Научная статья на тему 'К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект'

К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / СТУДЕНТ / WORLDSKILLS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / КОНКУРС / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / DEMO EXAM / STUDENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EMPLOYER / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышева Алла Владимировна, Шрамкова Оксана Владимировна

Внедрение демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании в настоящее время приобретает большую актуальность. В статье обобщены результаты опроса слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» по данной проблеме. Выявлены положительные эффекты и риски введения демонстрационного экзамена в Саратовском регионе. Определены условия, способствующие минимизации данных рисков. Представлена «антикризисная» модель дополнительного профессионального образования педагогов СПО на период введения в образовательный процесс демонстрационного экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышева Алла Владимировна, Шрамкова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of Conducting Final Certifi cation in the Form of Demonstration Exam in Secondary Vocational Education: Regional Aspect

The introduction of a demonstration exam in secondary vocational education is currently becoming more relevant. The article summarizes the results of a survey of students of advanced training courses of Saratov Regional Institute of Education Development on this issue. The positive eff ects and risks of introducing a demonstration exam in the Saratov region are identifi ed. The conditions contributing to the minimization of these risks are defi ned. The “anti-crisis” model of additional professional education for teachers of vocational education during the introduction of the demonstration exam into the educational process is presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проведении итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании: региональный аспект»

DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.006 YAK 377.6 ББК 74.474.8

A.B. МАЛЫШЕВА, O.B. ШРАМКОВА

A.V. MALYSHEVA, O.V. SHRAMKOVA

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

TO THE QUESTION OF CONDUCTING FINAL CERTIFICATION IN THE FORM OF DEMONSTRATION EXAM IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: REGIONAL ASPECT

Внедрение демонстрационного экзамена в среднем профессиональном образовании в настоящее время приобретает большую актуальность. В статье обобщены результаты опроса слушателей курсов повышения квалификации ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» по данной проблеме. Выявлены положительные эффекты и риски введения демонстрационного экзамена в Саратовском регионе. Определены условия, способствующие минимизации данных рисков. Представлена «антикризисная» модель дополнительного профессионального образования педагогов СПО на период введения в образовательный процесс демонстрационного экзамена.

The introduction of a demonstration exam in secondary vocational education is currently becoming more relevant. The article summarizes the results of a survey of students of advanced training courses of Saratov Regional Institute of Education Development on this issue. The positive effects and risks of introducing a demonstration exam in the Saratov region are identified. The conditions contributing to the minimization of these risks are defined. The "anti-crisis" model of additional professional education for teachers of vocational education during the introduction of the demonstration exam into the educational process is presented.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, демонстрационный экзамен, студент, WorldSkills, образовательная организация, работодатель, конкурс.

Key words: secondary vocational education, a demo exam, student, WorldSkills, educational organization, employer, competition.

В настоящее время в среднем профессиональном образовании актуальна проблема качественной организации и проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в формате демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) по методике WorldSkills Russia (далее - WSR) или с применением методики WorldSkills Russia. Это обусловлено, прежде всего, поручением Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 г., которое предписывает внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WSR в качестве ГИА по образовательным программам СПО, и реализацией федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

Тематика ДЭ в современной педагогической науке находит выражение в серии исследовательских работ последних лет: В.А. Наумкиной, О.А. Павловой, О.Б. Петиной и др. [3, 4, 6]. Кроме того, важной аналитической составляющей обладают издания, в которых обобщен опыт внедрения ДЭ и результаты участия в нем субъектов Российской Федерации [1]. Тем не менее, несмотря на актуальность данной проблемы, ее анализ в научно-методической литературе является недостаточным.

Поэтому в данной статье рассмотрены особенности масштабирования ДЭ с применения методик WorldSkills в Саратовской области и один из факторов, влияющих на оптимизацию процесса организации и проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена - готовность педагогического сообщества к проведению ДЭ. Действительно, ДЭ является основной процедурой итоговой аттестации, необходимо критически переосмыслить весь процесс обучения современных студентов СПО. При этом обновлению и пересмотру подвергается содержательная сторона образовательных программ, а также сроки их реализации, изменяются требования к оборудованию и уровню подготовки мастеров производственного обучения, экспертов и других педагогических работников.

Саратовская область входит в число 12 регионов, в которых «в среднем расположена 81 профессиональная образовательная организация. Финансирование СПО составляет в этих регионах 58 152 руб. в расчете на одного человека.... В среднем в этих регионах примерно половина студентов продемонстрировали уровень профессиональной компетенции, соответствующий медальону (49%). Эти результаты были достигнуты в условиях меньшей оснащенности образовательных организаций (в среднем, 6 ЦПДЭ и 2 СЦК в каждом регионе).. В среднем в каждом регионе примерно 22% мастеров производственного обучения прошли обучение в Академии WorldSkills» [1].

Данные показатели являются удовлетворительными, но не оптимальными. Такое положение дел определяется сложным сочетанием различных факторов и причин. Среди них основной, на наш взгляд, является готовность педагогического коллектива образовательной организации СПО к проведению ДЭ.

