Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной роли куратора в вузе'

К вопросу о профессиональной роли куратора в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ / КУРАТОР / ФУНКЦИО-НАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / ТИПОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Людмила Юрьевна

В статье представлены результаты анализа сущности понятия «кураторство в вузе». Отмечается, что кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы со студентами. Подчеркивается, что профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной роли куратора в вузе»

ничества с семьей могут служить следующие обучающие тренинги:

сензитивности: формирование у будущих педагогов способности к эмпатии и развитие социальной сензитивности;

разрешения конфликтов с детьми (с элементами проигрывания ролей): выявление и разрешение типичных конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях;

активного слушания: формирование у студентов этих навыков;

эффективности поощрения и наказания: развитие умения видеть в ребенке личность и оказывать помощь в разрешении проблем-препятствий.

Такие тренинги учат студентов понимать собственные ошибки и преодолевать трудности во взаимодействии с родителями и детьми.

Еще один шаг - это организационная сторона подготовки студентов к сотрудничеству с семьей, которая связана с раскрытием механизмов данного процесса, его этапов, среди них можно выделить:

1) познавательный - формирование у студентов ориентаций в информационном поле сотрудничества с семьей;

2) действенный - приобретение технологических умений сотрудничества с семьей;

3) креативный - перенос технологических умений сотрудничества с семьей в профессиональную деятельность.

Завершающим является определение критериев готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника. Поскольку в настоящее время отсутствуют такие критерии, в их качестве предлагаем выделить показатели в соответствии с обозначенными этапами: когнитивно-поведенческий, функциональный и творческий.

Первый включает, с одной стороны, наличие знаний по теории и практике сотрудничества с семьей, а с другой - умения находить и анализировать информацию об этом, строить диалогическое общение, устанавливать субъект-субъектные отношения на основе сотрудничества. В функцио-

УДК 37.013.42

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУРАТОРА В ВУЗЕ

Л. Ю. Фомина

Саратовский государственный университет E-mail: dialogus1@yandex.ru

В статье представлены результаты анализа сущности понятия «кураторство в вузе». Отмечается, что кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной

нальный показатель включены умения переносить знания о сотрудничестве в профессиональную деятельность в период педпрактики, оценивать этот процесс и корректировать его. Творческий показатель - это умение вносить элементы новизны в организацию сотрудничества с семьей.

Таким образом, формирование профессиональной готовности будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника включает: расширение содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения студентов сотрудничеству школы и семьи; вооружение их знаниями о сущности, задачах, методологических основах сотрудничества с семьей школьника; выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.

Примечания

1 См.: Воспитательный процесс : изучение эффективности : Метод, рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М., 2000. 128 с.

2 См.: Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь : личность, образование, самообразование, профессия. М., 1998. 399 с. ; См.: Шакуров Р. Х. Психологические основы педагогического сотрудничества : пособие для слушателей ИПК. СПб., 1994. 43 с.

3 См.: ГришинаН. В. Психология конфликта. СПб., 2000. 130 с.

4 См.: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 176 с. ; КрыловаН. Б. Культурология образования. М., 2000. 432 с.

5 См.: ШияновЕ. Н., КотоваИ. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 288 с.

6 См.: Воронов В. В. Технология воспитания : пособие для преп. вузов, студ. и учителей. М., 2000. 96 с.

7 См.: Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание : от формирования к развитию : учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д, 2000. 192 с.

работы со студентами. Подчеркивается, что профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора.

Ключевые слова: профессиональная роль, куратор, функциональные обязанности, вуз, студенты, типология.

© Фомина Л. Ю., 2012

To a Question of a Professional Role

of the Curator in Higher Education Institution

L. U. Fomina

In article results of the analysis of essence of concept «a coaching in higher education institution» are presented. It is noted that the coaching should be considered as irreplaceable and effective system of interaction of the teacher and students, a part of system of teaching and educational work with students. It is emphasized that the professional role of the curator assumes an alloy of the individual, personal, actually subjective qualities which adequacy promotes successful performance of these professional duties and influences style of an impersonation of the curator.

Key words: professional role, curator, functional duties, higher education institution, students, typology.

Основной целью работы куратора в вузе является воспитание личности студента как гражданина российского общества, разносторонне развитого, культурного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам.

К задачам воспитательной работы в вузе относят:

формирование положительной мотивации учебной деятельности;

развитие студенческого самоуправления; формирование патриотической и нравственной позиции студентов;

воспитание толерантности, потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, участии в культурной жизни; формирование здорового образа жизни; привлечение студентов к внеаудиторной работе (кружки, художественная самодеятельность, спортивные секции и т. п.);

повышение результатов обучения и воспитания.

