Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
национальная гвардия / административные правонарушения / механизм воздействия / правонарушения / охрана общественного порядка.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А.

Войска национальной гвардии были созданы Указом Президента РФ в результате преобразования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Важнейшее значение для эффективного функционирования вновь созданной силовой структуры имеет оформление служебной деятельности сотрудников Росгвардии, поскольку от соблюдения процессуального порядка осуществляемых полномочий зависит защита прав и интересов граждан, соблюдение законности и дисциплины, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Деятельность Росгвардии осуществляется на основе правовых принципов, которые можно классифицировать, подразделяя их на общие принципы деятельности и организации службы. Общие принципы деятельности вытекают из норм Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

е-mail: mail@law-books.ru

ГЕЛЯХОВА Лейла Абдулаховна,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры ОПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

е-mail: mail@law-books.ru

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Войска национальной гвардии были созданы Указом Президента РФ в результате преобразования внутренних войск МВД России в войска национальной гвардии в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Важнейшее значение для эффективного функционирования вновь созданной силовой структуры имеет оформление служебной деятельности сотрудников Росгвардии, поскольку от соблюдения процессуального порядка осуществляемых полномочий зависит защита прав и интересов граждан, соблюдение законности и дисциплины, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Деятельность Росгвар-дии осуществляется на основе правовых принципов, которые можно классифицировать, подразделяя их на общие принципы деятельности и организации службы. Общие принципы деятельности вытекают из норм Конституции РФ.

Ключевые слова: национальная гвардия, административные правонарушения, механизм воздействия, правонарушения, охрана общественного порядка.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department of GIPD, North Caucasus Institute for Advanced Studies (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

GELYAKHOVA Leyla Abdulahovna,

PhD in Law, Deputy Head of the Department of OPD, North Caucasus Institute for Advanced Studies (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

TO THE QUESTION OF THE PROCEDURAL REGISTRATION OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The troops of the National Guard were created by the Decree of the President of the Russian Federation as a result of the transformation of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia into the troops of the National Guard in order to ensure state and public security, protect the rights and freedoms of man and citizen. Of paramount importance for the effective func-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-115-118 NIION: 2018-0076-6/22-746 MOSURED: 77/27-023-2022-6-945

tioning of the newly created power structure is the formalization of official activities of the employees of the National Guard, since the protection of the rights and interests of citizens, compliance with the law and discipline, ensuring public order and public safety depend on the observance of the procedural order of the powers exercised. The activities of the National Guard are carried out on the basis of legal principles that can be classified, subdividing them into general principles of activity and organization of the service. The general principles of activity follow from the norms of the Constitution of the Russian Federation.

Key words: national guard, administrative offenses, mechanism of influence, offenses, protection of public order.

Принципы организации службы обусловлены статусом Росгвардии как национальной военной организации и включают принципы единства, единоначалия и централизации УФС войск национальной гвардии Российской Федерации. Идеология данного принципа зиждется на том, что служба должна организовываться для исполнения возложенных задач только на федеральном уровне, войска, а также правоохранительные органы, входящие в состав, должны быть подчинены единоначально органам исполнительной власти, иначе возможны конфликтные ситуации с органами исполнительной власти субъектов РФ, решение разногласий может быть осуществлено с помощью вооруженной силы [1].

В целях реализации указанных выше задач Росгвардия осуществляет общие полномочия, в рамках которых войска национальной гвардии задействованы в производстве по делам об административных правонарушениях, выдают лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности, реализуют контрольно-надзорные полномочия в сфере оборота оружия, обеспечивают охрану топливных объектов.

Учитывая, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - это меры государственного принуждения, которые ограничивают права граждан, в связи с чем, их применение должно быть легитимным и регламентированным [2]. Например, доставление и административное задержание ограничивают наиболее важные человеческие права как право на передвижение и право на свободу, в связи с этим, нормы КоАП РФ должны трактоваться всеми правоприменителями единообразно и без возможности исполнения действий на свое усмотрение.

Войска национальной гвардии России -достаточно новая структура в системе обеспечения национальной безопасности, которая находится в стадии становления, формирования системы обеспечения её боеспособности. Концепция строительства и использования войск Росгвардии предполагает, что они наделены

широким объемом функций и полномочий: от охраны общественного порядка, важных государственных объектов, вневедомственной охраны до борьбы с экстремизмом и терроризмом на федеральном и региональном уровнях.

Принятое в апреле 2016 г. решение о формировании Росгвардии не только как о правопреемнике внутренних войск МВД России, но, в целом, силовой правоохранительной структуре, решающей многие другие задачи обеспечения государственной и общественной безопасности, участия в обороне страны не только войсковыми способами, но и методами, относящимися к сфере деятельности правоохранительных органов, и соответственно, развивающейся как специфическая военная и правоохранительная организация [3], абсолютно уникальная и не имеющая аналогов в мире, предопределила необходимость глубоко обоснованного и продуманного определения перспективных направлений развития войск национальной гвардии Российской Федерации. Ошибки в прогнозной оценке мероприятий их строительства и развития могут привести к значительным кадровым, финансовым и временным потерям, а порой и к угрозе срыва выполнения служебно-бо-евых задач.

