УДК 902/904
К ВОПРОСУ О ПРИЗНАКАХ, ОСОБЕННОСТЯХ И ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ ГОРОДСКИХ НЕКРОПОЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРЕДКАВКАЗЬЯ Х-Х1У ВВ.
© 2018 г. С. Н. Савенко
В докладе рассматриваются особенности структуры и характеристики могильников крупных центров городского типа поздней Алании и Золотой Орды на примере археологических комплексов эпохи развитого средневековья Рим-Гора в окрестностях г. Кисловодска Ставропольского края и Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии. В состав этих комплексов входят общинно-родовые и «языческие» в своей основе катакомбные могильники, христианские и мусульманские захоронения и кладбища. Среди признаков и типичных черт данных некрополей выделяются: масштабность, сочетание и близкое расположение различных типов погребальных сооружений и конфессиональных разновидностей обрядности, высокая плотность заполненности участков могильного поля, сосредоточие, теснота и многоуровневость, перекрывание и перерезание погребальных комплексов, взаимное перекрывание погребальных и хозяйственно-бытовых объектов, использование функционирующих и заброшенных участков культового и иного назначения, и др. Все эти показатели являются отражением многочисленности, этнокультурной, социальной и поликонфессиональной сложности состава населения городских центров. Особо интенсивное использование могильных территорий указывает также на ограниченность свободных городских земель, престижность и, возможно, высокую стоимость земельных участков на городских кладбищах.
Ключевые слова: Северный Кавказ, Алания, Золотая Орда, Рим-Гора, Верхний Джулат, городские могильники, признаки, особенности.
В эпоху развитого средневековья (X-XIV вв. н. э.) центральные районы Северного Кавказа последовательно входили в состав двух историко-политических образований: «Аланское царство» и «Золотая Орда». Учеными установлено, что тогда на данной территории существовали города, зафиксированные в письменной традиции и в археологических памятниках. Тема изучения средневековых городов региона в отечественной науке сложилась в XVIII - начале ХХ в. в процессе определения местонахождения «ясского города Дедякова» русских летописей, установления расположения столицы Алании арабских и персидских источников и центра Алан-ской епархии (митрополии) византийских авторов и обследования крупных археологических комплексов городищ Маджары (Ставрополье), Нижний (Кабардино-Балкария) и Верхний (Северная Осетия) Джулат (Зиливинская, 2010, с. 63, Савенко, 2016, с. 246-248), Рим-Гора (Мало-Карачаевский р-н КЧР) (Кузнецов, 2014, с. 76-98).
В середине XIX - начале ХХ в., помимо визуальных осмотров на таких комплексах стали проводиться эпизодические раскопки, подтвердившие наличие на них как культовых и бытовых объектов, так и могильников. В послевоенные годы ХХ в. развернулись более масштабные экспедиционные иссле-
дования указанных историко-культурных объектов и определился качественный сдвиг в их изучении. К настоящему времени накоплен и обобщен немалый объем археологических источников, связанных с комплексами, соотносимыми со средневековыми городами центральных районов северокавказского региона. Этот материал изложен в целой серии монографий и иных работ обобщающего характера (Кузнецов, 1971, с. 145-196; 2003; 2014а; 2014б; Маджар и Верхний Джулат, 2015 и др.).
Однако далеко не все аспекты и ракурсы историко-культурной характеристики данных городов проработаны достаточно обстоятельно и глубоко. К кругу задач, требующих более детального рассмотрения, относится продолжение исследования городских могильников поздней Алании и Золотой Орды, анализ особенностей их структуры, типичных черт и иных параметров.
Городские некрополи ордынского времени выявлены и частично исследовались в Маджарах и на Нижнем Джулате (Городцов, 1911, с. 79-105, Ртвеладзе, 1972, с. 153, рис. 2, Нарожный, 1988, с. 162; Маджар и Верхний Джулат, 2015, с. 124-128-134, 152-155, 161-165) Но все раскопанные погребальные объекты датируются сейчас временем не ранее начала - середины XIV в. и позже. Погребаль-
288
АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018
ных комплексов предмонгольского времени в на Маджарском и Нижнеджулатском комплексах не выявлено, как и четко определяемых культурных слоев этого периода.
Особенно информативными для рассматриваемой темы материалами мы располагаем на двух археологических комплексах: Верхний Джулат (Татар-Туп) у сел. Эльхо-това и Рим-Гора в окрестностях г. Кисловодска. Есть все основания считать, что с Х-Х1 до XIII в. на Рим-Горе и с середины XI до XV в. на Верхнем Джулате и в его окрестностях проживало достаточно многочисленное население, что, прежде всего, может диагностироваться по могильникам.
