Научная статья на тему 'К вопросу о противодействии контрабанды оружием'

К вопросу о противодействии контрабанды оружием Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ / КОНТРАБАНДА / ПРЕСТУПНИКИ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / WEAPONS / SMUGGLING / CRIMINALS / CUSTOMS BORDER TRANSNATIONAL CRIME / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Людмила Ивановна

К актуальным проблемам современного российского общества относится преступность в сфере оборота оружия, представляющая реальную угрозу общественной безопасности. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемами борьбы с преступностью в сфере оборота оружия. Дана оценка опасности этих преступлений, приведены примеры незаконного оборота оружия, задержания преступников и изъятию оружия из оборота. Изложены направления противодействия преступности незаконному обороту оружия, в том числе международным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of countering arms smuggling

Among the current problems of modern Russian society is crime in the field of arms trafficking, which poses a real threat to public security. With its use, a significant number of crimes are committed.Тhe article deals with issues related to the problems of combating crime in the field of arms trafficking. The risk assessment of these crimes is given, examples of illegal arms trafficking, detention of criminals and withdrawal of weapons from circulation are given. The directions of combating crime and illegal arms trafficking, including by the international community, are outlined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о противодействии контрабанды оружием»

УДК 343.98

РСН 10.23672ySAE.2019.11.41549

Александрова Людмила Ивановна

старший научный сотрудник НИИ, Университет прокуратуры Российской Федерации alexandrova2012@yandex.ru

Liudmila I. Alexandrova

Senior Research Associate NII, University of the Public Prosecutor's Office of the Russian Federation liud.alexandrova2012@yandex.ru

К вопросу о противодействии контрабанды оружием

On the issue

of countering arms smuggling

Аннотация. К актуальным проблемам современного российского общества относится преступность в сфере оборота оружия, представляющая реальную угрозу общественной безопасности. С его использованием совершается значительное количество преступлений. В статье рассмотрены вопросы, связанные с проблемами борьбы с преступностью в сфере оборота оружия. Дана оценка опасности этих преступлений, приведены примеры незаконного оборота оружия, задержания преступников и изъятию оружия из оборота. Изложены направления противодействия преступности незаконному обороту оружия, в том числе международным сообществом.

Ключевые слова: оружие, контрабанда, преступники, таможенная граница транснациональная преступность, таможенные органы.

Annotation. Among the current problems of modern Russian society is crime in the field of arms trafficking, which poses a real threat to public security. With its use, a significant number of crimes are committedThe article deals with issues related to the problems of combating crime in the field of arms trafficking. The risk assessment of these crimes is given, examples of illegal arms trafficking, detention of criminals and withdrawal of weapons from circulation are given. The directions of combating crime and illegal arms trafficking, including by the international community, are outlined.

Keywords: weapons, smuggling, criminals, customs border transnational crime, customs authorities.

К актуальным проблемам современного российского общества относится преступность в сфере оборота оружия, представляющая реальную угрозу общественной безопасности. С его использованием совершается значительное количество преступлений.

Незаконный оборот оружия - один из главных катализаторов преступности. В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) - незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему).

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных

лиц к административной либо уголовной ответственности.

Незаконный оборот оружия - очень прибыльный бизнес. Если раньше основным источником нелегального оружия являлся Ближний Восток, то с 2015 года «горячим» участком стала украинско-российская граница. Свыше 90 % оружейной контрабанды останавливают российские пограничники. Такой высокий процент не случаен, поскольку на Украине продолжается гражданская война и в этой связи для злоумышленников создаются благоприятные условия для торговли оружием.

Например, в мае 2019 в Новом Уренгое Ямало-Ненецкого административного округа ФСБ России удалось остановить группу преступников, которые занимались контрабандой оружия с территории Украины и Литвы, а также переделкой гражданского оружия в боевое. Оперативники задержали организатора и десять участников группы. В местах их проживания и работы было изъято множество огнестрельного оружия, боеприпасов и запчастей, в том числе семь автоматов, 11 винтовок, карабинов и ружей, 14 пистолетов и револьверов и пистолет-пулемет. Кроме того, удалось найти три гранаты и 9 тыс. патронов.

Группа использовала подпольные мастерские для ремонта оружия и переделки гражданских образцов в боевые. Всего ФСБ пресекла работу четырех мастерских. Проводится расследование.

В марте 2019 г. сотрудники СК России и ФСБ России обнаружили в Подмосковье «схрон» бандитской группировки из 1990-х годов. В тайнике нашли автоматы Калашникова, снайперские винтовки и гранатометы.

Чтобы скрыть объект контрабандисткой схемы, преступники нередко перемещают оружие при помощи транспортных компаний. Они разбирают его (оружие) по деталям, вкладывают их в посылки с разными бытовыми приборами, тщательно скрывая составные части от просвечивающей аппаратуры.

