Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ / SOFT SKILLS / HUMAN CAPITAL / DIGITALIZATION / REMOTE TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DESOCIALIZATION / IMPLICIT KNOWLEDGE / SOFTSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Татьяна Дмитриевна, Аксенова Жанна Николаевна

В статье обоснована необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, создания и развития электронной образовательной среды вуза в контексте сформировавшейся в 2020 году ситуации. Рассматриваются проблемы, возникающие при массированном внедрении цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Особое внимание уделено переходу университетов в весеннем семестре 2020 года на дистанционный формат обучения. Представлены результаты авторского исследования отношения студентов старших курсов к дистанционным технологиям, определены последствия их ускоренного внедрения для обучающихся и преподавателей, а также для формирования индивидуального, организационного и национального человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова Татьяна Дмитриевна, Аксенова Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF DIGITALIZATION OF THE HIGHER SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article substantiates the necessity of using digital technologies in the educational process, creating and developing an electronic educational environment of the University in the context of the situation formed in 2020. The problems that arise during the massive introduction of digital technologies in the educational process of higher education are considered. Special attention is paid to the transition of universities to distance learning in the spring semester of 2020. The results of the author's research on the attitude of senior students to distance technologies are presented, and the consequences of their accelerated implementation for students and teachers, as well as for the formation of individual, organizational and national human capital are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Санникова Т.Д.1, Аксенова Ж.Н.1

1 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск,

Россия

К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Санникова Т. Д., Аксенова Ж. Н. К вопросу о проблемах и перспективах цифровизации образовательной среды высшей школы // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 11. — С. 3089-3105. Сок 10.18334/се.14.11.111137

АННОТАЦИЯ:

Е о с о

и

В статье обоснована необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, создания и развития электронной образовательной среды вуза в контексте сформировавшейся в 2020 году ситуации. Рассматриваются проблемы, возникающие при массированном внедрении цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Особое внимание уделено переходу университетов в весеннем семестре 2020 года на дистанционный формат обучения. Представлены результаты авторского исследования отношения студентов старших курсов к дистанционным технологиям, определены последствия их ускоренного внедрения для обучающихся и преподавателей, а также для формирования индивидуального, организационного и национального человеческого капитала.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: человеческий капитал, цифровизация, дистанционные технологии, электронная образовательная среда, десоциализация, неявное знание, soft skills

ОБ АВТОРАХ_

Санникова Татьяна Дмитриевна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук (TGluk@yanCex.ru)

Аксенова Жанна Николаевна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук (nik_gorohov_2003@mail.ru)

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

- 3089 -

от

IN ОТ Ю

ОТ ОТ

(Л 1Л

Sannikova T.D.1, Aksenova Zh.N.1

1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russia

On the problems and prospects of digitalization of the higher school educational environment

CITE AS:_

Sannikova T. D., Aksenova Zh.N. (2020) K voprosu o problemakh i perspektivakh tsifrovizatsii obrazovatelnoy sredy vysshey shkoly [On the problems and prospects of digitalization of the higher school educational environment]. Kreativnaya ekonomika. 14. (11). - 3089-3104. doi: 10.18334/ce.14.11.111137 i: 10.18334/ce.14.1.100470

ABSTRACT:_

The article substantiates the necessity of using digital technologies in the educational process, creating and developing an electronic educational environment of the University in the context of the situation formed in 2020. The problems that arise during the massive introduction of digital technologies in the educational process of higher education are considered. Special attention is paid to the transition of universities to distance learning in the spring semester of 2020. The results of the author's research on the attitude of senior students to distance technologies are presented, and the consequences of their accelerated implementation for students and teachers, as well as for the formation of individual, organizational and national human capital are determined.

KEYWORDS: human capital, digitalization, remote technologies, electronic educational environment, desocialization, implicit knowledge, softskills

Received: 06.11.2020 / Published: 30.1 1.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Sannikova T. D. (TGluk@yandex.ru)

Введение

Использование цифровых технологий в процессе развития экономики и общества на сегодняшний день является одним из важнейших предметов исследований как с научной, так и с практической точки зрения. Перманентные экономические, политические и социальные кризисы заставляют искать новые стратегии развития социально-экономических систем.

