Научная статья на тему 'К вопросу о проведении первых выборов в Государственную Думу в начале XX века и их значении в истории российского избирательного права'

К вопросу о проведении первых выборов в Государственную Думу в начале XX века и их значении в истории российского избирательного права Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1497
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ГОЛОСОВАНИЕ / ВЫБОРЫ / ДЕПУТАТЫ / RUSSIAN ELECTIVE LAW / HISTORY / STATE DUMA / ORGANIZATIONAL / PREPARATION / ELECTION HOLDING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курдюк Петр Михайлович, Истоминов Евгений Владимирович

В статье рассматриваются вопросы организации, подготовки и проведения первых выборов в Государственную Думу Российской империи, анализируются аспекты возникновения в российской государственной практике системы избирательных комиссий, акцентируется значение для развития российского избирательного права проведения в начале ХХ века выборов в Государственную Думу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of the first State Dume elections at the beginning of XX century and their role in the history of Russian elective law

In the article organizational, preparation, election holding problems of the first elections to the Russia Empire State Duma are discussed, the aspects of beginning of electoral commissions in Russian state practice are analysed, the significance of election holding to the State Duma at the beginning of 20 century for the development of Russian elective law is shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проведении первых выборов в Государственную Думу в начале XX века и их значении в истории российского избирательного права»

П.М. Курдюк, Е.В. Истоминов

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА И ИХ ЗНАЧЕНИИ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

История отечественного избирательного права теснейшим образом связана с историей Государственной Думы Российской империи. Актуальность исследований политико-правовых основ Государственной Думы усилилась после возрождения этого представительного органа власти в 1993 году. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации действует исторически еще небольшой срок, однако, по мнению исследователей, уже первые годы ее деятельности ясно свидетельствуют: современный российский парламентаризм последовательно и плодотворно продолжает лучшие традиции российской представительной власти, заложенные в начале ХХ века [1]. И не удивительно, что вопросы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу и формированием этого нового для российской истории начала ХХ века института, созданного в результате преобразований государственного устройства Российской империи, постоянно привлекают к себе внимание ученых.

В условиях серьезного внутриполитического кризиса 1905-1906 годов в России общество сформулировало ряд лозунгов-требований политического характера. Одним из них был призыв ввести в России всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном способе голосования. Мнения среди политиков в стране разделились. Правительству предстояла трудная задача - выработать проект избирательного законодательства, приемлемый если не для всего общества, то для умеренной части политической элиты страны.

В течение 1905 года правительством был подготовлен ряд проектов Положения о выборах в Государственную Думу. 18 февраля 1905 года Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором поручалось созвать Особое совещание для разработки законопроекта, регламентирующего порядок формирования нового представительного учреждения. В мае 1905 года Особое совещание завершило работу и сформулировало концептуальные основы проведения будущих выборов. Основным итогом этого совещания стала идея о необходимости создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением. На следующем этапе рассмотрения проекта он был скорректирован Советом министров. Следующей инстанцией изучения проекта должен был стать Государственный совет, но по инициативе графа Д.М. Сольского для окончательного обсуждения избирательной системы в июле 1905 года в Петергофе заседало Особое совещание под председательством Николая II. Это совещание утвердило ряд правовых актов, определяющих юридический статус Государственной Думы, ее полномочия и избирательную систему. Однако осенью 1905 года политическая ситуация внутри России резко обострилась. Правительство было вынуждено предоставить населению ряд конституционных прав и свобод [2]. Серьезному пересмотру подвергся установленный порядок проведения выборов в Государственную Думу в части расширения избирательных прав населения, увеличения числа лиц, имеющих право участвовать в выборах членов Государственной Думы. Для обсуждения ситуации и выработки рекомендаций в декабре 1905 года было созвано Царскосельское совещание, которое выработало ряд документов, составивших правовую базу деятельности Государственной Думы и первых выборов ее состава. Наиболее существенным новшеством стало появление рабочей курии избирателей. Согласно указу от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» избрание членов Государственной Думы производилось на губернских и городских избирательных собраниях. Эти собрания состояли из выборщиков, избранных различным путем по отдельным куриям, в зависимости от социальной принадлежности избирателей. В соответствии с этим же указом право участия в съездах городских избирателей получила значительная группа лиц, к которым относились те, кто в течение года снимал квартиру или, также в течение года, платил государственный квартирный налог. Благодаря снижению имущественного ценза в городах существенно увеличилось количество лиц, наделенных активным избирательным правом. Помимо квартиросъемщиков, в городах избирательные права имели собственники недвижимого имущества, обложенного государственным налогом или городским сбором, владельцы торгово-промышленных предприятий, лица, получающие «жалование по службе государственной или по службе в земских, городских или сословных учреждениях или на железных дорогах» [3].

