Научная статья на тему 'К вопросу о психоанализе в литературе: теоретический аспект'

К вопросу о психоанализе в литературе: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3651
790
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоанализ / психоаналитические теории / бессознательное / внутренний мир человека / психоаналіз / психоаналітичні теорії / несвідоме / внутрішній світ людини

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н Ю. Панова

Главная идея статьи осветить проблему психоанализа в литературе. В работе рассмотрены труды отечественных и зарубежных ученых посвященные проблеме психоанализа в литературе, а также точки зрения различных литературоведов по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

До питання про психоаналіз в літературі: теоретичний аспект

Головна ідея статті висвітлити проблему психоаналізу в літературі. В роботі розглянуті праці вітчизняних і зарубіжних вчених присвячені проблемі психоаналізу в літературі, а також точки зору різних літературознавців з даної теми.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психоанализе в литературе: теоретический аспект»

УДК 82-311.1:159.964.2

Н. Ю. Панова

(Запорожья)

к.ф.н, доцент кафедры иностранных языков Института филологии и социальных коммуникаций Бердянского государственного

педагогического университета

К вопросу о психоанализе в литературе: теоретический аспект

Постановка проблемы. На современном этапе развития литературоведческой науки одним из перспективных направлений является изучение теорий различных школ в литературоведении. Не стала исключением и теория психоанализа, идеи которой рассматриваются сегодня не только как одно из величайших интеллектуальных достижений человечества, они прочно вошли в медицинскую практику, психологию, психиатрию, биологию, а также используются в разных видах искусства, особенно в литературе.

Основоположником психоанализа традиционно принято считать Зигмунда Фрейда. Идеи Фрейда по - новому осветили области гуманитарного знания: философию, антропологию, социологию, этику, эстетику. Многие известные писатели и художники, современники ученого, относились к нему с огромным уважением. Среди его друзей были такие выдающиеся личности, как Томас Манн, Т. Драйзер, Р. Роллан, Ст. Цвейг, Г. Уэллс, Р.М. Рильке и многие другие. На праздновании восьмидесятилетия Зигмунда Фрейда в своей знаменитой речи Т. Манн не случайно сравнил австрийского ученого с Фаустом, который неутомим в своем стремлении к знанию и спасению человечества [7].

Мы рассматриваем идеи Зигмунда Фрейда не только как метод лечения психических расстройств, а также как специфическое средство исследования в разнообразных областях духовной жизни. Его идеи и концепции могут быть использованы при анализе художественной литературы, при выявлении мотивов творческой деятельности писателей, а также при раскрытии психологии персонажей, включенных в авторские повествования [3].

Принято считать, что психоаналитическое понимание художественной литературы является прикладным аспектом психоанализа, т. е. происходит использование материала клинической практики к исследованию литературной деятельности и ее конкретных результатов. Однако, по мнению В. Лейбина, подобная широко распространенная точка зрения не отражает истинного положения дел. В действительности речь идет о психо-аналитиских идеях и концепциях, которые находят свое прикладное приме© Панова Н. Ю.

нение как в психоаналитической терапии, так и в других областях жизни людей, включая пласт их творческой деятельности по созданию художественной литературы [3].

По мнению В.М. Лейбина, на формирование научных взглядов З. Фрейда, а также идей, ставших основой теории психоанализа, большое влияние оказала художественная литература. Известно, что среди авторов, особенно востребованных ученым, были Теккерей, Элиот, Тассо, Филдинг, Диккенс и многие другие, включая произведения Дизраэли, Келлера, Твена, Байрона, Скотта, Гете, Гейне, Лессинга, Кальдерона, Хаггарда.

Чтение художественных произведений, особенно шедевров мировой литературы, доставляло 3. Фрейду огромное эстетическое удовольствие, обогащало его мысли и давало пищу для серьезных размышлений, в том числе и тех, которые имели непосредственное отношение к рождению психоаналитических идей. Авторы художественных произведений подчас настолько глубоко вторгаются во внутренний мир человека, что их описание разнообразных конфликтов и драматических развязок нередко способствует лучшему пониманию человеческой психики, чем сухие, лишенные эмоций и логически выверенные исследования ученых [3].