Основная нагрузка в воспитательной работе вуза ложится на плечи кураторов, призванных сопровождать студенческую группу с первого по пятый курс. Кураторство следует рассматривать как незаменимую и эффективную систему взаимодействия преподавателя и студентов, часть системы учебно-воспитательной работы. Куратор организует систему отношений через разнообразные виды деятельности группы, создает условия для индивидуального самовыражения личности, способствует становлению гражданской позиции и нравственному самоопределению студентов1. Если главная цель вуза - помочь студенту стать высококвалифицированным специалистом, владеющим всеми достижениями избранной профессии, то роль куратора в этом процессе неоценима. Куратор группы:

устанавливает личные связи с родителями студентов;

участвует в выработке решений администрации, касающихся персональных дел студентов, имеет право представлять студента за какие-либо

серьезные проступки (например, пропуски занятий без уважительной причины длительное время) к административным взысканиям, а в случае необходимости - к отчислению из университета за нарушение учебной дисциплины;

проводит собрания группы по итогам контрольных недель и экзаменационных сессий, докладывает о них на заседаниях кафедр, принимает участие в проведении собраний группы, назначения старосты и выборов профорга;

помогает студенту быстрее адаптироваться к особенностям обучения в университете, его структурам и службам, знакомит с традициями института и специальности;

помогает оптимально организовать учебу, спланировать самостоятельную работу, составить учебные графики и т. д.;

поддерживает связь со всеми преподавателями, которые проводят занятия, и, при необходимости, помогает организовать дополнительные занятия и консультации;

представляет активного, успевающего студента к поощрению администрацией, помогает решать материальные проблемы;

помогает лучше подготовиться к учебным и производственным практикам;

посещает общежитие, вместе со студенческим советом института и администрацией студ-городка участвует в решении бытовых и других важных вопросов.

Мы обозначили только часть функциональных обязанностей куратора, на самом деле куратор, как и учитель в школе, должен учитывать индивидуальные, психологические и возрастные особенности своих воспитанников. Например, необходимо помочь студентам первого курса безболезненно пройти период адаптации, а для этого стоит узнать о своих студентах как можно больше - сначала заочно, по личным делам, потом в процессе встреч и бесед. Немаловажным фактором станет удачный подбор актива группы (старосты, профорга, культорга), а также создание в группе атмосферы доброжелательности, товарищества и взаимопомощи. Одной из приоритетных форм работы куратора со студенческой группой является кураторский час. С помощью кураторских часов можно помочь студентам не только правильно ориентироваться в новой для них обстановке, но и способствовать формированию корпоративной культуры университета, факультета и кафедры, а также тому, чтобы студенты впитывали в себя богатые традиции вуза и отрасли.

В круг обязанностей куратора входит анализ итогов экзаменационных сессий и контроль за текущей успеваемостью студентов, чтобы каждый студент четко осознавал, что хорошая учеба в вузе является залогом профессионального роста. Именно куратор может быть первым, кто увидит в своих студентах младших курсов будущих специалистов, поможет сделать им первые шаги в на-

Педагогическая акмеология

89

уке - привлечь в студенческие научные общества, публиковать тезисы докладов и т. д.

Кроме учебной деятельности куратор принимает участие во внеучебной деятельности студентов как организатор экскурсий, соавтор при написании сценариев (например, для концерта художественной самодеятельности идей).

Таким образом, можно назвать основные функции кураторской деятельности:

информативную (предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой информации об учебных и внеучебных мероприятиях);

организационную (структурирование вне-учебной жизни студенческой группы);

коммуникативную (обеспечение и поддержка благоприятной психологической атмосферы в студенческой группе, структурирование внутригрупповых отношений, непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера); контролирующую (административную); творческую (расширение деятельности куратора в связи с его индивидуальными потребностями и способностями).

Кураторская деятельность обладает многими функциями, но прежде всего куратор - это наставник, его можно назвать менеджером тем, кто использует ресурсы и внутренний потенциал других людей для достижения конкретных целей и задач.

По классификации В. П. Зелеевой2, в круге задач, которые определяют себе кураторы, можно выделить несколько типов:

куратор - «информатор»: полагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, медосмотре, мероприятиях и т. д.). Он считает излишним вникать в жизнь группы, определяя студентов как взрослых и самостоятельных людей;

куратор - «организатор»: организует жизнь группы с помощью внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т. д.). В свои обязанности он включает участие в выборах старосты, чувствует ответственность за происходящие межличностные конфликты и старается помочь их разрешению;

куратор - «психотерапевт»: близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, побуждает к ним, старается помочь советом; много личного времени тратит на психологическую поддержку студентов, устанавливает близкие контакты. В этом случае для куратора существует риск эмоционального истощения;

куратор - «родитель»: исполняет родительскую роль; излишне контролирует студентов, нередко лишает их инициативы; берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, не ограничиваясь психологической поддержкой, а выступая в качестве контролирующего родителя, требующего полного под-

чинения его решениям. Чаще всего по возрасту такие кураторы близки родителям студентам и в своих отношениях с ними они ссылаются на свой жизненный опыт;

куратор - «приятель»: интересуется жизнью студенческой группы, старается принимать участие в групповых мероприятиях. Студенты принимают куратора как члена группы, он пользуется уважением, но ему не хватает дистанции, чтобы в необходимых случаях предъявить требования.Чаще всего к этому типу кураторов относятся молодые преподаватели или аспиранты, выполняющие эту роль;

куратор - «беззаботный студент»: не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач. Он только формально считается куратором, нередко не вникая в жизнь студенческой группы;

куратор - «администратор»: своей основной задачей считает информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости, передает студентам требования деканата; выполняет в основном контролирующую функцию, в отличие от куратора-родителя исполняет ее формально, без личной заинтересованности и включенности в интересы студенческой группы.

