Научная статья на тему 'К вопросу о противодействии техногенному терроризму'

К вопросу о противодействии техногенному терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ВЫСОКОРИСКОВЫЕ ОБЪ-ЕКТЫ / TERRORISM / TERRORIST ACT / HAZARDOUS SUBSTANCES / HIGH-RISK FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Садило Александр Николаевич

В статье рассматриваются проблемы терминологии и совершенствования уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за терроризм. Исследуются вопросы противодействия техногенному терроризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of countering terrorism technogenic

The article deals with problems of terminology and improvement of the criminal law provides for liability for terrorism. Considers issues of counteraction to technogenic terrorism.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противодействии техногенному терроризму»

Садило Александр Николаевич

адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612555481)

К вопросу о противодействии техногенному терроризму

В статье рассматриваются проблемы терминологии и совершенствования уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за терроризм. Исследуются вопросы противодействия техногенному терроризму

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, опасные вещества, высокорисковые объекты.

A.N. Sadilo, Adjunct of the Chair of Criminology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612555481. On the issue of countering terrorism technogenic

The article deals with problems of terminology and improvement of the criminal law provides for liability for terrorism. Considers issues of counteraction to technogenic terrorism. Key words: terrorism, terrorist act, hazardous substances, high-risk facilities.

Анализ конструкции ст. 205 УК РФ позволяет сделать вывод о необходимости уточнения такого альтернативного деяния, как совершение «иных действий». По нашему мнению, указанный термин создает сложности для правильной квалификации террористического акта.

Определяя способы терроризирования, законодатель указывает на некие «иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий», как на другие действия, отличающиеся от понятий взрыва или поджога. В качестве таких действий в некоторых специализированных источниках указываются: заражение местности отравляющими или радиоактивными веществами; распространение эпидемий, эпизоотий и совершение аварий с крупными разрушительными последствиями; нарушение системы жизнедеятельности населения и энергетического снабжения; уничтожение природных объектов и т.п. [1, с. 51]. В данном случае, безусловно, нельзя предусмотреть в одной уголовно-правовой норме все возможные разновидности террористических актов и способы их совершения, что не позволяет систематизировать и обобщить типичные способы их совершения в конкретных определениях.

При конструировании состава террористического акта допущена неточность, которая не способствует единообразному применению уголовно-правовых норм на практике, ведет к

различным уголовно-правовым последствиям», где для характеристики террористического акта используется понятие «действие», а также словосочетания «иные действия» и «указанные действия», предполагающие лишь активную форму поведения человека [2, с. 94]. При этом до настоящего времени конструкция состава не изменилась. Между тем террористический акт может быть осуществлен и путем бездействия - посредством невыполнения требуемых для сохранения общественной безопасности действий, как, например, отсутствие действий, связанных со своевременным отключением производственных или технологических процессов в террористических целях, создающих опасность жизни и имуществу.

Однако в диспозиции ч. 1 ст. 205 УК РФ вместо понятия «деяние», подразумевающего, помимо активных действий, еще и возможность пассивного поведения преступника, употреблено понятие «действие».

Одно из отягчающих обстоятельств террористического акта связано с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (п. «а» ч. 3), что создает угрозу наступления чрезвычайных по тяжести последствий.

Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» дается перечень объектов использования атомной энергии: ядерные

62

установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов - не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ [3].

Источники радиоактивного излучения - это не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Под ядовитыми понимают вещества, которые при их употреблении оказывают тяжелое отравляющее воздействие на организм человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью.

Отравляющие вещества представляют собой химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных количествах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию.

Токсичные вещества выделяются живыми организмами. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Действие токсинов проявляется в угнетении функций живого организма и способно вызвать ботулизм, дифтерию, пищевые токсикоинфек-ции и т.д. [4, с. 27-34].

К опасным химическим или биологическим веществам относятся те, применение которых может причинить вред жизни и здоровью людей или окружающей среде и которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании постановления Правительства РФ от 12 ноября1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» [5].

Составляющей рассматриваемого особо квалифицирующего признака террористического акта является словосочетание «сопряжены с посягательством ». Под сопряженностью в данном значении слова понимаем «взаимную связь, сопутствующую чему-нибудь». Под посягательством понимается «попытка причинить вред, ущерб кому-чему-нибудь» [6, с. 735, 560]. Исходя из этого, террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии, может выражаться в различных деяниях, направленных на нарушение работоспособности указанных объектов, технологических процессов или режима работы на них, способных привести к общественно опасным последствиям, связанным с неблагоприятным воздействием радиации на людей и окружающую природную среду.

Принимая во внимание все эти обстоятельства, вполне правомерно говорить о «технологическом терроризме» как об особом, порожденном реалиями научно-технического прогресса типе и рассматривать его как обобщенную категорию. Соответственно, «биологический», «химический», «ядерный», «кибернетический», иные разновидности террористической деятельности будут логически объединены этим понятием [7, с. 267].

