ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
УДК 342:343.05
Габиева С.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
В статье рассмотрены проблемы борьбы с проявлениями терроризма в средствах массовой информации, а также законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием СМИ. Проанализировано российское законодательство, прямо или косвенно определяющее работу СМИ в условиях терактов, и законодательство зарубежных государств, регулирующее вопросы борьбы с терроризмом. Рассматриваются точки зрения различных исследователей на связь терроризма с деятельностью средств массовой информации. Подчеркивается значение средств массовой информации в антитеррористической пропаганде. Сказано, что только комплексный подход повысит эффективность противодействия распространению экстремизма в средствах массовой информации. Сделаны выводы о том, что особое значение надо придавать формированию законодательной базы, регулирующей освещение терроризма в СМИ, а также необходимо создать условия, при которых в СМИ как можно чаще встречалась объективная тематическая информация, формирующая негативное отношение к идеям терроризма и экстремизма.
Ключевые слова: противодействие терроризму, средства массовой информации, террористическая деятельность, правовое регулирование, законодательство, зарубежный опыт.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-22-2-30-34
UDC 342:343.05
TO THE ISSUE OF COMBATING TERRORISM IN THE MEDIA Gabieva S.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article considers the problems of combating terrorism in the media and legal regulation of relations arising in connection with the use of the media. Russian legislation is analysed directly or indirectly identifies the media in the face of terrorist acts and legislation of foreign countries on the fight against terrorism. Are discussed in terms of the various researchers to link terrorism with the media. Stresses the importance of the media in the anti-terrorist propaganda. It is said that only a comprehensive approach would enhance the effectiveness of combating the spread of extremism in the media. Conclusions on that particular importance should be given to the formation of the legislative framework governing terrorism coverage in the media, as well as the need to create conditions under which the MEDIA as often as possible met objective information, forming a negative attitude towards the ideas of terrorism and extremism.
Key words: counter terrorism, media, terrorist activities, regulation, legislation, foreign experience.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-22-2-30-34
В настоящее время предотвращение террористической угрозы является одной из приоритетных задач в сфере профилактики правонарушений в большинстве стран мира, к числу которых относится и Россия. Современный терроризм становится все более связанным с деятельностью средств массовой информации. Поэтому проблема отсутствия законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием средств
массовой информации в ходе освещения различных проявлений терроризма и экстремизма, является одной из основных проблем борьбы с терроризмом в СМИ. В силу этого не вызывает сомнений актуальность темы настоящей статьи.
Ряд ученых считают, что террористы сегодня крайне нуждаются в публичности и стараются максимально использовать средства массовой информации в своих целях. Через СМИ они доносят
СМ. ГАБИЕВА
свои «послания» до общественности, через них общество узнает об актах насилия [1, с. 5]. Как подчеркивают профессор Ш.Б. Магомедов и другие ученые-юристы, «весьма значительным средством достижения террористами своих целей в настоящее время является использование ими средств массовой информации (и в первую очередь телевидения) в качестве своеобразного оружия массового поражения, нагнетание тем самым страха в обществе, пропаганда террористической деятельности» [2, с. 27]. Такого же мнения придерживается Наини Альберт Мухаммад Исрун, отмечая, что «коммуникационные цели выходят на первый план в деятельности террористов» [3, с. 191]. Другими словами, фактической целью террористической деятельности является общественное мнение, а также контроль над ним.
В связи с этим можно сказать, что в сфере противодействия терроризму результаты работы СМИ могут иметь как позитивный эффект в борьбе с этой угрозой, так и крайне негативный Как справедливо отмечают ученые, «использование средств массовой информации в целях правовой пропаганды должно быть выверенным, чтобы не получить обратный эффект» [2, с. 27]. Так, проведение террористических акций на территории Российской Федерации, к примеру, в Республике Дагестан сопровождалось негативным информационным воздействием на общество с призывами неподчинения российским законам. Надо также сказать, что при помощи СМИ в массовое сознание населения многих российских регионов, «особенно с компактным проживанием мусульман, активно внедряются идеологические установки, облагораживающие образы террористов и даже романтизирующие их преступную деятельность» [4, с. 5]. Поэтому, объективно передавая жестокость террористического насилия и убийств, СМИ смогут помочь развенчать миф о террористе-герое, у которого нет другого выхода, кроме как взяться за оружие.
