К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗ ДАННЫХ
УДК 31:33
Юлия Анатольевна Креминская,
ведущий эксперт-ревизор отдела документальных исследований ГУЭБиПК МВД России Тел.: 8 (929) 607-65-04 Эл. почта: [email protected]
Дмитрий Анатольевич Суслов,
к.п.н., доцент, начальник кафедры финансов и экономического анализа Московского Университета МВД России Тел.: 8(926) 838-49-17 Эл. почта: [email protected]
Научная статья посвящена проблемам информационного обеспечения оперативно-разыскной деятельности, направленной на пресечение преступлений экономической направленности. Центральное место в статье посвящено применению специальных методик и алгоритмов проведения экономических исследований с использованием электронных баз данных, а также повышению эффективности и качества оценки информации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, автоматизированные системы бухгалтерского учета, исследование документов, признаки преступлений экономической направленности.
Yulia A. Kreminskaya,
leading expert-auditor of the Department of documentary research, Ministry of internal Affairs of Russia Те1.: 8 (929) 607-65-04 E-mail: [email protected]
Dmitry A. Suslov,
PhD in Political Science, Associate Professor, Head of the Department of Finance and economic analysis, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia
Tel.: 8(926) 838-49-17 E-mail: [email protected]
This article discusses problems of information provision of operative-investigative activities, aimed at curbing economic crimes. The central place in the article is devoted to the use of special techniques and algorithms for economic research with the use of electronic databases, and increasing the effectiveness and quality of evaluations.
Keywords: economic safety, automated systems of accounting, study of documents, signs of economic crimes.
1. Введение
Одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью является выявление, предупреждение и документирование экономических преступлений.
Предупреждение экономических преступлений определено Конституцией Российской Федерации, которой предусмотрено, что равным образом признаются и защищаются частная, государственная муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).
В современной социально-экономической ситуации особую озабоченность вызывает изменение характера экономической преступности, в т. ч. изменение ее структуры. Это обусловлено возможностью противоправного использования современных компьютерных технологий, средств коммуникации, а также вовлечением в криминальную деятельность представителей «беловоротничковой» преступности.
Учитывая высокую степень латентности преступлений экономической направленности, для их выявления, пресечения и документирования, а также в целях обеспечения максимальной эффективности труда при минимальных затратах времени сотрудникам органов внутренних дел необходимо обладать глубокими экономическими познаниями в части исследования документов с навыками использования электронных баз данных.
2. Методологическая база экономических исследований
Ключевые вопросы экономической безопасности нашли отражение в различных нормативных правовых актах, среди которых следует выделить Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» [1]. В Указе определена Стратегия экономической безопасности в Российской Федерации, установлены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности. Особое внимание в системе обеспечения экономической безопасности уделено выявлению возможных угроз и выработке мер по их предотвращению.
В целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина и в связи с принятием Федерального закона «О полиции» [2] Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3] утверждена структура МВД России, в которой, в том числе создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в структуру которого входит отдел документальных исследований. Деятельность сотрудников данного отдела направлена на документирование экономических преступлений в бюджетной сфере, в сферах сельского хозяйства, водных биоресурсов, торговли, пищевой, легкой промышленности, строительства и ЖКХ, в сферах ТЭК и химии, в сферах финансовой деятельности и банкротства, в сфере машиностроения и металлургии, а также при борьбе с организованной преступностью экономической направленности и коррупцией.
Правовой основой проведения исследований документов по материалам оперативно-розыскной деятельности являются: Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4], нормативные правовые акты МВД России.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам, исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности, а также предоставляется право производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводится исследование предметов и документов.
В практической деятельности отдел документальных исследований руководствуется положениями, согласно которым:
- во-первых, документирование преступлений экономической направленности - это комплекс последовательных мероприятий, основанных на исследовании документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта, проводимых с целью установления соответствия деяний данного субъекта нормам законодательства;
- во-вторых, цель документального исследования - это контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении проверок субъектов хозяйственных и финансовых операций, их обоснованности, выявления злоупотреблений и условий их возникновения.
