Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 25
УДК 78.072
DOI: 10.17223/22220836/25/5
К.О. Чепеленко
К ВОПРОСУ О ПРОСТРАНСТВЕННОМ ПОДХОДЕ В ИСКУССТВЕ
В статье экспонируется авторская интерпретационная модель пространства искусства. Цель работы - аргументировать введение распространенного концепта - метафоры применительно к искусству, музыкальному в частности. Междисциплинарная методология позволяет интегрировать искусствоведческий, пространственный, когерентный подходы. Теоретическое обоснование пространственной концепции искусства дополняет эмпирический анализ, осуществленный на примере модели автор / композитор. Пространство искусства выступает структурной единицей пространства большей размерности - пространства культуры.
Ключевые слова: пространство искусства, искусство, моделирование, метафора, современный композитор.
Для настройки аналитического фокуса статьи обратимся к небезызвестному методологическому постулату: ученый изучает «не мир как таковой, aero замещающую модель, так называемую "познавательную модель"» [1. С. 103]. Говоря о познавательной модели, всегда имеется в виду интерпретационная модель. Таким образом, пространственный подход, составляющий предмет рефлексии автора данной статьи, можно охарактеризовать с позиций интерпретационного теоретико-методологического подхода, пришедшего согласно общепризнанному утверждению на смену «законодательной парадигме разума» [2].
Интерпретационная парадигма, по определению, предполагает возможность появления новых интерпретаций ранее известного. При этом количественное «усиление» коэффициента интерпретационности, его прогрессирующая динамика в отношении интерпретируемого объекта ведет к полиинтерпретируемости, что характерно для современного российского публицистического и научного дискурсов.
Эксплицированная авторская интерпретационная интенция направлена на репрезентацию универсума, мира искусства посредством категории «пространство».
Когнитивная метафора «пространство» изоморфна эвристической авторской модели. Ее разработка отличается от общепринятой в естественных науках практики моделирования, являя так называемый «мягкий» тип моделирования. Последний основан преимущественно на образных представлениях об объекте исследования, передавая тем самым его атрибутивные свойства.
Лексема «пространство» номинирует универсальный концепт, одну из базовых категорий философии и науковедения. Когнитивная метафора «пространство» сегодня активно включается в исследовательский инструментарий различных областей научного знания. Симметричная ситуация складывается и в отношении собственно феномена «пространство», который неизменно привлекает внимание исследователей разных специализаций.
Обсуждение актуальности термина в режиме pro et contra открывает две позиции. Некоторые ученые признают концепт «пространство» «полезным и к тому же обладающим широкими операционными и аналитическими возможностями» [3. С. 78], другие считают абстрактным, трудным для понимания. В этом вопросе однозначного ответа дать невозможно, и только практика может служить основным оценочным критерием. Практика же показывает: термин «пространство» прочно обосновался в научном тезаурусе: термин пришел из математики и физики и получил распространение в лингвистике, литературоведении, исторической географии, психологии, культурологии, истории, социальной и политической антропологии, искусствознании.
Проблемы музыкального пространства не одно десятилетие поднимаются и рефлексируются в музыкальной науке. Актуальность сохраняет установка Ю.М. Лотмана, согласно которой в категориях пространства возможно осмысление любого феномена, любая модель культуры может быть описана посредством пространственной терминологии, так как пространство представляет собой универсальный язык моделирования. В музыке «пространство» плодотворно исследуется на разных уровнях: композиционном, образно-драматурги-ческом, на уровне звуковых структур, на уровне фактурного и оркестрового мышления, анализируется пространственный принцип расположения исполнителей на эстраде и в зале.