Такие выдающиеся отечественные и зарубежные исследователи, как Л. Выготский, М. Бахтин, М. Афасижев, Р. Додельцев, В. Днепров, Н. Нефедов, О. Торшилова, А. Андреев, А. Козлов, Т. Красавченко, Ф. Гофман, Л. Триллинг, К. Морисон, Ф. Берри, Г. Триси, В. Хардер посвятили свои работы проблемам психоанализа в литературе.

На протяжении XX столетия и до настоящего времени сохраняется интерес к психоаналитическому исследованию художественного творчества. Ученые стремятся дать объективную оценку теории психоанализа, определить методологическое значение понятия „бессознательное" для гуманитарных наук XX столетия, охарактеризовать ,,разновекторную" направленность фрейдовского и юнгианского психоанализа, а также признать теории коллективного бессознательного перспективными и продуктивными. Такие тенденции имеют место в работах А. Гугнина, А. Козлова, О. Кривцуна, Н. Нефедова.

Важно отметить, что на литературу, как и на смежные литературные области - эстетику, этику, социологию, повлияли многие аспекты фрейдовского учения. Оно стимулировало новый подход ко многим конкретным проблемам науки о человеке, но самое главное - к осмыслению по-новому взаимоотношений индивида и общества, а также к новому осмыслению внутренней жизни человека как многоуровневой целостности. По мнению Б. Корвасарского, работы Фрейда объяснили причины ,,живучести" стереотипов мышления и поведения; они дали возможность по-другому взглянуть на процессы социализации личности, а значит - на проблему свободы и ответственности, которая также является одной из главных в литературе [8].

Обращаясь к художественным произведениям, 3. Фрейд обнаружил сходства и различия в том, как работают психоаналитик и писатель. Он считал, что каждый из них черпает необходимый ему материал из одного и того же источника и имеет дело с одним и тем же объектом. Но, несмотря на то, что методы работы у них разные, в большинстве случаев наблюдается совпадение их конечных результатов. Метод психоаналитика состоит в сознательном наблюдении аномальных психических процессов у других людей, в умении раскрывать их бессознательную деятельность и формулировать свойственные ей законы. Метод писателя имеет иную направленность: он обращает внимание на бессознательное в своей собственной душе, прислушивается к особенностям его развития и выражает их в художественной форме [3, 10]

По мнению В. Лейбина, если психоаналитик выявляет законы бессознательной деятельности исходя из изучения психики пациентов, то писатель достигает того же самого на примере вслушивания в свой внутренний мир. Психоаналитик формулирует законы бессознательного, в то время как писатель, вовсе не претендуя на сознательное их понимание, в опосредованной форме отображает их в своих творениях [3, 10].

Художественное творчество с точки зрения психоанализа рассматривается как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений, отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии. Благодаря психоанализу, в истории литературы выделяется ряд устойчивых сюжетных схем, в которых автор идентифицирует себя с героем и рисует либо исполнение своих подсознательных желаний, либо их трагическое столкновение с силами социального и нравственного запрета (например, ,,Царь Эдип" Са-фокла, ,,Гамлет" У Шекспира, „Братья Карамазовы" Ф. Достоевского. Во всех этих произведениях варьируется один мотив - мотив отцеубийства, связанный с вытесненным „эдиповым комплексом")[1].

Впервые применивший психоанализ в литературе и искусстве З. Фрейд предупреждал, что не следует смешивать задачи психоанализа с задачами литературы. Психоанализ рассматривает литературу только как сюжетно - иллюстративный материал, и сам по себе он не может объяснить разницу между шедевром и его пересказом, или между великим писателем и рядовым невротиком. В 20 - 30 - е годы XX века наряду с вульгарным психоанализом, который разоблачал творчество как иллюзию и сводил его к биологическим инстинктам, предпринимаются серьезные попытки использовать положения психоанализа в борьбе против формалистической и вульгарно-социологической методологии (Л. Выготский, В. Волошин, М. Бахтин), соединить психоанализ с учением о художественной форме и об общественной роли литературы (Х. Рид, Р. Фрай, К. Берк, К. Кодуэлл) [1, 10].

