Научная статья на тему 'К вопросу о принципах формирования высшей иерархии русской Церкви во второй половине XV - первой трети XVI вв'

К вопросу о принципах формирования высшей иерархии русской Церкви во второй половине XV - первой трети XVI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
153
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИЕРАРХИЯ / XV ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XVI ВВ.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов Аркадий Евгеньевич

Об огромном влиянии Церкви на большинство сторон жизни средневекового общества хорошо известно. Справедливо отмечается и то обстоятельство, что в иерархической системе феодальных отношений особо велика была роль высших представителей Церкви архиереев. Однако в историографии до последнего времени практически не предпринималось попыток комплексного изучения института высшей иерархии Русской Церкви периода средневековья: особенно самоорганизации и непосредственных механизмов функционирования. В данной работе будут рассмотрены три принципиальных момента, касающихся проблемы формирования русского епископата во второй половине XV первой трети XVI вв., а именно в период серьёзных изменений в Церкви, вызванных её автокефалией и созданием единого Русского государства. Речь пойдёт о днях рукоположения архиереев, соотношении в избрании епископов из настоятелей монастырей (игуменов и архимандритов) или рядовых монахов и перерывах между хиротониями, если они совершались с небольшим промежутком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах формирования высшей иерархии русской Церкви во второй половине XV - первой трети XVI вв»

А.Е.ТАРАСОВ

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ИЕРАРХИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI ВВ.

Об огромном влиянии Церкви на большинство сторон жизни средневекового общества хорошо известно. Справедливо отмечается и то обстоятельство, что в иерархической системе феодальных отношений особо велика была роль высших представителей Церкви - архиереев. Однако в историографии до последнего времени практически не предпринималось попыток комплексного изучения института высшей иерархии Русской Церкви периода средневековья: особенно самоорганизации и непосредственных механизмов функционирования. В данной работе будут рассмотрены три принципиальных момента, касающихся проблемы формирования русского епископата во второй половине XV - первой трети XVI вв., а именно в период серьёзных изменений в Церкви, вызванных её автокефалией и созданием единого Русского государства. Речь пойдёт о днях рукоположения архиереев, соотношении в избрании епископов из настоятелей монастырей (игуменов и архимандритов) или рядовых монахов и перерывах между хиротониями, если они совершались с небольшим промежутком.

В историографии в последнее время высказывались предположения, что рукоположения архиереев, а также наиболее значимые церковные события (освящения храмов, пострижения в монашество и т.д.) происходили по воскресеньям1. Есть и критические отзывы в адрес таких предположений2. Сразу следует заметить, что церковные нормы не приурочивают времени совершения епископской хиротонии к каким-либо определённым дням. Однако в ряде канонических правил даётся рекомендация, не носившая обязательного характера, чтобы поставления в епископы совершались «в день Господень», т.е. в воскресенье3.

Анализ хиротоний архиереев по дням недели во второй половине XV - первой трети XVI в. позволяет сделать однозначный вывод: в эпоху Ивана III (1462-1505 гг.) в большинстве точно датированных случаев, их 24, рукоположения происходили по воскресеньям - 15 хиротоний. В то же время, как видно, так было далеко не всегда. Несколько раз, а именно в пяти случаях, хиротонии совершались по четвергам, а также -по субботам (трижды) и один раз во вторник. Таким образом, из точно датированных архиерейских поставлений, имевших место в годы правления Ивана III, 62% приходятся на воскресенья, и 38% на другие дни, причём эти дни были ограничены четвергами, субботами и однажды вторником. Точные числа трёх рукоположений остаются неизвестными: перевод епископов Брянских Евфимия и Феодора на Суздальскую кафедру (ноябрь 1464 и 1483 гг. соответственно) и поставление духовника митрополита Герон-тия Симеона на Рязанскую епархию (около июля 1481 года). Довольно сложно выделить в это время и какую-либо тенденцию преобладания тех или иных дней хиротоний по периодам. Единственная закономерность, которая определяется более-менее приблизительно, заключается в том, что в последнее десятилетие правления Ивана III, а именно с 1495 по 1502 гг. (позднее рукоположений не было), из шести хиротоний пять пришлись на воскресенье.

