Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЁМ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЁМ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОТРУДНИК ФСИН РОССИИ / FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA EMPLOYEE / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПРЕСТИЖ ТРУДА / SOCIAL STATUS AND PRESTIGE OF THE LABOR / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЁМ / HOUSING / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ СЕРТИФИКАТ / PUBLIC HOUSING CERTIFICATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звягин Владимир Андреевич

В статье рассматриваются проблемы обеспечения жильём сотрудников ФСИН России. Проанализировано законодательство и судебная практика по рассматриваемым вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of housing employees of the Federal Penal Service of Russia

The problems of housing staff of : Federal Penal Service of Russia. Analyzed legislation and case law on these issues.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЁМ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ»

В. А. Звягин

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЁМ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ

V. A. Zvyagin ON THE PROBLEM OF HOUSING EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

В статье рассматриваются проблемы обеспечения жильём сотрудников ФСИН России. Проанализировано законодательство и судебная практика по рассматриваемым вопросам.

The problems of housing staff of: Federal Penal Service of Russia. Analyzed legislation and case law on these issues.

Ключевые слова: сотрудник ФСИН России, социальный статус и престиж труда, обеспечение жильём, государственный служащий, государственный жилищный сертификат.

Key words: Federal Penal Service of Russia employee, social status and prestige of the labor, housing, public servant, public housing certificate.

Концепция развития Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1 определяет, что одним из направлений кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы является обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы.

Повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), престижа службы в исправительных учреждениях является важнейшей задачей Федеральной службы исполнения наказаний России.

Факторами, оказывающими негативное влияние на кадровое обеспечение органов и учреждений УИС, являются:

- изменение качественных характеристик кандидатов на службу в учреждения и органы ФСИН России;

- невысокий престиж службы в учреждениях и органах УИС;

- недостаточный уровень материального обеспечения и социальной защищённости сотрудников учреждений и органов ФСИН России, а также лиц, уволенных со службы, членов их семей и лиц гражданского персонала ФСИН России.

Указанные факторы привели к ухудшению положения дел с комплектованием кадров, к оттоку кадров из УИС, ослаблению их профессионального ядра.

Важным элементом социальной защищённости является возможность получения жилья с помощью государства. Однако после вступления в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса Российской Федерации прекращена

1 Концепция развития Уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012.

постановка на учёт по месту работы сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очерёдность сохранена лишь за теми, кто состоял на учёте до 1 марта 2005 г. Кроме того, с 01.01.2005 г. утратила силу статья 35 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которой было предусмотрено обеспечение сотрудников УИС жилой площадью и наличие ведомственного жилого фонда. Также на сотрудников УИС не распространяется действие федеральных законов: от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний и её территориальные органы с 2005 года решают жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров УИС, которые встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС до указанной даты. Как следствие, сотрудников ФСИН России лишили важнейшей социальной гарантии.

Сотрудники ФСИН России, поступившие на службу после указанной даты, лишены важнейшей социальной гарантии и поддержки государства, интересы которого они представляют.

Особенно следует отметить негативное влияние сложившейся ситуации на выпускников ведомственных учебных заведений.

Десятки тысяч сотрудников УИС в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий. Как показывает практика, сотрудник, вставший на улучшение жилищных условий сегодня, может рассчитывать на приобретение жилого помещения лишь через 20 лет службы и то лишь своими силами. Уровень денежного содержания сотрудников не позволяет им воспользоваться системой ипотечного кредитования. Имеются факты признания сотрудников ФСИН России малоимущими и постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на этом основании1. Такая ситуация является позором для государства и радикально снижает престиж службы в уголовно-исполнительной системе.

Существующие в настоящее время способы улучшения жилищных условий сотрудниками ФСИН России, можно условно разделить на три группы:

- участие в федеральных программах в качестве сотрудника ФСИН России (Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы);

- участие в программах субъектов РФ (Обеспечение жильём молодых семей Приморского края на 2013-2015 годы) и программах муниципальных образований (Строительство малобюджетного жилья в Уссурийском городском округе на 2009-2015 годы) на общих основаниях;

- приобретение жилья за свой счёт.

Первый вариант получения субсидии могут использовать только сотрудники, вставшие на учёт до 1 марта 2005 г.

1 Постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 29.06.2012 г. № 2009 «О принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Анализ нормативно-правовых актов регулирующих выделение субсидий на приобретение жилья1 позволяет сделать вывод, что требования к сотрудникам ФСИН России выше, чем к федеральным государственным гражданским служащим, в частности, для федеральных государственных гражданских служащих не установлен минимальный срок нахождения на государственной службе - для получения субсидии достаточно факта нахождения на государственной гражданской службе, а установлен лишь повышающий коэффициент при определенном стаже гражданской службы: «При расчёте размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учётом стажа гражданской службы (полных лет) в следующих размерах: от 3 до 5 лет стажа - 1,05; от 5 до 9 лет стажа - 1,1; от 9 до 11 лет стажа - 1,15; от 11 до 15 лет стажа - 1,2; от 15 до 20 лет стажа - 1,25;

20 лет стажа и более - коэффициент увеличивается на 0,05 за каждый год

Л

службы, но составляет не более 1,5» .

В то же время сотруднику УИС необходимо отработать минимум 10 лет при условии, что состояние здоровья не позволяет продолжать службу, или быть уволенным со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, либо достигнуть предельного возраста пребывания на службе - и только при

-5

соблюдении этих условий он получает право на получение субсидии . И никаких повышающих коэффициентов.

Получается, что сотрудники правоохранительного органа с особым режимом службы, связанным с риском для жизни и здоровья, обладают меньшими правами, чем государственные гражданские служащие.

Сотрудники ФСИН России, которым после 1 марта 2005 г. было отказано в постановке на учёт в территориальных органах ФСИН, неоднократно обращались в суды с просьбой обязать поставить их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2008 года судебная практика идёт по пути удовлетворения таких требований, причём суды аппеляционной и кассационной

1 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»; Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 20111015 года»; Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы»; Постановление правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012.

2 П. 25 «Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» : утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

3 Подпункт «А» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 20112015 годы»: утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

инстанций оставляют решения районных судов без изменений. Свои решения суды обосновывают следующими положениями:

- в настоящее время не существует нормативно-правового акта, который запрещает или ограничивает права ФСИН России в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий своих сотрудников;

- подпункт «А» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» устанавливает право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

- Жилищный кодекс РФ регулирует отношения социального найма, тогда как получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, фактически является отношением купли-продажи недвижимого имущества и регулируются другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, суды встали на сторону сотрудников УИС и признали действия территориальных органов ФСИН России незаконными.

В заключение хотелось бы сказать, что без положительного решения жилищных проблем сотрудников правоохранительных органов и сотрудников уголовно-исполнительной системы в частности обеспечение высокого социального статуса и повышение престижа труда работника уголовно-исполнительной системы невозможно.

Литература

1. Концепция развития Уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

3. Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

4. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-1015 года» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

5. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным

законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

6. Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»: утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» // СПС КонсультантПлюс, по состоянию на 08.10.2012 г.

7. Постановление администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 29.06.2012 г. № 2009 «О принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.