Такие исследователи как М.Н. Афасижев, РФ. Додельцев, А.С. Козлов, К. Моррисон, В. Сеттон, Л. Триллинг определяют четко выраженные тенденции в развитии психоаналитического направления в литературоведении и критике. В связи с этим выделяются два периода развития психоаналитической критики: первый охватывает 1910 - е - начало 1930-х гг. XX столетия, второй - длится с начала 1930 - х гг. XX столетия до начала XXI столетия.

На первом этапе свого развития психоанализ не стал отлельным направлением в литературоведении, так как не были сформулированы теоретические основы деятельности критиков-психоаналитиков. Для первого этапа характерны серьезные попытки осмыслить с помощью психоанализа практику новейших течений (дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм), найти объяснения загадочным литературным феноменам прошлого (этюды С. Цвейга о Достоевском и Г. Фон Клейсте, М. Бонапарта об Э. По, В.В. Брукса о М. Твене), применить учения К.-Г. Юнга об архетипах в исследованиях ритуально- мифологической школы (М. Бодкин). В это время появляется множество психоаналитических теорий о художественном творчестве (Г. Рид, Ф Лукас, Ф. Прескотт) [6].

На втором этапе развития психоаналитической критики психоанализ оформляется в отдельный метод в литературоведении. В это время исследователи окончательно отказываются от использования психоаналитического метода в чистом виде. Продолжается поиск возможностей соединения его с другими методами литературоведения. В 1940-е годы возникает неофрейдизм (К. Хорни, Г. Салливен, Е. Фромм.), на становление которого существенно повлияли идеи К.-Г. Юнга и А. Адлера. Дальнейшее развитие психоаналитического направления происходит в русле постфрейдизма, чья философско-эстетическая специфика связана преимущественно с соединением психоаналитических и структуралистических методов исследования. К постмодернизму относят экзистенциальный (Л. Бинсвангер, Ж.-П. Сартр, А. Мальро, С .Дубровский) и структурный психоанализ (Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида) [6].

Теория „бессознательного" и теория «влечений», разработанные З Фрейдом и получившие свое развитие в работах его последователей и соперников - О. Ранка, А. Адлера, К-Г. Юнга - оказали большое влияние на зарубежную литературу. Учение психоанализа изменило траекторию творчества очень многих зарубежных авторов. Некоторые писатели стали использовать идеи З. Фрейда в своем творчестве. По мнению А. Козлова [4], происходит усиление интереса к психопатологии героя, к бессознательной мотивации его поступков. Социальные факторы, определяющие поведение героя в XIX веке, отодвигаются на задний план, а на первый выходят мощные силы „бессознательного". З. Фрейд, в свое время отмечал, что некоторые великие писатели, такие как Ф. Достоевский и У Шекспир уже давно знали о „бессознательном", и что

именно они его и открыли. Человек, по мнению З. Фрейда, - „искатель удовольствий", а самое большое удовольствие он получает от эротики и секса [10,11]. Однако этому психологическому „принципу удовольствия" противостоит „принцип реальности". Человек должен ограничивать свою эгоистическую, врожденную страсть к удовольствиям. Ребенок в возрасте до пяти лет, по определению З. Фрейда, является „идеальным эротиком". Он стремится к тому, что доставляет ему удовольствие. И больше всего он получает это удовольствие от матери. Привязанность к ней сочетается с двойственным отношением к отцу - привязанность к нему соединяется с большей или меньшей враждебностью и ревностью по отношению к матери. В этих отношениях З. Фрейд увидел чисто эротическую основу. Ребенок взрослеет и начинает подчиняться „принципу реальности", понимая предосудительность своих влечений. Именно в этот период и начинает формироваться „бессознательное". Постепенно инфантильные влечения подавляются и „загоняются в „бессознательное" (З. Фрейд). Взрослый человек просто забывает о своих детских влечениях, но в качестве активной психологической силы они остаются у него на всю жизнь. Причем, по мнению З Фрейда, эти несознаваемые силы мощнее сознательных мотиваций [9, 10,11].