Совершенно иная картина наблюдается в эпоху Василия III (1505-1533 гг.). Здесь чётко выделяются три периода. До 1511 г. епископы ставятся в разные дни, но чаще всего в воскресенья (четыре случая), а также по одному разу во вторник, четверг и

1 Борисов Н.С. Иван III. М., 2000. С.162, 178; Клосс Б.М. Избранные труды. Т.1. Житие Серия Радонежского. М., 2001. С.44.

2 Кучкин В.А. Антиклоссицизм // Древняя Русь. 2002. №3. С.122; №4. С.101.

3 Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-литературного исследования). Каменец-Подольск, 1906. С.374.

пятницу. Таким образом, 57% хиротоний периода составляют воскресные и 43% - все остальные дни. С 1515 по 1520 гг. рукоположения проходили только по вторникам и четвергам, причём они ни разу не состоялись в Великий пост. Всего в это время имело место шесть поставлений (с 1511 по 1515 гг. хиротоний не было4, равно как их не было и в течение двух лет с февраля 1520 по февраль 1522 года). А с 1522 г., в третий период, архиерейские рукоположения совершались только по воскресеньям Великого поста (за исключением самого первого рукоположения этого периода - митрополита Даниила 27 февраля 1522 г., в четверг сырной седмицы). С 1522 по 1526 гг. - третий период - состоялось семь рукоположений. Впоследствии, вплоть до смерти Василия III в 1533 г. церковные иерархи не поставлялись.

Если подводить общий итог по точно датированным дням епископских хиротоний в правление Василия III (двадцать из двадцати одной), то получается, что воскресные рукоположения составили менее половины от общего числа: девять из двадцати, или 45%. Таким образом, при Василии III доля воскресных хиротоний заметно упала по сравнению с эпохой Ивана III, перестав составлять абсолютное большинство. Однако всё равно поставления по воскресеньям проходили заметно чаще, нежели в иные дни.

Итак, во второй половине XV - первой трети XVI вв. (за точку отсчёта берётся 1462 г.) преобладали архиерейские рукоположения в воскресные дни. Также были распространены хиротонии по вторникам и четвергам, а в правление Ивана III несколько раз поставления совершались в субботы. Совершенно неизвестны рукоположения в понедельники и среды, а также пятницы, за исключением одного случая. (В пятницу 24 августа 1509 г. в епископы Тверские был посвящён игумен московского Богоявленского монастыря Нил Грек5).

Очевидно, традиция рукоположений в эти дни в большой степени опиралась на недельный круг христианского богослужения. В соответствии с представлениями Церкви, каждый день недели посвящён какому-либо важному событию или особо почитаемому святому. Воскресенье - главный день недельного круга, «день Господень», в который вспоминается и прославляется Воскресение Христово. Об особенном отношении к воскресенью, в том числе в вопросе рукоположения архиереев, уже шла речь. Торжественность дня соответствовала торжественности момента хиротонии нового архипастыря.

Достаточно уверенно определяется и причина поставления церковных иерархов в четверги и субботы. В четверг прославляются апостолы и святой Николай, архиепископ Мирликийский. Архиереи же считаются преемниками апостолов в служении Христу. Сама церковная иерархия, уподобляясь в служении апостольскому примеру, ведёт свой отсчёт именно от апостолов. То же самое касается и субботы. В этот день прославляются все праведники, в их числе апостолы, достигшие упокоения в Боге. Таким образом, четверг и суббота также являлись весьма подходящими и символическими днями для введения нового архиерея в лоно Церкви.

Несколько сложнее определить значение вторника. Во вторник вспоминается Иоанн Креститель, величайший из всех пророков и праведных, однако непосредственно не соотносившийся с церковной иерархией. Возможно, вторничные хиротонии, связываясь с образом Иоанна Крестителя, олицетворяли самые высокие задачи, встававшие перед новым архиереем, которые он должен был исполнять с таким же самоотвержением, как и Предтеча Христа.

4 За исключением хиротонии Тарасия Пермского, которая по приблизительному расчёту произошла между 3.08.1511 - 31.08.1516 гг. (См.: Тарасов А.Е. Религиозные аспекты политики московских князей во второй половине XV - первой трети XVI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2007. С.214. Прим.4).

5 ПСРЛ. Т.13. С.24; О нём см.: Брюсова В.Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ. Л.,1974. Т.28. С.180-187.