- 3090 -

Одним из вариантов развития является цифровизация — процесс глобальной трансформации жизнедеятельности общества на основе цифровых информационных технологий [1] (Л/она$оуа, 2018).

Данные технологии уже достаточно давно определяют направления развития экономики и общества, порой кардинально меняя жизнь людей. Как естественное следствие технического прогресса, цифровизация представляет собой цифровое переустройство практически всех сфер общественной жизни, начавшееся с расширения возможностей использования интернет-ресурсов для населения. Следующим этапом стало внедрение цифровых сервисов и продуктов в производственные и управленческие системы, что меняет многие сектора экономики за счет интеграции ^-инфраструктуры в бизнес-процессы [5] (Базаву, 2018).

Однако динамичное внедрение цифровых технологий в деятельность экономических субъектов осложняется рядом проблем. Российская экономика в ряде отраслей существенно отстает в технологическом плане. Для укрепления своих технологических позиций необходимо в первую очередь использовать свой достаточно высокий потенциал в сфере человеческого капитала. Всемирный банк оценил индекс человеческого капитала в России в 68%, определив страну на 41-е место среди 174 стран мира. Ее соседями в рейтинге стали Люксембург, Венгрия, Сербия и Арабские Эмираты. Среднемировой показатель составляет 56%, индекс для стран с низкими доходами равен 37%, с высокими — 70%. В то же время РФ оказалась в десятке стран, где человеческий капитал быстрее всего рос в последнее десятилетие — обеспечила это в основном образовательная система (за счет доступности всеобщего среднего и дошкольного образования) [11].

В универсальном экономическом словаре под термином «человеческий капитал» подразумевается оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию [20] (ЬораШкоу, 2003).

Базой цифровой экономики являются знания, интеллектуальная составляющая человеческого капитала. Когнитивный ресурс становится приоритетным, так как именно он способен генерировать инновации, в результате которых возникают различного рода эффекты, существенно влияющие на качество развития общества [3] (Лfonasova, 2019). Индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с социальной средой формируют человеческий капитал более высокого уровня — человеческий капитал организаций, который позволяет им генерировать, внедрять и использовать новые технологии. Очевидно, что сохранение конкурентоспособности на рынке

— 3091 —

<n

предполагает обеспечение бизнес-процессов высококвалифицированным персоналом, пересмотр методов организации труда и мотивации работников, трансформацию кадровой стратегии в соответствии с потребностями и спецификой мировосприятия нового поколения специалистов, которое выходит на рынок труда из стен российских университетов в последнее десятилетие. Рынок труда в процессе цифровизации экономики приобретает ряд особен-^ ностей. Все большую долю в структуре трудовых ресурсов занимает так называемое поколение Z — люди, родившиеся после 2000 г. К 2025 г. их доля достигнет 25% общей численности занятых в мире. Это первое поколение, которое родилось в мире «без границ» и не знает, как выглядит жизнь без интернета и гадже-тов (цифровые аборигены — digital natives). Оно растет в условиях мгновенного доступа к бесконечным источникам информации, ее быстрого распространения, активного общения и кооперации в социальных сетях [7].

Характеристикой этого поколения можно назвать высокую адаптивность к новым технологиям. Еще одной характеристикой многие исследователи называют стремление постоянно совершенствовать навыки, овладевать смежными профессиями, повышать уровень знаний и квалификации для обеспечения своей конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Однако существует также мнение, что в этом поколении усиливаются черты инфантилизма, желания получать все сразу, отсутствия готовности к долгой и кропотливой работе по выстраиванию своей траектории развития, карьерного роста, самореализации. То есть, другими словами, поколению Z не хватает социальной и нравственной зрелости — тех качеств, которые в комплексе с профессиональной компетентностью дают истинную профессиональную зрелость.

