Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах и методологических основах гендерного подхода в науке и практике'

К вопросу о проблемах и методологических основах гендерного подхода в науке и практике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / THE CONVENTION ABOUT THE LIQUIDATION OF ALL FORMS OF WOMEN DISCRIMINATION / ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / ПРАВА ЖЕНЩИН / RIGHTS OF WOMEN / ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН / WOMEN DISCRIMINATION / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GENDER STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — T. Yuklova

В статье анализируются понятия «гендер» и «пол»; автор делает вывод о том, что современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts gender and sex are analyzed; the author makes the conclusion that modern gender theory does not attempt to dispute the difference between women and men, assuming that not the fact of difference is important but its social and cultural estimation and interpretation, as well as the construction of the system of power on the basis of this difference.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах и методологических основах гендерного подхода в науке и практике»

122

Т.Г. ЮКЛОВА,

*

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)

К вопросу о проблемах и методологических основах гендерного подхода в науке и практике

В статье анализируются понятия «тендер» и «пол»; автор делает вывод о том, что современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, гендер, гендерные стереотипы, права женщин, дискриминация женщин, гендерное равенство, гендерные исследования.

Понятие «гендер» относится к ролям женщины и мужчины, которые они играют в рамках некой культуры. Эти роли и ожидаемые от мужчин и женщин типы поведения основываются на исторически закрепившихся культурных обычаях и социально определенных и сконструированных на основе пола ролях, установках и ценностях, которые общины и общества предписывают как подобающие мужчинам и женщинам.

Термины «пол» и «лицо мужского или женского пола» определяют только физиологические и биологические отличия между индивидуумами, обусловленные их принадлежностью к тому или иному полу. Термин «женщина» может использоваться в биологическом смысле или как основанная на социальных или культурных представлениях ссылка (на «гендер»).

Конвенция ООН (1979 г.) указывает на необходимость ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также важность содействия устранению любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения, в частности через пересмотр пособий и программ [1, ст. 10 ]. В Пекине в 1995 г. были подписаны Декларация и Платформа действий IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, где однозначно подчеркивается необходимость соблюдения гендерного равенства [2].

* Ранее — заместитель начальника отдела Управления по работе с личным составом УВД по Амурской области.

Современное общество формировалось в условиях двухтысячелетнего доминирования па-триархатной культуры, маскулинной по своей сути, и характерной чертой ее является жестко детерминированная структура социальных отношений с преобладанием авторитарного типа управления [4, с. 81]. В интеллектуальной истории человечества господствовала мизогиния-нейтрализация — исключение женского из систем рационального философского мышления и организации общественной жизни. Философия феминизма второй половины прошлого века внесла существенный вклад в отказ от практики бинарного философского мышления; она обосновала равноправие для всех практик и форм жизни, чем способствовала утверждению принципов открытости, динамичности, неиерархичности в сфере социума и развитию демократических стратегий мышления. Отражая маркированный как «мужской» тип мышления, классическая научная стратегия сводилась к технологии контроля природы и общества. Женский опыт переживания и осмысления жизни был полностью нивелирован.

Жесткий детерминизм, свойственный патри-архатному мировосприятию, является характерной чертой локальных систем, и попытки распространить законы, действующие в локальных системах, на все мироустройство приводят к негативным последствиям, особенно в условиях быстороразвивающихся технологий и возможности влияния человека на среду своего обитания. Переосмысление отношений человека с реальностью, невозможное без включения женского начала как равнозначной составляющей, становится все более актуальным для современного понимания устройства социальных систем.

На протяжении последних тысячелетий социальное управление имело в своей основе патри-архатную структуру [5, с. 21]. Так, философ Георг Зиммель отмечал, что «искусство, патриотизм, мораль в целом и социальные идеи в частности, правильность практического суждения и объективность теоретических знаний, энергия и глубина жизни — все эти категории по своей форме и притязаниям принадлежат всему человечеству, но в своей реальной исторической конфигурации они насквозь мужские. Допустим, что все эти вещи, рассматриваемые как абсолютные,

мы определим единственным словом «объективные». Тогда мы обнаружим, что в истории нашей расы имеет силу равенство "объективный = мужской"» [6, с. 49].

Для чего женщине экономическая и политическая власть? С философской точки зрения социальная система представляет собой объект и субъект управления. Она взаимодействует со средой, в первую очередь через получение информации, затем обрабатывает ее и на выходе воздействует на объект управления.

В социальном управлении объектом управления является общество, которое, в свою очередь, состоит из мужчин и женщин. Но субъектами управления в подавляющем большинстве являются мужчины. Следовательно, на входе в систему вся информация об обществе также проходит обработку в мужском варианте мировосприятия и на выходе несет в себе качественно одностороннее отражение реальности. Как отмечала М.В. Кехтер, насилие по отношению к женам распространено примерно в 84 % стран, и взрослые женщины с наибольшей вероятностью становятся жертвами насилия, а взрослые мужчины — виновными в его совершении. Избиение жен случается чаще всего в тех сообществах, где мужчина пользуется большей экономической властью и свободой в принятии решений, чем женщина [7, с. 15].

