ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В СФЕРЕ ЖКХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЧЕСТВА
Калмыкова Юлиана Юрьевна, Курганский государственный университет, г. Курган
E-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена важной ролью государственного воздействия на ценообразование в сфере ЖКХ. Отмечается, что свободное функционирование рынка не всегда является гарантией высокой эффективности экономической деятельности. В связи с этим требуется определение пределов государственного вмешательства в процессы ценообразования в сфере ЖКХ.
Ключевые слова: государственное регулирование цен в сфере ЖКХ, политика ценообразования, формирование цен.
Одной из ключевых функций государства является управление экономикой, среди механизмов осуществления которой существенная роль принадлежит государственному регулированию цен [1, с. 37]. Спектр мер такого регулирования достаточно широк: от полной либерализации цен до жесткого установления их уровня. В то же время установление конкретной системы мер в конечном счете определяет эффективность экономической политики государства. Следовательно, возникает задача выбора рациональной системы мер государственного регулирования цен.
Государственное регулирование цен должно базироваться на определенных условиях. К таковым можно отнести:
а) объективное наличие неспособности рыночных механизмов установить равновесие цен;
б) возможность государства обеспечить данное равновесие без риска возникновения негативных последствий для экономики в дальнейшем [4, с. 9].
При разработке механизмов государственного воздействия на ценообразование следует учитывать необходимость соблюдения баланса между положительными и отрицательными последствиями в краткосрочном и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
долгосрочном периоде. Так, существует риск снижения уровня инвестиций в регулируемых отраслях экономики. В связи с наличием риска потери эффективности, снижения инвестиций, важным критерием применения мер государственного воздействия на ценообразование выступает краткосрочность их реализации. Кроме того, требуется обеспечение предсказуемости государственного вмешательства для субъектов предпринимательской деятельности. Несоблюдение данного принципа с неизбежностью влечет отрицательные последствия для экономики, которые, в свою очередь, не всегда могут быть оценены надлежащим образом в количественном измерении.
Отдельные проблемы, обусловливающие непрозрачность государственного вмешательства, связаны с наличием нечетких формулировок правовых актов. В частности, такие формулировки содержатся в отечественном антимонопольном законодательстве. Примером может служить термин «экономически не обоснованная цена», установление которой субъектом, занимающим доминирующее положение, является нарушением антимонопольного законодательства. В связи с этим требуется нормативное закрепление определения и сущности данного понятия. В качестве критериев экономически необоснованной цены исследователи выделяют: больший уровень цен на монопольном рынке в сравнении с конкурентным; необоснованное включение статей затрат в себестоимость товара, прямо не относящихся к основной деятельности хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке; рост отдельных статей затрат, превышающий темп роста инфляции.
Говоря о государственном регулировании цен в сфере ЖКХ, видится целесообразным обозначить особенности ценообразования в данной области:
1) цены на услуги устанавливаются по принципу одинаковой платы за услугу с одинаковым полезным эффектом. Это связано с большим разнообразием жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ);
2) учитывается социальная значимость услуги. Так, социально-важные услуги предоставляются по низким и льготным ценам. В этом состоит стимулирующая функция цены, которая предполагает обеспечение общедоступности услуг большей социальной важности и первой жизненной необходимости. Таким организациям предоставляется государственное дополнительное финансирование на покрытие расходов и убытков для сбалансированности бюджета.
Существующая система ценообразования рассматривает процесс предоставления той или иной ЖКУ как деятельность одной организации, выполняющей основной объем работ по оказанию услуги, а не как совокупность взаимодействий нескольких хозяйствующих субъектов. Такая ситуация приводит к тому, что деятельность технологически задействованных организаций не учитывается при формировании тарифов [5, с. 14]. Так, например, для формирования тарифа на отопление нередко исходят из стоимости производства тепла, не учитывая стоимость транспорта тепла по разводящим квартальным и внутридомовым сетям.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Основными недостатками существующих процедур являются:
- закрытость процедуры утверждения тарифов для заинтересованных сторон;
- отсутствие срока действия тарифов (порождение экономической неопределенности, как для предприятий, так и для потребителей);
- отсутствие «прозрачности» при утверждении тарифов.
В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами власти, и по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен.
Государственная тарифная политика в области цен на услуги естественных монополистов, каковыми являются поставщики коммунальных услуг (тепло-, газо-, водоснабжения и др.), оказывает огромное влияние на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов. Более того, фактически существуют двойные стандарты при тарификации услуг исходя из формы собственности поставщика услуг. Подтверждением этого служит возникновение многочисленных автономных котельных установок.
Серьезной проблемой, возникшей на стыке формирования тарифов и финансирования потребителей ЖКУ, является практика применения, так называемых, усредненных тарифов по муниципальному образованию (городу). В случае если для конкретного муниципального образования (города) такое усреднение является оправданным, то для района, в состав которого входят и города, и сельские поселения, «усреднение» тарифов совершенно незаконно, поскольку в данном случае администрация муниципального образования пытается решать проблемы финансирования менее эффективных (сельских) поставщиков услуг за счёт городских жителей [3, с. 22].
Сегодня нормы, устанавливающие порядок ценообразования, разнообразны, содержатся в различных нормативных документах, в связи с этим их применение на практике весьма затруднено. Именно поэтому объединение таких норм в одном документе с отменой устаревших имело бы большое практическое значение.
Для дальнейшего развития отрасли необходимо формирование многоуровневых тарифов в соответствии с уровнем технического состояния и других параметров ЖКХ. Для этого можно использовать, например, нормативные уровни установления тарифов: «очень плохие условия», «плохие условия», «хорошие условия» и «очень хорошие условия». Для каждого уровня следует разработать собственные обоснованные нормативы, методику, и обосновать сроки поэтапного перехода от плохого состояния имеющихся ресурсов к более благополучному. При этом для каждого уровня установления тарифов формируется множество характеристик, которым должны удовлетворять предприятия ЖКХ.
В учете себестоимости можно применить метод, который основан на четком разделении затрат на постоянные и переменные - метод «директ-
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
костинг». При данном методе ключевым фактором является получение такой разницы между отпускной ценой услуги и себестоимостью единицы услуги, которая позволила бы возместить постоянные расходы и получить прибыль. Положительной стороной данного метода является его нацеленность на конечный результат [2, с. 51].
В решении проблем тарифного регулирования и ценообразования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.
Таким образом, совершенствование системы государственного регулирования цен в сфере ЖКХ поможет решить имеющиеся в данной отрасли проблемы, а также повысит конкурентоспособность предприятий ЖКХ, что благоприятно отразится на экономике Российской Федерации.
Литература:
1. Дехтярь И.Н., Конина Е.Н. Проблемы государственного регулирования цен в Российской Федерации // Вестник СГЮА. - 2022. - № 5 (148). - С. 36-41.
2. Зайкова С.Н. Нарушения в сфере административного ценообразования: к вопросу о повышении эффективности государственного управления // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. - 2015. - № 2. - С. 50-56.
3. Махова Е.И. Тарифы и ценообразование в ЖКХ, вличние тарифной политики на состояние ЖКХ // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2014. - № 13. - С. 21-29.
4. Наумов В.В. Ценообразование: учебное пособие. - М.: МИЭМП, 2009. -
231 с.
5. Юрченко О.А. Проблемные аспекты государственного регулирования цен в российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. -2011. - № 1. - С. 14-18.