского оборудования в сельском хозяйстве: для обогрева теплиц, курятников; разведения рыб; сушки фруктов; сушки бревен [10]. В частности, анализ зарубежной практики, проведенной автором настоящей статьи выявил такие интересные примеры, как: у фермы "Le Caveau a Legumes" получилось выращивать клубнику посреди канадской зимы, используя при этом тепло от оборудования для майнинга криптовалют. Подобная сельскохозяйственная деятельность была бы крайне убыточна и нерентабельна, если бы компании пришлось платить за электричество вместо использования тепла от майнеров [11].
Таким образом, разрешая энергетическую проблематику майнинга криптовалют, необходимо дифференцировать деятельность исходя из источника потребляемой электроэнергии. Помимо указанного, необходимо учесть и отделить в правовом плане майнинг криптовалюты, осуществляемый как дополнительный вид экономической деятельности. Так, публично—правовое регулирование должно учитывать фактор того, является майнинг основным или дополнительным видом экономической деятельности, чего в настоящее время не происходит. Необходимо законодательно разрешить майнинг криптовалют с использованием возобновляемой энергии и собственных генераций. По мнению автора, предоставление различных преференций для майнинга, осуществляемого с использованием возобновляемой энергии или собственных генераций может возыметь положительный эффект как для развития майнинговой деятельности, так и для распространения использования источников возобновляемой энергии, а также способствовать развитию малого и среднего бизнеса.
Библиогра фия:
1. "Ъ": Россия поднялась на второе место в мире по майнингу криптовалют // ТАСС, URL: https://tass.ru/ekonomika/17472927 (дата обращения: 14.04.2023).
2. Проект Федерального закона N 237585-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (текст по состоянию на 17.11.2022) // СПС "Консультант Плюс", 2022.
3. Савина Н.В., Воронин А.В., Тыхидинов О.Г. Влияние майнинга криптовалюты на электропотребление и надежность электроснабжения // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки, (97), 129-133, 2022.
4. Байден предложил обложить майнеров 30-процентным налогом //Investing, URL:https://ru.investing.com/news/cryptocurrency-news/article-2237848 (дата обращения: 14.04.2023)
5. Парламент Казахстана принял поправки о лицензировании цифрового майнинга // URL: https://www.interfax.ru/digital/878941 (дата обращения: 14.04.2023).
6. Символоков О.А. Правовое обеспечение развития технологий использования возобновляемых источников энергии // Журнал российского права. 2020. N9. С.53-67.
7. Вопрос-ответ // Минэнерго России: официальный сайт. 2022. URL: https://minenergo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2022).
8. Игнатьева И.А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 368 с.
9. Попондопуло В.Ф., Городов О.А., Петров Д.А. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике // Энергетическое право. 2011. N 1. С. 23 - 29.
10. Избыточное тепло от майнинга — это актив, а не проблема // Sigen, URL:https://media.sigen.pro/longread/10282 (дата обращения: 17.04.2023).
11. Mining Bitcoin for Heat, Strawberries and Chickens // CoinDesk, URL:https://www.coindesk.com/markets/2021/03/01/mining-bitcoin-for-heat-strawberries-and-chickens/ (дата обращения: 17.04.2023).
References:
1. Kommersant: Russia has risen to second place in the world in cryptocurrency mining // TASS, URL: https://tass.ru/ekonomika/17472927 (date of circulation: 04/14/2023).
2. Draft Federal Law No. 237585-8 "On Amendments to the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts Of the
Russian Federation" (text as of 17.11.2022) // ATP "Consultant Plus", 2022.
3. Savina N.V., Voronin A.V., Tykhidinov O.G. The impact of cryptocurrency mining on power consumption and reliability of power supply // Bulletin of the Amur State Universi-
ty. Series: Natural and Economic Sciences, (97), 129-133, 2022.
4. Biden proposed to impose a 30% tax on miners // Investing, URL: https://ru.investing.com/news/cryptocurrency-news/article-2237848 (date of appeal: 04/14/2023).
5. The Parliament of Kazakhstan adopted amendments on licensing of digital mining // URL: https://www.interfax.ru/digital/878941 (accessed: 04/14/2023).
6. Symbolokov O.A. Legal support for the development of technologies for the use of renewable energy sources // Journal of Russian Law. 2020. N 9. pp. 53-67.
7. Question and answer // Ministry of Energy of Russia: official website. 2022. URL: https://minenergo.gov.ru (date of application: 13.05.2022).
8. Ignatieva I.A. Use of land and land plots with electric power facilities: law and practice: textbook. M.: Prospect, 2019. 368 p
9. Popondopulo V.F., Gorodov O.A., Petrov D.A. Renewable energy sources in the electric power industry // Energy law. 2011. N 1. p. 23 - 29.
10. Excess heat from mining is an asset, not a problem // Sigen, URL:https://media.sigen.pro/longread/10282 (accessed: 04/17/2023).
11. Mining Bitcoin for Heat, Strawberries and Chickens // CoinDesk, URL:https://www.coindesk.com/markets/2021/03/01/mining-bitcoin-for-heat-strawberries-and-chickens /
(accessed: 04/17/2023).