Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме идеального'

К вопросу о проблеме идеального Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
610
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЦИЯ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЙ КОД / МОЗГ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / IDEAL / INFORMATION / NEURODYNAMIC CODE / BRAIN / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROBLEM / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хапчаев Исмаил Абуевич

Статья посвящена исследованию проблемы идеального, выявлению связи этого феномена с физиологическими процессами мозга. Осуществляется анализ точек зрения ряда авторов к проблеме идеального, акцент делается на информационный подход к психофизиологической проблеме, раскрывается роль данного подхода для понимания идеального на современном этапе. Феномен идеального, его взаимосвязь с материальными процессами мозга рассматриваются в контексте виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the ideal

The article researches the problem of the ideal, revealing the connection between this phenomenon and the physiological processes of the brain. It carries out the analysis several authors' points of view to the problem of the ideal, it focuses on the information approach to psychophysiological problem, it explores the role of this approach for the understanding of the ideal at the present stage. The phenomenon of the ideal, its connection with the material processes of the brain is considered in the context of virtual reality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме идеального»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 122.129

И. А. Хапчаев

К вопросу о проблеме идеального

Статья посвящена исследованию проблемы идеального, выявлению связи этого феномена с физиологическими процессами мозга. Осуществляется анализ точек зрения ряда авторов к проблеме идеального, акцент делается на информационный подход к психофизиологической проблеме, раскрывается роль данного подхода для понимания идеального на современном этапе. Феномен идеального, его взаимосвязь с материальными процессами мозга рассматриваются в контексте виртуальной реальности.

The article researches the problem of the ideal, revealing the connection between this phenomenon and the physiological processes of the brain. It carries out the analysis several authors" points of view to the problem of the ideal, it focuses on the information approach to psychophysiological problem, it explores the role of this approach for the understanding of the ideal at the present stage. The phenomenon of the ideal, its connection with the material processes of the brain is considered in the context of virtual reality.

Ключевые слова: идеальное, информация, нейродинамический код, мозг, психофизиологическая проблема, виртуальная реальность.

Keywords: the ideal, information, neurodynamic code, brain, psychophysiological problem, virtual reality.

В истории философской мысли видное место занимает проблема идеального, различные решения которой связаны с крупнейшими мыслителями прошлого. Хотя данная проблема зародилась в античный период, но по проблеме идеального еще и сейчас идут острые дискуссии. Особое место в споре по проблеме идеального в философской литературе занимают концепции Э. В. Ильенкова и Д. И. Дубровского. Стимулом для начала дискуссии послужила статья Э. В. Ильенкова «Идеальное» [1].

Данная статья перевернула наличествующие до этого времени концепции, касающиеся таких фундаментальных категорий философии. как «идеальное», «материальное», «объективное» и «субъективное». Это было обусловлено тем, что, с точки зрения Э. В. Ильенкова, идеальное может существовать «вне головы и вне сознания людей, как независимая от их воли действительность» [2].

Говоря об идеальном, Э. В. Ильенков пишет: «Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознании и воли. Идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни» [3].

При этом идеальный феномен, считает Э. В. Ильенков, подлежит овеществлению, опредмечиванию или духовной объективации в практической деятельности. Однако оно качественно отличается от практики, ибо идеальное не содержит ни грамма материального от того объекта, который будет создаваться. Поэтому, с точки зрения Э. В. Ильенкова, идеальное наличествует лишь в деятельности, на основе которой создается ранее не существующая в природе вещь. В этой созданной вещи удовлетворяется потребность социума и в то же время, как только деятельность исчезает, овеществившись в созданном предмете, прекращает свое существование и идеальное.

По мнению Э. В. Ильенкова, исторически общественное сознание - это сформировавшаяся и изменяющаяся система самостоятельных от сознания индивида форм и схем «объективного духа», «коллективного разума» социума. Индивид, только подключившись к формам социальной жизнедеятельности, находит идеальное.

© Хапчаев И. А., 2016

Близкую Э. В. Ильенкову точку зрения развивают Э. Г. Классен, А. Н. Леонтьев и др. Так, например, придерживаясь идей Э. В. Ильенкова, Э. Г. Классен пишет: «Идеальное - реальность (объективно-существующая) отличается как от материального, так и от сознания» [4].