Что касается ограничений избирательных прав, то права голоса были лишены: «лица женского пола; лица, моложе 25 лет; обучающиеся в учебных заведениях; воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; бродячие инородцы и иностранные подданные» [4]. К выборам также не допускались осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Пассивным избирательным правом обладали все лица, соблюдавшие условия приобретения активного избирательного права в своей курии.

Куриальная избирательная система, по которой избирались депутаты первой Государственной Думы, дополненная различными цензами (имущественным, возрастным, национальным и др.), носила отнюдь не демократический характер. Тем не менее зарождающаяся принципиально новая избирательная система России, помимо того, что дала возможность участия большой части населения страны в выборах, также содействовала становлению партийной системы. Последнее обусловливается тем, что хотя партии и не упомянуты в избирательном законодательстве 1905-1907 годов, но они брали на себя вопросы проведения агитации за кандидатов и стремились привлечь на их сторону избирателей, что во многом определяло исход выборов. Также практиковались предвыборные соглашения, блоки, когда выборщики голосовали не в силу своих убеждений, а по «договоренности».

В связи с выборами в Государственную Думу впервые в российской государственной практике возникла система избирательных комиссий - губернских, уездных и участковых в крупных городах. Комиссии губернского и уездного уровня были призваны обеспечивать законность избирательного процесса, они рассматривали заявления и жалобы, возникающие в связи с избранием членов Государственной Думы.

В ходе избрания выборщиков и непосредственно членов Государственной Думы применялся тайный способ голосования. На съездах выборщиков, в собрании уполномоченных от рабочих и на губернских (городских) избирательных собраниях предписывалось производить тайную баллотировку шарами.

В городах голосование осуществлялось по избирательным участкам. «Правила о порядке производства выборов в городские избирательные собрания» определяли следующую процедуру голосования.

На первой стадии проведения выборов, когда избирались выборщики, избиратели лично подавали свои «избирательные записки». Таким образом, впервые в истории России было официально предусмотрено применение избирательных бюллетеней в выборном процессе - «шелест избирательных бюллетеней становился реальностью» [5, с. 352]. В записке должны были быть указаны «имена, отчества и фамилии лиц, за которых избиратель подает голос, в числе, не превышающем общего числа подлежащих избранию по каждому участку» [4].

В бюллетене запрещалось делать какие-либо отметки: знаки, исправления и подчистки ни на лицевой, ни на оборотной сторонах. Нарушение этих запретов влекли недействительность бюллетеня. Строго определенной формы избирательного бюллетеня не было. Он мог быть разборчиво написан от руки, напечатан на машинке или типографским способом. Все они считались действительными при соблюдении вышеуказанных требований. Избиратель вручал заполненный бюллетень председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в особый ящик, в крышке которого было проделано отверстие. В «Положении о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905 года было сказано, что «ящик этот, предварительно принятия записок, предъявляется присутствующим избирателям для удостоверения в том, что он пуст и не имеет отверстий, кроме предназначенного для опускания записок. Затем ящик закрывается на замок и опечатывается печатью председателя; а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем, членами избирательной комиссии и желающими из числа наличных избирателей» [4]. При принятии бюллетеня в списке избирателей делалась отметка, что данное лицо проголосовало. Выборы проводились в течение одного дня: с 9 до 21 часа, одновременно на всех участках. После закрытия заседания отверстие ящика, в который опускались записки, опечатывалось, и председатель объявлял присутствующим число поданных записок, которое фиксировалось в особом акте, заверенным председателем и членами избирательной комиссии. Подсчет голосов производился избирательной комиссией на ее заседании, на котором могли присутствовать избиратели, на следующий день также с девяти часов утра до девяти часов вечера.