В „Очерках по психологии сексуальности" и в очерке посвященному Леонардо да Винчи, З. Фрейд пишет о чрезмерной „фиксации" на образе матери, которая в дальнейшем стала определяющей для всего творчества великого итальянского художника, наложив отпечаток на все созданные им женские образы.

В повседневной жизни влияние подавленных влечений, например, может проявляться в выборе мужчиной жены по образу матери. В художественном творчестве это может выражаться в неосознанном выборе темы „эдипова комплекса" (привязанность к матери и враждебное отношение к отцу) [4, 10, 11]. По мнению З. Фрейда, три величайших произведения мировой литературы - „Царь Эдип" Сафокла, „Гамлет" У Шекспира и „Братья Карамазовы" Ф. Достоевского - -основаны на этом комплексе.

Идеи З. Фрейда быстро распространялись в литературной среде, что способствовало усилению интереса к теме эротики и секса, очень часто в их извращенном и патологическом проявлении. И как следствие этого -появление большого количества порнографической и эротической литературы. Сам З. Фрейд старался отойти от тех, кто прикрывался его именем и авторитетом, стремясь оправдать свои эротические опусы. Но даже в серьезных изданиях темы секса, садизма, патологической жестокости стали занимать значительное место, вытесняя социальную тематику, характерную для бальзаковского реализма [4, 10].

В поле зрения 3. Фрейда находилась и художественная литература, связанная с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстой. В своих

работах он ссылался на произведения Ф.М. Достоевского и Д.С. Мережковского. В начале 1926 г. одно из издательств предложило 3. Фрейду написать введение к готовящемуся к публикации на немецком языке роману Ф.М. -Достоевского „Братья Карамазовы". Через год он закончил свою работу, которая вышла в свет в 1928 г. под названием „Достоевский и отцеубийство".

Учение З. Фрейда повлияло на художественную литературу США. Следует отметить, что теории психоанализа в Европе были встречены весьма прохладно, а в Соединенных Штатах, наоборот, аудитория оказалась более доброжелательной. Зигмунда Фрейда поддержал даже такой выдающийся психолог и философ, как У Джеймс, разработавший знаменитую теорию „потока сознания", которая впоследствии оказала большое влияние на творчество многих писателей XX века.

А. Козлов, в одной из своих статей, посвященных психоанализу в зарубежной литературе, заметил, что на идеи глубинной психологии З. Фрейда так и К-Г. Юнга обратил внимание выдающийся английский писатель Д.Г. -Лоуренс. В романе „Сыновья и любовники" очевидны элементы фрейдистского „эдипова комплекса". Теории З. Фрейда подогрели интерес Д.Г -Лоуренса к проблеме отношения полов. А.С. Козлов отмечает, что Лоуренс выдвинул концепцию „красивого зверя", т.е. человека, который не стеснен рамками буржуазных условностей и влиянием иссушающего интеллектуализма [4]. Теории З. Фрейда нашли свое отражение в книгах Д.Г -Лоуренса „Психоанализ и бессознательное" и „Исследования по классической американской литературе".

В работах З. Фрейд делает акцент на то, что привязанность к родителям противоположного пола выражается не только в „эдиповом комплексе", но и в комплексе Электры (она подтолкнула своего брата Ореста на убийство матери). По мнению А. Козлова, тема эротических отношений между отцом и дочерью также стала весьма популярной в зарубежной литературе после смерти З. Фрейда (например, роман С. Фитцджеральда ,,Ночь нежна"). В русской литературе тема эротических отношений отца с дочерью также имеет место: в ,,Тихом Доне" М. Шолохова, Аксинью насилует отец (у С. Фицджеральда отец насилует Николь). Но следует отметить, что у Шолохова этот факт не является определяющим для всей дальнейшей жизни героини. Что касается С. Фицджеральда, теме инцеста придается особое значение [4,10,11].