На Верхнем Джулате и в его непосредственной округе у с. Эльхотово и станицы Змиевской (Змейской) с конца 1870-х гг. стали раскапываться курганы (Н.Г. Керцели, В.Б. Антонович и др.). На Татартупе и в районе Змейской в 1910-е гг. обследование и раскопки осуществлял Ф.С. Панкратов (Гребенец). Им же впервые исследовались захоронения позднеаланского катакомбного могильника на расстоянии 2,5-3 км к северо-западу от Татар-Тупско-го минарета, ставшего известным в 1950-е - начале 1960-х гг. В ходе работ СКАЭ 1957-1962 гг. были изучены участки мусульманского могильника у Татартупской и второй мечетей (Милорадович, 19б3б, с. 77, 81-82; Кузнецов, 2014, с. 64-68, 71-76), части христианских могильников (Милорадович, 1963 а, с. 66-86) у четырех выявленных в границах комплекса церквей, четвертая из которых со склепом и могилами возле нее на правом берегу р. Терек раскопана позднее, в 1977 г. (Кузнецов, 2014, с. 76-79), часть вымощенной площади с могильником (28 погребений) под ней по В.А. Кузнецову (Кузнецов, 2003, с. 159-162) или могильник с каменными выкладками по Е.И. Нарожному (Нарожный, 2005, с. 43-46). В 1985 г. во время некачественной организации работ по восстановлению упавшего в 1981 г. Татартупского минарета, на могильнике возле него было разрушено ок. 20 грунтовых погребений и 2 гробницы (склепа?) с кирпичными кладками стен и перекрытиями. Последние, пронумерованные как погребения 10 и 11 (после №№ 1-9, раскопанных в 1960 г. О.В. Милорадович) доследованы Р.Ф. Фидаровым (Фидаров, 2003, с. 25-26, 43-45).
Змейский катакомбный могильник давно увязан В.А. Кузнецовым с Верхне-Джулатским городищем и определен им как его городской некрополь. Он исследовался
с рубежа ХГХ-ХХ в. до 2014 г. включительно (Савенко, 2017, с. 104-105). До начала 2000-х гг. могильник датировался в пределах Х-ХП, точнее, Х!-ХП вв. Но раскопки последних десятилетий позволили расширить его хронологию до конца ХШ - первой половины Х^ в. Несколько коллективных катакомб (по 4-9 погребенных в камере) с признаками мусульманского обряда были вскрыты Р.Ф. Фидаровым в начале 1990-х гг. (Фидаров, 2003, с. 16-22). Особенно интересны результаты раскопок северо-западного окончания могильного поля, проведенные в 2013-2014 гг. экспедицией под руководством М.А. Баку-шева. Тогда было раскопано 117 катакомб-ных и 654 грунтовых погребения Х-ХШ вв., по мнению исследователей, а, скорее всего, ХП - первой пол. Х^ в. Для оценки историко-культурной ситуации и подтверждения связи могильника с городом Верхний Джулат - Татар-Туп - важны погребения во входных ямах (дромосах) 26 катакомб и 9 дромосах - заготовках (Бакушев, Леонтьева 2018, с. 397-399). В данной ситуации явно видится постепенный переход от древнего «языческого» обычая захоронений в катакомбах к каноническим христианским и мусульманским обрядовым нормам. Возможно, в этот период часть жителей города, традиционно хоронивших своих родственников на общинно-родовом по происхождению аланском некрополе, стала более активно переходить на кладбища у церквей и мечетей. Можно даже предполагать в зафиксированных смещенных погребениях на храмовых кладбищах перенесенные останки близких людей, похороненных ранее на катакомбном могильнике.
Змейский мусульманский участок общего могильника или самостоятельный могильник в северо-восточной части культурного слоя городища, частично перекрытого ката-комбным могильником, был впервые обнаружен еще в 1957 г., когда В.Б. Деопик (Ковалевская) на восточной окраине холма городища вскрыла 6 «мусульманских погребений». А Д.В. Деопик при исследовании кобанского поселения встретил также 2 поздние могилы, совершенные, по его мнению, как по мусульманскому, так и по христианскому обрядам. В 1993 г. Р.Ф. Фидаров раскопал здесь еще 3 гробницы со стенами из кирпичных кладок, перекрытых каменными плитами или булыжником с индивидуальным и парными захоронениями (Фидаров 2003, с. 22-25, 38-42).
