Научная статья на тему 'К вопросу о процессуальном статусе субъектов проверки сообщений о преступлениях экономической направленности'

К вопросу о процессуальном статусе субъектов проверки сообщений о преступлениях экономической направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ОБЭП / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMPLOYEE OBEP / THE INVESTIGATOR / THE FIELD INVESTIGATOR INQUIRY BODY / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жамков А. А.

Рассматривается вопрос о наличии процессуального статуса субъекта уголовно-процессуальной деятельности у сотрудника оперативного подразделения по борьбе с экономическими преступлениями при рассмотрении сообщений о преступлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жамков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on the remedial status

In article the question on presence of the remedial status субъекта criminally-remedial activity at the employee of operative division on struggle against economic crimes is considered by consideration of messages on a crime.

Текст научной работы на тему «К вопросу о процессуальном статусе субъектов проверки сообщений о преступлениях экономической направленности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ СУБЪЕКТОВ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

А.А. ЖАМКОВ,

соискатель кафедры предварительного расследования, оперуполномоченный ОЭБ УВД по ЮЗАО г. Москвы

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика;

оперативно-розыскная деятельность E-mail: veranadezda2@yandex. ru Рецензент: кандидат юридических наук, доцент А.С. Есина

Аннотация. Рассматривается вопрос о наличии процессуального статуса субъекта уголовно-процессуальной деятельности у сотрудника оперативного подразделения по борьбе с экономическими преступлениями при рассмотрении сообщений о преступлении.

Ключевые слова: сотрудник ОБЭП, дознаватель, оперуполномоченный орган дознания, оперативно-розыскная деятельность.

TO A QUESTION ON THE REMEDIAL STATUS OF SUBJECTS OF CHECK OF MESSAGES ON CRIMES OF AN ECONOMIC ORIENTATION

A.A. ZHAMKOV,

the competitor of chair of preliminary investigation, the Department of Internal Affairs on YUZAO Moscow

Annotation. In article the question on presence of the remedial status субъекта criminally-remedial activity at the employee of operative division on struggle against economic crimes is considered by consideration of messages on a crime. Keywords: employee OBEP, the investigator, the field investigator inquiry body, operatively-search activity.

Уголовно-процессуальный закон обязывает не только принять каждое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, но и проверить его в пределах компетенции, установленной законом (ст. 144 УПК). Проверять сообщение о преступлении должны только те субъекты уголовно-процессуальной деятельности, которые перечислены в законе, и только в пределах той компетенции, которая установлена законодателем для каждого из них.

На основании ч. 1 ст. 144 УПК заявление о готовящемся или совершенном преступлении должно быть проверено дознавателем, следователем, органом дознания или руководителем следственного органа. Правоприменительная практика в системе ОВД скла-

дывается таким образом, что заявления о преступлениях экономической направленности поступают прежде всего в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудники которого проверяют поступившую информацию о преступлении и принимают процессуальные решения в порядке ст. 145.

Возникает закономерный вопрос: вправе ли сотрудники оперативных подразделений ОБЭП принимать процессуальные решения и в качестве какого субъекта процессуальной деятельности они при этом действуют?

Оперуполномоченные ОБЭП не указаны законодателем в тексте УПК в качестве субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Этот факт может служить

НАУКИ

основанием для вывода о том, что сотрудники ОБЭП не вправе принимать по результатам проверки сообщений о преступлении процессуальные решения. Однако в этом случае следовало бы признать, что складывающаяся практика в системе ОВД по поводу принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела сотрудниками ОБЭП противоречит принципу законности. Вместе с тем прокуроры не отменяют процессуальных решений оперуполномоченных ОБЭП по мотиву ненадлежащего субъекта принятия процессуального решения. Следовательно, сотрудники ОБЭП признаются надлежащим субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Остается определиться, в каком процессуальном статусе действуют сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями при проверке сообщений о преступлении.

На основании ч. 1 ст. 144 УПК проверять заявления о преступлении вправе дознаватель и орган дознания. Поскольку законодатель различает эти субъекты, рассмотрим их по отдельности. На основании п. 1 ч .1 ст. 40 к органам дознания относятся ОВД и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Эта норма носит отсылочный характер, и чтобы конкретизировать иные органы исполнительной власти, т.е. субъекты оперативно-розыскной деятельности, следует обратиться к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Субъектами оперативно-розыскной деятельности в законе названы оперативные подразделения ОВД, следовательно, оперативные подразделения отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ст. 13).