В России пути и методы взаимодействия СМИ и властей «прошли длительный эволюционный путь, и до сих пор нельзя говорить о том, что баланс между ними найден» [5, с. 208]. Об этом свидетельствуют все новые и новые дискуссии, развертывающиеся вокруг действий СМИ и властей после каждого нового террористического акта. Вследствие этого актуальным является вопрос, как справляются со своей ролью в противостоянии терроризму средства массовой информации, ведь именно через реализацию ряда функций СМИ (информационной, функции формирования массового сознания и др.) государственные органы получают возможность осуществлять профилактическую работу по борьбе с терроризмом [6, с. 146].
Надо сказать, что сегодня при освещении антитеррористической деятельности в СМИ возникает ряд проблем, среди которых следует назвать такие, как недостаточный уровень воспитательной и разъяснительной работы, отсутствие высокопро-
фессиональных аналитических программ, глубоких информационно-аналитических сюжетов о россиянах, пострадавших от террора, о социальной адаптации боевиков, сдавшихся и освобожденных от ответственности, которые не запятнали себя кровавыми преступлениями и др. [4, с. 7]. Думается, наиболее удачно выявила существующие на современном этапе проблемы информационной сферы Т.Н. Селедцова, которая отмечает, что «СМИ часто относятся к кризисной ситуации как к очередному информационному поводу и не придают значения тому, как в последующем выданная в эфир или напечатанная информация скажется на восприятии гражданами тех или иных процессов» [7, с. 9]. К тому же зачастую журналисты, желая получить сенсационный материал, пренебрегают правилами не только журналистской этики, но и общечеловеческой моралью. К примеру, по версии украинских СМИ народ Донбаса сам расстреливает свои дома из оружия украинской армии .
Поэтому ряд ученых считают, что теракты должны быть полностью заблокированы и запрещены к показу в СМИ, другие полагают, что СМИ должны сами ввести определенные самоограничения в свою деятельность по освещению терроризма [3, с. 192]. По мнению Д.Ш. Пирбудаговой, с целью противодействия экстремизму и терроризму следует формировать через средства массовой информации позитивно-толерантное отношение к представителям других национальных, религиозных и социальных групп, патриотическое сознание и ответственную гражданскую позицию, проводить пропаганду правовых знаний и навыков у населения и т.д. [8, с. 58].
Повышению эффективности борьбы с терроризмом в СМИ может также способствовать применение опыта зарубежных стран. Некоторые страны попытались ограничить или полностью запретить доступ террористических организаций в прессу. Законы, запрещающие выступления расистов, пропаганду и провокационные заявления, в которых выражается ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основе расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, национальности, цвета кожи имеются во многих зарубежных странах. Однако освещение террористических актов в каждой стране имеет специфические особенности. Например, в Германии нет федерального законодательства о СМИ, но есть законы о СМИ в каждом крупном административно-территориальном образовании (земле). В Великобритании и США вообще не существует специального законодательства о СМИ. При этом и в США, и в Великобритании существует нормативная правовая база, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом и оказывающая влияние на работу масс-медиа. Среди ограничительных мер, практи-
* ШЪ: Шрз://^^^уоиШЬе.сот^а1ск?у=МО0М£9и2770 (дата обращения: 30.04.2017).
куемых в разное время в Великобритании, ФРГ. Испании и ряде других европейских государств, столкнувшихся с террористической угрозой, выделяются: «запрет на передачу интервью с террористами по радио и телевидению, на публикацию программных заявлений, пропагандистских материалов террористического характера; право по решению суда закрывать СМИ, уличенные в симпатии к террористам; определенные ограничения работы журналистов при проведении антитеррористических спецопераций» [9, с. 47].