Сегодня все больше работодателей осознают ценность человеческого капитала и требуют от соискателей вакансий не только полипрофессионализма, но и наличия так называемых мягких навыков (soft skills): личные качества и социальные навыки, например, умение работать в команде, любознательность, инициативность, критическое мышление, способность решать сложные задачи, взаимодействовать с разными людьми и правильно расставлять приоритеты [19] (Shipilov, 2016).

Таким образом, цифровая трансформация экономики, массированная интеграция информационных технологий в бизнес-процессы, развитие инновационного сектора делают необходимым появление в достаточном количестве специалистов-полипрофессионалов с высокой степенью адаптивности и обучаемости, а также с достаточно развитыми «мягкими» компетенциями; т. е. специалистов, не просто реализующих бизнес-процессы, но и генерирующих идеи, эффективно коммуницирующих в интересах организации-работодателя.

- 3092 -

Решение приоритетных вопросов развития востребованных компетенций невозможно без соответствующих требованиям времени образовательных структур. Однако мы не можем с уверенностью утверждать, что уровень организации образовательного процесса в высшей школе, наполнения его цифровыми технологиями соответствует современным потребностям и обучающихся, и работодателей.

Цифровые технологии можно использовать в образовательном процессе вузов в различных форматах: как в традиционной университетской аудитории, так и в смешанном или дистанционном образовании [18] (Tsygankova, 2019).

В 2020 году все российские вузы столкнулись с проблемой реализации образовательного процесса только в дистанционной форме. Мнения по вопросам организации и результативности данной формы разделились полярно, причем основным фактором, повлиявшим на это мнение, стал уровень развития электронной информационно-образовательной среды вуза (ЭИОС) [17] (БвкыНсН, 2016).

В условиях цифровизации происходит трансформация информационно-образовательный среды, в первую очередь в направлении технологизации процесса образования: мультимедийные и интернет-технологии сегодня во всем мире прочно вошли в вузовское пространство, с их помощью знания, сведения, информация активно передаются студентам. Целью цифровизации образовательной среды является повышение эффективности образовательного процесса [15] (Ба^апоу, Ьвккшыз, Ко^апоу, 2019). Однако на практике массированная реализация весной 2020 года цифровых технологий в образовании встретилась с непониманием, а порой и неприятием как у преподавателей, так и у студентов.

Целью исследования, проведенного авторами в сентябре 2020 года, является выявление проблем и определение перспектив организации учебного процесса в дистанционном формате для студентов очной формы обучения, отношения студентов к дистанционному обучению по итогам весеннего семестра 2020 года, образовательный процесс в котором осуществлялся через ЭИОС Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). В ходе исследования было опрошено студенты 4-го курса экономического факультета (очная форма обучения) направлений «Управление проектами», «Экономика и управление на предприятии», «Управление персоналом». Выборочная совокупность составляет 80 человек. Было задано 6 вопросов, распределение ответов на которые представлено на рисунках 1-6.

— 3093 —

Источник: составлено автором.

2 вопрос

8%

33%

31%

а) с энтузиазмом

б) негативно

в)позитивно

г) нейтрально

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Как вы встретили новость о переходе на дистанционное обучение?» Источник: составлено автором.

3 вопрос

34%

28%

а) не изменилось

б) стало лучше

в) стало хуже

38%

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Изменилось ли в течение семестра ваше отношение к переходу на дистанционное обучение?» Источник: составлено автором.

- 3094 -

4 вопрос

23%

31%

46%

а) не надо ходить на занятия

б) можно самостоятельно планировать учебные дела

в) другие варианты

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «В чем, по вашему мнению, заключаются преимущества дистанционного обучения перед очным?» Источник: составлено автором.

5 вопрос

23%

13%

64%

а) нет непосредственного контакта с преподавателем

б) сложно самостоятельно планировать учебные дела

в) другие варианты

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Каковы, по вашему мнению, недостатки дистанционного обучения?» Источник: составлено автором.

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

6 вопрос

15%

46%

18%

21%

а) да, это меня вполне устраивает

б) нет, слишком много недостатков

в) только в сочетании с очным обучением (больше дистанта)

г) только в сочетании c очным обучением (меньше дистанта)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Хотели бы вы и дальше учиться с применением дистанционных технологий?» Источник: составлено автором.