Другие исследователи, наоборот, подвергают критике ученых, выносящих идеальное за пределы мозга, и предлагают ограничивать идеальное психическими процессами человека, «субъективной реальностью».

Не отрицая ценности системы взглядов Э. В. Ильенкова на проблему идеального и в то же время подвергая критическому анализу ряд его идей, концепцию идеального как лишь субъективной реальности с позиции информационного подхода наиболее полно разработал Д. И. Дубровский. Следует отметить, что позицию Д. И. Дубровского разделяют такие ученые, как В. Н. Са-гатовский, И. С. Нарский и др. Связывая проблему идеального с психофизиологической проблемой и рассматривая идеальное как субъективную реальность, он считает, что общественное сознание играет подчиненную роль, наличествует лишь в деятельности личности. Поэтому Д. И. Дубровский пишет: «Категория идеального охватывает весь круг явлений субъективной реальности» [5].

По мнению Д. И. Дубровского, идеальное нельзя выносить за пределы мозга, ибо оно ограничено лишь «субъективной реальностью» [6].

Субъективная реальность, как справедливо отмечает Д. И. Дубровский, есть информация, которая воплощена в нейродинамическом коде, ибо без этого идеальное не может существовать. «Будучи информацией, - пишет Д. И. Дубровский, - всякое явление сознания (субъективной реальности) необходимо воплощено в своем материальном носителе» [7].

При этом информация автономна от определенных физико-химических свойств кода. По мнению Д. И. Дубровского, информация инвариантна по отношению к физико-химическим свойствам кода, а поэтому именно субъективная реальность, т. е. информация, оказывает причинное воздействие на физиологическое и управляет деятельностью человека [8].

Согласно ученому идеальное причинение в ходе трансляции, перекодирования информации сохраняется благодаря принципу инвариантности. В соответствии с принципом инвариантности одна и та же информация может транслироваться на основе разных носителей. Однако эти носители информации не определяют телесные изменения в организме. Запуск и реализация телесных изменений могут варьировать в широких рамках. Указанная вариативность исключает возможность чисто физического исполнения функции информационной причинности, хотя данное причинение осуществляется с помощью носителей информации. Но не эти носители, а их содержание и ценность, т. е. идеальная информация, определяют деятельность субъекта.

При этом, по мнению ученого, ошибочно рассматривать идеальное как нечто внеличност-ное отношение, осуществляемое вне мозга в общественной реальности. Необоснованными Д. И. Дубровский считает идеи Э. В. Ильенкова о независимости идеального от мозга, от его состояний, сведение идеального к рациональным схемам, нормативам и т. д. С точки зрения мыслителя, идеальное - это свойство, которое неразрывно связано с нейродинамическими процессами мозга индивида, ибо идеальное - это феномен индивида, осуществляемый нервными механизмами мозга конкретного типа. Эти механизмы мозга актуализируют информацию для индивида в форме субъективных психических переживаний.

Но в то же время в концепции Д. И. Дубровского это не означает, что индивидуальное сознание не связано с общественным сознанием. Общественное сознание, безусловно, можно представить как надличностное, но которое нельзя мыслить как внеличностное. Поэтому ошибочно понимать надличностное как проявление независимости общественного сознания от индивидуального, по отношению к которому оно выступает будто бы как нечто внешнее, ибо в общественном сознании всегда присутствует индивидуальное сознание, но последнее присутствует здесь в «снятом», концептуально преобразованном виде [9].

В этой связи, с нашей точки зрения, следует отметить, что с требованиями и ограничениями общественного сознания, выступающего в качестве структурных форм и схем деятельности, безусловно, все должны считаться. С этих позиций оно обладает относительной самостоятельностью и даже некоторой независимостью от индивидуального сознания. В то же время общественное сознание не является как нечто автономно-безличное, ибо оно вырабатывается вполне «личностно», индивидуально. Поэтому природа идеального общественно-индивидуальная.

В современной научной литературе существуют самые различные точки по вопросу идеального. Мы не будем вдаваться в пространный анализ многообразных точек зрений на проблему идеального, ибо это требует специального и самостоятельного исследования. Но следует отметить то, что идеи информационного подхода к сознанию о том, что идеальное есть информация и в то же время свойство мозга, являются наиболее общепризнанным взглядом в нашей 6

философской литературе. Поэтому данное положение вряд ли нуждается в специальном обосновании.