Противодействие технологическому терроризму, как и любая сложная проблема, имеет множество аспектов. В ряду последних следует выделить комплексное обеспечение безопасности высокорисковых объектов, в первую очередь - с точки зрения их антитеррористической устойчивости.

Как уже отмечалось, именно высокорисковые объекты выступают в качестве потенциальных целей террористических акций. Сам по себе термин «высокорисковый» в контексте терроризма позволяет в рамках одного понятия совместить две важнейшие смысловые составляющие: высокорисковый в смысле наличия потенциальной опасности и высокорисковый - особо притягательный с точки зрения несанкционированного вмешательства в его работу.

Развитие экономики ведет к тому, что высокорисковых объектов в инфраструктуре жизнеобеспечения современного общества становится все больше. Характер инфраструктуры таков, что подготовка и совершение актов технологического терроризма уже не требует больших материальных затрат. Для этого вполне достаточно знания «болевых точек», в которые можно нацелить главный удар. Любой сбой вызывает тяжелые экономические и иные последствия.

63

Косвенным образом росту угрозы технологического терроризма будет способствовать и неудовлетворительное техническое состояние самих объектов, не говоря даже о физической их защищенности, охране и степени реализации иных антитеррористических мер.

Техногенные риски для населения, объективно обусловленные самим фактом существования подобных производственных, инфраструктурных, жизнеобеспечивающих и иных объектов, террористическая деятельность трансформирует в риски иного рода, связанные с возможностью их использования для достижения террористических целей. Тем самым потенциальная техногенная опасность рассматриваемых объектов, т.е. вероятность возникновения аварий вследствие технических сбоев, усиливается существующими террористическими угрозами. Техническая и социальная составляющая рисков в данном случае сливаются в единое целое, и это обстоятельство необходимо учитывать при строительстве и размещении потенциально опасных объектов.

К категории высокорисковых объектов также относятся места массового пребывания людей (трибуны стадионов, цирки, зрительные залы и т.д.).

В результате исследовательской работы были подготовлены «Методические рекомендации по категорированию объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости», утвержденные приказом Минпромнауки России от 29 мая 2002 г. № 145. Данная разра-

1. Шевченко И. В. Уголовная ответственность за террористическую деятельность. М, 2011.

2. Рарог А.И., Грачева Ю.В. Законодательная техника как средство ограничения судейского усмотрения // Государство и право. 2002. № 11.

3. Об использовании атомной энергии: фе-дер. закон от 21 нояб. 1995 г. № 170-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 48.

4. Рыбин В. Опасно: биотерроризм // Войсковой вестн. 2007. № 6.

5. О государственной регистрации потенциально опасных химических, биологических веществ: постановление Правительства РФ от 12 нояб. 1992 г. № 869 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 20.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка /под ред. Л. И. Скворцова. М., 2004.

7. Этнорелигиозный терроризм / под ред. Ю.М. Антоняна. М., 2006.

ботка фактически представляет собой первую попытку научного подхода к систематизации высокорисковых объектов в контексте террористических угроз.

В совокупности критических элементов объекта разработчики рекомендуют выделять «уязвимые места», под которыми подразумеваются те «критические элементы объекта, в отношении которых, в силу их недостаточной защищенности или устойчивости, могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели».

Также заслуживает внимания следующая классификация высокорисковых объектов, предложенная Ю.М. Антоняном: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, биологически опасные объекты, пожаровзрыво-опасные объекты, объекты транспортного комплекса, опасные технические сооружения и места массового пребывания людей, объекты информационной сферы [7, с. 283].

К высокорисковым объектам необходимо относить не только те, что имеют стационарный характер (хранилища отравляющих веществ), но и перемещаемые в пространстве (опасные грузы).

Таким образом, обобщая изложенное, в целях эффективной уголовно-правовой защиты объектов вышеперечисленных категорий считаем необходимым формулировку п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ дополнить словами «либо угрозой такого посягательства».

1. Shevchenko I.V. Criminal liability for terrorist activities. Moscow, 2011.

2. Rarog A.I., Gracheva Yu.V. The legislative technique as a means of limiting judicial discretion // State and law. 2002. № 11.

3. On the use of atomic energy: fed. law of Nov. 21, 1995 № 170-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 48.

4. Rybin V. Danger: bioterrorism // Host gazette. 2007. № 6.

5. On state registration of potentially hazardous chemical, biological substances: decree of the Government of the Russian Federation of Nov. 12, 1992 № 869 // Coll. of the acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1992. № 20.

6. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian Language /ed. by L.I. Skvortsov. Moscow, 2004.

7. Ethnoreligious terrorism / ed. by Yu.M. An-tonyan. Moscow, 2006.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.