Научная статья на тему 'К вопросу о психологических особенностях формированияделинквентного поведения несовершеннолетнего'

К вопросу о психологических особенностях формированияделинквентного поведения несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОНИЖЕННОЕ САМОУВАЖЕНИЕ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / JUVENILES / DELINQUENT BEHAVIOR / OFFENSE / PREVENTION OF OFFENSES / ANTISOCIAL BEHAVIOR / EMOTIONAL ALIENATION / ACCENTUATION OF CHARACTER / CAUSES OF OFFENSES / ADOLESCENCE / PERSONALITY DEVELOPMENT / LOW SELF-ESTEEM / COMPENSATORY MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терегулова Оксана Азатовна

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, а также основные предпосылки делинквентного поведения: безнадзорность, безнаказанность, недостатки в воспитательном процессе и социальное окружение. Описывается взаимосвязь между различными типами акцентуаций характера и формированием делинквентного поведения несовершеннолетних. Исследование подготовлено на основе данных проведения трех фокус-групп, на которых обсуждались причины и способы предотвращения правонарушений несовершеннолетних. В первой фокус-группе приняли участие руководители подразделений по делам несовершеннолетних различных регионов Российской Федерации и отделов участковых уполномоченных полиции, во второй руководители подразделений по делам несовершеннолетних, третья фокус-группа была проведена с несовершеннолетними 15-16 лет. Респонденты пришли к выводу о том, что безнаказанность, отсутствие страха и ответственности за свои действия являются основными факторами, способствующими формированию делинквентного поведения несовершеннолетних. Большое значение имеют организация досуга несовершеннолетнего и его вовлечение в общественно полезную деятельность. Бесконтрольность, наличие свободного времени у несовершеннолетних, отсутствие реализации своего потенциала являются опасными факторами, создающими предпосылки к совершению противоправных поступков. По мнению респондентов, необходимо уделить особое внимание организации досуга несовершеннолетних, максимально обеспечить их занятость в различных спортивных, общественно полезных и творческих мероприятиях, которые должны проходить под контролем взрослых. Кроме того, отмечается факт пагубного влияния средств массовой информации, особенно Интернета. Подробное описание способов совершения преступлений, путей получения «легких денег» является своего рода учебником преступной деятельности для несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the social and psychological factors that affect the formation of juvenile offenders’ personalities, as well as the basic prerequisites of delinquent behavior: neglect, impunity, shortcomings in the educational process and social environment. The interrelation between different types of character accentuations and formation of delinquent behavior of juveniles is described. The study was prepared on the basis of data from three focus groups, in which the causes and ways to prevent juvenile delinquency were discussed. The first focus group was attended by the heads of Juvenile Affairs departments in various regions of the Russian Federation and the departments of district police commissioners. In the second one was attended by heads of divisions for Juvenile Affairs. The third focus group was conducted with juveniles of 15-16 years. Respondents came to the conclusion that impunity, lack of fear and responsibility for their actions is the main factor contributing to the formation of delinquent behavior of juveniles. The organization of juveniles’ leisure time and their involvement in socially useful activities are of great importance. Lack of control, availability of free time for juveniles, lack of realization of their potential are dangerous factors that create prerequisites for commission of illegal acts. According to the respondents, it is necessary to pay special attention to the organization of juveniles’ leisure time, to ensure their employment in various sports, socially useful and creative activities that should be under control of adults. In addition, the harmful influence of the media, especially the Internet, was noted. The detailed description of ways of crimes commission, ways of receiving “easy money” is a kind of a textbook of criminal activity for juveniles.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологических особенностях формированияделинквентного поведения несовершеннолетнего»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2019.4(49).078-085

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

О. А. Терегулова

Для цитирования

Терегулова, О. А. К вопросу о психологических особенностях формирования де-линквентного поведения несовершеннолетнего / О. А. Терегулова // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 4(49). - С. 78-85. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.4(49).078-085.

Аннотация. В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя, а также основные предпосылки делинквентного поведения: безнадзорность, безнаказанность, недостатки в воспитательном процессе и социальное окружение. Описывается взаимосвязь между различными типами акцентуаций характера и формированием делинквентного поведения несовершеннолетних. Исследование подготовлено на основе данных проведения трех фокус-групп, на которых обсуждались причины и способы предотвращения правонарушений несовершеннолетних. В первой фокус-группе приняли участие руководители подразделений по делам несовершеннолетних различных реги-