- 3095 -

Результаты анализа

По итогам проведенного исследования можно выделить несколько основным проблем, возникающих у студентов в процессе перехода с очной формы на дистанционное обучение.

1. Информационный дисбаланс, возникший из-за резкого перехода к онлайн-обучению весной 2020 года. Преподаватели стали активно наполнять электронные курсы лекционным и практическим материалом, который студентам предлагалось изучать самостоятельно. Однако большинство студентов привыкли к непосредственному общению с преподавателем в строго отведенные для этого часы, когда можно задать любой вопрос и сдать задание. Способность к самоорганизации образовательного процесса не сформирована, как не сформированы в полной мере навыки работы с информацией. Студенты восприняли дистанционный формат в первую очередь как отсутствие четкого расписания, позволяющего не посещать занятия, не вести конспекты лекций, выполнять практические задания в любое удобное время. В отсутствие самоконтроля это привело к накапливанию когнитивно не освоенной информации, появлению задолженностей по практическим заданиям, возникновению существенных пробелов в знаниях. Информационный дисбаланс сформировался именно вследствие неумения распределять самостоятельно время для изучения учебных материалов, структурировать свою работу по решению практических задач. К концу семестра многие студенты оказались перегруженными учебной информацией, на освоение которой уже не оставалось времени.

2. Отсутствие сосредоточенности на учебном процессе. В режиме онлайн-лекции, когда студент находится не в аудитории, а дома у компьютера, он постоянно отвлекается на объекты других интересов. Это могут быть социальные сети, статьи развлекательного характера, игры, другие занятия, кажущиеся ему более важными в данный момент. Такая пространственная позиция расхолаживает, снижает обязательность активного включения в процесс. Эта проблема усугубляется социальной незрелостью, несформированностью личности в 20 лет, недооценкой важности получения знаний (а не просто диплома о высшем образовании). Многие студенты признаются в наличии у них прокрастинации, трудностей целеполагания, неспособности ранжировать интересы и занятия по степени важности для реализации жизненных целей.

3. Десоциализация. Процесс обучения в вузе предполагает формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков, коррекцию проблем встраивания в социум и общения. Эти задачи решаются такими методами, как групповое обучение, командное выполнение практических заданий, консультации, мастер-классы, тренинги, деловые игры, олимпиады и т. п. Однако

- 3096 -

Е

дистанционный формат разобщает студента с группой оставляет его один на один с учебным материалом. Преподаватель как инициатор групповых коммуникаций может задействовать только письменное общение (объявления, консультации, личные сообщения, предусмотренные ЭИОС ТУСУР), что не способствует социализации обучающихся. Проведение занятий онлайн с использованием возможностей видеоконференции также позволяет организовывать коммуникативный процесс только в урезанном, одностороннем формате, т.к. нет полноценного контроля за вовлеченностью аудитории в процесс. Невозможно координировать и корректировать действия студентов, противостоять неконструктивной индивидуализации интересов.

4. Проблемы восприятия неявного знания. Тенденция десоциализации провоцирует возникновение дополнительных трудностей передачи и восприятия неявных знаний, демонстрируемых преподавателем. Неявные знания и без того отличаются сложностью передачи, они транслируются неосознанно в процессе совместной деятельности и воспринимаются студентами исходя из способностей и мотивации к их усвоению [6] (Bolbakov, 2015). Эффективная передача неявных знаний в процессе вузовского образования возможна только через личные контакты преподавателя и студентов, регулярное взаимодействие и формирование атмосферы доверия. Полноценное образование невозможно только через усвоение явных (формализованных) знаний, так как неявные знания помогают формировать целостную картину мира и своего места в нем, воспринимать конструктивные паттерны поведения, ментальные модели. Студенты получают возможность усвоить неявные знания не через язык, а через наблюдение, имитацию, и практику.

Однако при постепенной (а тем более полной, как весной 2020 г.) циф-ровизации процесса обучения неявное знание исключается. Студент оказывается в ситуации, в которой восприятие информации и решение проблем осуществляется только с помощью лично сформированного (часто неверного или однобокого) подхода. В этом случае его образование становится ущербным, неполноценным. Почти половина опрошенных предпочитает уменьшить количество занятий дистанционного формата в пользу непосредственного общения с преподавателем.