Историко-культурный комплекс Рим-Гора (Боргусант, Боргустан, Рум-Кала и др.) является крупнейшим из известных памятников на Кавминводах. Первые известия о нем относятся к середине XVII-XVIII в., а в середине XIX в. на памятнике стали проводиться небольшие раскопки, в том числе погребальных объектов (н-р, курган в ст. Боргустанской - Авр. Фирко-вич, 1849 г., курган и скальные захоронения - М.М. Ковалевский, 1885 г. и др.). С 1927 г. периодически ведутся раскопки основного городского некрополя - катакомбно-го могильника Рим-Гора № 1 (Рунич 1970, с. 198-210; Савенко 2017, с. 106). Он датируется X-XII вв., как и основной период функционирования городища. Но еще в 1961 г. на самой Рим-Горе Е.П. Алексеева расчистила 5 погребений с западной ориентировкой, почти не содержащих инвентаря. Они предположительно относились к X-XII вв., назывались «болгарскими» и христианскими. В 1997 г. остатки христианского кладбища на Рим-Горе доследовали Р.Р. Рудницкий и В. А. Фоменко. В 2005 г. В. А. Фоменко обоснованно передатировал погребенияи отнес их к XIII-XV векам (Фоменко, 2005, с. 23-30), т.е. к позднему периоду функционирования городища.
К комплексу относится и открытый в 1959 г., находящийся на расстоянии около 1 км к юго-западу от городища Учкекенский могильник № 1, состоявший из грунтовых и вырубленных в скальном грунте ям, перекрытых резными каменными фигурными надгробиями с индивидуальными малоинвентарными вытянутыми на спине погребениями, частично со скрещенными на животе или груди руками, с западной ориентировкой, определяемыми как «византийские» или христианские (Кузнецов, 2014б, с. 88-89,
рис. 68-69), а также не менее двух скальных могильников.
Планиграфическая ситуация на рассматриваемых городских некрополях изучена пока не достаточно, так как их могильные поля раскопаны неравномерно и фрагментарно. Характеристика особенностей самого масштабно изученного в настоящее время и самого крупного по площади (до 20 га) позднеаланского Змейского катакомбно-го могильника № 1 и могильника Рим-Гора № 1 (площадь 12-13 га) дана мной в недавно опубликованной монографии (Савенко, 2017, с. 160-162, 177-179).
Таким образом, в состав комплексов Верхнего Джулата и Рим-Горы входят общинно-родовые и «языческие» в своей основе катакомбные могильники, христианские и мусульманские захоронения и кладбища. Среди признаков и типичных черт данных некрополей выделяются: масштабность, сочетание и близкое расположение различных типов погребальных сооружений и конфессиональных разновидностей обрядности, высокая плотность заполненности участков могильного поля, сосредоточие, теснота и многоуровневость, перекрывание и перерезание погребальных комплексов, взаимное перекрывание погребальных и хозяйственно-бытовых объектов, использование функционирующих и заброшенных участков культового и иного назначения и др.
Все эти показатели являются отражением многочисленности, этнокультурной, социальной и поликонфессиональной сложности состава населения городских центров. Особо интенсивное использование могильных территорий указывает также на ограниченность свободных городских земель, престижность и, возможно, высокую стоимость земельных участков на городских кладбищах.
ЛИТЕРАТУРА
Бакушев М.А., Леонтьева А. С. Погребения в дромосах катакомб Змейского катакомбного могильника // Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. ХХХ «Крупновские чтения». Материалы международной научной конференции. (Карачаевск, 22-29 апреля 2018 г.). Кара-чаевск: КЧГУ им. У.Д. Алиева, 2018. С. 297-299.
Зиливинская Э.Д. Золотоордынские города Северного Кавказа по данным археологических исследований // Научные ведомости Белгородского университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. №7 (78). Вып. 14. С.63-68.
Городцов В.А. Дневник Археологических исследований в Зеньковском уезде, Полтавской губернии, в 1906 году. Результаты археологических исследований на месте развалин г. Маджар в 1907 г. Отдельные оттиски из Трудов XIV Археологического Съезда, Т. III. М.: Тип. О-ва распр. полез. кн. Преемник В.И. Воронов, 1911. 116 с.
Кузнецов В.А. Алания в X - XIII в. Орджоникидзе: Ир, 1971. 248с.