Данный фактор был исследован в рамках дополнительного профессионального образования педагогов. В государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (далее - Институт) проводятся курсы повышения квалификации по дополнительной образовательной программе «Проектирование и оценка профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО, профессиональных стандартов и WorldSkills Russia». Данная программа направлена, в том числе, на систематизацию знаний о ГИА и требований к организации и проведению ДЭ. В первой половине 2019 года по данной программе прошли обучение 88 слушателей из Ивантеевского, Александрово-Гайского и Энгельсского районов Саратовской области.

В рамках курсов слушателям предлагалось выполнить практическое задание по анализу положительных эффектов проведения ДЭ и рисков, связанных с его организацией и проведением. С этим заданием справилось только 26% слушателей, при этом половина ответов, оцененных положительно, дано слушателями Энгельсского района, который территориально близко расположен к областному центру. Педагогические работники данного учреждения имеют возможность принимать активное очное участие в семинарах, круглых столах или просто получить консультацию по интересующей педагогической проблеме. Два других района являются отдаленными и такой возможности не имеют. Таким образом, можно сделать вывод, что доступность актуальных информационно-методических ресурсов имеет немаловажное значение при реализации инновационных проектов.

Анализ ответы педагогов позволяет отметить, что одним из положительных эффектов введения ДЭ является возможность получения выпускником учреждения СПО вместе с дипломом сертификата WSR с занесением результатов в международную базу CIS, что дает возможность студенту подтвердить свою квалификацию в соответствии с мировыми стандартами. Другим, не менее ценным эффектом, по мнению слушателей, является дополнительный интерес и доверие представителей работодателей, которые имеют возможность принимать участие в процедуре ДЭ [2, с. 13]. По его результатам можно осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребо-

ванным профессиям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки. В результате выпускники получают предложения о трудоустройстве уже на этапе выпуска из образовательной организации. Также дополнительным эффектом ДЭ является возможность определения работодателем образовательных организаций для сотрудничества и партнерства в области подготовки и обучения персонала.

Знаковым положительным аспектом введения ДЭ, осознанным педагогами, является непрерывная совместная работа коллектива по корректировке образовательных программ с учетом требований контрольно-оценочной документации ДЭ.

Одним из самых популярных позитивных положений, связанных с организацией и проведением ДЭ, педагоги считают укрепление и развитие материально-технической базы той образовательной организации, которая взяла на себя роль центра проведения ДЭ по какой-либо компетенции. Эта образовательная организация СПО берет на себя роль региональной площадки сетевого взаимодействия в данном вопросе.

Проведенная работа стала причиной и стимулом более частого, чем определено (раз в три года) повышения квалификации педагогов системы СПО. При этом востребованным является не только лучшие образовательные практики, но и современные производственные технологии. Актуализировалась потребность в стажировках для педагогического состава. Возрос интерес к работе сертифицированных независимых экспертов на площадке проведения ДЭ, которые прошли специальную подготовку в соответствии с международными стандартами WoгldSkills. Экзамен проходит в открытой форме, на доверительной основе.

Укажем и риски проведения ДЭ, выделенные и самими педагогическими работниками СПО.

Первый риск, наиболее часто встречающийся в ответах, связан с материально-техническими ресурсами образовательных организаций СПО и требованиями к условиям проведения ДЭ. На сегодняшний момент задания ДЭ выполняются на специальной сертифицированной площадке, все оборудование которой должно в точности соответствовать утвержденному перечню. В регионе формируется, как правило, одна площадка по компетенции с небольшим количеством оборудованных рабочих мест. В результате, недостаток площадок и оборудования приводит к тому, что одновременно сдавать экзамен по определенной компетенции может только небольшое число студентов-выпускников, и ГИА растягивается во времени. И это одна сторона вопроса. Вторая сторона - использование площадки для проведения ДЭ в рамках сетевого взаимодействия, механизмы которого, особенно финансовые, на сегодняшний день не отработаны.

Второй зоной риска являются большие финансовые затраты образовательных организаций - участников ДЭ. Это касается и базовой площадки проведения ДЭ и образовательных организаций, направляющих студентов для сдачи экзамена. Подготовка площадки, затраты на экспертов, трансфер, рабочую одежду и обувь, питание и, если необходимо, проживание (Саратовская область площадью более 100 000 км2, студентов приходится возить на довольно значительные расстояния) требуют немалых финансовых вложений.

Третьим риском является неполное соответствие профессиональных образовательных стандартов и требований компетенций WoгldSkills. Поэтому для проведения ГИА в формате ДЭ необходимо предварительно провести актуализацию образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и WSR, обучить студентов по актуализированным программам и только после этого проводить ГИА по выбранному формату ДЭ. Если обучение происходит по не актуализированным программам, следовательно, предъявлять требования к выпускникам на соответствие стандартам и WSR нельзя. Актуализация программ требует от педагогов высокой методической компетентности.