Например, в сентябре текущего года в Белоруссии таможенные органы совместно с Комитетом госбезопасности раскрыли схему поставок оружия в Россию из Украины. Поставки оружия шли транзитом через Белоруссию и Литву и оттуда более крупными партиями перемещались в Российскую Федерацию. Позже сотрудниками российских спецслужб были изъяты около девяти тысяч боеприпасов, автоматы, винтовки, пистолеты и другое стрелковое оружие.

Противодействие незаконному обороту оружия представляет собой одно из направлений борьбы с преступностью, в целом, и предполагает устранение причинного комплекса, способствующего данному виду преступности, а также профилактического воздействия на лиц, совершающих или могущих совершить преступления в данной сфере.

В комплексе специальных мер, направленных на устранение причинного комплекса незаконного оборота оружия, выделяются два основных направления:

- оптимизацию правового режима оборота оружия, исключающего его использование в криминальных целях;

- совершенствование деятельности правоохранительных органов по сокращению незаконного оборота оружия.

Плановость и конспиративность деятельности транснациональных преступных групп по расширению сфер реализации преступного замысла за пределами национальной государственной границы сопряжена с разработкой ими системы мер по нейтрализации государственного контроля посредством непосредственного проникновения в органы пограничного, таможенного контроля и учреждения, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо использования коррупционных связей. В этой связи, а также, принимая во внимание, что незаконное перемещение оружия осуществляется чаще всего через таможенную границу, одним из стратегических направлений обеспечения общественной безопасности является оптимизация механизма та-моженно-правового регулирования, служащего

барьером для транснациональной, в том числе, организованной преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.

Контрабанда боеприпасов и огнестрельного оружия - как способ противозаконного деяния, со стороны таможенных органов вызывает особое внимание. К примеру, сотрудники Шереметьевской таможни ФТС России пресекли контрабанду частей огнестрельного оружия и патронов из России в Венгрию. В ходе проведения таможенного досмотра багажа 30-летнего гражданина Венгрии были обнаружены магазины, приклады, обоймы, накладки и другие части огнестрельного оружия, общим количеством 65 штук, а также 40 патронов светозвукового действия калибра 57 ТК. По словам мужчины, товар он приобрел на одном из рынков Москвы.

В настоящее время весь товар изъят, а в отношении гражданина проводятся доследственные проверки. В действиях пассажира усматриваются признаки преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 226.1 УК РФ «Контрабанда огнестрельного оружия или его основных частей».

Обращает на себя внимание тот факт, что преступное сообщество никогда не стоит на месте, а постоянно вносит все больше нововведений для совершения своей деятельности по осуществлению незаконного перемещения оружия. Расследование беззаконной цепи ее подготовки - конкретное осуществление и скрывание - позволяет не только обнаружить преступный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов через таможенную территорию, а также создать действенную схему своевременного расследования данного преступления.

В значительной степени затрудняют контрабанду оружия мероприятия по улучшению информационных обменов между таможенной службой и всеми участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), к которым можно отнести: дальнейшее внедрение в сферу внешнеторговых операций информационных технологий, оперативный обмен данными между таможней и участниками ВЭД; создание особой системы диспетчирования и отслеживания прохождения грузов с помощью спутниковой навигации (типа ГЛОНАСС, GPS и др.); оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения (заблаговременное декларирование).

В настоящее время представляется актуальным создание единой компьютерной базы данных с целью повышения эффективности контроля за незаконным оборотом оружия, в которой должна аккумулироваться информация:

- о находящемся в розыске оружии;

- об оружии, изъятом в ходе оперативно-разыскных мероприятий и при производстве по уголовному делу;

- о подозреваемых, обвиняемых по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом оружия.

Важное значение в системе мер противодействия незаконному обороту оружия в России имеет реализация уголовно-правовой политики по побуждению позитивного посткриминального поведения. По этому поводу заслуживает внимание апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 201АПУ16-18, в котором констатируется, что под добровольной сдачей оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, позволяющей решать вопрос об освобождении от уголовной ответственности за такие преступления, следует понимать выдачу вышеуказанных предметов лицом, совершившим противоправное деяние, по собственной воле, а также сообщение органам власти о месте нахождения предметов преступления при установлении факта, свидетельствующего о наличии у данного лица реальной возможности дальнейшего их хранения.

11 июня 2019 г. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было принято Постановление № 15 О внесении изменений в постановление Пленума ВС РФ от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (далее - Постановление), в котором были уточнены понятия огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а квалификации совершаемых преступлений с их использованием. Мы также считаем важным представление в данном документе нового разъяснения, касающегося незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза или государственную границу РФ с государствами -членами этого союза огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (п. 16 Постановления).

Эффективность уголовно-правового воздействия на преступность, сопряженную с оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, предопределяется на правоприменительном уровне избранием наказания, способствующего достижению целей и решению задач уголовной политики, отвечающим принципам законности, справедливости и соразмерности. Борьба с названными преступлениями предполагает проведение целенаправленных профилактических мероприятий, предусматривающих раскрытие детерминант рецидива противоправного поведения с учетом особенностей личности преступника и перспектив ее ресоциа-лизации. Очень важно уделять согласованности правотворческих, организационно-практических, контрольных и надзорных средств, основанных на взаимосвязи норм международного права и национального законодательства, обеспечивающих противодействие преступлениям против общественной безопасности.

