Научная статья на тему 'К вопросу о психологических особенностях Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью'

К вопросу о психологических особенностях Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
456
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иващенко А. В., Зубова Л. В., Григорьева М. Н.

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To question about psychological particularity of I-conception of junior age with a various orientation

In clause some psychological features of an «I-conception» of junior-stage people with a various orientation of the person are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологических особенностях Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью»

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ (1)

А.В. Иващенко

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Л.В. Зубова, М.Н. Григорьева

Кафедра общей психологии и психологии личности Оренбургский государственный университет Проспект Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью.

В условиях кардинальных перемен, происходящих в российском обществе и вызывающим множество сопутствующих социальных проблем, возрастает значение психологического подхода к личности с отклоняющимся поведением, ядром которой является Я-концепция, которая отражает особенности социализации, системы отношений к себе и внешнему миру, ее когнитивный, эмоциональнооценочный, мотивационно-поведенческий и волевой аспекты.

Целью исследования, некоторые результаты которого представлены в статье, явилось выявление особенностей Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью и определение основных направлений профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками.

В исследовании использовались методы теоретического анализа, контент-анализ; опросные методы, тестирование, конкретные методики: глубинное интервью «Анкета от 13 до 18», методика «Незаконченные предложения», тест Т. Лири, методика Равенна, методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; количественные и качественные методы математической обработки.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: уровень развития Я-концепции личности оказывает влияние на развитие направленности (социальной/асоциальной) и определяет ее особенности на данном возрастном этапе.

Эмпирическую базу исследования составили 258 юношей и девушек, из них 125 (63 юноши и 62 девушки) — учащиеся средних общеобразовательных школ № 23, 40 г. Оренбурга. Остальные 133 человека (87 юношей и 46 девушек) состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних Ленинского, Промышленного, Центрального, Дзержинского районных отделов внутренних дел г. Оренбурга и находились в детских приютах г. Оренбурга, областном профильном ла-

гере «Ровесник» (учредители — областной и городской комитеты по делам молодежи г. Оренбурга), а также в приемнике-распределителе Линейного отдела внутренних дел станции Оренбург.

Использование интегративного подхода позволяет объединить общенаучные и конкретно-психологические принципы, раскрывающие содержательные признаки Я-концепции.

Вслед за А.В. Иващенко, B.C. Агаповым, И.В. Барышниковой в рамках предложенного ими интегративного подхода под Я-концепцией личности мы понимаем системное интегральное психическое образование, реализующееся в таких сферах, как когнитивная, эмоциональная, волевая, поведенческая, аккумулирующих представления, знания субъекта о себе, личностные смысловые образования, переживания субъектом оценки и самооценки собственных свойств и качеств, своих возможностей и ограничений, ценностей, проявляющихся в стратегии жизни.

В юношеском возрасте сущностные признаки Я-концепции личности в большей мере сформированы. Уровень их выраженности в компонентах (когнитивном, мотивационном, эмоциональном, поведенческом) зависит от устойчивости и направленности проявления в реальных жизненных ситуациях. Общее в специфике сущностных признаков Я-концепции личности в юношеском возрасте проявляется в постепенной смене ее важнейших компонентов, возрастании когнитивной сложности и дифференцированности, усилении целостности и устойчивости. Специфика Я-концепции особенно ярко проявляется в когнитивном, мотивационном, эмоциональном, поведенческом аспектах.

Целостность структуры личности, ее социальная и нравственная ценность, жизненная позиция определяются ее направленностью (А.В. Ковалев, Н.И. Рейн-вальд, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.).

Я-концепция и направленность личности рассматриваются как системообразующие психические образования (Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошев-ский). При этом Я-концепция, являясь более широким понятием, включает в себя понятие направленности.

При типологизации направленности личности наиболее продуктивным является комплексное рассмотрение некоторых подходов (А.В. Иващенко, Л.В. Зубовой, Э. Фромма), позволившее выделить два вида направленности: социальную и асоциальную. Критерием, выступающим основанием для данного разграничения, являются ценности, личностные ориентации (ценностные и неценностные).

В современной литературе под асоциальной направленностью понимается антиобщественная установка, антиобщественная ориентация личности; антисоциальная, асоциальная, асоциально-криминальная, криминогенная направленность личности и др.

Основу асоциальной направленности личности, по мнению ученых, составляет комплекс негативных (криминогенных) качеств (А.И. Долгова, К.Е. Игошее, Ю.М. Антонян, Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина и др.), асоциальные (криминальные, криминогенные) мотивы (С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, К.Е. Игошее,

В.В. Лунев, A.M. Столяренко, Д.И. Фельдштейн и др.). Общим во всех названных

понятиях является отношение индивида к нормам и традициям, принятым в обществе, к ценностям общества (признание или пренебрежение, несоответствие, выход за пределы).