Применение автоматизированных систем обработки бухгалтерских данных соответствует требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5], где нормы ч. 5, 6 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ практически уравнивают в правах первичные документы на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Если в рамках Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете» [6] копия первичного учетного документа, составленного на машинном носителе, в безусловном порядке должна была изготавливаться на бумажном носителе, то согласно Закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ бумажная копия электронного документа изготавливается только по требованию контрагента и только в случае, если это предусмотрено договором с ним. Однако составление бухгалтерской (финансовой) отчетности по нормам Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ только в электронном виде с электронной подписью недопустимо.
Признание в Законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ электронного документа, заверенного электронной подписью, равным документу на бумажном носителе стало возможным и необходимым после вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» [7]. Как сказано в ч. 1 ст. 6 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами и или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Это позволяет говорить о наличии необходимой правовой основы проверочной деятельности при исследовании документов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, сформированных автоматизированными системами ведения бухгалтерского учета.
В современных условиях российскими предприятиями все большее значение уделяется высоким информационным технологиям, используются различные программы автоматизации бухгалтерского учета, например, «1С: Предприятие», «Ин-фо-Бухгалтер», «Турбо-Бухгалтер», «БЭСТ», «Парус», «Галактика» и др.
Признаки следов значительной части преступлений в сфере экономики отражаются в системе
бухгалтерского учета, поэтому информация, содержащаяся в бухгалтерских документах, записях на счетах и в бухгалтерской отчетности используется для выявления и документирования преступлений, а также для установления обстоятельств, необходимых для доказывания по уголовному делу.
Применение экономических знаний сотрудниками органов внутренних дел, в том числе сотрудниками подразделений документальных исследований, является необходимым условием эффективной борьбы с экономическими преступлениями. Характер специальных познаний эксперта-ревизора должен соответствовать не столько базовому уровню использования компьютерных программ, сколько глубоким познаниям в части использования функциональных возможностей автоматизированной системы бухгалтерского и налогового учета. В частности, эти вопросы затронуты в работе А.Н. Ищенко «Проблемы расследования экономических и налоговых преступлений» [8].
В практике документальных исследований на первый план выходят крупные многопользовательские системы, основанные на современных системах связи и обработки информации. Одним из таких программных продуктов является «1 С: Предприятие», разработанный компанией «1 С».
Фирмой «1 С» разработан объемный спектр типовых прикладных решений на платформе «1С: Предприятие 8» для использования российскими предприятиями, а также бюджетными учреждениями:
- «1 С: Бухгалтерия 8» (включая версию КОРП, базовую версию и специализированные поставки базовой версии «1 С: Упрощенка 8» и «1 С: Предприниматель 8») -универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю
_
(в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д.;
- «1 С: Предприятие 8. Управление торговлей» - в комплексе решает задачи управленческого и оперативного учета, анализа и планирования, автоматизирует торговые, финансовые и складские операции, обеспечивает современный уровень управления предприятием;
- «1 С: Зарплата и управление Персоналом 8» - предназначена для комплексной автоматизации расчета заработной платы и реализации кадровой политики предприятий. Это прикладное решение нового поколения, в котором учтены как требования законодательства, так и реальная практика работы предприятий, а также перспективные мировые тенденции развития подходов к мотивации и управлению персоналом;
- «1 С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» - позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам;
- «1 С: Консолидация 8» (включая версию ПРОФ) - программный продукт для решения широкого спектра задач по подготовке и анализу корпоративной отчетности групп компаний и филиальных структур в интересах внутренних и внешних потребителей;
Для российских бюджетных учреждений предлагаются следующие прикладные решения:
- «1 С: Бухгалтерия государственного учреждения 8» - обеспечивает автоматизацию бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых
из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджетов, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда;
- «1 С: Бюджетная отчетность 8» - программный продукт предназначен для автоматизации составления консолидированной бюджетной отчетности - сбора, проверки, консолидации и анализа бюджетной отчетности;
- «1 С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» - программный продукт для комплексной автоматизации расчета заработной платы и ведения кадрового учета в государственных (муниципальных) учреждениях, состоящих на самостоятельном балансе, финансируемых из федерального, регионального (субъектов Российской Федерации) или местного бюджета, а также из бюджета государственного внебюджетного фонда;
- «1 С: Свод отчетов» - программный продукт предназначен для автоматизации процесса сбора, проверки, консолидации и анализа бюджетной отчетности, а также произвольной статистической и аналитической отчетности. Прикладное решение реализует полный технологический цикл - от подготовки отчетов получателями бюджетных средств до составления распорядителем средств бюджета (финансовым органом) консолидированных отчетов и выгрузки их в электронном виде для представления в вышестоящие организации.
