УДК 781.1
Т. А. Роменская (Стригоцкая)
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЧИ. СТАТЬЯ ВТОРАЯ: HOMO HABILIS И HOMO ERECTUS
Предлагаемая работа является продолжением материала, опубликованного ранее -во втором номере «Вестника музыкальной науки». В первой статье автором были изложены сведения и факты, способствовавшие выработке гипотезы об истории формирования речи, были выделены этапы этого процесса, а также охарактеризован первый из них, имеющий отношение к эпохе австралопитеков.
Второй этап. Становление истинных голосовых складок в жизнедеятельности Homo habilis. При раскопках Олдувайского ущелья Танзании в 1960 г. были обнаружены останки пяти человекообразных обезьян, морфологически отличающихся от обитающих на той же территории австралопитеков. Исследование этих находок калий-аргоновым методом показало, что они по своей генетической природе относятся к роду австралопитековых, но обладают более прогрессивными признаками. Объем их мозга приблизительно на 60% превышал объем мозга австралопитековых (таблица), костное строение верхней и нижней челюстей, как и ступни, находилось в пределах вариантов современного человека.
Тип Homo habilis получил большое распространение. Его останки находят в Танзании, Уганде, провинции Чад, Южно-Африканской Республике, Эфиопии, Кении. Тем не менее антропологи не видят оснований для выделения Homo habilis в особую группу систематики человека. Причиной того считается неизменность их физиологического строения на протяжении всего этапа существования (приблизительно 2 млн лет), а также застойность техники изготовления орудий труда.
Это вызывает недоумение: за счет чего же тогда столь активно развивался в условиях нижнего палеолита (когда поступательное развитие шло микрошагами) мозг Homo habilis? В соответствующей литерату-
Объем мозга приматов, см3
Группы Min - max Средний Источник
Современные крупные человекообразные обезьяны 565 - 640 600 [6, с. 42]
Австралопитековые 360-650 500 [6, с. 175]; [11, с. 25]
Homo habilis 578-619 [6, с. 193]
Питекантропы 900 - 975 927,5 [2, с. 90]
Синантропы 915-1225 1050 [2, с. 90]
Homo sapiens 988 [6, с. 193]
Homo sapiens sapiens 1440 [6, с. 193]
© Т. А. Роменская (Стригоцкая), 2018
ре ответа на этот вопрос нет, поэтому автор статьи делает попытку изложить свои соображения на этот счет.
У австралопитеков истинных связок явно не было, а если бы и были, то при общении у них возникал бы не свист, а сольное многоголосие. На следующем же за Homo habilis этапе у архантропов истинные связки уже функционировали. Следовательно, они должны были возникнуть на связующем этапе - в эпоху Homo habilis. О промежуточном положении этапа жизни Homo habilis упоминают также археологи и антропологи, исходя из его физиологической организации.
История формирования истинных голосовых связок была длительной и, возможно, мучительной; как и при становлении вестибулярных, возникали длительные паузы, кашель, напряженное, фальшивое звучание.
Эпоха Homo habilis - решающий этап в истории речи. Именно истинные голосовые связки определяли исключительно прогрессивную роль этого периода истории человека. Первый же чисто интонируемый звук означал начало новой эры - возникновение вокальной речи.
Два рассмотренных этапа по существу являются введением в историю речи. В первом охарактеризованы внешние, объективные условия бытования австралопитеков, вызвавшие неистребимую потребность в общении. Во втором представлены субъективные, протекающие в гортани процессы, позволяющие это общение совершить. Возникшее в результате звукоизвлечение находилось в пределах первой сигнальной системы, доступной не только человеку, но и животным.
Третий этап. Зарождение вокальной речи в истории рода архантропов - Homo erectus. Архантропы, по бесспорно признанным данным калий-аргонового метода, жили в эпоху нижнего палеолита на временной дистанции от 1,9 млн до 300 тыс. лет. Они осваивали обширную территорию северо-восточной Африки, следы их пребывания находят также в юго-восточной Азии и Европе. В 1891 и 1892 гг. на индонезийском острове Ява голландский исследователь Э. Дюбуа в геологических отложениях начала четвертичного периода обнаружил крышку черепной коробки и два коренных зуба. Оказалось, что это череп питекантропа, рассматриваемого в науке как предста-
вителя промежуточного звена между Homo habilis и архантропами. Более прогрессивными в морфологическом отношении были синантропы, типичные останки которых были собраны в венгерском стойбище Вер-тешсёллёш и северо-восточном Китае в 50 км от Пекина в поселении Чжоукоу-дянь [11, с. 60].