© Терегулова О. А., 2019

онов Российской Федерации и отделов участковых уполномоченных полиции, во второй - руководители подразделений по делам несовершеннолетних, третья фокус-группа была проведена с несовершеннолетними 15-16 лет. Респонденты пришли к выводу о том, что безнаказанность, отсутствие страха и ответственности за свои действия являются основными факторами, способствующими формированию делинквентного поведения несовершеннолетних. Большое значение имеют организация досуга несовершеннолетнего и его вовлечение в общественно полезную деятельность. Бесконтрольность, наличие свободного времени у несовершеннолетних, отсутствие реализации своего потенциала являются опасными факторами, создающими предпосылки к совершению противоправных поступков. По мнению респондентов, необходимо уделить особое

внимание организации досуга несовершеннолетних, максимально обеспечить их занятость в различных спортивных, общественно полезных и творческих мероприятиях, которые должны проходить под контролем взрослых. Кроме того, отмечается факт пагубного влияния средств массовой информации, особенно Интернета. Подробное описание способов совершения преступлений, путей получения «легких денег.» является своего рода учебником преступной деятельности для несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, делинквентное поведение, правонарушение, профилактика правонарушений, асоциальное поведение, эмоциональное отчуждение, акцентуации характера, причины правонарушений, подростковый и юношеский возраст, становление личности, пониженное самоуважение, компенсаторные механизмы.

Одной из самых актуальных и требующих внимания задач, стоящих в настоящее время перед органами внутренних дел Российской Федерации, является выработка решений по снижению уровня правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

В подростковом и юношеском возрасте многие взгляды на жизнь меняются коренным образом, что сказывается на поведении. Развитие личности на этом этапе не может протекать бесконфликтно, а некоторые реакции на конфликты могут даже выражаться в противоправных действиях [15, с. 71]. Быстрые физиологические изменения в организме и недостаточная психологическая зрелость приводят к пониженной устойчивости к воздей-

ствию стрессовых факторов окружающей среды [3, с. 13]. В данном возрасте еще не до конца сформирована система ценностных ориентаций и смыслов, связанных с пониманием нравственности и честности в отношениях с окружающим миром [6, с. 44]. В этот период получают развитие асоциальные взгляды, привычки, возникают элементы делинквентного поведения подростков и юношей, что приводит к нарушениям общественного порядка, которые могут носить и откровенно криминальный характер, начиная от распития спиртных напитков и появления в нетрезвом виде и курения в общественных местах, кончая мелким хулиганством, что ведет к административной ответственности в виде предупреждений, административных штрафов или даже административного ареста и принудительных общественных работ. Подобное поведение может проявляться и в более взрослом возрасте [10, с. 51].

Начальными источниками де-линквентного поведения можно считать прогулы в школе, снижение интереса к обучению, агрессивное поведение, отбирание денег и личных вещей, физическое насилие над более слабыми, сквернословие, а также низкий уровень ответственности за свои поступки. Именно в этом возрасте ответственность становится главным критерием личностного развития, что актуализируется в способности брать на себя ответственность за поступки, анализировать свою позицию в жизни [9, а 67].

Как подчеркивает А. Е. Личко, в подростковом и юношеском возрасте обостряются патологические черты характера, дают о себе знать большинство типов акцентуаций [11, а 3]. Возраста-

ет вероятность проявления психопатий. Учет акцентуантных комплексов может помочь повысить эффективность профилактики правонарушений.

Индивидуальные особенности психики правонарушителей нельзя считать причиной девиантного поведения, однако акцентуированность достаточно распространена среди правонарушителей, особенно среди несовершеннолетних [12, с. 20].

Характерной особенностью де-линквентного поведения являются акцентуации характера, сопряженные с эмоциональной лабильностью и слабо развитым волевым компонентом. При гипертимной и истероидной психопатии и акцентуации характерно отсутствие ответственности за свои поступки. Делинквентность встречается в большей степени у эпилептоидов и шизоидов, нередко в этих случаях девиация характера доходит до психопатии [2, с. 37].

При отсутствии эмоционального контакта между родителем и ребенком, его безнадзорности, доводящей до психологического отчуждения ребенка от родителей, у эмоционально лабильных несовершеннолетних может возникать делинквентное поведение. Отчуждение, как считает Э. Фромм, есть «такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утрачивает связь с самим собой, как и со всеми другими людьми» [14, с. 49].

Для указанного выше возрастно-

го периода характерна обостренная потребность в общении с ближними и сверстниками, самоутверждение себя в окружающей среде. Задачей педагогики является канализация данной потребности в созидательной деятельности, различных увлечениях, спорте, элементах творческой деятельности и т. д. По мнению С. Холла, содержанием развития периода подросткового и юношеского возраста является кризис самосознания, преодолев который человек обретает «чувство индивидуальности» [13, с. 105].

По данным А. Е. Личко, делинквент-ность юношей и подростков в большинстве случаев обусловлена социальными причинами и недостатками воспитания. До 85 % делинквентных подростков и юношей воспитываются в неполных семьях, чаще без отца, или в семьях с отчимом или мачехой [11, с. 26].