В современный период, в условиях социальной, политической и экономической нестабильности в России противодействие совершению преступлений в области незаконного ввоза и оборота оружия приобретает особое значение.

Следует отметить, что меры по противодействию преступности, связанной с незаконным оборотом оружия, принимаемые в настоящее время, требуют, учета, в том числе, его транснационального организованного характера.

Конвенцией против транснациональной организованной преступности, принятой Резолюцией № 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г. (ст. 1-3), обращено особое внимание на негативные последствия, связанные с функционированием преступных организаций и разветвленной сети их филиалов в сопредельных государствах, деятельность которых направлена на получение экономической выгоды от незаконных операций по перемещению оружия через государственную границу.

Международное сообщество все чаще признает дестабилизирующее воздействие огнестрельного оружия в контексте организованной преступности и терроризма, ведь незаконная распространенность и нелегальный доступ к оружию в разы увеличивают разрушительную силу преступных и террористических групп для мира и безопасности.

В 23-26 январе 2019 г. в Wiston House, Сассекст (Великобритания) для помощи в разработке всесторонней стратегии борьбы с этой угрозой в рамках Глобальной программы Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН) в сотрудничестве с Wilton Park и правительством Германии была проведена конференция на тему «Борьба с незаконным оборотом огнестрельного оружия в контексте организованной преступности и терроризма - на пути к новой парадигме».

Еще ранее Совет Безопасности ООН в своей резолюции 2370 (2017) детально рассмотрел проблемы незаконного оборота оружия и доступа террористов к нему. Несмотря на усилия по эффективному осуществлению этих международных документов по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, терроризмом и организованной преступностью, серьезные пробелы и недостатки в устранении связи между огнестрельным оружием и криминальной деятельностью все еще имеют место.

В течение двух с половиной дней Конференции, специалисты-практики и представители из Африки, Азии, Балкан, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также ведущие эксперты из учреждений-партнеров ООН, региональных и международных организаций, научных кругов, аналитических центров - определили главные аспекты комплексной стратегии, делающей акцент на предотвращение незаконного оборота огнестрельного оружия и борьбе с ним, как ключевой точке пересечения организованной преступности и терроризма.

Был выработан ряд стратегических рекомендаций, ориентированных на конкретные действия и направленных на установление более прочной связи и динамического взаимодействия между различными структурами, механизмами и заинтересованными сторонами для пресечения незаконных потоков оружия и их доступа для террористических групп и международной сети торговли людьми. Основными факторами более модернизированного подхода были определены -создание потенциального обнаружения границ, работающих методов расследования, а также специализированных структур, стратегий и планов действий по борьбе с этими видами правонарушений и их взаимосвязей.

В ходе конференции также была подчеркнута важность гармонизации правовых, процедурных и институциональных подходов между государствами. Подобная гармонизация могла бы поспособствовать международному сотрудничеству между правоохранительными и судебными органами и обмену информацией в целях обна-

Литература:

1. Авдеев В.А. Противодействие коррупционной преступности в РФ в контексте имплементации норм международного права / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Юридическое образование и наука. 2016. № 3. С. 135-139.

2. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. № 9.

3. Гайдук Ю.С. Криминологический анализ незаконного перемещения оружия через таможенную границу / Ю.С. Гайдук, Д.Н. Афонин, А.Л. Поль-Мари // Бюллетень инновационных технологий. 2017. Т. 1. № 4.

4. Робак В.А. Состояние и динамика незаконного оборота оружия в России // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 2 (дата обращения 12.06.2019).

ружения, расследования и судебного преследования незаконного оборота огнестрельного оружия и связанных с ним преступлений. Была признана стратегическая важность:

- сбора, анализа и обмена информацией и данными об огнестрельном оружии и связанных с ним преступлений;

- понимания общей картины незаконного оборота огнестрельного оружия, так и его связи с организованной преступностью и терроризмом, а также отмечена необходимость усиления превентивных мер для повышения устойчивости к вооруженному насилию, организованной преступности и радикализма с помощью образования и различных методик местного уровня.

Нам представляется, что результаты конференции помогут сформировать в России комплексную стратегию по преобразованию приобретенного видения в практические действия в сфене противодействия с незаконным оборотом оружия.

Literature:

1. Avdeev V.A. Anti-corruption crime in the Russian Federation in the context of the implementation of international law / V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva // Legal education and science. 2016. № 3. P. 135139.

2. Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2017. № 9.

3. Gaiduk Yu.S. Criminological analysis of the illegal movement of weapons across the customs border / Yu.S. Gaiduk, D.N. Afonin, A.L. Paul-Marie // Bulletin of innovative technologies. 2017. Vol. 1. № 4.

4. Robak V.A. The state and dynamics of arms trafficking in Russia // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2016. № 2 (appeal date 06/12/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.