Теоретический анализ дал возможность выделить уровни развития Я-концеп-ции личности юношеского возраста: приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный, критический, которые различаются по следующим показателям: степень полноты знаний о ценностях и нормах в обществе; степень осознания своих целей, поведения, степень адекватности самооценки; степень соответствия присвоенных ценностей ценностям и нормам общества; степень способности к саморазвитию своего потенциала.

Сравнительно-сопоставительный анализ двух групп юношей и девушек в соответствии с определенными нами критериями и показателями Я-концеп-ции личности юношеского возраста. Первую группу составили учащиеся общеобразовательных школ (выборка I); во вторую группу были отнесены юноши и девушки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (выборка II).

Обнаружены различия в уровне развития когнитивного компонента Я-концеп-ции личности респондентов. У респондентов с социальной направленностью (выборка I) установлено наличие глубоких знаний о ценностях общества; преобладание познавательных ценностей («быть умным и сообразительным» — 19,61%), нравственных ценностей («быть оптимистом» — 21,57%, «быть добрым и внимательным» — 21,57%), ценностей профессиональной деятельности («быть деловым и предприимчивым» — 16,69%); присутствие достаточных знаний о себе, своих профессионально важных качествах, своей профессии, вариантах и способах профессионального самоопределения; осознание ценностей, мотивов собственного поведения, соответствия их социальным нормам. Это свидетельствует о достаточном уровне развития когнитивного компонента Я-концепции личности у молодых людей данной выборки.

У респондентов с асоциальной направленностью (выборка II) было выявлено наличие определенных знаний о ценностях общества (однако интерес к этим знаниям ситуативен, ограничен собственным опытом, опытом референтной группы). Для них характерно преобладание культа силы, морального насилия («уметь драться» — 33,33%, р = 0,01; «быть физически сильным» — 20,50%; «морально закусать», «опустить морально» — 10,26%, р = 0,01); отрицание ценностей общества («нужно держаться со всеми, даже если действия группы и противоречат законам» — 27,64%), их подмена («законы существуют сами по себе, а жизнь сама по себе», «любой закон в любую жизнь» — 44,72%, р = 0,01); доминирование материальных ценностей (дома — «личная обеспеченность», «жилищные условия, быт», во дворе — «недостаток личных денег», «плохие условия для отдыха и развлечений», в школе — «качество питания»), социальных ценностей (дома — «одиночество, непонимание со стороны родителей», во дворе — «отношения со сверстниками», в школе — «неуважение к себе как личности») над познавательными, нравственными; ограниченность знаний о себе (р = 0,01), своих профессионально важных качествах (р = 0,01), своей профессии (р = 0,01), вариантах и способах

профессионального самоопределения (р = 0,01); отсутствие осознания себя, мотивов собственного поведения, их несоответствие социальным нормам. Данный уровень соответствует тревожному, критическому уровню развития когнитивного компонента Я-концепции личности юношеского возраста.

Добиться признания, проявить себя как личность юноши и девушки с асоциальной направленностью могут в семье (25,0%), затем «среди знакомых во дворе», «на улице» (18,75%). «Любимое занятие» — воровство — также способствует проявлению себя как личности (12,5%). Молодые люди с социальной направленностью проявляют себя как личности «среди одноклассников» (25,0%), «среди знакомых» (20,0%), «в любимом занятии», «в семье» (по 15,0%), «в свободное время на досуге» (10,0%). «Учеба» оказалась для респондентов обеих групп наименее способствующей самореализации.

Обнаружены различия в развитии мотивационного компонента Я-концепции личности. Респондентам выборки I свойственно стремление к проявлению себя как личности («желание завоевать уважение, авторитет окружающих» — 37,25%, р = 0,01; «стремление проявить себя как личность» — 21,57%, р = 0,01; «дружба и взаимопомощь» — 23,53%, р = 0,01), к саморазвитию. Преобладает активно преобразующее отношение к жизни (приемлемый способ добычи денег — заработать — 47,5%, р = 0,01). Выявлена потребность в самореализации своего потенциала (в том числе и профессионального). Таким образом, выявлено, что у респондентов с социальной направленностью уровень развития мотивационного компонента Я-концепции соответствует достаточному уровню.

Респонденты выборки II направленны на улучшение своего личного достатка («обеспечение личного материального благополучия» — 23,52%, р = 0,01); у них преобладает потребительское отношение к жизни над активно-преобразующим отношением (принцип «моя хата с краю» — 23,52%, р = 0,01; «можно взять то, что плохо лежит» — 18,75%, р = 0,01; «отобрать у других» — 12,5%, р = 0,01; «путем перепродажи вещей» — 12,5%, р = 0,01; «участие в азартных играх» — 12,5%, р = 0,01); праздное отношение к жизни («стремление к легкой жизни» — 23,52%, р = 0,01); отсутствует потребность в самореализации, представлений о сроках профессионального становления (р = 0,01).