Отметим лишь то, что с позиции информационного подхода связь между идеальным и мозгом есть связь между информацией и ее носителем и благодаря этому происходит воздействие сознания на мозг. Но с нашей точки зрения, это еще не дает полного ответа на те трудные проблемы, которые издревле составляют содержание «сознание и мозг». К этим вопросам относятся: 1) Какова взаимосвязь идеального (если ему невозможно приписать никаких материальных свойств) с мозговыми процессами? 2) Как интерпретировать тот факт, что идеальное сознание может управлять телесными изменениями, если к сознанию нельзя отнести физические, а также энергетические свойства?

С нашей точки зрения, ответы на поставленные выше вопросы связаны с реализацией квантовых эффектов в выявлении не только отдельных психофизиологических механизмов, но и механизмов сознания и мышления. В этой связи Д. И. Дубровский пишет: «Виртуальная реальность есть информационная реальность и, следовательно, есть особая разновидность объективной реальности, которая обладает специфическими средствами и возможностями воздействия на индивидуальное и массовое сознание и во все большей степени формирует их в наше время. Всё это порождает новые вопросы и аспекты проблемы идеального, новые планы исследования природы субъективной реальности в ее связях с объективной реальностью, и они настоятельно требуют разработки» [10].

Представляется, что в информационных источниках, общественной действительности, в предметах духовной культуры виртуальная реальность как особая объективная информация существует. Но такая информации существует в потенции как возможность осуществления в сознании, т. е. в субъективной реальности. Виртуальная реальность, существующая как особая объективная реальность, воздействует на рецепторы органов чувств. В результате этого из периферии в мозг движутся нервные импульсы, которые несут объективную информацию виртуальной реальности и образуют нейродинамический код. Но данная информация только тогда становится виртуальной реальностью, когда она отображена в сознании, т. е. в субъективном виртуальном мире.

В этом отношении квантовая физика в сфере психофизиологии проливает свет на то, что при вмешательстве энергии мозгового кода внешнего объекта на квантовый вакуум последний проявляет виртуальные частицы. Говоря о возможности квантового вакуума при вмешательстве энергетического фактора проявлять виртуальные частицы, И. А. Ланцев пишет: «Характерная черта квантово-полевых представлений о вакууме - учет его сложной структуры, многообразных форм его активности, симметрии и асимметрии, его потенциальной природы, требующей для своего проявления вмешательства энергетического фактора» [11].

С этих позиций формирование идеального, на наш взгляд, можно объяснить тем, что под влиянием мозгового нейродинамического кода внешнего предмета происходит проявление виртуальной реальности, т. е. идеального. В этой связи Э. А. Бойков пишет: «Базисом, субстратом проявления идеального (а значит и виртуального) являются материальные нейродинамические процессы, происходящие в мозге» [12].

С нашей точки зрения, сознание, которое принято считать идеальной информаций, существует в виртуальной сфере нейродинамического кода в системе внешних и внутренних детерминант одновременно в отношении к мозгу и внешнему миру. Этим гарантируется то, что сознание только олицетворенным в нейродинамическом коде мозга может наличествовать как живая идея, а не отдельная от индивида сущность мысли.

Такой подход позволяет под новым углом зрения взглянуть на объективность внешнего мира. Об этом, например, свидетельствует факт о том, что если у личности сбросить врожденную катаракту глаза, то вначале глаз ничего не видит, человек замечает лишь серую пелену. Только с течением времени, под влиянием практики формируется способность различать предметы. Это говорит о том, что орган зрения лишь доставляет мозгу чувственные квантово-волновые побудительные стимулы, а личность сама формирует из них образы объектов, создает переживания и чувства, сопутствующие представления этих объектов: ощущение тяжести, фактуры и т. д. Это свидетельствует о том, что образ внешнего объекта является виртуальным. В этой связи Э. А. Байков пишет: «Любая информация лишь тогда становится виртуальной реальностью, когда она отображена в психике живого человека. Поэтому идеальное может существовать лишь в субъективном виртуальном мире» [13].