Наиболее полную реализацию функциональных возможностей системы программ «1 С: Предприятие 8» представляет прикладное решение (конфигурация) «Управление производственным предприятием».
Функциональные области, автоматизируемые этим и некоторыми другими типовыми прикладными решениями, поясняются следующей структурной схемой (см. рис. 1).
В связи с изменением законодательства 2011 года фирмой «1 С» с 1 мая 2011 года официально прекращен выпуск обновлений для типовых решений на платформе «1 С: Предприятие 8.1». В настоящее время существует технологическая платформа «1 С: Предприятие 8.2» и множество конфигураций к ней.
3. Возможности и перспективы автоматизации специальных исследований
Система программных продуктов «1 С: Предприятие» позволяет на основании первичных документов качественно сгенерировать по требованию пользователя различную обобщенную управленческую и бухгалтерскую информацию В зависимости от направления видов деятельности предприятий существуют различные отраслевые решения, предлагаемые фирмой «1 С». Данное обстоятельство предполагает постоянное совершенствование специальных методик и алгоритмов проведения экономических исследований с использованием электронных баз данных.
К основным достоинствам автоматизированного учета на компьютерах относятся: точность данных и оперативность их внесения; возможность совмещения всех видов хозяйственного учета; ведение синтетического и аналитического учетов; снижение количества бумажных носителей информации. С другой стороны, автоматизированный учет несет в себе потенциальную опасность противоправного использования.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯ ЕМ
У ПРАВ JIЕНИЕ ТОРГ ОН л Iii ЗАРПЛАТА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
CDR ТОРГОВЛЯ ЗАПАСЫ БУХГАЛТЕРИЯ НАЛОГИ ОТЧЕТНОСТЬ МСФО Ь ЮДЖЕГИРОВ АНИК ЗАРПЛАТА ПЕРСОНАЛ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОШВ одет В о ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
т 1 СгБУХГАЛТЕРИЯ 8 т
Рис. 1
Накапливаемая в организациях компьютерная информация при правильной работе с ней (правильном процессуальном закреплении) может помочь при проведении проверочных мероприятий правоохранительными органами, формировании доказательственной базы преступной деятельности, доказывании умысла на совершение преступления экономической направленности. Для этого сотрудниками органов внутренних дел осуществляются оперативно-розыскные мероприятия, связанные с обнаружением и изъятием финансово-хозяйственной документации с выездом на предприятия.
Сама компьютерная информация не может быть прямой уликой в суде, но распечатанная на бумажных носителях и процессуально оформленная «черновая» бухгалтерия или иные подложные документы могут быть представлены в качестве доказательств со ссылкой на ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [9], в соответствии с которой, документом является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Особенностью экономических преступлений с использованием компьютерных технологий и автоматизированной обработки информации является то, что в них участвуют не только материально-ответственные лица, но и операторы и программисты.