Законодатель наделил статусом органа дознания ОВД полицию как составную часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О полиции»), а также орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по оперативно-розыскной деятельности, т.е. оперативные подразделения БЭП (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Комментируя п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК и определяя значение союза «а также», употребляемого законода-

телем, следует отметить, что союз «а также» в русском языке имеет значение «тоже», «равным образом», «равно как...», «одновременно»1. Следовательно, законодатель относит к органам дознания сразу несколько государственных органов исполнительной власти: и ОВД, и полицию, и оперативные подразделения ОВД, а равным образом (или одновременно) оперативные подразделения иных органов исполнительной власти, указанных в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Оперативные подразделения БЭП являются субъектами уголовно-процессуальной деятельности в качестве самостоятельного органа дознания, а начальник подразделения обладает статусом начальника органа дознания2.

Что касается другого субъекта проверки сообщения

0 преступлении — дознавателя, то на основании п. 7 ст. 5 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Оперуполномоченные ОБЭП как должностные лица3 этого органа дознания вправе приобрести статус дознавателя, когда им будет дано поручение начальником органа дознания.

Как отмечается в специальной юридической литературе, приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

1) когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров;

2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия, т.е. делегировал под-

1 Словарь синонимов русского языка / под ред. Л.А. Чешко. М., 1969. С. 537; Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 684.

2 В юридической литературе высказывалось мнение о том, что оперативные подразделения вправе обладать статусом органа дознания (Григорьев В.Н., Шишков А.А. Уголовно-процессуальная деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2001).

3 Все сотрудники ОВД, состоящие в должности как начальствующего, так и рядового состава, являются должностными лицами (постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»).

НАУКИ

чиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. Начальник органа дознания делегирует процессуальные полномочия путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах, адресованные подчиненному сотруднику4.

Начальник ОБЭП как начальник органа дознания наделяет оперуполномоченного отдела процессуальным статусом дознавателя путем написания на его имя письменного распоряжения (резолюции) на поступившем заявлении о преступлении. В резолюции указывается, что надлежит сделать оперуполномоченному: принять сообщение о преступлении экономической направленности, провести проверку, принять соответствующее процессуальное решение в порядке ст. 145 УПК. Сотрудник отдела БЭП, на чье имя было адресовано письменное указание начальника, пользуясь процессуальным статусом дознавателя, проводит проверку сообщения о преступлении и принимает процессуальное решение как надлежащий субъект уголовно - процессуальной деятельности.

Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, оперуполномоченные ОБЭП действуют за пределами уголовного судопроизводства и, конечно, не в качестве органов дознания. Вместе с тем при наличии определенных предпосылок эти же должностные лица вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, например принимать и проверять сообщения о преступлении экономической направлен-

ности, действуя при этом в качестве органов дознания.

Таким образом, такие разные направления деятельности, как уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная, могут возлагаться законодателем на одни и те же ведомства, органы исполнительной власти. Законодатель уточняет, что конкретные исполнители этих видов деятельности должны быть разными5. Так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель так же, как и следователь, ассоциируется в основном как субъект деятельности по расследованию преступлений. Статус дознавателя у оперативного работника, безусловно, вызывает недоумение. Часть 1 ст. 144 УПК целесообразно дополнить таким субъектом проверки сообщения о преступлении, как должностное лицо органа дознания, что более соответствует статусу сотрудника ОБЭП.

4 Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: пособие. М., 2009. С. 11.

5 Так, в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» законодатель устанавливает обязанность органов ФСБ России осуществлять как оперативно-розыскные мероприятия (ст. 10), так и дознание, предварительное следствие по делам, отнесенным к их компетенции (ст. 12). В ТамК, в ст. 222 установлены полномочия таможенных органов как органов дознания, а в ст. 224 — полномочия этих же органов как субъектов оперативно-розыскной деятельности. Аналогичным образом решался вопрос и в Федеральном законе «О Федеральных органах налоговой полиции». Очевидно, в законодательных актах речь идет о разных функциях, которыми законодатель наделяет одни и те же ведомства.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 559 с. ISBN 978-5-238-01984-0

Применительно к реалиям современного общества систематизированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.