Рассматривая эмоциональный компонент Я-концепции, мы установили заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку молодых людей. Выявлено, что при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем. Эта тенденция особенно выражена у юношей.

Установлено, что юноши более позитивно оценивают свою семью, нежели девушки. В целом в выборке I эта оценка также выше (р = 0,01). Определено, что на самооценку влияет характер отношений с родителем того же пола (мать и отец психологически по-разному влияют на становление Я-концепции). У девушек с асоциальной направленностью имеет место деформация отношений с матерью («не понимаем друг друга», «враждуем всегда», «общаемся с трудом», р = 0,01),

у юношей — деформация отношений с отцом («не любит меня», «ненавидит меня», «хочу, чтобы он умер», р = 0,01). В свою очередь, это приводит к формированию неадекватной самооценки. У респондентов с социальной направленностью подобные деформации в отношениях с родителями встречаются редко.

Выявлено, что молодые люди из выборки I более удовлетворены своей жизнью (р = 0,01), они способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения других людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам; у них преимущественно адекватное отношение к себе, стремление к преодолению трудностей и трудностей профессионального самоопределения Респонденты выборки II плохо оценивают состояния других людей, могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника (р = 0,01), у них преобладает неадекватная самооценка. Таким образом, показано, что уровень развития эмоционального компонента Я-концепции личности в выборке I соответствует достаточному уровню, в первой подгруппе выборки II — тревожному, во второй — критическому уровню.

Являясь результатом проявления когнитивного, мотивационного, эмоционального компонентов, поведенческий компонент дает возможность осуществления выбора, а потом и действия на основе присвоенных ценностей. В ходе исследования было установлено, что на возникновение конфликтов чаще указывают респонденты с асоциальной направленностью (30,0%). Причинами конфликта у них становятся «желание свести счеты», «желание быть как все, не выделяться». Конфликт возникает под действием спиртного, наркотиков, из-за желания развлечься, нарушить границы «чужой» территории. Юноши и девушки с социальной направленностью рассматривают конфликт прежде всего как попытку защитить слабых. Респонденты данной выборки указывают следующие причины конфликтов: «воздействие других своих ровесников», «с целью самообороны», «под влиянием спиртного, наркотиков», «желание свести счеты».

Юноши и девушки с асоциальной направленностью используют в драках не просто собственную силу и кулаки (57, 89%), но и ножи, кастеты (13,16%), огнестрельное оружие (2,63%), а также специальные приспособления, которые сами заранее изготавливают; они же считают «бандитизм занятием достойным мужчины» (16,0%, р = 0,01), что «занялись бы этим сами» (20,0%), что это необходимый элемент рыночных отношений (12,0%, р = 0,01). Воспринимает бандитизм как неизбежное зло рыночных отношений примерно одинаковое количество респондентов из обеих групп.

В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования:

— достигнута его основная цель: обоснованы психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью и определены основные направления профилактической работы с асоциально направленными юношами и девушками, подтверждена гипотеза исследования;

— обоснованы концептуальные представления о категориях «Я-концепция» и «направленность» личности как системообразующих ее ядро, которые объединяет их ценностная природа;

— выявлена роль ценностей в социально и асоциально направленном поведении и действиях юношей и девушек в реальных жизненных ситуациях;

— рассмотрены сущность и структура (когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий аспекты) развития Я-концепции личности юношеского возраста с различной направленностью, позволившие определить уровни развития Я-концепции личности с социальной (приближающийся к идеальному, достаточный) и с асоциальной (тревожный, критический) направленностью.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 08-06-00-358.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Григорьева М.Н. Психологические особенности Я-концепции личности юношеского возраста с асоциальной направленностью: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2007.

[2] Григорьева М.Н., Зубова Л.В. К проблеме направленности личности в современной научной литературе // Психология, образование, практика: формы и способы интеграции: Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. — М., 2006. — С. 25—26.

[3] Иващенко А.В., Фролова Н.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях. — М.: Институт молодежи, 1996.

TO QUESTION ABOUT PSYCHOLOGICAL PARTICULARITY OF I-CONCEPTION OF JUNIOR AGE WITH A VARIOUS ORIENTATION

A.V. Ivashchenko

The Chair of Psychology and Pedagogy Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

L.V. Zubova, M.N. Grigoryeva

The Chair of Psychology and Psychology of personality The Orenburg State University

Pobedy str., 13, Orenburg, Russia, 460018

In clause some psychological features of an «I-conception» of junior-stage people with a various orientation of the person are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.