Иногда, довольно редко, хиротонии могли быть приурочены к памяти небесного покровителя рукополагаемого архиерея. Так, в субботу 4 мая 1493 г. на Крутицкую кафедру был поставлен «старец, бывший игумен» Угрешский Сильван6. В этот день церковь вспоминает священномученика Сильвана, епископа Газского и с ним 40 мучеников (311 год). В данном случае сакральная символика посвящения была многозначна. Хиротония совершалась не только в субботу и день тезоименитства избранника, но и в день памяти епископа, прославившегося страданиями за веру.

Опора на недельный круг богослужения позволяет с большой долей вероятности ответить и на вопрос, почему архиерейские рукоположения не совершались по понедельникам, средам и пятницам. Среда и пятница - дни, исполненные горьких воспоминаний. В среду церковью вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой, а в пятницу - крестные страдания и смерть Спасителя. Очевидно, считалось не совсем уместным проводить торжественный и, по сути своей, радостный акт рукоположения нового архипастыря в дни литургической печали и скорби. Среда и пятница, вследствие своего значения, - дни постные, что также не располагало к излишним торжествам. Издревле для монахов пост устанавливался и в понедельник', а все архиереи являлись представителями «чёрного» духовенства, монашествующими. Очевидно, именно ограничениями, с которыми связаны понедельник, среда и пятница, объясняется то, что в период второй половины XV - первой трети XVI вв. в эти дни не совершались хиротонии. (Уникальное пятничное рукоположение Нила Грека либо было вызвано какими-то особенными обстоятельствами, либо известие о нём стало ошибкой летописца, неправильно датировавшего событие).

Теперь сделаем попытку выявить закономерности в избрании епископов из архимандритов и игуменов (в то время, как правило, являвшихся настоятелями монастырей) или из рядовых монахов.

Для эпохи Ивана III характерна «чересполосица». Архиереи ставятся и из игуменов или архимандритов, и из рядовых монахов, и даже переводятся с одной кафедры на другую. Как минимум, в шести случаях архиереи поставлены не из настоятелей монастырей: в 1471 г. архиепископом Новгородским стал Феофил, прежде являвшийся ключником Дома Святой Софии; в 1473 г. епископом Коломенским был избран иеромонах Никита Семешков, сын протопопа Архангельского собора; около июля 1481 г. на Рязанскую кафедру рукополагается Симеон, митрополичий духовник; в 1483 г. архиепископом Новгородским вновь становится иеромонах Сергий, являвшийся иноком Троице-Сергиева монастыря; в 1493 г. «старец, бывший игумен» Угрешский Сильван хиротонисан в епископы Крутицкие; в 1496 г. опять же на Крутицкую кафедру поставляется троицкий иеромонах Евфимий Подрез.

В ряде случаев история епископов до их архиерейского рукоположения может быть изучена лишь приблизительно, как в случае с Иоасафом Оболенским, который был рукоположен в архиепископы Ростовские (1481 г.), или Прохором, ставшим епископом Крутицким (1471 год). По всей вероятности, Иоасаф, поставленный на Ростовскую кафедру из Ферапонтова монастыря, какое-то время являлся его игуменом, однако в момент хиротонии настоятелем уже не был8. Ещё более сложной представляется фигура Прохора. Скорее всего, он не только был игуменом Богоявленского монастыря, но и принял монашеский постриг тоже там. Об этом косвенно свидетельствует его уход

6 ПСРЛ. Т.20. Ч.1. С.359.

7 О посте в понедельник, среду и пятницу, согласно иерусалимскому церковному уставу, см.: ОР РГБ. Ф.256. №446. Л.38 об. (Иерусалимский церковный устав первой трети XVI века); Наиболее авторитетным толкователем правил поста считался Василий Великий. В Древней Руси существовали отдельные сборники слов Василия Великого о постничестве, см.: ОР РГБ. Ф.98. №134.

8 Серебрякова М.С. Об игуменах Ферапонтова монастыря XV века // Ферапонтовский сборник. М., 2002. Вып.6. С.37.

с Крутицкой епископской кафедры именно в Богоявленский монастырь. В то время среди епископов, удалявшихся на покой, было принято возвращаться «в свое пострижение», т.е. в те обители, где они приняли монашеский постриг и откуда были рукоположены в архиерейский сан9. Между тем, вовсе не ясно, был ли Прохор поставлен в епископы прямо из игуменов или ещё до хиротонии он сложил с себя игуменские полномочия.