«Пространство искусства» тематизируется в ряду великого множества различных «пространств». При всем их качественном различии - идет ли речь о пространстве политики, пространстве образования, пространстве культуры etc - возможно определение их общности. Е.А. Хану принадлежит идея единой матрицы пространственного подхода, представляющей собой «декар-тову систему координат, в которой ось телесных вещей пересекается с осью смысла, придаваемого этим вещам» [4]. Эта формулировка, адаптированная к предмету изучения, инициирует такую интерпретацию. Несомненно и очевидно - объекты пространства искусства имеют социальную «прописку», они реально существуют и динамично развиваются, но взятые в своей множественной совокупности, охваченные «единым взором» исследователя как некое единое, системно функционирующее целое, не подвластны визуализации, представить их воочию невозможно, в концептуальной модели они виртуальны.
Общность всех видов пространств проистекает из атрибутивных свойств этого феномена, дескрипция которого связана с представлением об неограниченной и принципиально неуничтожимой протяженности во всех измерениях и направлениях, отличается топологическими свойствами, запечатленными в оппозициях верх - низ, право - лево, внутрь - наружу и пр.
Исследование пространства имеет тенденцию развития «от типического, универсального к индивидуальному» [5]. В ее русле может быть осмыслено обращение к пространственной модели концептуализации искусства как эстетической и социокультурной целостности.
Модель эта репрезентирует пространство со множеством измерений, обусловленных многообразием объектов искусства. Пространство мыслится как структура, организующая все другие уровни пространственной целостности рассматриваемого объекта.
42
К.О. Чепеленко
Пространство искусства выступает подпространством структуры боль -шей размерности - это, конечно же, пространство культуры, к которому пространство искусства тяготеет как часть к целому. О каком бы этапе истории искусства мы не размышляли, искусство невозможно изъять из социального контекста, контекста научного знания, мифологических и религиозных воззрений, а в наше время представить вне связи с миром техники, компьютерных технологий.
Противоположную тенденцию имеет обращенность пространственной интенции «вглубь», что связано с выявлением подструктурных компонентов. В пространственной модели произведения искусства это подструктуры, известные из курса анализа музыки (жанр, форма, стиль).
Пространственный анализ стимулирует развитие новых интерпретационных стратегий. Прежде всего мы имеем ввиду феномен когерентности, «когерентную систему отношений, функционирование и развитие которой состоит во взаимонаправленности и взаимоналожении параллельно протекающих в ней сознательно организованных и самоорганизующихся процессов» [6. С. 7].
Когерентную стратегию, для которой характерны взаимоналожение, взаимопроекция различных пространственных структур, можно продемонстрировать на модели автора. Модус творца - создателя музыкального произведения, совмещается, как в сложном контрапункте, с модусом слушателя и критика, поскольку автор всегда является первым и наиболее пристрастным слушателем своего произведения.
К этому может быть добавлен еще один пространственный слой, модус, отвечающий за исполнение. Современный композитор является «сам себе» исполнителем, если речь заходит об инструментальном исполнении собственного произведения или о его дирижерской интерпретации автором. Помимо этого, возможно включение еще одной структуры. В стремлении продвинуть свое произведение на рынке искусства композитор берет на себя роль менеджера. Не исключено, что именно для того, чтобы стать ближе к слушателю, композитор создает комментарии, аннотации и другие описательные тексты, выступает в СМИ, на интернет-сайтах. Наконец, как музыкальный ученый композитор имеет возможность представлять свои аналитические материалы и теоретические концепции, не говоря уже об автобиографических текстах.
Подытоживая представленные рассуждения, отметим главное. В основе архитектоники пространства искусства лежит единство всех составляющих структурных образований, выражением чего служат стратегии взаимодействия различных объектов искусства, в частности стратегия взаимоотражения, взаимоналожения, взаимоосвещения.
Литература
1. ЧайковскийЮ.В. К общейтеорииэволюции // Путь. 1993. С. 101-141.
2. Постмодернизм как общекультурное направление конца XX - начала XXI в. [Электро-ныйресурс]. URL: http://www.cultshine.ru/cses-661-3.html (датаобращения: 13.06.2015).
3. Прохоренко И.Л. Пространственный подход в исследовании международных отношений. М. : ИМЭМО РАН, 2015. 111 с.