Таким образом, с одной стороны, внедрение дистанционных информационных технологий в образовательный процесс позволило не прерывать его в условиях пандемии, но с другой — не обеспечило пока реального повышения качества образования, т.к. основные адресаты (студенты) не хотят (не могут?) использовать открывающиеся возможности по прямому назначению — для поиска, анализа и усвоения релевантной учебной информации [9] (Molodyh, Sannikova, 2020).

- 3097 -

<n

IN

o>

Ю

o>

<J\

in

Результаты исследования и обобщение личного опыта авторов позволили

систематизировать и проблемы преподавателей.

1. Отсутствие возможности контролировать вовлеченность студентов в образовательный процесс. Студент, подключаясь к видеоконференции, формально присутствует в сети, однако при этом он может находиться где угодно, точно фиксировать посещаемость технически проблематично, как и степень сосредоточенности студента на процессе.

2. Сложность удержания интереса к предмету. Интерес к предмету во-многом зависит от харизмы преподавателя, его умения подать материал, обеспечить интерактив, вести живой диалог со студентами, реагировать на вопросы, демонстрировать эрудицию и чувство юмора [8] (Lukashenko, Ozhgikhina, 2019). Онлайн-лекции не предполагают такого живого общения, преподаватель поставлен в положение «говорящей головы», что снижает привлекательность занятий по дисциплине и, как следствие, полноту ее освоения.

3. Невозможность организации субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, при котором студент не только воспринимает передаваемые преподавателем знания, но и является активным самоорганизующимся участником образовательного процесса. Противоречие дистанционной формы в том, что, казалось бы, прогрессивная цифровая технология допускает только устаревшее взаимодействие «субъект — объект», критикуемое учеными-педагогами как неэффективное, обедняющее образовательный процесс [10] (Morozov, Osintseva, 2017).

4. Технические сбои. Даже самая отлаженная система подвержена риску возникновения технических неполадок. Это может быть «плывущий» звук или вообще отсутствие звука, «зависание» презентации, банальное отключение интернета или электроэнергии. Зависимость от несовершенной техники или связи делает каждую лекцию, которая должна состояться строго по расписанию, событием с непредсказуемым качеством. Здесь необходимо заметить, что система видеоконференций BigBlueButton, используемая ТУСУРом для организации учебного процесса, достаточно надежна и удобна, однако перечисленные сбои, хоть и редко, но случаются.

5. Обеднение педагогического арсенала преподавателя. В частности, сегодня преподаватели ТУСУРа лишены возможности полноценно реализовать методики группового обучения в процессе практических занятий. Теоретически такая возможность есть — групповые задания студенты могут выполнять, организовав взаимодействие друг с другом с помощью современных мессенджеров, чатов, форумов, однако, на пра-

- 3098 -

ктике такое общение продуктивно в гораздо меньшей степени, чем живое взаимодействие.

6. Недостаточность цифровых компетенций у части преподавателей.

Несмотря на повышение квалификации в области цифровых образовательных технологий, некоторые преподаватели до сих пор испытывают трудности при организации учебного процесса онлайн. Объективной причиной такого положения дел можно считать старение преподавательского состава, медленно идущие процессы кадрового омоложения вузов, искусственное ускорение которых не представляется выходом в силу недостаточного педагогического опыта и профессионализма молодых ассистентов и преподавателей [13] (Sannikova, 2019). В настоящее время появляется множество новых возможностей для создания и использования принципиально новых и более эффективных способов, методов, приемов обучения. Однако до сих пор многие преподаватели „