Несмотря на то, что в большинстве случаев во второй половине XV в. архиереи избираются из игуменов или архимандритов - 12 раз - устоявшейся нормы, в соответствии с которой именно они должны быть епископами, вероятно, не было. В частности, об этом свидетельствует обращение псковичей в Москву в 1463 г., просивших рукоположить для города собственного владыку, «нашего же честнаго коего попа или игумена (выделено мной - А.Т.) человека пъсковитина»10. О том же говорит и традиция избрания новгородских владык из трёх претендентов, которые далеко не всегда являлись игуменами.

В правление Василия III ситуация меняется совершенно и, по всей видимости, уже становится нормой избирать архиереев только из архимандритов или игуменов. Во всех известных случаях архиереи рукоположены либо из архимандритов, либо из игуменов монастырей. (Неизвестен до хиротонии сан двух владык: Досифея Забелы, епископа Крутицкого, и Тарасия, епископа Пермского). Возможно, это стало результатом особых трактовок канонических норм. А именно 17-го правила поместного Константинопольского Двукратного собора и 10-го правила поместного Сардикийского собора, известных в славянских переводах, которые подразумевали определённый период служения в санах, непосредственно предшествующих архиерейскому 11.

Также следует обратить внимание на одну особенность проведения церковных соборов, на которых поставлялись архиереи. Очевидно, было принято по возможности проводить поставления владык в одно время, прибегая тем самым к созыву одного собора, а не нескольких для каждого отдельного случая рукоположения. В ряде случаев хиротонии епископов на таких соборах совершались с перерывом в семь дней.

Так, 8 декабря 1471 г. архиерейский собор поставил владыку Рязанского Феодосия, бывшего архимандрита Чудова монастыря, а 15 числа того же месяца на Новгородскую кафедру участниками того же собора был возведён священноинок Феофил12. Похожим образом происходило поставление епископов летом 1481 г.: два владыки, Ио-асаф Ростовский и Герасим Коломенский, были хиротонисаны 22 и 29 июля соответственно, с разницей в семь дней13. Иногда на соборах избирались сразу три владыки: в феврале 1520 г. в течение семи дней рукоположение принимают Иоанн Ростовский (9 числа), Тихон Коломенский (14 числа) и Пимен Пермский (16 числа)14. Хиротонии с семидневным перерывом были особенно популярны в 20-е гг. XVI в. при митрополите Данииле. В марте 1522 г. именно таким образом возводят в сан архиереев Иону и Ака-

9 Впрочем, так было не всегда. Епископ Филофей, оставивший Пермскую кафедру после почти тридцати лет пребывания на ней, удаляется не в Ферапонтов монастырь, где он был игуменом и откуда был поставлен во владыки, но в соседний Кирилло-Белозерский монастырь (ПСРЛ. Т.12. С.253); Архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон Малышкин уходит с кафедры в Ростовский Борисоглебский монастырь, а не в Ярославский Спасский монастырь, архимандритом которого был до хиротонии в епископы (ПСРЛ. Т.12. С.257).

10 Псковские летописи. М.—Л., 1941. Вып.1. С.69-70.

11 Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 1880. С.321-325, 861-865.

12 ПСРЛ. Т.6. Вып.2. Стб.208; Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб.413.

13 ПСРЛ. Т.18. С.269; Т.25. С.339.

14 Там же. Т.13. С.36.

кия на Рязанскую и Тверскую кафедры соответственно, а в апреле 1525 - Вассиана Топоркова и Алексия на Коменскую и Пермскую епископии15.

Не исключено, что традиция рукоположения епископов через семь дней была вызвана искаженной интерпретацией толкования на то же 17-е правило Двукратного Константинопольского Собора. Так, Вальсамон указывает, что «рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через семь дней»16, имея в виду постепенное восхождение по церковной иерархии одного лица (от иподьякона в дьяконы, от дьякона в священники и т.д.). На Руси данное правило могло трансформироваться в представление о необходимости рукоположения в священный сан разных лиц вообще с семидневным промежутком.

Тарасов Аркадий Евгеньевич - кандидат исторических наук. заместитель главного редактора «Исторической газеты», преподаватель Московского института телевидения и радиовещания.

15 Там же. С.43, 44.

16 Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. С.864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.