В физиологическом отношении архантропы представляли более прогрессивный род, чем австралопитеки и Homo habilis. Они уже жили в пещерах, владели огнем, добытым в лесных пожарищах, при извержениях многочисленных в то время вулканов, но самостоятельно получать его не умели. Они систематически изготовляли орудия труда и охотились на крупных животных: оленей, диких лошадей, кабанов, буйволов и даже на саблезубых тигрольвов, медведей, носорогов и слонов. Синантропы превосходили предшественников в физиологическом развитии - были выше ростом приблизительно на 30 см, строение их конечностей приближалось к строению рук и ног современного человека.
Особенно значителен был успех архантропов в развитии строения черепа и увеличении объема мозга. Как свидетельствуют обследования эндокранов, у них произошла также качественная перестройка мозга. И особое развитие получили области, отвечающие за человеческую деятельность. Эти успехи вызвали формирование второй сигнальной системы, доступной только человеку и получившей выражение в новом, уже музыкальном способе общения. По данным В. Маслова - Б. Чернова это было сольное двухголосие - наиболее простой вид сольного многоголосия, но включающий все типичные особенности этого жанра и представляющий одновременное звучание истинных и вестибулярных голосовых складок [4].
В настоящее время нет народа, культура которого находилась бы на уровне культуры архантропов. Но восстановить в самых общих чертах, что представляло собой их сольное многоголосие, возможно. Для этого следует обратиться к методам сравнения и пережитков.
Если обратить внимание на самые древние варианты сольного двухголосия, бытующие в наше время, то можно довольно четко просмотреть сквозь их музыкальную ткань еще более архаичные признаки нижнепалеолитического бытования. Во всех без
Слова текста и гласные:
1. Дош-пу.луу.рум хо . лу-май_да, о . Опорные звуки: V
ну ка _ гар хо - лун бар бе?-
бм ба .
а «с
Пример 1. Узляу Сайфетдина
Медлекно
Пример 2. Стиль каргыраа
Умеренно J= 84
Мелодия (обертоны):
Магнитограмма СК Jfe Б-608 Iv/5 Зап. К.К.Р. от Дамба - Даржа, Кызыл 1957 год
исключения опубликованных напевах опорные пункты (начальные, кульминационные, протяженные) представляют соотношение нижнего и верхнего голоса в виде октав (8) и квинт (5), взятых скачком, а басовый голос находится в пределах большой октавы. Последнее не удивительно, поскольку истинные голосовые складки сформировались на исходе этапа Homo habilis и не приобрели еще должного натяжения.
В данном случае можно сослаться на два типичных образца.
Первый из них - это башкирское узляу, заимствованное из труда JI. Н. Лебединского [9, с. 87] (пример 1).
Следующий - тувинский образец взят из книги А. Н. Аксенова [1, с. 175] (пример 2).
Наибольшее количество памятных следов сольного многоголосия содержится в порожденном им ленточном хоровом пе-
нии, которое сохраняет типичные его признаки - движение голосов в первую очередь октавами, квинтами, реже квартами. Так пели в Х1Х-ХХ столетиях австралийцы, огнеземельцы, андаманцы. Таковы примеры, заимствованные из труда Р. И. Грубера «История музыкальной культуры» [3] (пример 3, 4).