В механизме управления фундаментальная роль принадлежит обратной связи. В общем данный принцип заключается в следующем: в любом взаимодействии источник и преемник неизбежно меняются местами. Система социального управления «с мужским лицом» в конечном итоге уничтожала и самого мужчину, так как, обладая чисто мужскими свойствами преклонения перед силой и верой в позволительность насилия, порождала политические режимы с выраженными признаками шовинизма, такие как, например, фашизм.

На результат деятельности человека, безусловно, влияет его личный эмпирический опыт. Поэтому мужчина как субъект системы управления в своих действиях отразит лишь эмпирическое представление об этих проблемах, что не лучшим образом сказывается на жизни мужчин и женщин. Количественное преобладание мужчин в системе социального управления, особенно на его ключевых постах, является гендерной дискриминацией и никак не оправдано с точки зрения здорового функционирования данной системы.

Но только механическое выравнивание количественного равновесия не решает проблему гендерного равноправия. За тысячелетия дискриминационного отношения к себе женщина получила такой стресс, что само понятие женственности зачастую утрачено представительницами прекрасного пола. Великая французская, а

затем и социалистическая революции впустили женщину в информационное пространство социальной жизни через мужские двери. Однако «женское» так и осталось репрессированным. Георг Зиммель отмечает, что оценочные стандарты не являются нейтральными, не учитывают различия полов, но по сути своей — мужские [6, с. 83]. Мы не верим в чисто «человеческую» цивилизацию, где не возникает проблемы пола, по той же самой причине, которая отделяет подобную цивилизацию от реально существующей, а именно: по причине «наивного» отождествления понятий «человеческое существо» и «мужчина» — понятий, которые во многих языках обозначало одно и то же слово. Уникальность женского как такового обесценена, утрачена, что делает контакт субъекта с реальностью прерванным, иллюзорным, лишенным тактильности, а значит — возможности реализации творческого приспособления к среде. Постоянное принижение всего, что связано с женской деятельностью в обществе, приводит к тому, что сегодня женщина, пытаясь защититься психологически, уходит от женственности, у нее возникает комплекс маскулинности. Но понятие «равенство» не должно означать «одинаковость». Женщина должна иметь возможность быть собой, кризис маскулинности заключается в стремлении противопоставить мужское как «правильное» женскому «неправильному». Юнг писал, что женщина есть источник информации о вещах, не доступных мужчине [14, с. 157].

Биологическая и социальная системы являются открытыми, обмениваясь энергией, информацией со средой. Для открытой системы обмен энергией и информацией обеспечивается тем лучше, чем шире спектр этого взаимодействия. Вытеснение, игнорирование информации, номинированной как женская, приводит к деформации обменных прессов информационного пространства социума и среды и, как следствие, негативно сказывается на их развитии.

Термин «гендер» и его значение не везде признаются и однозначно понимаются, что может привести к неправильным толкованиям (гендер-ный — как относящийся только к женщинам), к тому же этот термин непереводим на многие языки. Понятие «гендер» является ключевым в деконструкции сформировавшихся под влиянием патриархата социальных стереотипов и способным заложить основы для более здорового, полноценного формирования общества и субъекта [10, с. 30—35]. В противовес рациональному субъекту патриархатных стратегий он оперирует понятием «субъективность», включая в рациональный базис коннотации чувствования, так-тильность.

Впервые определение гендера появилось в статье Гейл Рубин «Обмен женщинами: заметки

123

124

по политэкономии пола» [11, с. 109], где было определено как комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности. Автор отметила, что социальный пол представляет собой форму социального разделения, связанного с разными возможностями. Свою теорию она вывела из разработки энгельсовской теории, которая половое учение выстраивает на основании учения о родстве, далее разработанного Леви-Строссом в книге «Основные структуры родства», где собственно родство рассматривается как наложение культурной организации на биологическое воспроизводство [8, с. 23].

Гендер позволит создать новый культурный уровень, способствующий освоению женских стратегий выживания и развития социума, отличных от патриархатных так же, как эволюция отличается от революции. Это подтверждают исследования Хофстеда, согласно которым высокая степень маскулинности, присущая некой культуре, означает высокую ценность в ней материальных вещей, власти и представительности. Культуры, где главной ценностью является сам человек, его воспитание, считаются фемин-ными, или основанными на «женском начале».

Английское слово gender означает род, как грамматический род или вид в смысле отношения к определенному классу: в человеческом обществе — к семейной родовой традиции, к тому, что устанавливает связь поколений или генераций. Gender призван отличать «социальный» пол от биологического, обозначаемого словом sex [12, с. 76].

