Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков'

К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5828
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / СИМПТОМЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АДДИКЦИЯ / INTERNET ADDICTION / PREVENTION / SYMPTOMS / PECULIARITIES OF THE PERSONALITY / ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гилева Нина Семёновна

Статья посвящена интернет-зависимости подростков, механизмам её формирования, особенностям личности, способствующим формированию зависимости, симптомам её проявления и профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гилева Нина Семёновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of the prevention of Internet addiction among adolescents

The article is devoted to the Internet addiction of adolescents, the mechanisms of its formation, peculiarities of the personality, contributing to the formation of addiction, the symptoms and prevention.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике интернет-зависимости у подростков»

УДК 316.624 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.136

Н. С. Гилева, Омская гуманитарная академия

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена интернет-зависимости подростков, механизмам её формирования, особенностям личности, способствующим формированию зависимости, симптомам её проявления и профилактики.

Ключевые слова: интернет-зависимость, профилактика, симптомы, личностные особенности, ад-дикция.

Актуальность данного исследования определяется повышением интернет-зависимости молодёжи, а также недостаточностью исследований в данной области.

Интернет-зависимость является предметом исследований в области психологии развития, психиатрии и клинической психологии, результаты которых используются в практике медицинской и психологической помощи, коррекции поведения учащихся и участников социальных программ.

Процесс взаимодействия человека с Сетью привлекает внимание специалистов в различных отраслях, механизмы интернет-зависимости являются предметом исследования многих учёных, среди которых К. Янг, Р. Роджерс, И. Голдберг, Д. Гринфилд, К. Сурратт, Х. Кэш, Д. Блок и другие.

Интернет открывает значительные информационные возможности, задаёт высокий темп для эмоционально насыщенной деятельности, интеллектуальной и коммуникативной, изменяя многие сферы жизни общества, поскольку даёт другие формы общения и обучения, коммерции и развлечений.

В настоящее время исследователи выделяют несколько видов зависимостей, имеющих одну психофизиологическую природу: алкогольная, табачная, наркотическая, игровая (азартные или компьютерные игры), пищевая, информационная (телевизор, Интернет), трудовая (трудоголизм), шоппинг-зависимость. Объектом изучения психологов является зависимость как психологическая патология личности.

Учитывая специфику развития различных зависимостей, можно определить средство спасения от потенциальных форм психологической несвободы, поэтому необходимо научить осознанно и творчески управлять своим настроением, переживаниями и поведением. Все формы аддиктивного поведения имеют свою специфику, в контексте которой Дж. Грохол рассматривает феномен зависимости как стадию освоения информационных технологий, в том числе и Интернета [2].

Ц. П. Короленко утверждает, что одним из факторов аддиктивного поведения является неправильное воспитание в семье. Он выделяет условия и механизмы, способствующие его возникновению, к которым относятся чрезмерная формализация воспитания, перекрытие каналов конструктивных форм самовыражения, введение примитивных схем и эталонов на любых уровнях и видах научной и творческой деятельности в результате чего происходит нарушение смыслообразования, самобытности и непосредственности переживаний.

Улучшение семейно-бытовых условий, нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, предпосылки к непрерывному саморазвитию, образованию - это факторы, снижающие риск прогрессирования пагубных пристрастий [4].

Всемирная организация здравоохранения относит интернет-зависимость к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности.

Для интернет-зависимых подростков характерны такие личностные особенности, как ощущение одиночества и низкая самооценка, влекущие за собой проблемы в общении; склонность к избеганию проблем и ответственности, что способствует их уходу из настоящего в виртуальный мир. Данные особенности являются факторами риска социальной дезадаптации, поскольку относятся к категории патологических пристрастий, приводящих к деформации личности [5].

В исследованиях «Фонда Развития Интернет» выделяются потребности подростков, которые удовлетворяются ими с помощью Интернета [1]:

- автономия и самостоятельность;

- самореализация и признание;

- принадлежность к группе по интересам, в любви и обладании;

- познании, поскольку овладение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации.

К причинам компьютерной зависимости относятся [5]:

- недостаточное внимание родителей;

- неуверенность в себе и своих силах, застенчивость;

- недостаток общения со сверстниками и значимыми людьми;

- комплексы и трудности в общении;

- склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного;

- отсутствие увлечений или хобби, любых привязанностей, не связанных с компьютером;

- желание быть «как все» сверстники.