На основании изученной литературы, а также приведенных примеров, мы можем сказать, что ни один из известных писателей не использовал теорию З. Фрейда прямо. Сам З. Фрейд говорил, что ,,бессознатель-ное" открыли писатели, а не он [10]. Литература XX века имеет глубинно -психологическую ориентацию, она стремится проникнуть в самые потаенные уголки души человека, изобразить героев не только психически

нормальных, но и больных. В этой связи следует заметить, что Ф. Достоевский повлиял на становление данной тенденции не меньше, чем З Фрейд.

Значительный вклад в развитие психоаналитической литературной критики внес А. Лоренцер [5], первым поставив вопрос о правомерности применения методов психоанализа в культурологии. По мнению ученого, при анализе литературного произведения следует использовать не клинический подход и методы, связанные с психоаналитической теорией личности, а психоаналитические методы познания. Процесс терапии формируется под влиянием личности психоаналитика и может динамично меняться. Что касается литературного текста, он напротив, имеет неизменную форму, подлежит воспроизведению, а его понимание направлено на изменения в состоянии интерпретатора [5].

Идеи психоанализа и взгляды на природу человека привлекли внимание практически всех великих писателей XX века. Несмотря на то, что не все из них одобряли идеи З. Фрейда, большое количество литературных сюжетов свидетельствуют о достаточно близком знакомстве их авторов с работами З. Фрейда.

Современные исследователи настаивают на том, что точки соприкосновения между психоанализом и литературой имеют место не только в тех случаях, когда психоанализ становится литературной темой, а психоаналитик - персонажем романа, но и в самой тематической параллельности литературы и психоанализа, которые целенаправленно реконструируют человеческие переживания и поведение в определенных условиях. Литература создает сценарии взаимодействия персонажей, используя эстетический принцип оригинальности, предлагая при этом новую развязку или динамику собственных сюжетов. Психоанализ, таким же образом, реконструирует возникшие в данных условиях сюжетные схемы. Психоанализ является частью литературного дискурса, развитие которого наметилось в эпоху романтизма и продолжается до настоящего времени [8].

Психоанализ в российском литературоведении начал применятся еще в начале века XX века (И. Бирштейн, И. Ермаков, Н. Осипов) и стал особенно популярным среди психоаналитиков „новой волны". Следует упомянуть работы А. Белкина, А. Куликова, В. Медведева, М. Решетникова, С. Черкасова. Так, в 1998 году в Санкт-Петербурге на базе Восточно - Европейского института психоанализа была проведена Международная конференция „Психоанализ, литература и искусство"», в которой приняли участие более 120 делегатов из 17 стран Америки, Азии, Африки, Австралии и Европы. Эта конференция явилась своего рода признанием роли России в современном психоаналитическом литературоведении.

Как было сказано выше, идеи З. Фрейда повлияли на творчество многих писателей и поэтов. Покажем на примере творчества Германа Гессе (1877 -1962), знаменитого немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии 1946

года, автора таких произведений, как „Игра в биссер", „Путешествие в страну Востока", „Степной волк", „Нарцисс и златоуст" и многих других. Елена Мюнстер [12] в статье „Гессе и психоанализ" рассматривает взаимосвязь учения З. Фрейда с образом жизни и литературным творчеством Германа Гессе. Поэзия и проза писателя анализируется автором не с точки зрения психической патологии, а с учетом сознательного интегрирования психоанализа в творческий процесс, способ мышления и манеру письма.

В 1916 году Гессе начал посещать сеансы психоанализа у доктора Ланге. В дальнейшем психоанализ сильно увлек Гессе. У писателя стали проявляться романтические склонности, эмоции и настроения. Страстные желания интересовали писателя больше, чем реальный мир. Психоаналитическое учение повлияло на творчество писателя, в первую очередь и на его образ жизни: его произведения приобрели необходимую глубину и законченность. Подтверждением этому - его романы „Курортник", „Нюрнбергское путешествие", „Степной волк", ,,Демиан". Благодаря психоанализу, Гессе увлекся живописью: сначала он делал зарисовки своих снов, а позже - яркие пейзажи. [2, 12].