Дифференциация понятий «пол» и «гендер» означает выход на новый теоретический уровень. Впервые на это различие было указано психологом Р. Столлером в 1968 г. [3, с. 13]. Позже, в 1972 г., эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине века М. Мид [9, с. 34]. В 1972 г. появляется книга «Женщина, культура и общество», вышедшая под редакцией М. Розальдо и Л. Ламфере. Статья Ш. Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» в последующем вызвала бурные дискуссии [6, с. 7]. В этой работе был отмечен тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, поскольку ассоциируются с природным, а не социальным.

Одной из первых работ, где появилось четко обозначенное различие понятий «пол» и «ген-

дер», стала работа Г. Рубин. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, она изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в примитивных обществах и пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. На основе этого конструируется «пологендерная система как набор соглашений» [11, с. 43]. Другими словами, ген-дерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, фактически является системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках отцов.

Необходимо также упомянуть работу психолога Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер», где она предложила использовать слово sex только по отношению к специальным биологическим аспектам человека, а термин «ген-дер» — только при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин [13, с. 17].

Важной для становления гендерной теории стала книга А. Рич «Материнство как опыт и институт» [15]. Одна из идей, почерпнутая ею из анализа работ «черных феминисток» (black feminists), состоит в том, что гендер не является монолитной категорией, которая делает всех женщин одинаковыми. Она, скорее, обозначает позицию субординации (т. е. гендер — категория социальной стратификации). И далее следует вывод о том, что гендер — своеобразная система, взаимосвязанная с другими властными (стратификационными) категориями. Таким образом, по ее мнению, гендер — это часть сложной сети властных компонентов.

В 80-е и 90-е гг. XX столетия гендерные исследования стали достаточно распространенными. Однако понимание и использование понятия «гендер» и применяемые в ходе его исследований методы весьма различны.

Французская постмодернистская феминистка Т. де Лауретис считает, что гендер — комплексный механизм, или технология, которая определяет субъект как мужской или женский в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с ролями, предъявляемыми ему обществом. Процесс конструирования гендерной идентичности протекает во взаимодействии с другими нормативными переменными, такими как раса и класс, в ходе чего производится властная си-

стема. Иначе говоря, Лауретис считает гендер процессом, который конструирует социально-нормативный субъект через построение различий по полу, связанных, в свою очередь, с расовыми, этническими, социальными различиями.

Понятие «гендер» отражает и сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важным элементом консти-туирования гендерных различий является их поляризация и иерархическое соподчинение, при котором маскулинное автоматически маркируется как приоритетное и доминирующее, а фе-минное — как вторичное и подчиненное.

Гендерный подход в социальном и гуманитарном знании открывает широкие возможности для переосмысления культуры. Теория социального конструирования гендера и понимание его как стратификационной категории, взаимосвязанной с категориями расы, класса и возраста, больше используются в социальных науках — социологии, психологии, экономике и демографии. Гендер как культурная метафора, теория деконструкции гендера, в основном, в гуманитарных науках: философии, истории, литературоведении, культурологии. Современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий.

Таким образом, основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные роли определяют отношения мужчины и женщины через категории доминирования и власти. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности общество через системы социализации, разделения труда, культурные символы предписано исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархальную) иерархию власти. Эффективность социально-правовой защиты женщин зависит от

деятельности органов государства, в т. ч. деятельности органов внутренних дел, оказывающих правовые услуги и помощь. Именно они призваны играть значительную роль в сфере обеспечения прав и свобод женщин. Это обусловлено прежде всего широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан.

Список литературы

1. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Ведомости ВС СССР. 1982. № 25. Ст. 464.

2. Пекинская декларация, 4—5 сентября 1995 г. // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 1997.

3. Воронцов Д.В. Что такое гендер // Гендерная пси-

хология / под ред. И.С. Клециной. СПб., 2009.

4. Гнедаш А.А. В поисках утраченного субъекта: фе-

мининные и маскулинные детерминанты субъ-ектности в современной России // 2010. № 5.

5. Дугин А.Г. Социология пола (Структурная соци-

ология) // Структурная социология. М., 2010.

6. Зиммель Г. Теория конфликтного функционализма. М. 1993.

7. Кехтер М.В. Гендерное равенство: интеграция женского как составляющей новой эволюционной парадигмы. Харьков. 2008.

8. Леви-Стросс К. Путь масок. М., 2000.

9. Мид М. Культура и мир детства: избр. поизведе-ния / пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; сост. и послесл. И.С. Кона. М., 1972.

10. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. № 5.

11. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола / пер. И. Караичевой // Антология гендерных исследований / сост. и коммент. Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. М., 2000.

12. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.

13. Унгер Р. О редефиниции понятий «пол» и «гендер». М., 1981.

14. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1997.

15. Rich A. Of Women Born: Motherhood as Experience and Institutions. New York—London, 1986.

E-mail: [email protected]

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.