В США и Великобритании все масс-медиа имеют собственные, постоянно обновляющиеся этические кодексы, в которых оговариваются принципы работы журналистов в тех или иных кризисных ситуациях. К числу главных приоритетов западной прессы относится оперативность транслируемой информации. Тем не менее, при освещении терактов некоторые телекомпании идут на самоограничения. Изображение с места преступлений и терактов здесь транслируются только в том случае, если это оправдано с точки зрения редакционной этики и профессиональных стандартов ВВС. В целом при освещении терактов для западных средств массовой информации характерны четкое разделение информационных и аналитических материалов, использование комментариев специалистов и экспертов в области терроризма.
В Европе были приняты документы, регламентирующие вопросы противодействия экстремизму и терроризму в средствах массовой информации (Европейские конвенции: о трансграничном телевидении 1989 г., о совместном кинопроизводстве 1992 г., о компьютерных преступлениях 2001 г., «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» и др.).
Законодательство Российской Федерации по противодействию экстремистской и террористической деятельности основано на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права. В части 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Статьей 29 Конституции РФ провозглашается «свобода мысли и слова», но также запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Правовую основу противодействия и борьбы с терроризмом составляют федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2015 года), «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. (в ред. от 6 июля 2016 года), а также иные нормативно-правовые акты. Огром-
ное значение также имеют концептуально-стратегические документы - стратегии, концепции, доктрины.
Правовое регулирование СМИ осуществляется, главным образом, в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и в Законе о средствах массовой информации, который является базовым. Его важнейшим положением является недопустимость цензуры в СМИ, которая зафиксирована в ст. 29 Конституции Российской Федерации. Закон закрепляет, с одной стороны, свободу массовой информации (ст. 1), а с другой — недопустимость злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4). Закон не допускает использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, ... «для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.». В Законе РФ «О средствах массовой информации» терроризм и экстремизм упоминаются несколько раз. В ч. 4 ст. 16 Закона оговариваются обстоятельства и условия прекращения и приостановления деятельности СМИ.
В Федеральном законе «О противодействии терроризму» пропаганда идей терроризма, призывы к осуществлению террористической деятельности и ее оправдание в соответствии с буквой закона являются видами террористической деятельности (ст. 3). Отсюда — жесткая ответственность за такие действия - вплоть до закрытия СМИ и уголовного наказания. Следует также выделить статью 13, в соответствии с частью 5 которой определяется представитель оперативного штаба, ответственный за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности. Однако в отличие от Федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральный закон «О противодействии экстремисткой деятельности» прямо устанавливает ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности (ч. 1, 3 ст. 8, ст. 11).
Таким образом, в российском законодательстве содержится ряд норм, прямо или косвенно определяющих работу СМИ в условиях терактов. Вместе с тем, следует отметить, что из-за размытости формулировок, отсутствия правовой определенности в ряде положений законов, наличия пробелов и коллизий появляется возможность неправильного толкования отдельных норм, умышленного превышения полномочий правоприменителями в рассматриваемой сфере, создается угроза для основополагающих прав и свобод граждан [10, с. 49].
В заключение можно сделать следующие выводы.
Средства массовой информации могут сыграть важную роль в борьбе с террористическими угрозами, создавая у населения адекватное представление об опасности этих проявлений.
СМ. ГАБИЕВА
Для успешной борьбы с угрозой терроризма в средствах массовой информации необходим комплекс мер, который будет включать, в первую очередь, совершенствование существующего законодательства, регулирующего отношения по размещению и использованию информации в СМИ, а также ее контролю. Чтобы не возникала возможность неправильного толкования отдельных норм и не создавалась угроза для основополагающих прав и свобод граждан, необходимо устранить некоторую нечеткость и неясность положений законов, пробелы и коллизии с учетом опыта зарубежных стран.
Как представляется, в современных условиях российскими средствами массовой информации, в первую очередь, должны соблюдаться поло-
жения Закона РФ «О средствах массовой информации», касающиеся запрета распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм. Не следует также допускать распространения сведений о деталях проведения контртеррористических операций; включения в информационные сообщения сведений, подробно раскрывающих технологию совершения террористических актов и пр.
Думается, совместная работа юристов, представителей власти, общественных деятелей и представителей СМИ в дальнейшем должна способствовать решению существующих проблем в законодательстве Российской Федерации.