Главным достижение психоанализа, по мнению Гессе, является возможность познать человеком свой внутренний мир. Путь во внутрь собственной души становится выходом для изломанных душ, а познание самого себя, поиск мира в своей собственной душе рассматривается Гессе как самая главная цель для каждого человека. Благодаря психоанализу, Гессе смог заглянуть внутрь себя, осознать самого себя, осознать свое предназначение к жизни, найти путь из кризиса [2].

Как известно, одной из существенных сторон учения о психоанализе является интерпретация сновидений. З. Фрейд утверждал, что в сновидениях нет ничего случайного, и разгадка снов заключается именно в объяснении незначительных и немотивированных деталей [9, 10]. З. Фрейд отводил сновидениям большую терапевтическую роль, считая, что "они являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения» [10, с.84]. Все подавляемые чувства, инстинкты человека, все, что прячется под внешними проявлениями натуры человека, все, что сковано приличиями и этическими принципами -все это может найти свое отражение именно в сновидениях [9, 10]. Анализируя работу „Художник и психоанализ" [2] мы видим, что Гессе четко осознавал все это и записывал свои сны, ловил ускользающие при дневном свете чудесные видения, пытаясь дать им логическое обоснование и завершенность. Игра со сновидениями доставляла удовольствие Гессе. На протяжении многих лет он развивал выработанное им умение вспоминать и в мыслях востанавливать приснившиеся ему сны, а затем записывать эти сны по методу психоанализа, искать их скрытое значение и находить связь между сознательным и бессознательным [2].

Работы Зигмунда Фрейда, его последователей, и тех, кто критически переосмыслил выдвинутые им идеи (К. Г Юнга, А. Адлера, В. Райха, Э. Фромма.), более или менее повлияли на творчество многих поэтов, писателей и литературных критиков XX века.

Мы пришли к выводу, что на рубеже ХХ-ХХ1 столетий психоаналитический подход к рассмотрению художественной литературы вызвал большой интерес у ряда исследователей, специализирующихся как в сфере психоанализа, так и в области литературоведения. З Фрейд задал общее направление литературе XX - XXI столетий, устремив ее в глубинно -психологическое русло.

Список использованной литературы

1. Гессе Г. Художник и психоанализ // Собрание сочинений : В 8т. - М. : АО Изд. Группа " Прогресс" - «Литера» ; Харьков : Фолио, 1995. Т 8 - С. 62-67.

2. Классический психоанализ и художественная литература / Сост. и общая редакция В.М. Лейбина. - СПб. : Питер, 2002. - 448с.

3. Козлов А.С. Зарубежная литература и литературоведение : Избранные статьи. / А. С. Козлов. - Симферополь : ОАО «Симферопольская городская типография», 2009. - 220с.

4. Лоренцер А. Археология психоанализа / А. Лоренцер. - М. : Прогресс - Академия. 1996. - 304с.

5. Мельниченко Т.В. Психоаналттичний напрямок у лиературознавсга Англл першо! половини XX столгття : нацюнальний варiант i типолопя роз-витку : автореферат на здобуття наукового ступеня кандидата фшолопчних наук : спец. 10.01.05. «Порiвняльне лиературознавство» / Т.В. Мильничен-ко. - Дншропетровськ. - 2010. - 21с.

6. Проскурник Б.М. Художественный психологизм до и после Фрейда // Психология будущего : материалы меж вузовской научно - практической конференции, посвященной 150 - лет со дня рождения З. Фрейда, Пермский государственный университет : под ред. Шевченко Е. В., - Пермь : Изд - во Пермский государственный университет, 2008.С. 23-38.

7. Психотерапевтическая психология / под ред. Б.Д. Корвасарского. -СПб. : Питер Ком, Серия : Мастера психологии, 1998. - 752с.

8. Фрейд З. Художник и фантазирование / Зигмунд Фрейд. - М. : Республика, 1995. - 601с.

9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / Зигмунд Фрейд. - Москва : Азбука, 2006. - 480с.

10. Фрейд.З. Толкование сновидений / Зигмунд Фрейд. - Минск : Попурри, 2003. - 576с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.