Четвертая проблемная область заключается в сильной эмоциональной и психологической нагрузке студента-выпускника, заключающейся в дополнительном стрессе в процессе прохождения ДЭ. Действительно, экзамен проходит на «чужой территории», в новой обстановке и с незнакомыми экспертами. Такие условия сложны и для успевающих студентов, и, тем более, для слабоуспевающих. Это, несомненно, увеличивает вероятность непрохождения ДЭ. В этой связи в образовательной организации необходимо вести работу по развитию психологической устойчивости студентов. А также принимать активное участие в различных конкурсах и чемпионатах по профессиональному мастерству среди студенчества.

Менее выделяемым, но встречающимся в ответах слушателей риском является требование к составу экзаменационной комиссии. В соответствии с методическими рекомендациями о проведении аттестации с использованием механизма ДЭ в государственную экзаменационную комиссию входит экспертная группа, состоящая из экспертов - сертифицированных специалистов союза WSR. Таких специалистов на сегодняшний день явно недостаточно, и обучение их в масштабах всей страны требует времени и финансовых затрат. ГИА происходит во всех образовательных организациях Российской Федерации одновременно, одновременно требуется большое количество специалистов по проведению ДЭ.

В целом можно утверждать, что проведение ГИА в формате ДЭ актуально и востребовано всеми участниками среднего профессионального образования и заинтересованными лицами: студентами, педагогами, работодателями, государственными структурами. Но степень готовности к организации и проведению ГИА в формате ДЭ и у организаций СПО, и у педагогических работников - непосредственных исполнителей - низкая.

Это является основным направлением для оптимизации процесса подготовки и проведения демонстрационного экзамена. Чтобы свести к минимуму издержки в этой работе, на наш взгляд, необходима «антикризисная» модель дополнительного профессионального образования педагогов СПО на период введения в образовательный процесс ДЭ.

Основные характеристики данной Модели следующие:

- реализация Модели локализована по времени периодом введения в образовательный процесс ДЭ;

- реализация Модели носит превентивный и интенсивный характер;

- содержательная часть Модели состоит из разнообразных образовательных продуктов (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, семинары и вебинары, дискуссионные и аналитические площадки и т.д.), все из которых носят проблемный характер, т.е. посвящены решению конкретной актуальной задаче;

- образовательные продукты разрабатываются с учетом компетент-ностных дефицитов конкретной целевой аудитории и носят «адресный» характер;

- образовательные продукты реализуются в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций СПО, ДПО, ВПО, с использованием соответствующих материально-технических, методических, кадровых ресурсов;

- в рамках Модели осуществляется консультирование и тьюторское сопровождение педагогов в межкурсовой период.

«Антикризисная» модель позволит повысить готовность педагогов к организации и проведению государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена по методике WoгldSkills и, в сочетании с другими факторами, оптимизировать внедрение ДЭ в Саратовском регионе.

Литература

1. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills: предварительные итоги и возможности масштабирования / А.Б. Захаров, Ф.Ф. Дудырев, А.В. Капуза, Г.С. Ларина, Т.А. Чиркина, А.И. Шабалин. Факты образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. № 8 (23). 28 с.

2. Методические рекомендации о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена. Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 апреля 2019 года N Р-42.

3. Наумкина В.А. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс: уверенный выход на рынок труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 3. С. 44-48.

4. Павлова О.А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 5-6 (27-28). С. 6-8.

5. Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 г. № пр-2582 от 23 декабря 2016 г.

6. Петина О.Б. Демонстрационный экзамен - инновационная форма практического обучения // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 4 (55). С. 69-70.

References

1. Demonstratsionnyy ekzamen po standartam WorldSkills: predvaritel'nyye itogi i vozmozhnosti masshtabirovaniya. WorldSkills demonstration exam: preliminary results and scalability / A.B. Zakharov, F.F. Dudyrev, A.V. Kapuza, G.S. Larina, T.A. Chirkina, A.I. Shabalin. Education Facts. M., 2018, N 8 (23). 28 p. (in Russian).

2. Metodicheskiye rekomendatsii o provedenii attestatsii s ispol'zovaniyem mekha-nizma demonstratsionnogo ekzamena. Guidelines for certification with the use of the mechanism of the demonstration exam, Approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation of April 1, 2019. N P-42 (in Russian).

3. Naumkina V.A. Worldskills Standards Demonstration Exam: Steady Entry into the Labor Market // Professional'noye obrazovaniye i rynok truda. [Professional Education and Labor Market], 2018, No. 3, pp. 44-48 (in Russian).

4. Pavlova O.A. Demonstration exam: educational policy priorities in vocational education and new reality for educational organizations // Dopolnitel'noye professional'noye obrazovaniye v strane i mire. Additional professional education in the country and the world. 2016, N 5-6 (27-28), pp. 6-8 (in Russian).

5. The list of instructions of the President of the Russian Federation following a meeting with members of the Russian national team on professional skills December 9, 2016, N pr-2582 of December 23, 2016.

6. Petina O.B. Demonstration exam - an innovative form of practical training // Obrazovaniye. Kar'yera. Obshchestvo. [Education. Career. Society], 2017, N 4 (55), pp. 69-70 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.