Научная статья на тему 'К вопросу о психологической и социальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям'

К вопросу о психологической и социальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / CONSULTING / ADVISING ELDERLY PEOPLE / THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE ELDERLY / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Е.Н.

В статье анализируется специфика технологии консультирования в социальной работе с пожилыми людьми в сельской местности (на примере исследования в Республике Мордовия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the psychological and social readiness of youth to marriage and family relations

The article analyzes the specifics of technology consulting in social work with older people in rural areas (on the example of study in the Republic of Mordovia).

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологической и социальной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям»

Психологические науки Экспериментальные и теоретические исследования

УДК: 314(470.345)

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К БРАЧНО-СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Е.Н. Касаркина. Мордовский государственный университет им. Н. П.

Огарева (Саранск, Россия), e-mail: eienovik@mail.ru

Резюме. В статье анализируется специфика технологии консультирования в социальной работе с пожилыми людьми в сельской местности (на примере исследования в Республике Мордовия).

Ключевые слова: консультирование, пожилые люди, психологические особенности пожилых, социальная работа.

Обратившись к словарям и энциклопедиям мы не найдем единого определения понятия «готовность к браку». Все, кто употребляют это понятие, вкладывают в него свое собственное интуитивное содержание и смысл. Понятие готовности к брачно-семейным отношениям охарактеризовать не просто, так как это этап индивидуального развития измеряющегося не астрономическим, а, скорее, психологическим временем. Готовность к браку детерминирует добрачное поведение.

Под добрачным поведением мы понимаем - поведение, определяемое биологическими, психологическими, социальными характеристиками индивида, зависящее от социокультурных условий проживания человека, направленное на выбор брачного партнера и детерминирующее характер будущего супружества, эмоционально-психологическое отношение к семейным ценностям, итогом которого, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть: вступление в брак и создание семьи; создание семьи вне брака; отказ от вступления в брак и отказ от создания семьи.

Задача изучения добрачного поведения весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, сложностью добрачного поведения как социально-психологической системы. Добрачное поведение включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, затруднительно определить все ценности, установки, потребности, мотивы, входящие в структуру этого поведения. В формировании добрачных отношений имеет место значительное количество личностных, психологических, возрастных, половых особенностей человека, участвует социальное окружение, влияют социально-экономические и территориальные условия проживания, традиции, обычаи и нормы общества.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к понятиям «добрачное поведение» и «выбор брачного партнера», единого понимания их сущности и структуры. К тому же, в настоящее время отсутствует единая теория, которая выполняла бы роль теоретического базиса для изучения добрачного поведения, вместо этого имеется значительное количество концепций с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к пониманию добрачного поведения и брачного выбора.

В-третьих, значительным воздействием обыденного опыта на добрачное поведение. Добрачное поведение - область социальной жизни, о которой каждый человек имеет свое представление, считая его единственно правильной моделью для понимания добрачных отношений вообще. События, происходящие в добрачном поведении уникальны, интимны, изменчивы, отличаются отсутствием четких контуров и стандартов. Добрачное поведение воплощает разнообразные человеческие свойства, качества, потребности и вместе с тем характеризуется конструктивными и неконструктивными параметрами.

Добрачное поведение - это определенный этап, какая-то фаза индивидуального развития, которое трудно определить более или менее точными возрастными, социальными, или психологическими характеристиками. Например, в качестве нижнего предела можно взять начало полового созревания, которое имеет достаточно четкие признаки, многократно описанные в научной литературе. В качестве нижнего предела этот возраст взят не случайно, так как именно в пубертатный период пробуждается половое влечение, появляется обостренный интерес подростков к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Гормональные процессы влекут за собой не только изменения в телосложении, но и в социальном поведении, психологии, интересах, самосознании.

Указать верхнюю границу добрачного поведения еще более затруднительно, так как добрачное поведение не всегда заканчивается решением вступить в брак, тем более что многие вступают в брак в достаточно зрелом возрасте или не вступают вообще. В некоторых случаях добрачное поведение может быть для индивида непрерывным процессом активного добрачного поиска. Это можно объяснить разными причинами - одни не вступают в брак, поскольку не приспособлены к нему психологически, материально или физиологически, другие избегают связанной с браком ответственности, третьи состоят в фактическом браке, но не регистрируют его.

Половая зрелость явление достаточно ясное и определенное, но социальные, психологические и нравственные аспекты зрелости более сложны. Здесь практически невозможно установить какие-то временные интервалы, жизненный опыт приобретается разными индивидами с неодинаковой интенсивностью. Человек может достичь половой зрелости, но не сформироваться как личность. Готовность к браку должна определяться не возрастом, а социально-психологической целостностью личности.