высшей школы используют в своей деятельности только методы словесного и догматического обучения, заключающиеся в передаче информации (знаний) в знаковой форме и готовых (типовых) ответах на вопросы обучающихся. щ Проблемой в наше время становится шаблонное мышление, инерционность педагогического состава, не позволяющие отслеживать появление образовательных инноваций. Зачастую отсутствует понимание того, что педагог должен не только передавать знания (они есть в интернете), но и учить навыкам обращения с информацией (поиск, анализ, интерпретация, использование), формировать коммуникативные навыки, навыки командной работы. Но если преподавательский багаж составляют знания по конкретной дисциплине, которая читается 25 лет, с типовыми задачами на практических занятиях и отсутствием актуализации, приходится признать, что такой образовательный процесс не выдерживает критики. Следует признать, что такое положение дел встречается не так часто, а в топовых вузах и вовсе невозможно. Однако эта проблема требует внимания со стороны руководства кафедр и факультетов. Поскольку быстрая смена поколений в преподавательском составе вуза невозможна, необходимо своевременно выявлять квалификационные дефициты в преподавательской среде и разрабатывать меры по приведению компетенций профессорско-преподавательского состава (в том числе и цифровых) в соответствие с требованиями времени [16] (Serafimovich, Konkova, Raykhlina, 2019).

Университеты столкнулись еще с одной проблемой осенью 2020 года — внесенный 27 октября в Государственную Думу законопроект предполагает возврат студентам части платы за обучение, если на фоне пандемии их занятия были переведены из очного в дистанционный формат. Авторы законо-

- 3099 -

проекта считают, что «из-за снижения уровня обучения в дистанционном формате падает и его себестоимость». Однако в реальности нагрузка на преподавателей даже возросла — они практически не встают из-за компьютеров, готовя и адаптируя свои материалы к переносу в сеть, делая удобным для студентов процесс передачи и оценки знаний. Занятия ведутся в режиме видеоконференции, причем лекции в таком режиме предполагают увеличение «горловой» нагрузки по сравнению с аудиторным форматом. В ситуации, когда растет заболеваемость в преподавательской среде, на остающихся здоровыми преподавателей возлагается ответственность за непрерывность процесса, за ведение курсов заболевших коллег. Снижение платы за обучение влечет за собой и снижение заработной платы преподавателей, такова логика происходящего. Но если сегодня преподаватели «выкладываются», стремясь сохранить качество образования, то в случае негативных тенденций в оплате труда их мотивация вряд ли останется на прежнем уровне. И круг замкнется — качество неминуемо упадет еще более заметно.

Ректор РАНХиГС В. Мау подчеркивал, что дистанционный формат, на который перешли вузы в 2020 году, — это не заочное образование. Это полноценное очное образование, но с использованием информационных технологий [14] (Ба/гопоуа, 2020).

Ситуация 2020 года усилила тренд развития университетских электронных образовательных сред. К октябрю 2020 г. 152 вуза из 1278 полностью перевели студентов на удаленный формат обучения [12] (Яешегоуа, 2020). Массированный и ускоренный переход на дистанционный формат четко выявил слабые стороны вузов, не развивающих цифровые образовательные технологии. Многочисленные жалобы преподавателей высшей школы в сети на отсутствие удобных средств связи, полноценных ЭИОС вузов подтвердили возникшие весной трудности с организацией процесса в российских университетах. Исключением являются, конечно, топовые вузы, к которым можно с уверенностью отнести и ТУСУР, давно развивающий дистанционное обучение и электронную образовательную среду. Однако опыт показал, что и такой, казалось бы, самой современной цифровой среде, как ЭИОС ТУСУР, необходимо совершенствование, в процессе которого должны учитываться все обозначенные проблемы.

Заключение

Сегодня стало понятно, что проникновение цифровых технологий в сферу образования будет только нарастать, и для того чтобы сделать этот процесс максимально эффективным, необходимы скоординированные усилия как руководства вузов и их профессорско-преподавательского состава, так

- 3100 -

и Минобрнауки, чтобы не допустить рассогласования целей и возникновения новых барьеров и проблем [4] (Afonasova, 2019). В противном случае риск снижения позиций России в мировом рейтинге по индексу человеческого капитала становится реальным, так как очевидно, что тотальный перевод образовательного процесса на дистанционные технологии, о котором много говорят в последнее время, не обеспечит даже сохранение существующего положения с качеством образования.