Со всеми формами делинквентно-го поведения (употребление алкоголя и наркотиков, жестокое поведение по отношению к слабым, склонность к суицидам) сопряжен низкий уровень самоуважения у несовершеннолетних. В научной литературе встречаются четыре гипотезы, объясняющие связь делинквентного поведения и пониженного самоуважения:

1. Понижение уровня самоуважения провоцируетделинквентноеповедение, несовершеннолетний пассивно принимает негативное отношение к нему социума, пытаясь оправдать перед самим собой свое негативное поведение.

2. Снижение самоуважения способствует присоединению к антисоциальным группам,противозаконной деятельности и росту аморального поведения.

3. Несовершеннолетний стремится повысить свой социальный статус

у сверстников за счет протестного поведения в семье или школе.

4. С возрастом появляются другие формы поведения, которые оказывают важное влияние на самоуважение (кроме делинквентности), значимость которых постепенно возрастает.

Компенсаторные механизмы, благодаря которым несовершеннолетний поднимает уровень самоуважения, могут отличаться для той или иной стороны его Я. Если показатель маскулинности недостаточно высок, это может привести к тому, что подросток начнет курить или употреблять алкоголь, чтобы повысить уровень самоуважения [8, с. 54].

Подростки и юноши стремятся соответствовать тому обществу, в котором они находятся. Проблема адаптации человека возникает с момента его рождения, окружающая среда - объект его адаптации [1, с. 7]. Однако, если по каким-либо причинам у них это не получается (социальные условия, плохая социальная адаптация и др.), они начинают искать другие варианты реализации себя. В этом случае дезадаптив-ность личности может стать причиной формирования антисоциального типа поведения [4, с. 53].

Актуальность проблемы нарушения поведения у несовершеннолетних обусловила необходимость их систематизации. Выделяется семь видов нарушений поведения: групповые правонарушения, реакция бегства, реакция тревоги, реакция ухода, социализированная агрессивность, гиперкинетическая реакция, прочие реакции. Кроме того, согласно Международной классификации болезней существуют «не-социализированные» и «социализированные» нарушения поведения у несовершеннолетних.

Чтобы понять, каким образом можно осуществлять профилактику и предотвратить последствия делинквент-ного поведения, нами были проведены три фокус-группы. Одна из них -с руководителями отделов участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних различных регионов Российской Федерации по вопросам совершения правонарушений несовершеннолетними, в ней участовали 22 человека. Во второй фокус-группе приняли участие 27 руководителей подразделений по делам несовершеннолетних также различных регионов России. В целом мнения респондентов обеих групп по предложенным вопросам оказались аналогичны.

На вопрос: «В чем, по-Вашему, причина совершения несовершеннолетними правонарушений? Что повлияло на их поведение?» - большинство ответили, что главным фактором является безнаказанность и большое количество свободного времени у несо-вершеннолетих, в которое они остаются без контроля взрослых. Пользуясь возможностью, они начинают совершать действия, которые им запрещают взрослые (курить, употреблять алкоголь и т. п.). Кроме того, возникает избыток энергии, который вытекает в деструктивное русло. Многие участники исследования отметили, что негативная социальная среда, слабая воспитательная функция семьи, отсутствие профилактической и педагогической работы в образовательных учреждениях также приводят к противоправным действиям несовершеннолетних.

В настоящее время такой фактор, как агитация преступного образа жизни в сети Интернет и средствах массовой информации (СМИ), крайне

деструктивно воздействует на несовершеннолетних. Большой объем информации о том, как совершаются правонарушения и преступления, о безнаказанности преступников создает ореол «легкого заработка», который привлекает несовершеннолетних, они начинают копировать поведение правонарушителей и преступников. Подробное описание, каким образом было совершено то или иное противоправное действие, становится своего рода учебной литературой (рис. 1).

Другие вопросы касались мер профилактики правонарушений несовершеннолетних. По общему мнению, необходимо организовать полезный досуг несовершеннолетних, сделать доступными спортивные и другие развивающие секции, чтобы несовершеннолетние постоянно были задействованы в различных развивающих и обучающих мероприятиях, тем самым ограничив время на общение в социальных сетях и сократив их нахождение без присмотра взрослых (рис. 2).

Рис. 1. Анализ факторов, влияющих на несовершеннолетних, по результатам фокус-групп 1 и 2 в процентном соотношении

Рис. 2. Анализ мер профилактики по результатам фокус-групп 1 и 2 в процентном соотношении

Для развития просоциальной активности необходимо проводить с несовершеннолетними работу в этом направлении [5, с. 6].