Аналогичные примеры ленточного многоголосия приведены в отчете австрийского ученого, музыковеда, африканиста Герхар-да Кубика. Он, осмысливая данные этнографических экспедиций конца XIX и XX вв. в страны Центральной и Восточной Африки, обобщил их в развернутой таблице [7, с. 337-347]. В ней представлены 11 провинций, 86 народов и 143 этнические группы. Знакомство с этой таблицей свидетельствует о том, что ни у одного из перечисленных этносов в хоровом песенном
Пример 3. Многоголосие австралийцев [3, с. 119, № 173]
Пример 4. Многоголосие огнеземельцев [Там же, № 171]
творчестве не встречаются секундовые сопряжения и секстовые интервалы. Мелодия строится по принципу «перескоков», т. е. тем же способом, что и напевы сольного многоголосия. У этносов, в песенном творчестве которых используются древние ладовые образования, основными сопоставляющимися в хоровом пении интервалами предстают только октавные и квинтовые созвучия, т. е. звукосочетания, типичные для сольного многоголосия архантропов.
Красноречивые образцы бытования у архантропов сольного многоголосия содержатся в древнейших шаманских и эпических напевах. Например, в нижеприводимой шаманской ритуальной песне народа удэ, проживающего в Приморском и южных районах Хабаровского края, искусственное, натужное звучание предстает как насильственная попытка воспроизвести верхний голос сольного двухголосия, утраченный в силу преобразования гортани [10, с. 69] (пример 5).
Такое же впечатление производят многочисленные образцы эпических напевов якутов. В тяжелейших климатических условиях жизни самодийских народов вряд ли можно было бы сохранить память о древнейшем способе общения - сольном многоголосии, однако в шаманских песнопениях он проступает совершенно отчетливо (пример 6).
Подводя итог вышеизложенному, можно представить в самых общих чертах сольное многоголосие архантропов. В данном случае важно, что у первобытных людей был идеальный слух и великолепная память. На протяжении многих тысячелетий используя сольное двухголосие как средство общения, они легко запомнили, сумели выделить и воспроизвести два наиболее близких интервальных скачка - ок-тавный и квинтовый.
Если учесть, что А. Ф. Мутли утверждал, что секундовых сопряжений и гаммообраз-ных последований в музыке первобытных людей быть не могло, а интонирование осуществлялось скачками, то можно понять, что в сольном двухголосии архантропов использовались только интервалы октавы и квинты в гармоническом (вертикальном) расположении. Эти интервалы могли использоваться каждый самостоятельно или в комбинациях друг с другом: 8-5; 8-5-8; 5-8; 5-8-5 и т. д., что, конечно, неизмеримо обогатило сигнальные и информационные возможности их общения. Теперь сигнал «опасность» мог означать - с какой стороны, как далеко и от кого ожидать: зверь ли это, человек или природная катастрофа, а сигнал «сбор» - конкретизировать, по какому поводу, «находка» чего и где.
Пример 5. Шаманское пение удэ
|Р Ь ё=> ? Г^ К Г|
8 И. Э ИЭ. ЙИЭ- и
I4if.ilТгГШ1 ^ГГИ'Ь
8 СЭК. ТЭ. ХЭ. ГЭ МЭ. МЭЙ ИЭ. ИЭ. и.
Пример 6. Шаманское камлание нганасан [5, с. 272] uc*t гэрдр Ьймнр u&xgj
,1.1,1,1J ,1.1) ,11
HI
¥
i
м
Поноцник i
far
3
ПоН0ЦНИЕ £
?
W
4 вП*^ Hi
^ V) (hu) Ж**-***, ^W лЛ.а)
Вряд ли сольное двухголосие эволюционировало - тому несомненно препятствовал констатирующий, статичный созерцательный метод мышления, господствующий в эпоху нижнего палеолита.
Первый чисто интонируемый басовый, основной тон сольного двухголосия архан-тропов предстает как точка отсчета истории речи, знак ее происхождения. Через многие тысячелетия он был чувственно осмыслен как интонация, еще через громадный период времени обогащенный интонационный фонд стал базой произрастания музыкальной речи в жизнедеятельности палеоантропов, которая через более короткий срок, на рубеже среднего и верхнего (позднего) палеолита в процессе общения первых Homo sapiens расщепилась на речь вокальную и вербальную. На базе последней позже начали формироваться языки. Этот процесс автор попытается осветить в следующих статьях.