Литература
1. Матчанова З.Ш. Роль средств массовой информации в противодействии терроризму в условиях реализации правовых реформ в России // Правозащитник. 2014. № 1. С. 5.
2. Магомедов Ш.Б., Саидов А.Г., Абдусаламов P.A., Решетников С.Н. Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 2. С. 25-28.
3. Исрун Н. A.M. СМИ и терроризм в современном мире: Индонезия // Век информации. 2017. Т. 1. № 2. С. 191-192.
4. Ильин Е.П. Средства массовой информации в системе противодействия идеологии терроризма // Обзор. НЦПТИ. 2013. № 3. С. 4-9.
5. Масленников В.М. Реализация потенциала сми в осуществлении противодействия террористической деятельности в Российской Федерации // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 7 (37). С. 208-214.
6. Абдуллаев М.Х. Государственная политика противодействия религиозно-политическому экстремизму и актуальные задачи СМИ // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 201б. №4. Т. 2. Вып. 2. С. 140-147.
7. Селедцова Т.Н. Взаимодействие между СМИ и государственными структурами во время кризисных ситуаций // Право и политика. 200б. № 4. С. 9—11.
8. Пирбудагова Д.Ш. О некоторых путях предупреждения проявлений экстремизма среди молодежи II Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 57-59.
9. Петренко O.A., Горбачев A.M. СМИ и журналисты в условиях терактов. М.-Берлин: Изд-во ООО "Директмедиа Паблишинг", 201б. 199 с.
10. Дыков А.Н. Конституционно-правовые основы противодействия экстремизму и терроризму // Актуальные вопросы модернизации института прав человека в конституционном и международном праве: сб. ст. / отв. ред.: H.H. Кулешова. Рязань, 2015. С. 47-49.
References
1. Matchanova Z.Sh. Rol' sredstv massovoi informatsii v protivodeistvii terrorizmu v uslo-viyakh reali-zatsii pravovykh reform v Rossii // Pravozashchitnik. 2014. № 1. S. 5.
2. Magomedov Sh.B., Saidov A.G., AbdusalamovR.A., Reshetnikov S.N. Obespechenie informatsi-onnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: konstitutsionno-pravovoi aspekt // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 2. S. 25-28.
3. Isrun N. A.M. SMI i terrorizm v sovremennom mire: Indoneziya // Vek informatsii. 2017. T. 1. № 2. S. 191-192.
4. Il'in E.P. Sredstva massovoi informatsii v sisteme protivodeistviya ideologii terrorizma // Obzor. NTsPTI. 2013. № 3. S. 4-9.
5. Maslennikov V.M. Realizatsiya potentsiala smi v osushchestvlenii protivodeistviya terroristi-cheskoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2015. № 7 (37). S. 208-214.
6. Abdullaev M.Kh. Gosudarstvennaya politika protivodeistviya religiozno-politicheskomu eks-tremizmu i aktual'nye zadachi SMI // Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva. 201б. №4. T. 2. Vyp. 2. S. 140-147.
7. Seledtsova T.N. Vzaimodeistvie mezhdu SMI i gosudarstvennymi strukturami vo vremya kri-zisnykh situatsii // Pravo i politika. 200б. № 4. S. 9-11.
8. Pirbudagova D.Sh. O nekotorykh putyakh preduprezhdeniya proyavlenii ekstremizma sredi molo-dezhi // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 4. S. 57-59.
9. Petrenko O.A., Gorbachev A.M. SMI i zhurnalisty v usloviyakh teraktov. M.-Berlin: Izd-vo OOO "Direktmedia Pablishing", 2016. 199 s.
10. Dykov A.N. Konstitutsionno-pravovye osnovy protivodeistviya ekstremizmu i terrorizmu // Aktual'nye voprosy modernizatsii instituta prav cheloveka v konstitutsionnom i mezhdunarodnom prave: sb. st. / otv. red.: N.N. Kuleshova. Ryazan', 2015. S. 47-49.
Поступила в редакцию 15 апреля 2017 г.
Received 15 April, 2017