Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ КВАЛИФИКАЦИИ РЕШЕНИЙ О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ КВАЛИФИКАЦИИ РЕШЕНИЙ О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ПОЛНОМОЧИЯ / AUTHORITY / РЕШЕНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / THE DECISION OF PUBLIC AUTHORITIES / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / RESERVATIONS / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / LAND / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / REGULATORY LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарева Екатерина Владимировна

В данной статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты, возникающие при реализации одного из видов полномочий Российской Федерации в сфере земельных правоотношений, а именно резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд - проблема квалификации решений органов государственной власти о резервировании земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the problem qualification solutions for reservation of land for State and municipal needs

This article discusses some of the problematic aspects that arise when implementing one of the types of powers of the Russian Federation in the sphere of land relations, namely the reservation of land for state and municipal needs - the problem of training solutions to the public authorities about reservation of land.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ КВАЛИФИКАЦИИ РЕШЕНИЙ О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Конституционное и муниципальное право

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ КВАЛИФИКАЦИИ РЕШЕНИЙ

О РЕЗЕРВИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

ПОНОМАРЕВА Екатерина Владимировна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России». E-mail: k021@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые проблемные аспекты, возникающие при реализации одного из видов полномочий Российской Федерации в сфере земельных правоотношений, а именно резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд - проблема квалификации решений органов государственной власти о резервировании земельных участков.

Abstract: This article discusses some of the problematic aspects that arise when implementing one of the types of powers of the Russian Federation in the sphere of land relations, namely the reservation of land for state and municipal needs - the problem of training solutions to the public authorities about reservation of land.

Ключевые слова: Государство, полномочия, решение органов государственной власти, резервирование, земельный участок, нормативный правовой акт.

Keywords: State, authority, the decision of public authorities, reservations, land, regulatory legal act.

Согласно действующему законодательству в качестве участников земельных отношений выступают физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые наделены определенными субъективными правами и юридическими обязанностями. Так, законодатель в федеральном законе РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1] определил для публично-правовых образований реализацию принадлежащих им прав и исполнение обязанностей через делегированные полномочия. Безусловно перечисленные в законодательстве полномочия в сфере земельных отношениях носит не исчерпывающий характер, и подлежит расширительному толкованию.

В данной статье наиболее подробно рассмотрим, и проанализируем некоторые проблемные аспекты, возникающие при реализации полномочия Российской Федерации в сфере резервирования земель.

Резервирование земель осуществляется согласно ст. 49, 70.1 Земельному кодексу РФ.[2] Это один из распространенных видов ограничения их использования, предусматривающий изъятие зарезервированных земельных участков в будущем в публичных целях. Поэтому следует отличать институт «резервирования» от «зонирования», который также следует рассматривать как вид ограничения пользования землей, но не предполагающий обязательного изъятия их из существующего землевладения.

Что касается непосредственно самой процедуры осуществления резервирования земельных участков, то участники данных правоотношений периодически сталкиваются с различными казусами. Так, например, принятое решение о резервировании земельных участков требует официального опубликования, что аналогично процедуре принятия нормативного правового акта.[3] Примером тому является Распоряжение Роскосмоса от 28.12.2009 № АП-272 «О резервировании земель в Амурской области для государственных нужд в целях создания космодрома «Восточный»» опубликованное в официальном издании для нормативно-правовых актов органов исполнительной власти и зарегистрированное в Министерстве юстиции России.[4]

В качестве следующего аспекта отметим, что согласно п. 7 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд[5] принятое решение о резервировании земель приобретает юридическую силу лишь только с момента его опубликования в официальных изданиях. Следовательно, позволяет говорить о таком признаке присущем нормативному правовому акту как «момент вступления правового акта в законную силу».[6]

Помимо вышеизложенного, на практике случаются ситуации, когда принятые соответствующими органами государственной власти акты о резервировании земель содержат положения, которые можно было бы рассматривать как правила поведения, характерные для неопределенного круга лиц, и в каче-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2017. № 3(147)

стве примера, таковым является принятое Правительством Иркутской области постановление от 22.07.2011 г. № 194-пп «О резервировании земель для государственных нужд Иркутской области».[7] Следовательно, позволяет утверждать о наличии еще одного из признаков, характеризующих такие акты как нормативными.

Безусловно изложенные обстоятельства создают для правоприменителей проблему квалификации решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, а именное отнесение данного акта к категории нормативным правовым актам или ненормативным. В 2013 году Пленум Высшего арбитражного суда РФ дал разъяснения по данному вопросу,[8] где согласно которому

Библиография:

1. Об охране окружающей среды: федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

3. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3646.

4. Распоряжение Роскосмоса от 28.12.2009 № АП-272 «О резервировании земель в Амурской области для государственных нужд в целях создания космодрома «Восточный»» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 17. 2010.

5. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3646.

6. Максимова Е.В., Герасимов А.П. К вопросу о понятии нормативного правого акта федерального органа исполнительной власти // Правовое государство: теория и практика. 2011. № 4 (26). С. 39-44.

7. Постановление Правительства Иркутской области от 22.07.2011 № 194-пп «О резервировании земель для государственных нужд Иркутской области» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс», версия «ПРОФИ» (дата обращения: март 2017).

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). № 35. 2013; Ялбулганов А. А. Правовое регулирование резервирования земель для государственных и муниципальных нужд // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 10. С. 44 - 49.

решения о резервировании земель следует относить все-таки к ненормативным правовым актам органов исполнительной власти. Тем самым, указанное постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 58 немного изменило развитие практики судов по указанной проблеме.

Однако, не смотря на указанное нами выше постановление Пленума ВАС РФ, проблема квалификации решений о резервировании земель в судебной практике окончательно не разрешена, и для ее решения необходимо на наш взгляд внести изменения в Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд от 22 июля 2008 г. № 561 путем дополнения в части порядка вынесения решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.