Подобного же взгляда придерживается В. В. Чавчавадзе, который отмечает, что идеальные процессы в мозге личности носят квантово-волновой характер [14].

Из вышеизложенного следует, что олицетворение идеального в мозговом коде происходит благодаря существованию идеального в субъективном виртуальном мире личности. На основе такого воплощения идеального в нейродинамическом коде мозга гарантируется единство идеального с мозгом и управляющая функция сознания. Представляется, что из взаимной связи неопределенностей вытекает, что за очень небольшой промежуток времени, вследствие флуктуации энергии физического вакуума, виртуальные частицы, которые являются носителями информации, беспрерывно появляются и пропадают. В силу того, что промежуток времени недостаточен, чтобы такого рода частицы могли реализоваться в мире элементарных частиц, виртуальные частицы ненаблюдаемы. Это обусловлено их особой природой и своеобразным способом их существования в отличие от обычных видов физических объектов, это как бы потенциальное существование [15]. Разумеется, что для олицетворения виртуальными частицами идеального образа в мозге и для воздействия идеального на телесные изменения не требуется время. Поэтому влияние идеального на телесные процессы происходит на основе функциональной связи. В силу этого процесс олицетворения идеального в нервном коде, остается за пределами материи.

Идеальное не наличествует в мозге как своеобразная субстанция, не набирается в обособленном пространстве, а существует только в нейродинамическом коде мозга. При этом идеальное нельзя отождествлять только с квантовыми соединениями мозга, поскольку оно возникает и наличествует лишь в системе детерминант, в которой универсальным детерминирующим фактором является квантовый вакуум.

Примечания

1. См.: Ильенков Э. В. Идеальное // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 219-227.

2. См.: Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 136.

3. Ильенков Э. В. Идеальное. С. 219.

4. Классен Э. Г. Еще раз об идеальном (письмо в редакцию) // Философские науки. 1988. № 3. С. 94.

5. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983. С. 62.

6. Там же. С. 18.

7. Там же. С. 131.

8. Там же. С. 129.

9. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002. С. 160-161.

10. Там же. С. 244.

11. См.: Ланцев И. А. Предпосылки создания ноосферно-ориентированной вакуумной научной картины мира // Философия и космология. 2012. Вып. № 1(10) . С. 98.

12. Байков Э. А. Виртуальный компонент духовного бытия общества // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. Вып. № 7. С. 38.

13. Там же. С. 39.

14. См.: Чавчавадзе В. В. К квантово-волновой теории когерентной модели мозга. Структура когерентного мозга // Биология. Киев, 1979. Вып. № 7. С. 109.

15. См.: Готт В. С. Философские проблемы современных естественных наук. М., 1979. С. 164.

Note

1. See: Ilyenkov E.V. Ideal'noe [Perfect]// Filosofskaya ehnciklopediya - Encyclopedia of philosophy. M. 1962. Vol. 2. Pp. 219-227.

2. See: Ilyenkov E.V. Problema ideal'nogo [The perfect problem] // Voprosy filosofii - Problems of philosophy.1979, No. 6, pp. 128-140.

3. Ilyenkov E.V. Ideal'noe [Perfect]// Filosofskaya ehnciklopediya - Encyclopedia of philosophy. M. 1962. Vol. 2. Pp. 219-227.

4. Klassen E.G. Eshche raz ob ideal'nom (pis'mo v redakciyu) [Once more of the ideal (letter to the editor)] // Filosofskie nauki - Philosophical Sciences. 1988, No. 3, pp. 94-98.

5. Dubrovski D. I. Problema ideal'nogo [Problem of the ideal]. M. 1983. 228p.

6. Ibid. P. 18

7. Ibid. P. 131.

8. Ibid. P. 129

9. Ibid. Pp. 160-161

10. Dubrovski D. I. Problema ideal'nogo. Sub"ektivnaya real'nost' [Problem of the ideal. Subjective reality]. M. 2002. 368 p.

11. See: Lantsev I. A. Predposylki sozdaniya noosferno-orientirovannoj vakuumnoj nauchnoj kartiny mira [Background to the establishment of noosphere-oriented vacuum scientific picture of the world]// Filosofiya i kosmologiya - Philosophy and cosmology. 2012, Issue № 1 (10), pp. 92-110.