•к "к "к
Исследование Маслова - Чернова «Тайна тувинского «дуэта»...» [4] породило дискуссию, одним из главных поводов для ко-
торой стал вопрос о природе верхнего голоса сольного многоголосия. В ее процессе сложился ряд различного рода предположений, наиболее точно изложенных в тезисах выступления соискателя Новосибирской консерватории В. О. Куулара, с посвящением кандидату физико-математических наук В. В. Мазепусу [8]. Оно было воспринято как решение проблемы механизма возникновения верхнего голоса. Ниже цитируем вывод Куулара: «При интонировании мелодических скачков на широкие интервалы вверх или вниз артикуляция характеризуется одновременным, координированным сокращением или расширением объемов ротовой и глоточной полостей. Настройка напряженных резонаторов на одну и ту же высоту приводит к тому, что сила обертона-призвука возрастает до реального звука» [Там же, с. 162].
С вышеизложенным умозаключением В. О. Куулара автору, воспитанному на идеях диалектики и требованиях логики, трудно согласиться, потому что он не считает возможным восстановление из призвука, обертона, частичного тона реального звучания такого сложного явления, как звук.
Ему также непонятно, как можно настроить в необходимом направлении и согласовать работу всех резонаторов? За счет чего? И третье: автор также не считает возможным отрицать роль вестибулярных складок в фонации сольного многоголосия. Подаваемый из легких поток воздуха, пробиваясь через истинные голосовые складки и достигая сфинктерной преграды, вызывает сильнейшее натяжение, утончение и эластичность складок вестибулярных, что порождает возможность воспроизведения высокого звука в пределах третьей или четвертой октавы.
Конечно, автор данной статьи, не будучи специалистом в области акустики, мог что-то недопонять и ошибиться, но у него есть вышеприведенные данные метода пережитков, говорящие, что архантропы пользовались сольным двухголосием в качестве средства общения в период 600-300 тыс. лет до н. э. В связи с тем возникает вопрос: как обстояли дела у них с резонаторами? В антропологии есть о том сведения, особенно касающиеся главных - ротового и глоточного: нижняя челюсть была тяжелой, малоподвижной, без подбородочного выступа (играющего существенную роль в артикуляции), зубы крепкими и высокими, язык длинным, утолщенным, с высоким горбиком у основания, нёбо низким, плоским, нёбная занавеска - длинной. В таком случае подаваемый из легких воздух вряд ли поступал в ротовую полость, скорее, в носовую. Но и носовой резонатор у архантропов не был объемным — череп архантропа был намного ниже современного, а его стенки - гораздо толще, лоб - «убегающим». То же можно сказать и о глоточном резонаторе. Шея у них была короткой, надставная труба и глотка занимали в ней основное место. Недостаточно объемным был и грудной резонатор. Архан-троп хотя и считается выпрямленным (Homo erectus), но в области плечевого пояса еще существовала всем известная согбенность. В таком случае за счет чего же он мог пользоваться сольным двухголосием? С позиции Маслова — Чернова — с помощью вестибулярных складок. Автору это представляется чем-то более реальным и ощутимым, тем более, что получает убедительное подтверждение при анализе следующего - четвертого этапа становления гортани в жизнедеятельности палеоантропов.
Физиологическое развитие неандертальцев вызвало полное выпрямление позвоноч-
ника, поднятие ранее приопущенной головы, в связи с чем гортань переместилась с третьего позвонка на четвертый - пятый. Это, в свою очередь, активизировало мышцы, управляющие сфинктерной преградой, которые стали ее растягивать в широкое кольцо, а воздух, подаваемый из легких, получил свободный выход. Благодаря тому ложные голосовые складки утратили натяжение и приобрели свой прежний древний жесткий характер. Результатом этого процесса и стала утрата верхнего голоса, вместо которого опять возникли хрипы.
Несмотря на все замечания В. О. Куула-ра о неприемлемости участия вестибулярных складок в процессе сольного двухголо-сия, мы уверены, что в будущем, как это часто случается в истории, все объяснится и возникнет достоверная концепция истории речи.
Завершая статью, сделаем нижеследующие выводы:
1. Речь возникла в глубинах нижнего палеолита на дистанции приблизительно в 600-300 тыс. лет до н. э., когда не были еще известны ни магические культы, ни шаманские обряды, ни музыкальные инструменты. Она не была ни следствием подражания явлениям природы или музыкальным наигрышам, ни результатом половых или тем более эстетических потребностей, как утверждается в известных ныне гипотезах. Речь была порождена труднейшими условиями жизни первобытных людей, когда важнейшим условием их выживания стала неистребимая потребность в общении.
