Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах социального предназначения государства'

К вопросу о проблемах социального предназначения государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якушев В. А.

В статье раскрывается социальное предназначение Российского государства на примере обеспечения многодетных семей земельными участками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах социального предназначения государства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 34

В.А. Якушев, к.ю.н.

Кафедра государственно-правовых дисциплин (кафедра № 4) Сибирский юридический институт ФСКН России г. Красноярск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье раскрывается социальное предназначение Российского государства на примере обеспечения многодетных семей земельными участками.

Ключевые слова

Многодетная семья, социальное предназначение Российского государства, земельный участок, органы

местного самоуправления, закон

Достойный уровень качества и содержания жизни человека оказывают прямое воздействие на нормальное функционирование общества в целом. Государство, в определенной степени, принимает на себя ответственность за наступление неблагоприятных последствий в жизни и деятельности индивида, оказывая ему (человеку - В.Я.) в различных формах социальную поддержку, в этом на мой взгляд и есть социальное предназначение государства [1, с. 193-196; с. 4-26].

Понятие социального предназначения государства формировалось постепенно по мере развития органов публичной власти в Российской Империи, СССР, а затем и в Российской Федерации. Данное понятие и в настоящее время продолжает разрабатываться.

Социальное предназначение государства выступает как целенаправленное воздействие политической системы общества на существующую систему общественных и правовых отношений, цель которого -улучшить условия жизни и труда населения страны.

Главная цель, выделяемая теорией права в социальном предназначении Российской Федерации связана с предупреждением обнищания народа, снижением роста безработицы сверх приемлемого уровня, создание необходимых предпосылок для постепенного улучшения материального положения, условий жизни различных слоев и групп населения.

Статья 7 Конституции РФ декларирует, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[2; с.4-26].

Часть 4 статьи 15 Конституции России гарантирует, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы».

Учитывая изложенное хочется отметить, что в статье 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.[3]; в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,[4] а также в статье 39 Конституции России провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Таким образом, социальная политика есть целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляемых через систему социальной защиты. Социальную защиту следует рассматривать как осуществляемую органами публичной власти, организациями и общественными объединениями закрепленных в нормах права мер экономического,

204

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

социального и правового характера, ограждающих любое лицо в России от экономической, социальной и физиологической деградации вследствие воздействия неблагоприятных факторов объективного и субъективного характера.

Проводя аналогию с социальной политикой хочется отметить, что роль современного Российского государства в социальном предназначении заключается в следующем:

1) достижение социального компромисса, учета и координации интересов различных групп населения;

2) преодоление социальных противоречий, интеграция общества;

3) сохранение мира, предотвращение вооруженных конфликтов;

4) проведение решений, которые поддерживаются большинством населения страны;

5) охрана общественного, правового порядка и общественной безопасности, а также прав, свобод человека и гражданина;

6) выработка национальной идеологии, как ключевой ориентир развития государства.

Примечательно, что такое правовое явление как социальное предназначение государства,

раскрывается через определения: социум как общество, социальная среда человека, совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей, а также через предназначение, которое направлено на то, каким целям должно служить государство в связи с заявлением выше упомянутой статьи 7 Конституции Российской Федерации (оплата отпусков работникам; выплата ежегодного вознаграждения за выслугу лет и т.д.).

В теории права выделяют признаки (черты, свойства), по которым можно доказать, что то или иное государство является социальным. Так, признаками социального государства являются: а) высокая экономическая составляющая, которая позволяет перераспределять доходы федерального бюджета, без ущемления собственников; б) экономика ориентирована на социум; в) государство, являясь инструментом в руках гражданского общества проводит социально ориентированную политику; г) подготовка и реализация социальных программ, включая очередность их реализации; д) государство создает для человека достойные условия жизни, социальную защищенность, а главное равные стартовые возможности для самореализации личности; е) развивающееся (развитое) социальное законодательство; ж) социальная ответственность государства перед своими гражданами, ответственность членов общества друг перед другом и перед социумом.

Помимо этого социальное государство выполняет следующие функции: а) поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); б) охрана труда и здоровья людей, в) поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; г) сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, средств федерального бюджета; д) поощрения благотворительной деятельности; е) материальной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; ж) борьба с безработицей (пособия, переквалификация, бесплатное обучение новым профессиям; з) участие в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ; и) обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов; к) материальное обеспечение социально уязвимых слоев населения на уровне не ниже прожиточного минимума.

Таким образом, видно, что признаки и функции социального государства отвечают жестким критериям направленным на поддержание и защиту граждан государства, поэтому с большой долей вероятности хочется констатировать, что для России на современном этапе ее развития социальное государство является нормой - целью, к которой необходимо стремиться.