Использование Интернета даёт ощущение владения ситуацией и контроля над ней, что удовлетворяет потребность в безопасности как базовую среди потребностей человека. Профилактика аддиктивно-го поведения должна учитывать интегральный характер проблемы, поскольку она не может быть успешной без воздействия на основные аддиктивные механизмы при всех видах аддикции [6].

Профилактика - это система психологических мероприятий, направленных на предотвращение психических нарушений и отклонений, сохранение психического здоровья [5].

Профилактика психического здоровья состоит в предупреждении возникновения любого рода зависимостей, поэтому особенно важно проводить такую работу среди людей, находящихся в группе риска.

Группой риска в развитии интернет-зависимости являются подростки, что определяется особенностями данного возраста, психологически очень сложного и противоречивого, поскольку он связан с изменением их мотивационно-потребностной сферы, желанием реализовать имеющиеся возможности и оценить себя.

Для интернет-зависимых подростков характерны следующие личностные особенности: недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, низкая самооценка, отсюда склонность к избеганию проблем и ответственности, уход от себя настоящего в виртуальный мир. Перечисленные особенности являются факторами риска социальной дезадаптации.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания, поскольку в семьях, имеющих слабые эмоциональные связи между членами, ребёнок не чувствует себя в безопасности и защищённости, поэтому вероятность формирования неадекватной самооценки достаточно высока [7].

Таким образом, благоприятная эмоциональная обстановка в семье способствует тому, что ребёнок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких людей, следовательно, вероятность развития зависимости меньше. Необходимо проводить время с детьми, стремиться наладить дружеские отношения, находить источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

Учёные считают, что в общении восприятие человека человеком определяется невербальными средствами, на которые приходится от 80 до 90 процентов, а вербальные - от 10 до 20. В процессе виртуального общения невербальные средства теряют своё значение, поэтому возникает состояние эмоциональной депривации, хотя эмоциональное состояние отражают «смайлики». Следовательно, возникает недопонимание и неправильное толкование смысла отдельных фраз во время виртуальной беседы. Всё это, как правило, обедняет общение, поскольку невербальные сигналы способствуют установлению и закреплению личностных связей, в то время как слова используются для передачи информации о событиях в окружающем мире.

Профилактика интернет-зависимости направлена на формирование следующих навыков: коммуникативных; конструктивного разрешения возникающих конфликтов и трудностей; саморегуляции как умения справляться со стрессами и негативными эмоциями и умения выражать их в социально приемлемой форме.

Поэтому в рамках школьного образования необходимо посредством тренинга как метода активного обучения развивать навыки поведения в экстремальных ситуациях, справляться со стрессами, обучать стратегиям поведения в трудных психологических условиях быстро меняющегося мира, умению найти оптимальный путь для самореализации. Навыки, полученные в процессе обучения, способствуют снижению влияния различных факторов социальной дезадаптации.

Методами тренинга могут быть:

- психогимнастика, способствующая снятию напряжения и формированию навыков саморегуляции, улучшению пластичности и выразительности тела; выражению переживания и эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики и пантомимики; упражнения на развитие невербальных языков общения (тактильный, визуальный, мимический и пантомимический),

способствуют развитию культуры общения и увеличивают способы усиления коммуникативной выразительности;

- игра, в которой создаются условия для спонтанного выражения эмоций, развития и реализации творческого потенциала;

- дискуссии, позволяющие прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, развивают умение действовать за рамками предусмотренного, преодолевая приверженность старым образцам, страх перед неизвестностью и недоверие к себе;

- проективный рисунок, дающий возможность получения дополнительной информации об имеющихся проблемах и способствующий выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний;

- музыкотерапия для усиления воздействия и повышения эффективности используемых методов.

Следующим аспектом профилактики интернет-зависимости является вовлечение подростков в

социально-значимую деятельность, не связанную с компьютером. Различные виды подобной деятельности помогают преодолеть чувство одиночества в результате выстраивания позитивных отношений со сверстниками и укрепления связей с социальным окружением, умения ставить цели, эффективного общения и уверенности в себе.

Причины аддиктивного поведения постоянно меняются и, если возникает разрыв научных подходов с реальной ситуацией, то появляется мёртвая зона между наукой и практикой, принимаются неадекватные решения, а эффективность предполагает максимальную мобильность и открытость.

Рекомендации родителям:

1. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками, принимая участие в организации его досуга.

2. Проявляйте интерес к увлечениям, поощряя и рекомендуя посещение соответствующих кружков и секций.

3. Уважайте в ребёнке индивидуальность.

4. Стремитесь вовремя уловить изменения в подростке.

5. Избегайте длинных объяснений или бесед.