2. Первозданной формой речи предстает музыкальное сольное многоголосие утилитарного назначения - лишь как средство общения, на протяжении последующих веков переросшее в искусство.
3. Сольное двухголосие (многоголосие) архантропов - это первое чувственное осмысление тысячелетиями воспринимаемого слухом такого извечного природного явления как натуральный (естественный) обер-тоновый звукоряд.
4. Сольное двухголосие является не достижением творческих сил какого-то одного народа, а этапом не только в истории речи, но и в истории человечества. С самого зарождения оно имело особенности, порожденные природными условиями нижнего палеолита. Национальные его черты складывались гораздо позднее, возможно начиная с эпохи неолита.
5. Судьба сольного двухголосия сложилась так, что одни этносы постепенно утратили традицию прошлого, другие ее свято сохранили. И современные люди
должны быть благодарны тувинскому и монгольскому народам, донесшим до нашего времени память об общем прошлом человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. - М., 1964. - 238 с.
2. Алексеев В. П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. Палеолит. - М.: Наука, 1978. - 284 с.
3. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. Т. 1. С древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1. - М.; Л.: Госмузиздат, 1941. - 595 с.
4. Дмитриев Л. В., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста. - Новосибирск, 1992. - 88 с.
5. Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. - Норильск: АПЕКС, 2008. - 272 с.
6. Кочеткова В. И. Палеоневрология. - М., 1973. - 244 с.
7. Кубик Г. Многоголосие и звуковые системы центральной и восточной Африки // Музы-
ка народов Азии и Африки. - М., 1980. -С. 332-396.
8. Куулар В. О. Артикуляционно-акустичес-кие механизмы тувинского сольного многоголосного пения «Хоомей» // Пятый международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии». -Кызыл, 2008. - С. 159-167.
9. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: Музыка, 1965. -246 с.
10. Шейкин Ю. И., Шейкина О. А. Фольклорная музыка удэ // Фольклор удэгейцев: Ни-манку, тэлунгу, ехэ. - Новосибирск: Наука, 1998. - С. 41-72.
11. Якимов В. П. Ранние стадии антропогенеза // Происхождение человека и древнее расселение человечества. - М., 1951. - С. 7-88. (Тр. Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклу-хо-Маклая. Новая серия. Т. 16).
REFERENSES
1. Aksenov A. N. Tuvinskaya narodnaya muzyka [Tuvan folk music]. Moscow, 1964. 238 p.
2. Alekseev V. P. Paleoantropologiya zemnogo shara i formirovanie chelovecheskikh ras. Paleolit [Paleoanthropology of the globe and the formation of human races. Paleolithic]. Moscow, 1978. 284 p.
3. Gruber R. I. Istoriya muzykalnoj kultury. T. 1, S drevnejshikh vremen do kontsa XVI veka [The history of musical culture. Vol. 1. From ancient times to the late sixteenth century], Moscow; Leningrad, 1941, P. 1. 595 p.
4. Dmitriev L. B., Chernov B. P., Maslov V. T. Tajna tuvinskogo «dueta» ili svojstvo gortani cheloveka formirovat mekhanizm aerodinamicheskogo svista [The mystery of the Tuvan «duet» or the property of the human larynx to form the mechanism of aerodynamic whistle]. Novosibirsk, 1992. 88 p.
5. Dobzhanskaya O. Shamanskaya muzyka samodijskikh narodov Krasnoyarskogo kraya [Shaman music of the Samoyed peoples of the Krasnoyarsk Territory]. Norilsk, 2008. 272 p.
6. Kochetkova V. I. Paleonevrologiya [Paleoneurology]. Moscow, 1973. 244 p.
7. Kubik G. Polyphony and sound systems of Central and Eastern Africa. Muzyka narodov Azii i Afriki [Music of the peoples of Asia and Africa]. Moscow, 1980, pp. 332-396.
