Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты'

К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2382
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты»

РАЗДЕЛ V

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 13. 07

Т. К. Мухина

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ

Одной из современных социальных проблем, стоящих перед российским обществом является проблема распространения религиозных сект и вовлечение молодежи в их ряды. Происходит неуклонное омоложение последователей различных нетрадиционных религиозных организаций деструктивной направленности. Отличительной особенностью деструктивных религиозных организаций является использование ими в своей практике манипулятивных способов воздействия на личность, оказание негативного влияния на психическое и духовное здоровье индивида. Тем самым они выступают факторами десоциализации и вииктимизации личности.

Анализ ситуации показал, что с начала 90-х годов XX в. во Владимирской области функционировали различные деструктивные религиозные организации — Церковь сайентологии, Центр дианетики, Свидетели Иеговы, Общество сознания Кришны, Аум Синрике, секта Виссариона, Церковь Объединения Муна, Ново-Апостольская церковь, Международное братство Веслианской церкви, Лоза, Часовня у Голгофы, деструктивные религиозные организации сатанинской направленности. Точно подсчитать количество адептов сложно из-за закрытости и конспиративности этих организаций, но их число неуклонно растет.

Миссионеры используют широкий спектр методов для вовлечения в свои сети новых последователей из всех социальных слоев, разных возрастов, уровня образования и материального достатка. К традиционным заманивающим маневрам относят вегетарианский пир и бомбардировку любовыо в MOCK (Международное общество сознания Кришны), приглашение на занятия боевыми искусствами (Церковь объединения Муна) или кикбоксингом (Великое белое братство), на различные семинары и лекции по раскрытию человеческого потенциала и обучению методикам духовного самосовершенствования и полного внутреннего самоочищения (Аум Синрике), на курсы иностранных языков (Церковь объединения Муна), обещание оказать всестороннюю помощь осужденным, если они вольются в ряды секты (Богороднический центр). Идя в ногу со временем, религиозные секты стали использовать Интернет для поиска новых адептов. При этом Интернет-

ресурсы нельзя однозначно рассматривать как фактор вовлечения молодежи в религиозные секты. В глобальной сети найдется не мало сайтов, раскрывающих негативную сущность деструктивных религиозных организаций, методы привлечения новых членов в религиозные секты и способы противостояния сектантскому воздействию.

Проведенные нами социологические исследования показывают, что, учитывая возрастные и психосоциальные особенности, молодежь можно отнести к наиболее уязвимой части населения, наиболее дезадаптированной в условиях происходящих в стране преобразований. Обращение в деструктивные религиозные организации все чаще происходит с целью ухода от повседневных проблем, неразрешенных конфликтов со сверстниками и взрослыми. Следует отметить, что в секты уходят не из каждой семьи. Большое значение имеет характер внутрисемейных отношений. Внешнее благополучие, высокий материальный и социальный статус могут прикрывать несостоятельность и разобщенность членов семьи.

Факторами, способствующими вовлечению молодых людей в религиозные секты, являются бытовые конфликты, гипо- и гиперопека со стороны родителей, несамостоятельность, заниженная самооценка, неразвитое чувство собственного достоинства, неспособность разумно и критически оценивать свои действия и их последствия, тягостные переживания по поводу одиночества, отсутствие теплых, искренних взаимоотношений с родителями и ровесниками. Перечисленные факторы свидетельствуют о необходимости проведения широкомасштабной работы по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты.

Все чаще в научных кругах звучит мысль, что разрушение базовых христианских ценностей и экспансия нетрадиционных религий создает угрозу духовной безопасности России. Определенная час ть российского общества, к которой относятся православные богословы, некоторые представители антисектантских общественных движений и СМИ, однозначно выступают за запрещение деятельности всех нетрадиционных религиозных организаций. На наш взгляд, такая радикальная позиция может иметь кроме положительных также негативные последствия в форме религиозного или атеистического фанатизма, разделения общества на презирающих, ненавидящих друг друга людей. Чтобы распутать клубок противоречий, необходимо абстрагироваться от собственных мировоззренческих предпочтений, подойти к рассматриваемой проблеме с научной точки зрения, а не руководствоваться эмоциями и идеологизированными штампами.

В связи с активизацией деятельности на территории РФ различных деструктивных религиозных сект, становится очевидной актуальность профилактической работы. Однако прежде чем перейти к предупреждению вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации необходимо проанализировать причины обращения все большего количества людей в эти организации,

К разрушению традиционного уклада духовно-культурных ценностей страны, к конфликтам в области этноконфессиональных отношений, к дестабилизации общества деятельность деструктивных религиозных организаций приводит в случае отсутствия интегрирующих социальных ценностей, идеального измерения в жизни.

Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, неудовлетворенность духовных потребностей, чувство одиночества, бесцельности жизни - все это является социально-психологическими факторами поиска новой системы ценностей. Особенностью доктрин деструктивных религиозных организаций является то, что они, по словам X. Ремшмидта. «предлагают упрощенную перспективу на будущее; они позволяют стандартизовать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения; коллективные действия ослабляют ограничения и ощущения личной вины; возникает кажущаяся гармония внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями; подчинение лидеру, играющего роль «старшего брата», лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями» [3, с. 171].

Решение проблемы профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты возможно при объединении усилий педагогов (в том числе дополнительного образования), психологов, сотрудников правоохранительных органов, работников социальных служб, СМИ и общественности, что является крайне сложной, но выполнимой задачей, в случае целеустремленного и скоординированного её решения.

Федеральной целевой программы комплексных мер противодействия религиозному сектантству не существует. Не приходится говорить и о систематической профилактической антисектантской работе в регионах, в отдельных образовательных учреждениях. Существующие Центры в Москве и Санкт-Петербурге занимаются реабилитацией пострадавших от нетрадиционных религий, но, как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективной является ранняя первичная профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты, которая должна ориентироваться на укрепление личностных ресурсов человека, развитие интеллектуальной самостоятельности и критического мышления, увеличение адаптивных возможностей, создание оптимальных условий жизнедеятельности и гармонизацию окружающей социальной среды.

Из числа учреждений, участвующих в профилактической работе, образовательные учреждения как социальный институт располагают уникальным, но мало используемым потенциалом для успешной реализации её задач, поскольку просветительскую и формирующую деятельность они могут вести на протяжении всего периода обучения. В соответствии с вышесказанным главная цель профилактической работы должна заключаться не

в запрещении деятельности всех религиозных организаций, а в создании педагогических условий, способствующих эффективной профилактике вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации. К их числу можно отнести:

1. систему подготовки специалистов по предупреждению вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации;

2. организацию сети центров медико-социальной и психолого-педа-гогической помощи с обязательным включением в штат специалиста по профилактике вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации;

3. социально-педагогические меры, направленные на реорганизацию существующие превентивной системы;

4. создание на базе ВУЗов научно-исследовательских лабораторий по изучению причин ухода в религиозные секты, разработке форм, методов и прогнозированию дальнейших мероприятий по профилактике вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации, а также внедрение теоретических разработок в практику.

Задачами профилактики деятельности деструктивных религиозных сект в молодежной среде выступают:

- формирование культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска;

- формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки;

- активизация критического мышления;

- развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Одним из главных педагогических условий эффективного осуществления первичной профилактики вовлечения молодежи в религиозные секты считаем подготовку специалистов к превентивной антисектантской работе в частности на основе разработанного нами спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты» [1]. Данный спецкурс позволяет внести коррективы в содержание образовательного процесса с учетом актуальности изучаемой проблематики.

Предлагаемый спецкурс имеет междисциплинарный и интегративный характер, так как его содержание объединяется вокруг двух направлений:

1. Деструктивная религиозная секта как фактор виктимизации и десоциализации личности.

2. Профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты как направление деятельности социального педагога и педагога - психолога.

Основная цель спецкурса - формирование профессиональной готовности студентов к превентивной антисектанской работе с молодежью. Главной задачей подготовки и переподготовки квалифицированных кадров является расширение знаний по профилактике всех форм отклоняющегося поведения и углубление специальных знаний по предупреждению вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты.

Таким образом, профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты должна стать одной из важнейших составляющих общего процесса предупреждения социальных отклонений молодежи.

Анализ исследуемой проблемы показал, что решение поставленных задач возможно только при скоординированном и систематическом взаимодействии всех социальных институтов, занимающихся воспитанием подрастающего поколения и профилактикой всех форм отклоняющегося поведения, при объединении усилий всех компетентных специалистов: педагогов, психологов, юристов, медиков, социологов, философов. При этом приоритетное значение имеют психолого-педагогические и социально-педагогические формы и методы профилактической работы.

Библиографический список

1. Мухина, Т. К. Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты / Т. К. Мухина. Программа спецкурса. - Владимир. -2006. — 22 с.

2. Попов, В. А. Социальные отклонения учащейся молодежи и педагогические проблемы их предупреждения: дис. ... докт. пед. наук/ В. А. Попов. - Владимир. -1991.-375 с.

3. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. Пер, с нем. - М. - Мир. - 1994. - 320 с.

4. Скородумов, А. А. социально-психологические предпосылки вовлечения в религиозные секты / А, А. Скородумов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. — № 2. - С. 57-65.

УДК 577.4

И. С Ильясова К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ССУЗА

Новый, XXI в. вместе с новейшими разработками и технологиями в различных областях знаний, между тем, не принес ожидаемой многими спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.