Однако, несмотря на традиционные преимущества очного формата, российской системе образования приходится проявлять гибкость и адаптироваться к работе в новых условиях, обеспечивая качество обучения. Для этого нужны инвестиции в образовательные платформы университетов, в формирование цифровых навыков и студентов, и преподавателей [2] (Aksenova, 2020). Только в этом случае система образования действительно будет работать на увеличение человеческого капитала страны.

Таким образом, можно констатировать, что современная система высшего образования должна стать более гибкой, динамичной и адаптивной к изменя-

го

ющимся социально-экономическим условиям. Необходимость опережающего развития образования по отношению к процессам цифровизации экономики не вызывает сомнений. Однако отказываться от проверенных традиционных методов, форм, средств обучения, делая ставку только на цифровые педагогические инновации, — это рискованный путь, изобилующий барьерами для формирования soft skills и передачи неявного знания. При стабилизации ситуации, как представляется авторам, необходимо вернуть в образовательный процесс полноценный очный формат, используя дистанционные технологии как вспомогательные инструменты, которые должны внедряться не бессистемно и ускоренно, а планомерно, продуманно и в сочетании с лучшими практиками отечественных вузов. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Afonasova M. A. Digital transformation of the entrepreneurship challenges and prospects // Journal of Entrepreneurship Education. — 2018. — № 2.

2. Аксенова Ж. Н. Экосистема университета как ответ на вызов быстрорастущих цифровых рынков // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики: Материалы международной научно-методической конференции. Томск, 2020. — c. 270-271.

3. Афонасова М. А. Управление изменениями в экономических системах на этапе их цифровой трансформации // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 11-2. — c. 21-27. — doi: 10.17513/vaael.815.

- 3101 -

<n

IN

o>

Ю

o>

<J\

in

7.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Афонасова М. А. Трансформация образовательной среды и педагогических технологий в условиях цифровизации экономики // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы XX Международной научно-практической конференции. СПб., 2019. — с. 133-136. Басаев З. В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. — 2018. — № 4. — с. 32-38. — doi: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.

Болбаков Р. Г. Отношение между явным и неявным знанием // Перспективы науки и образования. — 2015. — № 1(13). — с. 10-16.

Дети глобального кризиса. Econs.online. [Электронный ресурс]. URL: https:// econs.online/articles/ekonomika/deti-globalnogo-krizisa.

Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. — 2019. — № 1. — с. 4656. — doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-46-56

Молодых А. П., Санникова Т. Д. Парадоксы цифровизации информационно-коммуникационной образовательной среды // Сборник избранных статей научной сессии тусур. — 2020. — № 1-2. — с. 236-238.

Морозов Г. Б., Осинцева А. А. О проблемах формирования реальных профессиональных компетенций студентов, обучающихся дистанционно // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 6. — с. 156-163. Население РФ подорожало собой. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4494281.

Ремезова Т. Переход на удаленку: министр Фальков объяснил, как будут учиться студенты. Vesti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/ article/2478405.

Санникова Т. Д. Институциональные и ресурсные ограничения на пути решения задачи перехода к цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — № 3. — с. 633-646. — doi: 10.18334/vinec.9.3.41059. Сафронова М Вузы хотят обязать возвращать студентам деньги после перевода на дистанционку. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www. gazeta.ru/social/2020/10/28/13336345.shtml.

Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2019. — № 2(28). — с. 116-121.

Серафимович И. В., Конькова О. М., Райхлина А. В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование. — 2019. — № 1. — с. 14-26. — doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-14-26. Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета. — 2016. — № 4. — с. 114-120. — doi: 10.18101/19940866-2106-4-114-120.

5

- 3102 -

18. Цыганкова В. Н. Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов) // Креативная экономика. — 2019. — № 3. — c. 523532. — doi: 10.18334/ce.13.3.39958.

19. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. Cfin.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev val/ soft-skills.shtml.

20. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. / Словарь современной экономической науки. — М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2003 (Калининград: ГИПП Янтар. сказ), 2003. — 520 c.

REFERENCES:

Afonasova M. A. (2018). Digital transformation of the entrepreneurship challenges and prospects Journal of Entrepreneurship Education. 21 (2).