6. Осуществляйте негласный контроль над своими детьми.

7. Развивайте адекватную самооценку и уверенность в себе, понимание своих достоинств и недостатков.

8. Если детей интересуют онлайн-игры на определённую тематику, предложите их аналог. Это может быть чтение книг на ту же тему.

Помните, что ваша любовь и поддержка - самая важная помощь ребёнку.

Библиографический список

1. Сучжон-Ким Пан, А. Укрощение цифровой обезьяны / Алекс Сучжон-Ким Пан. - М. : АСТ, 2014. - 319.

2. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете ; под ред. А. Е. Войскунского. - М. : Можайск-Терра, 2000. - С. 100-131.

3. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

4. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск : Наука, Сибирское отд-е, 2008.

5. Егоров, А. Ю. Интернет-зависимости / А. Ю. Егоров // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития ; под ред. А. Е. Войскунского. - М. : Акрополь, 2009. - С. 29-55.

6. Гилева, Н. С. Психология девиантного поведения : учебно-методическое пособие / Н. С. Гилева. -Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. - 104 с.

7. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256 с.

N. S. Gileva, Omsk Humanitarian Academy

THE QUESTION OF THE PREVENTION OF INTERNET ADDICTION AMONG

ADOLESCENTS

The article is devoted to the Internet addiction of adolescents, the mechanisms of its formation, peculiarities of the personality, contributing to the formation of addiction, the symptoms and prevention.

Keywords: Internet addiction, prevention, symptoms, peculiarities of the personality, addiction.

References

1. Aleks Suchzhon-Kim Pan. Ukroshchenie tcifrovoV obezsianys [Taming the digital monkey]. Moscow, AST publ., 2014

2. Vofskunskif A. E. The phenomenon of Internet addiction. Gumanitarnyse issledovaniia v Internete. Moscow, Mozhafsk-Terra publ., 2000, pp. 100-131

3. Izotova E. I. Psihologicheskaia sluzhba v obrazovateVnom uchrezhdenii. [Psychological service in an educational institution]. Moscow, Academia publ., 2007, 288 p.

4. Korolenko TC. P., Donskikh T. A. Sem* puteV k katastrofe. Destruktivnoe povedenie v sovremennom mire [Seven ways to disaster. Destructive behavior in the modern world]. Novosibirsk, Nauka publ., 2008.

5. Egorov A. Iu. Internet addiction. Internet-zavisimosf: psihologicheskaiapriroda i dinamika razvitiia. Ed. by Vofskunskif A. E. Moscow, Akropol publ., 2009, pp. 29-55.

6. Gileva N. S. Psihologiia deviantnogopovedeniia [Psychology of deviant behavior]. Bifsk, BPGU im. V. M. Shukshina publ., 2008, 104 p.

7. MeT R. Iskusstvopsihologicheskogo konsuVtirovaniia [The art of counseling]. E'KSMO-Press, 2002, 256 p.

© Н. С. Гилева, 2016

Автор статьи: Нина Семёновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

А. С. Гречко, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

Е. Г. Ожогова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет.

УДК 796.814 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.139

А. М. Кондаков,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

В. В. Дубинецкий,

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ САМБИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПОЕДИНКАХ

В статье представлены материалы исследования технико-тактического арсенала самбистов высокой квалификации различных весовых категорий в условиях соревновательных поединков. Приведены данные выполняемых технических действий по отдельным группам и видам приёмов в стойке и партере.

Ключевые слова: технико-тактический арсенал, весовые категории, самбо.

Спортивное соревнование является центральным элементом, которое определяет всю систему организации, методики и подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. Вот почему знания об особенностях деятельности в условиях соревнований являются основополагающими при проведении учебно-тренировочного процесса. Достижение высоких спортивных результатов в самбо, как и в других видах борьбы, зависит от множества факторов: уровень развития физических способностей, психическое состояние спортсмена и т. д. Одним из ключевых звеньев в достижении высокого спортивного результата является технико-тактическая подготовленность самбиста. Получение объективных данных о технико-тактическом арсенале в условиях соревновательной деятельности одна из основных задач специалистов спортивной борьбы. Количественные и качественные показатели технико-тактических действий необходимы при планировании и коррекции учебно-тренировочного процесса. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о различиях в координационной, кондиционной и технико-тактической подготовленности борцов различных весовых категорий [1; 2]. Однако в вопросах особенностей технико-тактической подготовленности квалифицированных самбистов различных весовых категорий в условиях соревновательной деятельности на современном этапе данных явно не достаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.