4. Хан Е.А. Пространственный подход к изучению общественных явлений [Электроный ресурс]. URL: http://www.academia.edu/5656871/ (датаобращения: 13.01.2016).
5. Мозгот С.А. Специфика исследования пространства в музыке: к проблеме включения аналитического метода // Вестник Адыг. гос. ун-та. Серия 2: «Филология и искусствоведение» [Электроный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-prostranstva-v-muzyke-k-probleme-vklyucheniya-analiti (дата обращения: 19.01.2016).
6. Бонкало Т.И. Закономерности и механизмы социально-психологического патернализма (на примере патернальных отношений школы и семьи) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2011. 50 с.
Chepelenko Ksenya O. Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov, Russian Federation).
E-mail: ksenya_ch@list.ru
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017, № 25. 40-43 pp.
DOI: 10.17223/22220836/25/5
TO THE QUESTION OF THE SPATIAL METHOD IN ART
Key words: space art, art, modeling, metaphor, modern composer.
The author's interpretative model art space is exhibited in the article. The purpose is to reason the widespread introduction of the concept - metaphor as applied to the arts, music in particular. The author poses a two-fold task: to outline explanatory interpretation, to define a new view of the phenomenon of art and to get an idea about the type of spatial modeling in musicology.
An interdisciplinary methodology allows to integrate the art criticism, spatial, coherent approaches. Theoretical study of the spatial concept of art complement the empirical analysis carried out by the example of the model author-composer. Cognitive metaphor "space" is actively involved in research tools various fields of scientific knowledge and acquires greater significance.
As the results of research of reflection can be attributed, firstly, the definition of a coherent principle in the organization of spatial structures, and secondly - a description of the hierarchical "ladder". The thesis of the "refinement", "nesting" that corresponded to those or other objects of art of spatial models, the integrity of the system, called the space of art. This is the main conclusion is. Describing the phenomenon under consideration, the author comes to the assertion that the design space of art, in turn, acts as a structural unit of the space of higher dimension - pace culture.
References
1. Chaykovskiy, Yu.V. (1993) K obshchey teorii evolyutsii [To the general theory of evolution]. Put'. 4. pp. 101-141.
2. Www.cultshine.ru. (n.d.) Postmodernizm kak obshchekul'turnoe napravlenie kontsa XX -nachala XXI v. [Postmodernism as a general cultural trend of the late 20th - early 21st centuries]. [Online] Available from: http://www.cultshine.ru/cses-661-3.html. (Accessed: 13th June 2015).
3. Prokhorenko, I.L. (2015) Prostranstvennyy podkhod v issledovanii mezhdunarodnykh otnosh-eniy [The spatial approach in the study of international relations]. Moscow: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations RAS.
4. Khan, E.A. [n.d.] Prostranstvennyy podkhod k izucheniyu obshchestvennykh yavleniy [The spatial approach to the study of social phenomena]. [Online] Available from: http://www. acade-mia.edu/5656871/. (Accessed: 13th January 2016).
5. Mozgot, S.A. (2007) Spetsifika issledovaniya prostranstva v muzyke: k probleme vklyucheniya analiticheskogo metoda [Specificity of the study of space in music: The problem of including an analytical method]. Vestnik Adyg. gos. un-ta. Seriya 2: "Filologiya i iskusstvovedenie" - The Bulletin of the Adyghe State University, Series "Philology and Arts". 2. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniya-prostranstva-v-muzyke-k-probleme-vklyucheniya-analiticheskogo-metoda (Accessed: 19.01.2016).
6. Bonkalo, T.I. (2011) Zakonomernosti i mekhanizmy sotsial'no-psikhologicheskogo paternal-izma (na primere paternal'nykh otnosheniy shkoly i sem'i) [Regularities and mechanisms of socio-psychological paternalism (a case study of paternal relations of school and family)]. Abstract of Psychology Doc. Diss. Moscow.