Afonasova M. A. (2019). Upravlenie izmeneniyami v ekonomicheskikh sistemakh na etape ikh tsifrovoy transformatsii [Managing changes in economic systems at the stage of their digital transformation]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-2). 21-27. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.815.

Afonasova M. A. (2019). Transformatsiya obrazovatelnoy sredy i pedagogicheskikh tekhnologiy v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Transformation of educational environment and pedagogical technologies in the conditions of digi-talization of the economy] Problems of pedagogical innovation in professional education. 133-136. (in Russian).

Aksenova Zh.N. (2020). Ekosistema universiteta kak otvet na vyzov bystrorastush-chikh tsifrovyh rynkov [University ecosystem as a response to the challenge of fast-growing digital markets] Current trends in continuing education: challenges of the digital economy. 270-271. (in Russian).

Basaev Z. V. (2018). Tsifrovizatsiya ekonomiki: Rossiya v konteksteglobalnoy transformatsii [The digitalisation of the economy: Russia in the context of global transformation]. The world of new economy. 12 (4). 32-38. (in Russian). doi: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.

Bolbakov R. G. (2015). Otnoshenie mezhdu yavnym i neyavnym znaniem [The relationship between explicit and tacit knowledge]. Perspectives of science and education. (1(13)). 10-16. (in Russian).

Lopatnikov L. I. (2003). Ekonomiko-matematicheskiy slovar [Economic and mathematical dictionary] M.: Akad. nar. khoz-va pri Pravitelstve Ros. Federatsii: Delo, 2003 (Kaliningrad: GIPP Yantar. skaz). (in Russian).

Lukashenko M. A., Ozhgikhina A. A. (2019). Imidzh prepodavatelya vuza: mneni-ya i prioritety studentov [Image of a university professor: students' views and priorities]. Higher education in Russia. 28 (1). 46-56. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-46-56.

>4

E о с о

и

ш >

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 3103 -

<n

IN

o>

lO

o>

Ol

l/l

Molodyh A. P., Sannikova T. D. (2020). Paradoksy tsifrovizatsii informatsion-no-kommunikatsionnoy obrazovatelnoy sredy [Paradoxes of digitalization of the information and communication educational environment]. Sbornik iz-brannyh statey nauchnoy sessii tusur. (1-2). 236-238. (in Russian).

Morozov G. B., Osintseva A. A. (2017). O problemakh formirovaniya realnyh pro-fessionalnyh kompetentsiy studentov, obuchayushchikhsya distantsionno [On the problems of formation of real professional competences of students in distance learning]. Pedagogical education in Russia. (6). 156-163. (in Russian).

Safuanov R. M., Lekhmus M.Yu., Kolganov E. A. (2019). Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Digitalization of the education system]. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. (2(28)). 116-121. (in Russian).

Sannikova T. D. (2019). Institutsionalnye i resursnye ogranicheniya naputi resheni-ya zadachi perekhoda k tsifrovoy ekonomike [Institutional and resource constraints on the way to solving the problem of transition to a digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 633-646. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.41059.

Sekulich N. B. (2016). Elektronnaya informatsionno-obrazovatelnaya sreda univer-siteta: printsipy postroeniya i struktura [University electronic educational environment: principles and structure]. Vestnik of Buryat State University. (4). 114-120. (in Russian). doi: 10.18101/1994-0866-2106-4-114-120.

Serafimovich I. V., Konkova O. M., Raykhlina A. V. (2019). Formirovanie elektron-noy informatsionno-obrazovatelnoy sredy vuza: interaktsiya, razvitie profes-sionalnogo myshleniya, upravlenie [Formation of the university electronic information-educational environment: interaction, development of professional thinking, management]. Open Education. 23 (1). 14-26. (in Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-14-26.

Tsygankova V. N. (2019). Tsifrovizatsiya obrazovatelnogo protsessa (na primere massovyh on-layn kursov) [The digitalization of educational process (on the example of mass online courses)]. Creative economy. 13 (3). 523-532. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.3.39958.

- 3104 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.