8. Kuular V. O. Articulation and acoustic mechanisms of Tuvan solo polyphonic singing "Hoomei". Pyatyj mezhdunarodnyj etnomuzykologicheskij simpozium "Hoomej (gorlovoe penie) - fenomen kultury narodov Tsentralnoj Azii" [The Fifth international ethnomusicological symposium "Hoomei (throat singing) - a phenomenon of culture of the peoples of Central Asia"]. Kyzyl, 2008, pp. 159-167.
9. Lebedinskij L. N. Bashkirskie narodnye pesni i naigryshi [Bashkir folk songs and music]. Moscow, 1965. 246 p.
10. Shejkin Yu. I., Shejkina O. A. Folklore music ude. Folklor udegejtsev: nimanku, telungu, ekhe [Folklore of Udege people: Nimanku, Telungu, ehe]. Novosibirsk, 1998, pp. 41-72.
11. Yakimov V. P. Early stages of anthropogenesis. Proiskhozhdenie cheloveka i drevnee rasselenie chelovechestva [The origin
of man and the ancient settlement of humanity]. Moscow, 1951, pp. 7-88.
К вопросу о происхождении речи. Статья вторая: Homo habilis и Homo erectus
Все существующие концепции происхождения речи гипотетичны, их нельзя как доказать, так и опровергнуть. Автор статьи опирается на ряд достижений археологии, антропологии, истории, физиологии, связанных с данным вопросом. Особое значение в формировании собственной концепции для него имело комплексное исследование JI. Б. Дмитриева, Б. П. Чернова, В. Т. Масло-ва о тувинском сольном двухголосии. Автор соотнесла предложенные ими стадии развития гортани и формирования истинных голосовых связок с историческими этапами становления человека (австралопитеки-архант-ропы-неандертальцы), предложила свой взгляд на проблему и новый аспект в ее рассмотрении, который до некоторой степени позволяет расширить фактологическую/ис-точниковую базу подобных исследований.
Данная статья содержит описание развития процесса на протяжении двух последующих периодов, связанных с жизнедеятельностью Homo habilis и Homo erectus.
Основная идея автора состоит в том, что происхождению вербального языка предшествовал период звуковых явлений сигнального типа (свист) и позже - утилитарных форм вокальной речи, к которым относит начальную стадию формирования такого феномена, как сольное двухголосие. Следы архаического вокально-речевого феномена, по мнению автора, сохранились в фольклорном пении. Свою гипотезу автор иллюстрирует нотными образцами вокального интонирования из фольклорных традиций разных народов.
Ключевые слова: музыкальная археология, происхождение языка, аэродинамический свист, сольное двухголосие, фольклорные архаизмы.
To the question of the origin of speech.
Article second: Homo habilis and Homo erectus
All existing concepts of language/speech origin are hypothetical and cannot be proved or refuted. The author draws on several achievements of archaeology, anthropology, history, physiology, associated with the question. Of particular importance in the formation of self-concept for him was a comprehensive study by L. B. Dmitriev, B. P. Chernov, V. T. Maslov about Tuvan solo two voices. Author evaluated their stage of development of the larynx and formation of the true vocal cords with the historical stages of human evolution (Australopithecus-arhantrop-Neanderthals), offered his perspective on the problem and a new dimension to its consideration, which to some extent allows you to expand the factual/source database of such studies.
This article contains a description of the development of the process during the two subsequent periods associated with the vital activity of Homo habilis and Homo erectus.
The main idea of the author is that the origin of the verbal language was preceded by a period of audible phenomena of signal type (whistle) and later - utilitarian forms of vocal speech, which includes the initial stage of the formation of such a phenomenon as solo two voices. Traces of the archaic vocal-speech phenomenon, in the author's opinion, are preserved in folklore singing. The author illustrates his hypothesis with samples of vocal folklore from traditions of different peoples.
Keywords: musical archeology, origin of speech, aerodynamic whistle, solo two voices, folklore archaisms.
Роменская (Стригоцкая) Татьяна Аркадьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Romenskaya (Strigotskaya) Tatyana Arkadievna, Doctor of Art Criticism, Professor of the The History of Music Department at Glinka Novosibirsk State Conservatoire
Получено 09.06.2018