Для избрания выборщиком или уполномоченным требовалось получить более половины от общего числа поданных голосов. При равенстве голосов победитель определялся по жребию. При выборах членов Думы в губернском (городском) избирательном собрании сначала тайным голосованием записками производилась номинация кандидатов, а затем непосредственно выборы путем баллотировки шарами в порядке большинства предварительно полученных голосов. Избранным считалось лицо, набравшее более половины голосов. Если число избранных таким образом членов Думы было меньше квоты, установленной для губернии (города), на следующий день созывалось новое собрание для довыборов недостающих депутатов. Если и эти выборы завершались безрезультатно, на новом собрании было достаточно получить относительное большинство голосов [3].

Правительством была определена общая численность членов Государственной Думы (524 человека) и конкретное «расписание» их распределения по 135 округам, в том числе 33 территориально-сословным, конфессиональным и этническим, 26 городским округам.

Необходимо подчеркнуть важную особенность выборов в Государственную Думу: в разных регионах они проходили в разное время. Министерство внутренних дел устанавливало для каждой губернии, области, города сроки проведения мероприятий по избранию выборщиков от всех курий, а затем назначало даты выборов непосредственно членов Государственной Думы.

Первые выборы в Государственную Думу в большинстве округов состоялись в феврале - марте 1906 года, но в некоторых регионах они прошли гораздо позднее либо вообще не состоялись. Всего было избрано 499 депутатов. Государственная Дума торжественно открылась 27 апреля 1906 года в Петербурге. Таврический дворец, в котором проходили заседания Государственной Думы, стал главной политической трибуной России, местом, где обсуждались самые серьезные для страны вопросы. При этом благодаря возникшей свободе политического слова впервые в российской истории критика правительства и его отдельных представителей звучала с трибуны государственного учреждения. Нужно отметить, что и власть не нашла в себе «достаточно решимости, чтобы, наконец, пожертвовать своим самолюбием и очистить занятые позиции» [6, с. 500].

9 июля 1906 года был опубликован указ о роспуске Государственной Думы, где также была определена дата созыва вновь избранной Думы - 20 февраля 1907 года. Но дата выборов тогда не была назначена. «О времени производства новых выборов в Государственную Думу последуют от Нас особые указания», -говорилось в указе [7, с. 168]. Выборы во вторую Думу состоялись в январе - феврале 1907 го-да. «Положение о выборах в Государственную Думу» по-прежнему оставалось в силе, но правящая элита, извлекшая уроки из результатов предыдущих выборов, стремилась скорректировать избирательное законодательство в своих интересах. Это было сделано с помощью разъяснений отдельных статей «Положения о выборах в Государственную Думу» Правительствующим сенатом. В результате от участия в выборах были отстранены десятки тысяч рабочих, мелких землевладельцев.

Тем не менее можно с уверенностью говорить о том, что выборы в Государственную Думу и сам факт формирования Государственной Думы в 1906 го-ду стали одним из важнейших этапов развития избирательного права России. И если до 1905-1906 гг. мы можем говорить о российском избирательном праве лишь применительно к органам местного и сословного управления, то с появлением форм парламентской демократии становится видимой и реальной система общероссийского представительства.

Литература

1. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003). М.: Издание Госдумы РФ, 2003.

2. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. T. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 26803.

3. Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений» от 11 декабря 1905 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. T. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 27029.

4. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. T. XXV. Отделение I. Ст. 26662; Отделение II. Приложения. СПб., 1908.

5. Милюков П.Н. Воспоминания: 1859-1917. М., 1990. Т. 1.

6. Муромцев С.А. Значение происшедших выборов // Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. М., 2003.

7. Савич Г.Г. Новый государственный строй: Справочная книга. СПб., 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.