На практике встречаются случаи, когда в программное обеспечение вводятся различные изменения, в результате которых компьютер может постоянно изменять показатели, влияющие на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Кроме того, возможны случаи, когда программист изготовляет с целью сокрытия следов нарушения программы, которые разрушаются через какой-то промежуток времени или при определенных условиях. Именно поэтому, при проведении проверочных мероприятий с выездом сотрудников оперативных подразделений совместно с сотрудника-
ми подразделений документальных исследований на предприятия для обнаружения и документального закрепления бухгалтерских записей, в т.ч. «черновой бухгалтерии», в условиях автоматизированного учета, необходимо в состав проверяющей группы включать специалистов по автоматизированной обработке учетных данных, обладающих специальными познаниями. При этом все большее значение приобретают конкретные методики и способы исследования электронных баз данных.
Многие инструкции и практические руководства по работе с программой «1 С: Предприятие 8.2» предназначены для сотрудников предприятий различных организационно-правовых форм собственности (бухгалтеров, экономистов и сотрудников административного состава) и содержат рекомендации по использованию методов работы в программе, начиная с учета по основным разделам хозяйственной деятельности с заполнением основных справочников в информационной базе программы и заканчивая подведением общих итогов, составлением бухгалтерского баланса и формированием итоговой отчетности для отправки ее в различные фонды и контролирующие органы.
Сотрудникам органов внутренних дел при исследовании по материалам оперативно-розыскной деятельности необходимо использовать методические приемы работы в компьютерных программах именно с позиции выявления данных, отраженных в регистрах синтетического и аналитического учета, свидетельствующих о признаках преступлений в сфере экономики.
Бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении уголовных дел в суде и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств. Поэтому особую значимость будет иметь соблюдение установленных законодательством требований к оформлению того или иного вида документов, прежде всего по форме и наличию обязательных реквизитов.
С проведением фиктивных хозяйственных операций неразрывно
связано понятие «фиктивный документ». Фиктивный - это вымышленный первичный документ, который зарегистрирован в сводном документе, но в действительности никогда не существовал.
Оформление бестоварных документов может осуществляться с целью: представления подложных данных о фактическом расходовании сырья и материалов на производство с последующим их хищением; выдачи сторонним предприятиям и фирмам заведомо фиктивных документов для прикрытия их противозаконных действий; составления фиктивных или изменения подлинных документов в целях сокрытия недостачи материальных ценностей, образовавшейся вследствие хищения.
Безденежные документы могут использоваться подозреваемыми лицами с целью сокрытия излишков и недостач, возникших, в том числе в результате хищения.
В преступных целях чаще всего используют бухгалтерскую документацию и материалы инвентаризации. Это обусловлено тем, что для преступных групп фальсификация бухгалтерских документов и материалов инвентаризации является наиболее доступной, поскольку искажение счетов и баланса требует соответствующей подготовки и участия в преступной группе квалифицированного работника, знающего бухгалтерский учет. В целях сокрытия различных недостатков и признаков злоупотреблений, работники бухгалтерского аппарата могут прибегать к фальсификации баланса. Данные баланса позволяют изучить финансовое положение организации, определить ее обеспеченность собственными оборотными средствами, и ее платежеспособность, под которой понимается способность организации в соответствующие сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам. Фальсифицированные балансы используются в качестве доказательств при расследовании преступлений. Содержащаяся в балансе информация более широко используется для первичного поиска признаков преступлений, обнаружения новых доказательственных материалов.
Хозяйственная деятельность находит отражение в системе бухгалтерского учета в различной степени детализации (синтетический и аналитический учет).
При организации аналитического учета могут иметь место следующие недостатки:
1) отсутствие аналитического учета по какому либо из синтетических счетов;
2) запущенность аналитического учета;
3) недостаточная детализация аналитического учета.
Ситуация, когда аналитический учет по статьям баланса, где он должен обязательно вестись, не ведется, может создавать условия для получения пересортицы, сокрытия хищений. Например, отсутствие учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» может способствовать хищениям, скрываемым путем необоснованного перечисления денежных средств сторонней организации, где данная сумма по предварительному сговору обналичивается и присваивается соучастниками.
На практике встречаются случаи преднамеренной запущенности аналитического учета. Эта запущенность учета может использоваться для сокрытия денежных сумм в связи с нерасшифровкой их остатков по синтетическому счету.