Работа куратора как вид профессиональнопедагогической деятельности обладает такими характеристиками, как целенаправленность и мотивированность, но основной ее характеристикой является продуктивность. В соответствии с этим критерием были выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора студенческой группы:

1-й уровень - непродуктивный: куратор предлагает студентам самим решать проблемы, не проявляя инициативы и заинтересованности;

2-й уровень - малопродуктивный: куратор готов помочь обратившимся к нему студентам, проявлять инициативу, но ему не всегда хватает знаний для психологического анализа ситуации, понимания потребностей студентов, разрешения острых вопросов и конфликтов. Иногда в силу интуиции он действует успешно и сообразно ситуации;

3-й уровень - среднепродуктивный: куратор владеет некоторыми способами организации и бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей возраста студентов, их потребностей и способов обучения, особенностей разрешения некоторых конфликтных ситуаций, но он не стремится пополнять свои знания в этой области;

4-й уровень - продуктивный: куратор обладает необходимыми знаниями, применяет их и стремится пополнять, но не выходит за рамки своих формальных обязанностей;

5-й уровень - высокопродуктивный: сложные ситуации куратор рассматривает как задачу для развития студентов и саморазвития. Он постоянно пополняет свои знания и применяет их, творчески подходит к сложившимся ситуациям, нередко сам

3

организует развивающие ситуации для студентов .

90

Научный отдел

В образовательном процессе вуза необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет эффективна, в них включается:

надежная и охватывающая всех студентов диагностика эффективности профессиональноличностного развития, систематический мониторинг уровня сформированности важнейших личностных и профессиональных качеств будущих специалистов;

дифференциация и индивидуализация профессионального воспитания, основанная на результатах мониторинга профессионально-личностного развития студентов;

знания возрастных психофизиологических особенностей студентов, особенностей их по-требностно-мотивационной сферы, психологии межличностного взаимодействия и психологии учебной группы;

наличие эталонов, образцов, предъявляемых студентам - будущим специалистам;

обеспечение реальных условий самооценки студентов для сравнения себя с другими, формирование на этой основе перспектив профессионального и личностного роста;

динамика позитивного и устойчивого профессионально-личностного развития студентов, ее самооценка;

варианты социально полезной профессионально-ориентированной практической деятельности будущих специалистов;

включение каждого студента в социально полезную деятельность, в занятия творческих коллективов и общественных объединений, в работу различных клубов и отрядов;

УДК 378.09

создание реальных возможностей и стимулов для освоения будущим специалистом культуры и искусства.

Относя кураторство к профессиональной сфере деятельности вузовского педагога, мы считаем, что его важными профессиональными качествами должны быть педагогическая эрудиция, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция и предвидение, наблюдательность, оптимизм и находчивость, рефлексия. Таким образом, профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, которые способствуют успешному выполнению его профессиональных обязанностей и влияют на стиль исполнения роли куратора, способствующей созданию благоприятного психологического климата в студенческой группе. Подытоживая, можно сказать, что куратор - это, прежде всего, призвание.

Примечания

1 См.: Мартынова М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление. 2004. № 5-6. С. 104-106.

2 См.: ЗелееваВ. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп на диагностической основе. URL: http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl3_1_4. htm (дата обращения : 27.03.2012).

3 См.: Записная книжка куратора студенческой группы : методические рекомендации по организации воспитательной деятельности куратора / О. В. Гришаев, М. В. Щербакова. Воронеж, 2009. 134 с.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Е. А. Лапп

Волгоградский государственный социально-педагогический университет E-mail lapp-elen@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье излагаются результаты исследования, направленного на выявление содержательных и структурных особенностей мотивации студентов дефектологических специальностей. Указывается на комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих обеспечить мотивацию студентов в учебной деятельности. Ключевые слова: учебная мотивация, структурные элементы мотивации учебной деятельности, типы мотивации, познавательные мотивы, мотивы достижения успеха.

Motivation Features of Educational Students' Activity -Future Teachers for Children with Impaired Development

E. A. Lapp

The results of research directed on revealing on substantial and structural features of motivation of students - future teacher for children

with impaired development is reported in the article. It is underlined on complex of the psychology-pedagogical conditions, allowing providing motivation of students in educational activity.

Key words: educational motivation, structural elements of motivation of educational activity, motivation types, informative motives, motives of achievement of success.

Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психолого-педагогической науке. Активизация личностного подхода вызвала глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении. Переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление

© Лапп Е. А., 2012

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.