Научная статья на тему 'К вопросу о проектировании содержания современного педагогического образования'

К вопросу о проектировании содержания современного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Л. И.

В статье представлена современная трактовка проектирования содержания профессионального становления учителя с позиций культурологического подхода как его жизненного самоопределения в базовых ценностях культуры. Отражена точка зрения В.А. Сластёнина на современную трактовку основных функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры учителя, которые должны закладываться всем содержанием его вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проектировании содержания современного педагогического образования»

УДК 378

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012 Л. И. Мищенко

докт. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики и психологии развития e-mail: limzim a,mail. ru

Курский государственный университет

В статье представлена современная трактовка проектирования содержания профессионального становления учителя с позиций культурологического подхода как его жизненного самоопределения в базовых ценностях культуры. Отражена точка зрения В. А. Сластёнина на современную трактовку основных функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры учителя, которые должны закладываться всем содержанием его вузовской подготовки.

Ключевые слова: функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры; критерии профессиональной компетентности учителя.

Памяти Учителя Виталия Александровича Сластёнина посвящается

Согласно авторитетному мнению академика В.А. Сластенина, в сложившейся иерархии целей современного высшего педагогического образования на первом плане заявлена сама личность учителя, искренне озабоченного судьбой России, человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации, педагога, знающего и понимающего ребенка, умеющего с ним работать, специалиста в одной из областей науки, способного видеть ее в системе современного знания и культурной практики.

Современному учителю в целостном педагогическом процессе общеобразовательной школы приходится взаимодействовать с ребенком, органично включенным в определенную природную, историческую, этнолингвистическую, этнокультурную, этносоциальную среду. Путь этого ребенка к овладению универсальными (общечеловеческими) ценностями лежит через конкретные формы их существования в национальной культуре. Нельзя понимать и уважать многообразие и богатство мировой культуры, не зная своей. Поэтому содержание гуманитарных знаний, подлежащих освоению студентами, необходимо ориентировать на изучение отечественной материальной и духовной культуры. Процесс «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир личности с необходимостью требует присвоения этого опыта самим педагогом.

На основании этих выводов можно с уверенностью утверждать, что итоговым результатом педагогического образования должно быть формирование у будущего учителя профессиональной культуры, которая представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволяет учителю погружаться во внутренний

мир школьника, изучать и диагностировать уровень развития воспитанников, открывать перед ними новые пласты духовной жизни человечества. В свете сказанного профессиональное становление учителя можно трактовать как самоопределение личности в культуре.

Академик В.А. Сластенин, анализируя основные функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры, подчеркивает, что гносеологический компонент подготовки современного учителя непременно должен включать в качестве ее составляющих методологическую, исследовательскую и интеллектуальную культуру учителя; гуманистический - нравственную, гуманитарную и духовную; коммуникативный - культуру общения, речевую и рефлексивную культуру; образовательный - дидактическую, методическую, экологическую, экономическую, физическую и эстетическую; нормативный - правовую и управленческую; информационный - диагностическую, инновационную и компьютерную культуру учителя.

Эти базовые основания профессиональной культуры учителя должны закладываться всем содержанием его вузовской подготовки.

Существенной составной частью культурологического образования является история культуры нации. Для России эта история культуры непременно должна просматриваться в её взаимосвязях с другими культурами, и прежде всего евразийскими, получившими свое развитие в ходе культурно исторических процессов на сопредельных с Россией территориях.

Подчеркнем важность лишь некоторых направлений этой подготовки.

Так, например, благодаря освоению физической и валеологической культуры, каждый педагог обретает способность к саморегуляции своего организма, оптимальной организации труда и отдыха, к разумной регуляции каждодневной деятельности детей в школе, охране их здоровья и стимулированию физического развития.

Освоение национальной речевой культуры позволяет педагогам подняться на уровень подлинной интеллигентности, более глубоко освоить в родном слове отечественную духовную культуру, более точно, выразительно и профессионально излагать свой предмет, беседовать с детьми, проводить различные формы занятий.

Существенное и неотъемлемое достояние педагога - его художественная образованность и эмоциональная культура - как раз та область человеческой деятельности, которая развивает универсальные творческие способности, служит средством многостороннего воспитания, пробуждает продуктивное мышление, способность к подлинному общению, обогащает интуицию и развивает сферу чувств. Овладевая ценностями мировой художественной культуры, будущий учитель обретает опыт сопереживания, сочувствия, понимания и сотворчества, а в целом - способность к диалогу с людьми своей родной и других национальных культур, пониманию различных культурных смыслов.

Безошибочным критерием профессиональной компетентности учителя служит глубина его специальной (предметной) подготовки. В то же время специфика педагогического образования, отличающая его от подготовки специалиста любого другого типа, заключается в том, что научный материал, осваиваемый будущим учителем (закономерности и факты, понятия и теории, мировоззренческие выводы и методологические идеи, а также аппарат «своей» науки), выполняет в его деятельности инструментальную функцию, то есть выступает в качестве средства, «инструмента» воздействия на формирующуюся личность, на становление ее духовного облика.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012.

№ 2 (22)

Первостепенное значение сегодня приобретает научное обоснование содержания педагогического образования.

Разрабатывая концепцию современного педагогического образования, мы исходили из признания того, что его сложившиеся структурно-содержательные и процессуальные компоненты не соответствуют природе профессиональной деятельности учителя. Учитывая творческий характер профессии учителя, необходимо в процессе вузовской подготовки создавать условия для самореализации личности каждого педагога, выявления и формирования его творческой индивидуальности.

В логике личностно ориентированных образовательных технологий представляется целесообразным осуществить решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации. Именно индивидуально-творческий подход, преодолевая массоворепродуктивный характер современного педагогического образования, должен позволить выйти на личностный уровень подготовки учителя, обеспечивая выявление и формирование у него творческой индивидуальности, развитие педагогических взглядов и убеждений, неповторимой технологии профессиональной деятельности.

Одним из наиболее важных условий профессионально-личностного развития и саморазвития студентов должно выступать формирование у них творческого опыта деятельности. В его основу должен быть положен диалогический подход, предполагающий качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов, которые должны складываться на основе признания студентами стимулирующей роли преподавателя и проявляться в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему.

Выделенные в статье важные методологические аспекты реализации культурологического подхода к проектированию содержания профессиональнопедагогического образования указывают на единственно верный путь разработки современных ГОСТов высшего профессионального образования, призваных способствовать становлению и развитию личности педагога, готовой к «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.