В связи с этим хочется остановиться лишь на одном аспекте реализации социального предназначения Российского государства, на реализации Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», в части установления порядка бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»[5].

Закон устанавливает максимальный размер земельного участка для ведения дачного строительства -0,15 га. Между тем в подпункте «д» пункта 1 статьи 15 Закона края максимальный размер земельных

205

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

участков для дачного строительства, установлен 0,25 га. Поэтому установление предельного (максимального) размера для многодетных граждан ниже максимального размера, установленного для иных граждан, требует внесения изменений в законодательство на уровне Красноярского края.

Во-вторых, очень важное замечание, которое не выполняется связано с тем, что предоставляемые участки не обеспечиваются инженерной и транспортной инфраструктурой). Хотя в соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6] организация в границах муниципальных образований электроснабжения населения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований. Таким образом, органы местного самоуправления не выполняют требования к земельным участкам выделяемых многодетным, выполнение которых является обязанностью органов местного самоуправления. Что подтверждается письмом Емельяновского районного Совета депутатов Красноярского края[7], в котором говорится, что «обеспечение земельных участков объектами коммунальной и транспортной инфраструктурой в 2013 году осуществлялось в рамках долгосрочной целевой программы «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского края с целью развития жилищного строительства» на 2013-2015 годы за счет средств субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края. В 2013 году выполнены работы по организации подъездов к земельным участкам для многодетных в п. Емельяново, в 2014 году проводились работы по строительству подстанции и линий электропередачи к данным участкам.

Для обеспечения новых участков, выделенных многодетным семьям, инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимо проведение мероприятий по проектированию, с прохождением государственной экспертизы, и выполнению работ по устройству улично-дорожной сети. Реализация данных мероприятий требует существенных затрат, выполнить указанный перечень работ силами администрации Устюгского сельсовета не предоставляется возможным. В настоящее время администрацией Емельяновского района формируется заявка на субсидирование, для дальнейшей реализации мероприятий программы, включая земельные участки, расположенные на территории Устюгского сельсовета».

Возникает резонный вопрос, почему ничего в письме не говорится о 2015 г., т.к. программа рассчитана на период до 2015 года, неужели не хватило денежных средств на целый бюджетный год?

Следует отметить, что Земельный кодекс РФ[8] не устанавливает компетенцию субъекта Российской Федерации по установлению требований к земельным участкам, предоставляемым в бесплатном, ином льготном порядке.

Кроме того, вводимый пункт фактически устанавливает требования к земельным участкам для индивидуального жилищного строительства, передаваемым гражданам в порядке бесплатного, иного льготного (первоочередного, внеочередного) предоставления, а также предоставляемым многодетным гражданам. К земельным участкам, которые будут предоставляться в общем порядке, эти требования не будут применяться. На практике земельные участки для льготных категорий предоставляются в различных местах, в том числе точечно наряду с земельными участками, предоставляемыми в общем порядке. В этой связи установление повышенных требований к земельным участкам, предоставляемых многодетным гражданам наряду с общим порядком, зачастую в одних и тех же местах, создаст препятствия для их обеспечения землей (учитывая, что несоответствие земельных участков устанавливаемым требованиям является основанием для отказа в предоставлении земельного участка).

Статья 14 Закона края устанавливает безусловное право на получение земельных участков многодетными гражданами (при подтверждении своего статуса), какие-либо требования к таким гражданам региональным законодательством не предъявляются. Между тем среди документов, которые многодетные граждане обязаны представить при подаче заявления о предоставлении земельного участка, указаны документы о наличии или отсутствии у многодетных граждан земельных участков на праве собственности, выданные органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

206

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, можно констатировать, что государство старается выполнить свои обязательства перед многодетными гражданами вместе с тем возможности местного бюджета органов местного самоуправления не всегда способны обеспечить выполнение региональных законов направленных на поддержку многодетных семей.

Список использованной литературы:

1. Якушев, В.А. Правовые основы финансового обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции, проходивших службу в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи / Якушев В.А. Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2008. - № 2. - С. 193-196; Якушев, В.А. Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции в российском государстве, 1718-2009 гг. / Якушев В.А. автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2010. С. 4-26.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.; Якушев, В.А. Правовые основы материально-технического обеспечения и социальной защиты сотрудников полиции и милиции в российском государстве, 1718-2009 гг. / Якушев В.А. автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Академия управления МВД Российской Федерации. Москва, 2010. С. 4-26.

3. Российская газета, № 67, 05.04.1995; Российская газета, 10.12.1998.

4. Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

5. Наш Красноярский край, № 50, 23.12.2008, Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, № 69(290), 24.12.2008.

6. Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822;

7. Письмо Емельяновского районного Совета Депутатов Красноярского края от 28.01.2015 № 15-36.

8. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

© В.А. Якушев, 2015

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.