Если обратиться к истории, то можно рассмотреть факт создания в 1920 г. трудовой колонии для несовершеннолетних. В то послевоенное время в стране было большое количество беспризорных детей, которые, ввиду отсутствия средств существования и какой-либо полезной деятельности, совершали преступления и правонарушения. Чтобы устранить это явление, создавались трудовые колонии для несовершеннолетних. Особенно известна трудовая колония под руководством А. С. Макаренко, основной задачей которой было воспитание через физический труд. Главными принципами были равенство прав и обязанностей, четкая организация труда. Лень, отклонение от работы, оскорбление других считались проступками [7, с. 121]. Благодаря четкой организации и жесткой дисциплине колония А. С. Макаренко быстро развивалась. По мнению этого талантливого педагога, трудовой и нерушимый коллектив можно создать только с помощью общественно полезного труда. Труд воспитанников колонии положительно влиял на формирование их нравственности. В этом он достиг положительных результатов. Выпускники его колонии были полны оптимизма, гуманизма, уважения к обществу, трудолюбивы.

Большинство участников фокус-группы считают, что ужесточение наказаний для несовершеннолетних правонарушителей силами административных органов государственной и местной власти поможет сократить количество правонарушений несовершеннолетних.

Фокус-группа с несовершеннолетними состояла из 28 человек. Несовершеннолетние сошлись во мнении, что на их поведение влияет социальное окружение, они стараются выстраивать свою модель поведения в соответствии с той социальной группой, в которой они проводят большее количество времени. Это подчеркивает необходимость вовлечения несовершеннолетних в общественно полезную деятельность в свободное время, чтобы создавать вокруг них круг общения, благотворно влияющий на их поведение (рис. 3).

В качестве профилактической деятельности представители фокус-группы 3 были против ужесточения наказаний, но предложили проводить больше профилактических бесед, на которых необходимо разъяснять суть правонарушений и их правовые и социальные последствия. По их мнению, необходимо также организовывать полезный досуг несовершеннолетних. Представителями фокус-группы 3 было внесено интересное предложение о создании курсов для родителей с целью их обучения психологии построения отношений между родителями и детьми. Совокупность данных мер сможет повысить уровень правосознания несовершеннолетних (рис. 4) .

Таким образом, на основании полученных результатов исследования установлено, что причинами де-линквентного поведения несовершеннолетних, обстоятельствами, способствующими развитию такого отклонения в поведении, являются безнаказанность, отсутствие страха и ответственности за свои действия, большое количество свободного времени, бесконтрольность, отсутствие реализации своего потенциала. Кроме

Рис. 3. Анализ факторов, оказывающих влияние на несовершеннолетних, по результатам фокус-группы 3

Рис. 4. Анализ мер профилактики по результатам фокус-группы 3 в процентном соотношении

того, негативное социальное окружение, пагубное влияние средств массовой информации, особенно Интернета, также являются опасными факторами, создающими предпосылки к совершению противоправных поступков.

В ходе исследования были выработаны возможные способы решения данной проблемы. Фокус-группами было высказано мнение о необходимости проведения большего объема профилактической работы и разъяснения норм права, организации досуга не-

совершеннолетних и вовлечения их в общественно полезную деятельность, максимально обеспечив их занятость в различных спортивных и творческих мероприятиях, которые должны проходить под контролем взрослых.

Библиографический список

1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю., Купцов И. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 6-11.

2. Антонян Ю. М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера : учеб. пособие. М., 1993. 116 с.

3. Галимзянова М. В. Коррекция со-владающего поведения подростков методами групповой схематерапии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 12-22.

4. Григорьева А. А., Афонина Ю. С., Кабанова Т. Н. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 49-59.

5. Григорьева М. В. Базовый принудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 1. С. 5-17.

6. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 40-50.

7. Жураковский Г. Е. Педагогические идеи Макаренко. М. : Академия педагогических наук, 1963. 328 с.

8. Иванова Т. В. Детерминанты становления личности девиантных подростков с противоправным поведе-

нием : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002. 196 с.

9. Калашникова М. М., Калашникова Т. В., Шатохина Л. В. Особенности психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4(45). С. 65-70.

10. Кон И. С. Психология ранней юности. М. : Просвещение, 2010. 256 с.

11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб. : Речь, 2009. 158 с.

12. Мальцева Т. В. Общение сотрудников полиции с акцентуированными личностями : учеб.-практ. пособие. Ста-ротеряево, 2016. 45 с.

13. Суханова М. О., Шерягина Е. В. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 1. С. 102-15.

14. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998. 509 с.

15. Цветкова Н. А., Полякова Я. Н., Лобачева Л. П. Личностные особенности осужденных к наказаниям без изоляции от общества юношеского возраста // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2(43). С. 70-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.