Складывается ситуация, в которой должностные лица Росгвардии осуществляют меры процессуального обеспечения (например, административное задержание) по одним статьям КоАП РФ, составляют протоколы об административных правонарушениях - по другим, а рассматривают дела об административных правонарушениях - по третьим статьям КоАП РФ. Составление протокола об административном правонарушении без закрепления информации об обстоятельствах совершения административного правонарушения в процессуальных документах невозможно [4]. Протокол об административном правонарушении часто - единственный процессуальный документ, в котором фиксируются данные о наличии административного правонарушения, а также объяснения и показания лиц, участвующих в этом деле. Это документ, который является собирательным процессуальным источником, подводящим итог стадии возбуждения дела об

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

административном правонарушении и представляющий достаточную доказательную платформу для правильного и объективного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ предусмотрено три срока составления протокола об административном правонарушении: - немедленно после выявления административного правонарушения. Законодатель уделяет много внимания регламентации оснований и порядка применения данной меры административного принуждения. Росгвар-дия представляет собой структуру, состоящую из подразделений, командиры которых в соответствии с положениями процессуального законодательства Российской Федерации могут выступать органами дознания, что дает право сотрудникам подразделений Росгвардии производить задержание и предварительные следственные действия с лицом, подозреваемым в совершении преступления. Реализация задержания состоит помимо непосредственного доставления нарушителя в подразделение органа внутренних дел, в удержании данного лица в специально предназначенных для этого помещениях - спецприемниках, изоляторах временного содержания, комнатах для задержания при дежурной части ОВД [4]. Обозначенная мера нарушает интересы и права лица, поэтому должна применяться исключительно в случаях, предусмотренных законом, когда лицом совершено административное нарушение. Федеральный закон № 226-ФЗ закрепляет императивное требование, в соответствии с которым сотрудники Росгвардии обязаны доставлять фактически задержанное лицо в подразделение полиции не позднее трех часов с момента фактического задержания, а в ситуации, когда нарушитель находится в состоянии опьянения, - с момента полного вытрезвления. Временем или состоянием вытрезвления задержанного считается такое условное состояние доставленного лица в нетрезвом виде, когда симптомы опьянения у него сводятся до минимальных или исчезают совсем, а именно появляется нормальная речь, поведение, жестикуляция. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном, время, место и мотивы задержания [5].

В деятельности Росгвардии применяется сервис электронного документооборота (ИС «СЭД Росгвардии»), предназначенный для автоматизации процессов делопроизводственной деятельности подразделений Росгвардии, обработки, хранения, учета,контроля, использования и исполнения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

документов (в т.ч. и документов в электронной форме), образующихся в ходе деятельности подразделений Росгвардии. Функционирование данной системы позволяет повысить эффективность деятельности службы войск национальной гвардии в целом.

В заключение необходимо отметить, что, проведя анализ особенностей процессуального оформления служебных документов при реализации военнослужащими (сотрудниками) Росгвар-дии возложенных на них полномочий, можно сделать следующие выводы. Обеспечение законности и правопорядка в сфере, подконтрольной ФСВНГ, принадлежит к числу таких сфер правовой жизни, качественное регулирование которых является жизненно важным для всего общества [6]. От эффективности лицензионно-разреши-тельной работы органов Росгвардии во многом зависит безопасность каждого из нас. Соответственно, необходимо самым пристальным образом заниматься планированием и осуществлением правотворческой деятельности, обеспечивать соблюдение процессуального порядка оформления служебной деятельности с учетом всего многообразия различных факторов, мониторингом эффективности правоприменения в сфере деятельности Росгвардии.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. I). - Ст. 4159; 2022. - № 14. -Ст. 2198.

[2] Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 06.06.2017 г. № 160 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Винокур А.Б. Статус Росгвардии // Правовые аспекты. - 2019. - № 4.

[4] Воробьев П.С. Правоохранительные органы // Экономика и право. - 2020. - № 3.

[5] Новиков А.В. Особенности и проблемы рассмотрения дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест либо административное выдворение // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2015. - № 4.

[6] Соловей Ю.П. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная федеральным законом «О полиции» // Административное право и процесс. - 2012. -№ 3.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 g. № 226-FZ (red. ot 01.04.2022) «O vojskah nacional'noj gvar-dii Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2016. - № 27 (ch. I). - St. 4159; 2022. - № 14. - St. 2198.

[2] Prikaz Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii RF ot 06.06.2017 g. № 160 «Ob utver-zhdenii Instrukcii po deloproizvodstvu v vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Vinokur A.B. Status Rosgvardii // Pravovye aspekty. - 2019. - № 4.

[4] Vorob'ev P.S. Pravoohranitel'nye organy // Ekonomika i pravo. - 2020. - № 3.

[5] Novikov A.V. Osobennosti i problemy rass-motreniya del ob administrativnyh pravonarusheni-yah, vlekushchih administrativnyj arest libo adminis-trativnoe vydvorenie // Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2015. -№ 4.

[6] Solovej Yu. P. Vhozhdenie (proniknovenie) sotrudnikov policii v zhilye i inye pomeshcheniya, na zemel'nye uchastki i territorii kak mera gosudarstven-nogo prinuzhdeniya, predusmotrennaya federal'nym zakonom «O policii» // Administrativnoe pravo i process. - 2012. - № 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.