12. Baikov E. A. Virtual'nyj komponent duhovnogo bytiya obshchestva [Virtual component of spiritual existence of society]// Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Orenburg State University. 2007, Issue No. 7 / Pp. 38-43.

13. Ibid. Pp. 38-43.

14. See: Chavchavadze V.V. K kvantovo-volnovoj teorii kogerentnoj modeli mozga. Struktura kogerentnogo mozga [To quantum wave theory of a coherent model of the brain. The structure of coherent brain]// Biologiya -Biology. Kiev. 1979, Iss. No. 7, 384 p.

15. See: Gott V.S. Filosofskie problemy sovremennyh estestvennyh nauk [Philosophical problems of modern natural sciences]. M. 1979. 344 p.

УДК 141.32 : 159.923.2

А. Ю. Байбородов

Коэкзистенциальное общение: к вопросу об определении понятия

Данная статья выдвигает и анализирует новый концепт — коэкзистенциальное общение, которое определяется как универсальный способ со-бытия субъектов в их фундаментальной бытийной возможности. Основополагающее условие коэкзистенциального общения есть принятие и признание Другого в его уникальном и «незаместимом» модусе бытия, а также выбор и реализация самого себя в фундаментальной бытийной возможности. Автор статьи разводит понятия «экзистенциальное общение» и «коэкзистенциальное общение». Экзистенциальное общение есть первичный и исконно присущий субъекту способ существования и сосуществования, в рамках которого Другой непосредственно постигается как соприсутствующий. Кроме того, экзистенциальное общение может принимать как «аутентичные», так и «превращённые» формы со-бытия, которые выступают как атрибутивные свойства общения. Экзистенциальное общение есть субстанциальная основа как «аутентичных», так и «превращённых» форм со-бытия.

The article in question suggests and analyses a new concept — coexistential intercourse, which is defined as the universal mode of coexistence of subjects in their fundamental existential opportunity. The basic condition of coexistential intercourse is the acceptance and recognition of the Other in his unique and unchangeable mode of existence and also his choice and self-realization in his fundamental existential opportunity. The author separates "existential intercourse" and "coexistential intercourse". Existential intercourse is the primary and originally proper to the subject mode of existence and coexistence in which the Other is immediately comprehended as the co-present. Besides, existential intercourse may turn into both "authentic" and "converted" forms which emerge as the attributive features of intercourse. Existential intercourse is the substantial basis of both "authentic" and "converted" forms of coexistence.

Ключевые слова: общение, существование, сосуществование, со-бытие, коэкзистенция, возможность, субъект, Другой, взгляд.

Keywords: intercourse, existence, coexistence, opportunity, subject, the Other, the similar, sight, authentic, converted.

В определении понятия «коэкзистенциальное общение» необходимо сперва, на наш взгляд, прояснить его этимологию и исконный смысл. Очевидно, что термин «коэкзистенция» образован от оного «экзистенция», что в переводе на русский язык означает «существование». Термин «ко-экзистенция» впервые предложил итальянский философ экзистенциального направления Н. Аббаньяно, который понимает под ним прежде всего особую форму сосуществования свободных субъектов, хотя и не приводит его «эксплицитного» определения: «Бытие, которое бы принадлежало мне, изолируя меня, уничтожало бы меня как индивидуальность; но бытие, которое определяет меня в моей индивидуальности, открывает меня коэкзистенции и определяет бесконечную сферу, в которой существуют бесконечные возможности встречи, т. е. разумения и понимания между мной и другим» [1].

Таким образом, согласно Аббаньяно, экзистенция, реализуясь в своей фундаментальной бытийной возможности, трансцендирует «за свои собственные пределы» и движется в сообщество себе подобных. Формирование субъекта в его «самости» есть, таким образом, sine qua non взаимопонимания с другим и, конечно, коэкзистенции. Аббаньяно в этой связи подчёркивает, что реализация самого себя, формирование собственной «самости» только и может стать условием и возможностью коэкзистенциального со-бытия. Экзистенциалы проблематичность и возможность — ключевые в «позитивном» экзистенциализме Аббаньяно. Аббаньяновский субъект изначально свободен в своём выборе или «не-выборе» трансцендентальной возможности. «Проблематичная неопределённость» выступает субстанциальной основой движения «за границы самого

© Байбородов А. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.