290
АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018
Кузнецов В.А. Эльхотовские ворота в X-XV вв. Владикавказ: СОИГСИ им. В.И. Абаева, 2003. 192с.
Кузнецов В.А. Верхний Джулат. К истории золотоордынских городов Северного Кавказа. Нальчик: Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2014а. 160с.
Кузнецов В.А. Северное Приэльбрусье и Кисловодская котловина в свете алано-осетинской проблемы. Владикавказ: Проект-пресс, 2014б. 206с.
Маджар и Нижний Джулат. Из истории золотоордынских городов Северного Кавказа / авт. науч. проекта Э.Д. Зиливинская. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015.184с.
Милорадович О.В. Христианский могильник на городище Верхний Джулат. Средневековые памятники Северной Осетии. Труды Северо-Кавказской экспедиции 1958-1960 гг. Т.Н. // МИА. № 114. М.: Изд-во АН СССР, 1963а. С.66-86.
Милорадович О.В. Средневековые мечети городища Верхний Джулат. Средневековые памятники Северной Осетии. Труды Северо-Кавказской экспедиции 1958-1960 гг. Т. II. // МИА. № 114. М.: Изд-во АН СССР. 1963б. С.87-106.
Нарожный Е.И. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья (по материалам мусульманских захоронений эпохи Золотой Орды) // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа / Отв. ред. Т. Б. Тургиев. Орджоникидзе: СОГУ, 1988. С.159-172.
Нарожный Е.И. Средневековые кочевники Северного Кавказа. Армавир: ЦАИ АГПУ, 2005. 210с.
Ртвеладзе Э.В. К истории города Маджар // СА. 1972. №3. С.149-163.
Рунич А.П. Катакомбы Рим-Горы // СА. 1970. №2. С.198-210.
Савенко С.Н. К исторической географии Нижнего и Верхнего Джулатов золотоордынского времени (историографические аспекты) // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды. Материалы Седьмой международной конференции, посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова (8-12 ноября, 2016 г.). Казань - Ялта - Кишинев: Stratum Plus. 2016. С. 246-253.
Савенко С.Н. Характеристика социального развития аланского общества Северного Кавказа по материалам катакомбных могильников X-XII вв. н.э. / Археология евразийских степей. Вып. 24. Пятигорск - Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2017. 384с.
Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. с могильников Верхнего Джулата. Историко-филологический архив. №1. Владикавказ: Институт истории и археологии РСО-А при СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2003. С. 16-45.
Фоменко В.А. Памятники XIII-XV вв. Кисловодской котловины // История и культура народов Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Выпуск 3. Пятигорск: ПГТУ, 2005. С.23-30.
Информация об авторе:
Савенко Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, директор, Пятигорский краеведческий музей (г. Пятигорск, Россия), [email protected]
ON THE PROBLEM OF ATTRIBUTES, PECULIARITIES AND CHARACTERISTIC FEATURES OF THE CITY CEMETERIES OF THE CENTRAL CISCAUCASIA OF THE X-XIV CENTURIES
S. N. Savenko
The structural peculiarities and characteristics of the large tombs in the city type centers of the late Ala-nia and the Golden Horde with the archeological complexes of the developed medieval epoch such as Rome mountain in the vicinity of Koslovodsk in Stavropol border and the Upper Julat township in North Osetia as examples have been considered in the report. The community and clan and also the "pagan" catacomb tombs in their basis, Christian and Muslim graves and cemeteries are considered as parts of these complexes. Among the attributes and the typical features of these cemeteries the most prominent are: large scale, the combination and the close location of the different types of the tomb constructions and the confessional variety of the rites, the high density fulfillment of the tomb field plots, the concentration, overcrowding, the multi-level, the overlap and the overcut of the tomb complexes, the mutual overlap of the tomb and the economic and household complexes, the using of the functioning and the deserted plots of land used for the rites and some other purposes,
etc. All these indicators are the reflection of the multiplicity, the ethnic-cultural, social, and policonfessional complicity of the city centers population structure. The extremely intensive use of the tomb territories indicates also the scantiness of the free city land, the prestige of being buried there and also possible high cost of the city cemeteries plots of land.
Keywords: The North Caucasus, the Golden Horde, Rome mountain, Upper Julat, city tombs, attributes, peculiarities.
About the Author:
Savenko Sergey N. Candidate of Historical Sciences, Pyatigorsk Museum of Local Lore, Br. Bernardazzi, St., 2, Pyatigorsk, 357501, Russian Federation; [email protected]