Аналитический учет, по сравнению с синтетическим, реагирует на признаки уже совершившихся правонарушений. Сигналом о возможных злоупотреблениях могут быть различные отклонения от обычного порядка формирования текущих остатков по аналитическим счетам. Например, возникновение кредитовых остатков по активным и дебетовых по пассивным счетам. Такое несоответствие возникает в результате бестоварности расходной операции, неполного оприходования ценностей и тому подобное. По данным аналитического учета может быть восстановлен внешний вид утраченных (уничтоженных) первичных бухгалтерских документов. После этого содержание таких документов в ряде случаев подвергают детальной проверке.
Алгоритмы экономического исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятий основаны на положении о том, что современные бухгалтерские системы являются комплексным решением, отвечающим основным требованиям к управлению и учету на предприятии, а также учитывают, что эти решения позволят организовать единую информационную систему учета финансово-хозяйственной деятельности по российским и международным стандартам.
4. Заключение
Основным фактором успешности проведения документальных исследований при выявлении преступлений экономической направленности является полнота и достоверность представленных на исследование документов. Использование информационных баз данных бухгалтерского учета позволяет в оперативном порядке задокументировать противоправное деяние в сфере экономики, заверенного электронной подписью.
Эффективность данных мероприятий существенно повышается при использовании основного алгоритма действий, отражающим конфигурацию программы. Это позволит сотрудникам органов внутренних дел быстро и эффективно в полной мере оценить полноту информации, характер нарушений с целью обнаружения признаков преступления; определить интересующие бухгалтерские документы и их отношение к рассматриваемому событию; быстро уяснить содержание отраженных операций, оценить их соответствие данным, отраженным в других бухгалтерских документах; определить методы проверки документальных сведений; правильно определить последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положе-
ния)» // "Российская газета", № 89, 14.05.1996
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О полиции". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru
3. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 25.12.2013) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru
4. Федеральный закон от
12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности». Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О бухгалтерском учете". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от
21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) "О бухгалтерском учете". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об электронной подписи". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Ищенко А.Н. Проблемы расследования экономических и налоговых преступлений // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. № 8. С.5.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Официальный сайт Правовой системы Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant. га
_
Reference
1. Decree of the President of the Russian Federation 29.04.1996 no 608 «On state strategy of economic security of the Russian Federation (basic provisions)» // "Rossiyskaya Gazeta", № 89, 14.05.1996.
2. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ (of 03.02.2014) "On police". Official website of the Legal systems Consultant plus. - [Electronic resource]. Mode of access: http://www. consultant.ru
3. Decree of the President of the Russian Federation of 01.03.2011 № 248 (amended on 25.12.2013) "Issues of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation". Official website of the Legal systems Consult-
ant plus. - [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru
4. Federal law from 12.08.1995 no. 144-FZ (of 21.12.2013) «On investigative activities». The official Internet-portal of legal information. -[Electronic resource]. Mode of access: http://www.pravo.gov.ru
5. Federal law of06.12.2011 № 402-FZ (of 28.12.2013) "On accounting". Official website of the Legal systems Consultant plus. - [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru
6. Federal law dated 21.11.1996 № 129-FZ (of 28.11.2011) "On accounting". Official website of the Legal systems Consultant plus. - [Electronic resource]. Mode of access: http://www. consultant.ru
7. Federal law of 06.04.2011 № 63-FZ (of 02.07.2013) "On electronic signature". Official website of the Legal systems Consultant plus. -[Electronic resource]. Mode of access: http://www.consultant.ru
8. Ishchenko A.N. Problems of investigation of economic and tax crimes // Bulletin of the Academy of economic safety of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. № 8. C. 5.
9. Federal law of 27.07.2006 № 149-FZ (of 28.12.2013) "On information, information technologies and protection of information". Official website of the Legal systems Consultant plus. - [Electronic resource]. Mode of access: http://www.consult-ant.ru