В рамках диссертационного исследования в МГУ им. Н.П. Огарева был проведен социологический опрос студентов, обучающихся в крупных высших учебных заведениях Республики Мордовия на тему: «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи». Он позволил определить социальную и психологическую готовность молодежи к брачно-семейным отношениям. Распределение мнений респондентов относительно степени их подготовленности к выполнению ряда семейных обязанностей показало, что многие молодые люди психологически и материально не готовы к выполнению ряда социальных функций супругов (таблица 1).

Опираясь на полученные результаты, мы можем назвать уровень подготовки современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям недостаточным, не целенаправленным, основанным на социально-бытовых научениях, отражающим в большей степени желания, чем реалии брачно-семейных отношений.

Основными источниками знаний и субъектами, осуществляющими добрачную подготовку, сегодня являются печатные издания, фильмы и телепередачи (больше развлекательного, а не обучающего характера), разговоры с родителями, друзьями. Соответственно, ничего похожего на

специальную, систематическую подготовку молодежи к браку и семейной жизни сегодня нет.

Полученные данные показали, что ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации современной студенческой молодежи отделены от матримониальных намерений и имеют самостоятельную ценность. Современная молодежь вступает в половые отношения, сожительствует, не всегда имея намерение вступить в брак и создать семью. В результате исследования было выявлено усиление личной свободы и индивидуальности в выборе брачного партнера, усиление открытости добрачной сексуальной сферы, повышение толерантности к добрачным половым связям и незарегистрированным бракам-сожительствам. Однако планы молодежи на будущее определены довольно позитивно.

Четко вырисовываются две основные модели брачно-семейных отношений: юридически зарегистрированный брак и брак, освещенный церковью, с последующей юридической регистрацией. Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь, несмотря на толерантное отношение к сожительству, связывает свою жизненную стратегию с юридически зарегистрированным браком и семейным образом жизни. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении.

Таблица 1

Распределение мнений респондентов по поводу степени подготовленности к исполнению ряда семейнын обязанностей, б %

Степень подготовленности

Ниши степень pi* Ниже среднего «2п Срсднн.н степень «3* Ьиши Средне ВышпаД степень «5»

5 о Е $ к а < Б к 5 Ъ Е X Й а Г 5 5 Е X 1 -Е X 5 i о Е % в 1 К 5 6 Е X £ о -с г зс

1. Материально содержать семью 35.78 6239 15,37 21.56 28.90 13,76 9,36 2.23 10,09 0

2. Осуществлять мелкий ремонт Б доме 4ДЗ 16,74 10,55 24,31 26.33 за .07 32,57 16.23 25,92 4,59

3. Организовывать досуг семьи 2,29 0,92 11,70 Й,49 40,37 25,46 36.7D 26,61 13,43

4. Создать порядок и у (От 6 доме 3,90 0 9,АО 1.83 30.05 15,14 27,0В 45.В7 29,59 37,16

5. Выполнять коз. работы по дому 4,13 о,э; 7..S0 1.83 26.33 23,17 34,36 33,39 2Б,3& 35,09

б. Ухаживать за ребенком 7,60 9,63 17,89 1,34 33.72 25,69 16,74 32. ВО 23,В5 24,54

7. Создавать благоприятную атмосферу 6 семье 2,52 0,92 12,16 6,42 30,50 33,49 29,13 29,36 25,69 29,32

8. Быть хорошим сенсуальным партнером 2.23 S.2S 1.61 17.20 36.24 41,06 29,59 34,17 25,69

9. Быть любящим (ей) супругом и отцом, (супругой и матерью) 3,90 0 S.Ü3 а 14,6В 15,КЗ 52,29 51,61 21,10 32,57

10. Брать на себя ответственность за семью и ее членов 4,59 1,33 5,96 3,17 14,91 31,42 «,79 26,ES 27,75 30,73

Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак, создать семью или нет. Все это, на наш взгляд, является общим следствием трансформации и снижения регулирующего потенциала общественных норм в отношении добрачного поведения

молодежи.

Тем не менее, отрадно, что большая часть молодежи имеет положительные репродуктивные установки, предполагает в будущем вступить в брак, создать семью. Вероятно, несмотря на формирование новых взглядов на семью и добрачное поведение, в обществе еще достаточно силен тысячелетний опыт семейных традиций. Молодые люди, так и не вступившие в брак, не создавшие в свое время семью, не родившие детей, оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что они не оцениваются по критериям «хорошие» или «плохие», оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, которые гласят: «Человек обязан иметь детей, семью, брак должен быть законно зарегистрирован».

Kasarkina, E.N. K voprosu o psihologicheskoj i social'noj gotovnosti molodkzhi k brachno-semejnym otnoshenijam / E.N. Kasarkina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri [Jelektronnyj nauchnyj zhurnal]. - №4. -2013. - URL: http://bulletinpp.esrae.ru/205

© Е.Н. Касаркина, 2013.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —

Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.